МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы конституционного строя

    В парламентской республике глава государства (президент) избирается

    парламентом, главой правительства становится лидер партии, победившей на

    выборах. Парламент, осуществляет контроль над правительством. В случае

    вынесения парламентом вотума недоверия правительство автоматически подает в

    отставку (или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и

    назначение новых выборов). Министры назначаются из членов парламента и

    сохраняются в нем свое место. Примеры: Италия. ФРГ.

    В президентской республике глава государства (президент) избирается

    населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое подотчетно

    только ему. Парламент не вправе выносить вотум недоверия. Президент не

    имеет права роспуска парламента. Министры не могут быть одновременно

    членами парламента. Примеры: США. Мексика.

    В полупрезидентской республики глава государства (президент)

    избирается населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое

    ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание)

    правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет

    право роспуска парламента. Министры не являются членами парламента.

    Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и

    парламент сохраняет элементы контроля над правительством. Примеры: Франция,

    Польша.

    3. Основы организации государственной власти и местного самоуправления.

    Прочность конституционного строя в существенно степени зависит от

    демократизма и рациональности организации государственной власти.

    Государственная власть отличается правомочием на принуждение граждан к

    соблюдению правопорядка, отсюда ее фактическая способность как

    содействовать реализации прав и свобод человека и гражданина, так и

    нарушать их при ненадлежащем использовании своих правомочий. Поэтому

    гражданам небезразлично, как устроена государственная власть, на каких

    конституционных основах покоится огромная и опасная свобода государственная

    машина.

    Конституция Российской Федерации относит к уровню основ

    конституционного строя такие принципы. свойства и качества государственной

    власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы

    государственной власти. В определенном отношении с органами государственной

    власти выступает местное самоуправление.

    Суверенитет Российской Федерации

    Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать

    волю своих граждан, обеспечивать их нрава и интересы в полном объеме только

    тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства

    понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей

    страны и по отношению к другим государствам.

    Верховенство государственной власти - это, прежде всего ее

    неограниченность ничем, кроме конституции, естественного права и законов.

    Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой,

    конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей нрава и

    свобод граждан, т. е. исключается двоевластие и признается единственная

    легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами

    государственной власти.

    Независимость государственной власти означает, что она сама и только

    сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный

    правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в

    исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах

    своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной

    власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и

    др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов

    государства.

    Суверенитет государства - неотъемлемое свойство каждого государства,

    обязательное условие его международной правосубъективности. По этой причине

    экономического пространства с участием всех народов, изменений

    национального состава населения в сторону смешения этносов любая часть

    территории России не может рассматриваться как собственность одной нации.

    Конституционная цель сохранения целостности Российского государства

    согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на

    самоопределение. Из принятия ООН 24 октября 1970 г. Декларации принципов

    международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества

    между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных

    Наций, следует, что осуществление права народа на самоопределение «не

    должно толковаться как санкционирующее или поощряющиеся любые действия,

    которые вели бы к расчленению или политического единства суверенных и

    независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и

    самоопределения народов».

    Важный аспект суверенитета - неприкосновенность территории. Это

    положение конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть

    неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и

    решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии.

    Понятие территории Российской Федерации содержится в ст. 67 Конституции и

    включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное

    море, воздушное пространство над ними. Суверенитет России также

    распространяется на континентальный шельф и на исключительную экономическую

    зону, однако права и юрисдикция здесь определяются законом и международным

    правом.

    Для понимания отношения Российской Федерации к своим границам важное

    значение имеет Указ Президента РФ от 9 октября 1996 г., утвердивший Основы

    пограничной политики РФ. «Пограничная политика страны, - отмечается в

    Основах, - направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и

    целостности территории, защиту национальных интересов Российской Федерации

    в ее пограничном пространстве». В Основах содержатся принципы пограничной

    политики страны: взаимное уважение суверенитета, территориальной

    целостности государства и нерушимости границ; приоритет национальных

    интересов российской Федерации в пограничном пространстве: уважение нрав и

    свобод человека и гражданина. В Основном отмечается, что Российская

    Федерация не имеет территориальных претензий к другим государствам и что

    Государственная граница Российской Федерации, совпадающая с границей

    бывшего СССР, является нерушимой. Отвергаются любые территориальные

    притязания к России со стороны соседних государств.

    Ст. 79 гласит, что Российская Федерация может участвовать в

    межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в

    соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения

    прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам

    конституционного строя Российской Федерации.

    Разделение властей

    Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей

    сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении

    многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах

    древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако утверждение

    разделения властей как составной части учения о демократическом государстве

    связано с революциями XVII – XVIII вв., когда Д. Локк (Великобритания) и Ш.

    Монтескье (Франция) сформулировали этот принцип как важную гарантию против

    концентрации и злоупотребления властью, свойственных феодальным монархиям.

    Первые же конституции - США 1787 г., Франции 1789 г. - закрепили, хотя и в

    разных вариантах, разделение властей, видя в нем важный элемент равновесия

    трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной

    функции государства: охраны свободы и нрав человека. Декларация прав

    человека и гражданина 1789 г. (она является частью нынешней французской

    Конституции) включает бессмертные строки: «Всякое общество, в котором не

    обеспечено пользование нравами и не проведено разделение властей, не имеет

    конституции» (ст. 16).

    На протяжении XIX - XX вв. разделение властей завоевывало все более

    широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип

    цивилизации и демократии.

    В президентской республике разделение властей проводится наиболее

    последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой

    «сдержек и противовесов», которые позволили не только разделить три власти,

    но и конструктивно уравновесить их.

    Существенные особенности свойственны системе разделения властей в

    государствах с Парламентской формой правления: парламентских республиках и

    парламентарных монархиях. Здесь, как и в любом, конституционно-правовом

    государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость

    законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними

    поддерживается при помощи специфических средств. Так, баланс

    законодательной и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем,

    что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства

    может распустить парламент.

    В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен к

    Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в

    Конституцию РСФСР, но, как было сказано выше, нарушения этого принципа

    избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис. Поэтому

    Конституция 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ

    конституционного строя. В ст. К) говорится, что «государственная власть в

    Российской Федерации осуществляется на основе разделения на

    законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,

    исполнительной и судебной власти самостоятельны».

    Важной особенностью Российской Конституции (хотя эта особенность

    присуща и ряду других стран) является то, что Президент как бы не входит ни

    в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечить

    согласование функционирование и взаимодействие органов государственной

    власти.

    Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

    - законы должны обладать высшей юридической силой и принимать только

    законодательным (представительным) органом;

    - исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением

    законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе

    государства и лишь в некотором отношении парламенту:

    - между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен

    баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем

    более всей полноты власти на одного из них;

    - судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действует

    самостоятельно;

    - ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой

    власти, а тем более сливаться с другой властью;

    - споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и

    через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом;

    - конституционная система должна предусматривать правовые способы

    сдерживания каждой власти двумя другими, т. е. содержать взаимные

    противовесы для всех властей.

    Хотя такое содержание принципа разделения властей в российской

    Конституции прямо не закреплено, оно, безусловно, присуще ей в силу логики

    закрепленных в ней правил взаимоотношения трех властей. Эти правила пока

    установлены только на федеральном уровне, но нет сомнения, что они будут

    продублированы и на уровне, но нет сомнения, что они будут продублированы и

    на уровне субъектов Федерации.

    Органы государственной власти

    Закрепление системы федеральных органов, осуществляющие

    государственную власть в Российской Федерации, является основной частью

    понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является

    исчерпывающим, т. е. не допускается создание каких-либо других органов

    власти без изменения гл. 1 Конституции. Это особенно важно дли

    федеративного государства с большим числом субъектов и полномочий между

    органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

    Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской

    Федерации осуществляют:

    - Президент Российской Федерации;

    - Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

    - Правительство Российской Федерации;

    - суды Российской Федерации.

    Сопоставление ст. 10 и 11 Конституции (в первой из них государственная

    власть определена в трех формах, а во второй - в четырех) заставляет

    сделать вывод о том, что президентская власть обладает определенными

    чертами государственной власти, отличными от трех других. Статья 11 не

    раскрывает роль и полномочия главы государства - это сделано в гл. 4. Но

    указание на Президента как на составную часть государственного строя,

    которая не подлежит изменению без изменения всей Конституции Российской

    Федерации, дает определенный ответ тем политическим силам, которые

    выступают за отмену президентства в России.

    Государственная власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые

    ими органы государственной власти. В ст.77 говорится, что система органов

    государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими

    самостоятельно. Эта сторона дела уже усвоена субъектами Федерации, в

    результате чего возникли самые разнообразные системы государственной власти

    - в одних республиках есть президенты, а в других нет, серьезно различаются

    полномочия и взаимоотношения законодательной и исполнительной властей.

    Относительно единообразные системы могут возникать при реализации в полном

    объеме ч. 1 ст.77, в которой требуется соответствие систем органов

    государственной власти субъектов Федерации двум положениям:

    - основам конституционного строя Российской Федерации;

    - общим принципам организации представительных и исполнительных

    органов государственной власти, установленных федеральным законом.

    В федеративном государстве принцип единства государственной власти

    предполагает четкое распределение компетенции (предметов ведения и

    полномочий) между федерацией и ее субъектами. Все федеративные государства

    придают этому принципу первостепенное значение. В ходе обсуждения проекта

    Конституции России данный вопрос приобрел особую остроту, поскольку к этому

    времени между Российской Федерацией и ее субъектами уже существовал

    Федеративный договор в виде трех отдельных Договоров, Определивший

    разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной

    власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

    В Конституции РФ к основам конституционного строя отнесено не только

    признание необходимости такого разграничения, но и указания оснований для

    него: настоящая Конституция, а также Федеративный и иные договоры по этому

    вопросу. Конституция отвела вопросу о предметах ведения значительное место

    (ст. 71-73), установив предметы ведения Российской Федерации и предметы

    совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также определив

    полноту государственной власти субъектов Федерации. Этим вопрос полностью

    исчерпывается, поскольку по своей юридической силе Конституция выше

    Федеративного договора.

    Местное самоуправление

    Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм

    осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст.

    12). Включение этих статей в число основ конституционного строя -

    свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным

    органам власти, несомненный признак правового государства.

    Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция

    устанавливает, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно.

    Установление «пределов полномочий» едва ли не самое сложное и деликатное

    дело, здесь возможна чрезмерная пестрота и разнообразие, поскольку

    установление общих принципов местного самоуправления согласно Конституции

    (п. «н» ст. 72) входит в совместное ведение Федерации и ее субъектов.

    Однако несомненно, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно

    утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной

    собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания

    населения.

    Наиболее сложная и трудная для усвоения часть ст. 12 Конституции

    гласит:

    «Органы местного самоуправления не входит в систему органов

    государственной власти». Местное самоуправление есть власть, вытекает из

    ст. 3 Конституции, но власть здесь понимается как власть народа, а не

    государства. Эта власть отличается от государственной тем, то она не может

    применять принуждения - для этого не предусмотрено правовых форм.

    Ясно, что органы местного самоуправления не могут обойтись без издания

    нормативных актов - без этого их деятельность неминуемо выльется в

    произвол. Но если ни издают правовые нормы, как это предусмотрено

    Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления

    в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. (ст. 19), то, следовательно,

    эти органы вправе применять принуждение. Чем же тогда они отличаются от

    органов государственной власти? Как видим, предложение Конституцией решение

    вопроса о правовой природе местного самоуправления порождает много вопрос.

    Представляется, что местное самоуправление, хотя оно не входит в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.