МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы конституционного строя

    прежде чем закрепленные Конституцией основы конституционного строя обретут

    прочные правовые гарантии.

    Идеологические и политические многообразие

    Гражданское общество предполагает широкий идеологический и

    политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои

    взгляды и участвовать в политической деятельности. Люди от природы

    неодинаковы, различны и их интересы, условия жизни. Никто не в состоянии

    свести многообразие человеческих мнений в какой-то одной цели, выработать

    универсальное средство всеобщего осчастливливания. Гражданское общество и

    правовое государство не придумывают это многообразие, они принимают его как

    естественное состояние, не пытаясь насильственно изменить.

    В большинстве конституции мира признается идеологический и

    политический плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод

    человека и гражданина. Но Конституция России возводит принцип

    идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо

    прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому,

    тем более что силы, заинтересованные в подобной реставрации, в стране

    легально существуют. Общество поэтому наделяет государство нравом и

    обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и

    соответствующих прав человека.

    Под идеологией обычно понимают систему философских, политических,

    религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути

    совершенствования общественного устройства. Известны такие разновидности

    идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая,

    фашистская, исламская, и др.

    Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует несовершенство

    человеческого ума, его неспособность отразить в одной теории все

    многообразие мира. Еще Платон говорил, что не может быть одной философской

    системы, охватывающей все многообразие мира, а если это так, то нужно

    предоставить возможность творить другим, т. с. проявлять терпимость к иным

    взглядам, признать необходимость свободы мысли. С тех нор мир невероятно

    усложнился, что привело к бурному развитию наук об общественном устройстве.

    Каждая теория или доктрина стремится дать идеальные принципы, но только все

    они в своей совокупности обеспечивают самопознание человеческого общества.

    Напротив, попытки создать монопольную универсальную теорию, объясняющую всю

    сложную социальную, экономическую, духовную и т. д. основу жизни, а тем

    более попытки переустройства мира на основе такой теории, неизменно

    порождали насилие над людьми, тиранические режимы, беспристрастные войны и

    репрессии.

    Признание идеологического многообразия означает право каждого

    человека, политической партии и общественной организации свободно

    разрабатывать. исследовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об

    экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества,

    предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать

    свои взгляды и воззрения и т. д. Препятствовать всему этому, отдавая

    предпочтение одним перед другими, правовое государство не имеет права.

    Российское общество в настоящем - общество без официальной идеологии,

    хотя совсем недавно оно было тотально заидеологизированным. Отсюда

    растерянность многих, кто привык жить при жесткой идеологической

    дисциплине, следовать идеологическим установкам свыше». Общество не

    нуждается в господстве какой-то одной идеологии, ибо ее утверждение может

    произойти только в результате навязывания, т. е. насилия над свободным

    разумом. И если обществу все-таки требуется какая-то внутренняя философская

    основа, то ею может выступать только признание свободы человека и

    порождаемого этой свободы идеологического плюрализма.

    Принцип идеологического многообразия способен помочь преодолеть застой

    в литературе, философии, искусстве, науках, обеспечить развитие культуры и

    духовности. Естественно, что свободой мысли и слова злоупотребляют, в

    результате чего появляются безнравственные, античеловеческие, расистские

    концепции. Государство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело

    доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои

    (ст. 29 Конституции). Но государство не должно вмешиваться в идеологическую

    полемику, разрешать теоретические споры. В свободе научной мысли

    заключается важная гарантия существования гражданского общества, и в этом -

    главная причина на признания Конституцией принципа идеологического

    многообразия в качестве основы конституционного строя (ч.1 ст. 13).

    Особую опасность представляет установление одной идеологии в качестве

    государственной или обязательной, что как раз запрещает в ч. 2 ст. 13

    Конституции. В этой одна из главных гарантий против сползания государства к

    тоталитаризму.

    Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве

    государственной или обязательной всецело относится к государственным

    органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это

    означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не

    должен прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию.

    Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком

    качестве монопольно внедряться в создание людей в государственных средствах

    массовой информации. Она не может быть критерием отбора граждан для службы

    в государственном аппарате и в армии.

    Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает

    возможность прихода к власти путем свободных выборов тех или иных

    политических сил со своей идеологией. В этом случаи должностные лица

    законодательной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком»

    и проводить соответствующую политику, ибо отделить деятельность от их

    приверженности к той или иной идеологии, программным установкам их партий

    очень трудно. Однако это, ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не

    должно вести к исключению из жизни других идеологий, к перестройке школьных

    и вузовских программ, к подчинению идеологическим установкам

    государственных средств массовой информации. Недопустимы чистки

    государственного аппарата, армии и правоохранительных органов по

    идеологическим критериям. Не может быть и речи об уголовной ответственности

    за пропаганду цивилизованных взглядов, теорий, идей и концепций.

    В то же время негосударственные учебные заведения (например,

    религиозные) и средства массовой информации сохраняют право

    пропагандировать только свою идеологию. Такая деятельность прямо отражает

    гарантированную Конституцией РФ свободу слова граждан и их объединений.

    Продолжением идеологического многообразия, многопартийность, которые

    также закрепляются в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13). В демократическом

    государстве признается, что политические партии выражают интересы основных

    социальных групп населения.

    Порядок создания политической партий, финансирования государством их

    деятельности в избирательных компаниях устанавливается законом. Такое

    законодательство существует практически во всех развитых странах, чем

    признается важная роль партий для общества и государства. В то же время

    государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь

    политических партий, на их деятельность распространяется принцип свободы

    общественных объединений, также закрепляемый в конституционном порядке (ст.

    30 Конституции РФ).

    В демократических странах встречаются различные партийные системы

    -двухпартийные, многопартийные. По смыслу Конституции, правомерна только

    такая партийная система, которая включает как минимум две политические

    партии. Государство не может, конечно, регулировать количество партий, но

    оно обязано, полагать на естественную саморегуляцию и их деятельность.

    Государство (прежде всего судебные органы) также обязаны предотвращать

    действия высших должностных лиц, если они пытаются свести деятельность

    партий к формальному существованию, лишив их реальных возможностей влиять

    на формирование органов власти.

    Общественные объединения

    В это понятие включается как политические партии, так и разного рода

    общественные организации - профсоюзы, молодежные организации и др. Число

    таких организаций в развитом обществе всего велико. Общественные

    объединения - это проявление самодеятельности народа, его участия в

    общественной жизни. Они, следовательно, выступают как составная часть

    демократии и форма жизни гражданского общества. Конституция РФ гарантирует

    право граждан создать общественные объединения и свободу их деятельности

    (ст.30)

    Общественные объединения нуждаются в определенных, установленных

    законом правах, и прежде всего - свободно осуществлять свои уставные

    задачи. Для этого они учреждают свою прессу, создают предприятия и другие

    хозяйственные единицы, беспрепятственно собирают членские взносы. Они

    самостоятельно расходуют средства из собственного бюджета, обладают

    жилищным фондом и г. д. Государственные органы не финансируют деятельность

    общественных объединений и не вправе вмешиваться в их внутреннюю

    деятельность. В то же время эти объединения участвуют в работе многих

    органов государственной власти и государственных совещаниях. Например, их

    представители участвовали в работе Конституционного совещания, созванного

    Президентом для разработки проекта Конституции, Представители многих

    общественных объединений входят в состав Политической консультативного

    совета при Президенте Российской Федерации, имеющего широкие

    консультативные функции. Общественные объединения тесно сотрудничают с

    комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.

    Помимо этого «высшего уровня» сотрудничества, осуществляется

    привлечение общественных объединений к работе ряда министерств и ведомств.

    Так, профсоюзы входят в состав Трехсторонней комиссии по социально-трудовым

    вопросам, участвуют в работе Министерства труда и социального развития.

    Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования

    Российской Федерации и др. Таким путем демократическое государство

    стремится противостоять бюрократизации государственного аппарата,

    обеспечивает гласность сто работы и устойчивую связь с общественностью.

    Однако государству небезразличны цели и задачи общественных

    объединений, поскольку некоторые объединения могут действовать в

    антигосударственных целях. Такие объединения ставятся вне закона, прямо

    запрещаются или преследуются. К их числу относятся, например,

    террористические организации, фашистские объединения и т. п. Однако

    ограничения права на их создание или деятельность возможно только в силу

    конституционных или законодательных норм, а также по суду. В Российской

    Федерации для проверки законности целей и действий общественных объединений

    введена процедура их регистрации, осуществляемая Министерством юстиции, но

    отказ в регистрации дает право на обжалование в суд.

    Согласно Конституции (ч.5 ст. 13) запрещению подлежат общественные

    объединения, цели и действия которых направлены на:

    - насильственное изменение основ конституционного строя;

    - нарушение целостности Российской Федерации;

    - подрыв безопасности государства;

    - создание вооруженных формирований;

    - разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Эти пять оснований сформулированы в предельно сжатой форме, а потому

    требуют значительной детализации в специальных законах или судебных

    решениях. Это особенно важно для того, чтобы избежать чиновничьего

    субъективизма в оценке целей и действий объединений. Очевидно, что

    государство стремится обезопасить себя и общество от организованного

    экстремизма, сепаратизма, терроризма, способных дестабилизировать

    обстановку, подорвать конституционную законность и создавать опасность

    государственного переворота. Государство не может терпеть на своей

    территории каких-либо вооруженных формирований, кроме тех, которые

    подчинены правительству. Оно обязано гарантировать спокойную жизнь всех

    социальных, расовых, национальных, религиозных групп. Одновременно эти

    гарантии направлены против разжигания межклассовых столкновений,

    межэтнических и межнациональных конфликтов, а в конечном счете и

    гражданской войны. Гражданское общество не может чувствовать себя уверенно,

    если государство не противостоит пропаганде расизма, антисемитизма,

    национализма, классового превосходство и национальной исключительности. Эти

    явления в общественной жизни, а тем более вызванные сознательной

    деятельностью объединений, противоречат коренным принципам правового

    государства - равенству граждан, без какой бы то ни было дискриминации,

    личной безопасности и полноправию каждого человека.

    III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его

    закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе

    от тоталитарного подхода к проблеме «человек - государство», при котором

    государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а

    человек превращается в винтик большой государственной машины по всеобщему

    «осчастливливанию». Этот подход нивелирован людей, прикрывал пути к

    раскрытию всего потенциала человеческой личности. Государство не только не

    считало себя обязанным охранять права и свободы человека, но ущемлено и

    отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни

    провозглашалось служение государству и общественным интересам, что на деле

    оборачивалось установление диктатуры.

    Новая российская государственность радикально меняет отношения

    личности и государства. Не человек создан для государства, а государство

    для человека - таков теперь главный принцип их отношений. В этом акцент

    делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно

    тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий.

    Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но.

    понимаемый с чрезмерным универсализмом, он в состоянии подавить инициативу

    и способности отдельного человека, и привести к царству серости и

    посредственности. А индивидуализм, напротив, раскрывает потенциал общества,

    и задача права содействовать проявлению энергии каждого человека.

    Приоритет человека перед государством позволяет осознавать место

    человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством,

    оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализует в меру его способностей и

    инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного

    типа, что оно развивается на основе саморегулирование, т.е. не нуждается в

    тоталитарной регламентации со стороны государства. Государство регулирует

    поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его

    свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения

    человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность

    конституционного строя.

    Выражение «высшая ценность» это не юридическая, а нравственная

    категория. Но когда она попадает в конституционный текст, то превращается в

    категорию правовую, т.е. в обязательное правило для всех членов общества -

    как облеченных, так и не облеченных властью. В ст. 18, провозглашается, что

    права человека и гражданина «определяют смысл, содержания и применение

    законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного

    самоуправления и обеспечиваются правосудием». Отсюда следует, что все ветви

    власти, все звенья государственного механизма служат главной цели:

    обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их

    столкновения и принципом целесообразности при решении того или иного

    вопроса приоритет должен отдаваться правам и свободам.

    Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию,

    соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

    Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема

    нрав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного

    права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного

    права.

    Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться

    от любых действий, нарушающих или ущемленных права и свободы, но и

    создавать условия для их реализации людьми.

    Защита предусматривает действия судебных и административных органов по

    восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также

    создание соответствующих правовых гарантий.

    Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает,

    что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это

    необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло

    прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отделить такую

    ограничительную, а по существу правозащитную, деятельность государственных

    органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но

    без такой четкой границы деятельность государства грозит выродиться в

    произвол. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием

    своих граждан, требует от них уважения к правопорядку. Конституционная

    обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценностью

    реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в

    этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система

    страны.

    Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к

    институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с

    конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и

    обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и

    свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и

    правами гражданина, может быть, не столь велика, но только гражданство

    предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например,

    право избирать и быть избранным в органы государственной власти).

    Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих

    граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который

    предоставляет гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во

    многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает институт

    гражданства в важную часть проблемы « человек - государство» и ставит его

    основные положения в разряд основ конституционного строя.

    В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность

    государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению

    избавиться. В соответствии с таким подходом власти произвольно высылали из

    страны и лишали гражданства многих граждан, в том числе выдающихся деятелей

    культуры за выступления в защиту демократии. Гражданство искусственно

    увязывалось с ложно трактуемым патриотизмом, вследствие чего зачастую

    становились невозможными воссоединение семей, изменение гражданства, выезд

    за границу.

    Ныне положение радикально изменилось. Конституция (ч. 3 ст. 6)

    установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего

    гражданства или права изменить его. Разумеется, в определенных случаях

    нельзя обойтись без прекращения гражданства, но основания для этого должны

    быть ясно указаны в федеральном законе (ныне действует Закон о гражданстве

    Российской Федерации, принятый 28 ноября 1991 г.), ни при каких

    обстоятельствах гражданина вопреки его желанию и без законных оснований.

    Такие основания необходимы и для приобретения гражданства - государственные

    органы не должны иметь право безосновательно отказывать людям, в их желании

    принять российское гражданство.

    К основам конституционного строя относится также закрепленный в ст. 6

    принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Это

    означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в

    гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством

    приобретенным. Каждый гражданин России обладает не ее территории всеми

    правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные ее

    Конституцией.

    IV. Законодательные акты.

    1. Конституция РФ 1993 г.

    2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.90 г. //

    Собрание законодательных актов РФ 1990 г. ст. 2310

    3. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов

    Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов

    федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. //

    Российская газета 1996 г. № 18

    4. Федеральный Закон «Об основах государственной службы» от 31 мая 1995

    г. п. 12 ст. 11 // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. № 14 ст.

    1123

    5. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25.10.90 г. ст. 9 //

    Собрание законодательных актов 1991 г. № 12 ст. 112

    6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О

    некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации

    при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. // Собрание

    законодательных актов РФ 1995 г. № 17 ст. 142

    7. Федеральный Конституционный Закон РФ «О Конституционном Суде РФ» от 21

    июля 1994 г. // Российская газета № 12

    8. Федеральный Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.91

    г. // Российская газета 1992 г. № 2

    9. Федеральный Конституционный закон РФ «О референдуме РФ» от 10.1095 г.

    //Российская газета 1996 г. № 5

    10. Федеральный Закон РФ «Об основных понятиях избирательных прав граждан

    РФ» от 06.12.1994 г. // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. № 13

    ст. 1216

    11. Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного

    самоуправления в РФ» от 28.08.95 г. ст. 19 // Собрание законодательных

    актов РФ 1995 г. № 18 ст. 2514

    12. Федеральный Закон РФ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 г.

    // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. ст. 1018

    Список используемой литературы

    1. Баглой М. В. Конституционное право Российской Федерации // М. 1998

    г.

    2. Кондрашев А. А. Конституционно правовые способы федерального

    принуждения. Проблемы в теории и реализации в Конституции РФ //

    Государство и право 2000г. № 2 с. 10-13

    3. Научные основы советского правотворчества // Под редакцией Халориной

    Р. О. М. 1981 г. с. 300

    4. Лукьянов Е. Как готовить закон //Народный депутат 1990 № 12

    5. Муромцев Г. И. Юридическая техника // Известия вузовского

    правоведения 2000 г. № 2 с. 10-13

    6. Кленина С. В. Новое в системе законодательства РФ // Государство и

    право 1994 г. № 12 с. 27

    7. Пиголкин А. С. Подготовка проектов нормативных актов (организация и

    методика) // М. Юридическая литература 1968 г. с. 167

    8. Тилле А. А. Время, пространство, закон // М. 1998 г.

    9. Дубов И. А. Законодательная инициатива: проблемы и пути

    совершенствования // Государство и право 1993 г. № 10

    10. Соколов Н. Я. Профессиональное сознание юристов // М. 1998 г.

    11. Остроумов Г. С. Правовое сознание действительности // М. 1970

    12. Ткаченко Ю. Г. Методологические основы теории правоотношений // М.

    1999 г.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.