МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы конституционного строя

    систему органов государственной власти, по своей природе все же является

    частью государственной власти. Местное самоуправление действует к

    соответствии с конституциями и законами, а, следовательно, оно производно

    от государства. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому

    обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов

    государственной власти, а только через собственные органы, но тоже

    наделенные властными полномочиями (нормотворческими и исполнительными, но

    не судебными). Это не суверенная власть, и она не может выходить за свои

    пределы - в противном случае правомерно вмешательство органов

    государственной власти. Каждый гражданин участвует в создании органов

    местного самоуправления, но этот же гражданин является субъектом всего

    российской конституционного нрава, он участвует в общенародном

    волеизъявлении (выборах) при создании органов государственной власти

    Федерации и се субъектов.

    В соответствии с такой природой местного самоуправления следует

    понимать муниципальное право как совокупность правовых норм, регулирующих

    организацию и деятельность органов местного самоуправления. В своей

    основной части это - институт конституционного права, поскольку его

    основным источником являются Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов

    Федерации, законы Российской Федерации и ее субъектов. Указы Президента

    России и др. Но в то же время источниками выступают акты самих органов

    местного самоуправления, вследствие чего муниципальное право предстает как

    комплексная отрасль. Эта отрасль имеет свою систему, принципы, гарантии и

    формы ответственности.

    4. Экономические и политические основы конституционного строя.

    Как уже отмечалось, гражданское общество не является сферой

    конституционного права, оно утверждается самими людьми и строится на

    принципах свободы и саморегуляции. Однако деятельность людей требует от

    государства определенных гарантий, и, прежде всего - в экономической и

    политической областях. Государство закрепляет эти гарантии и устанавливает

    определенный порядок их обеспечения, опирающийся на незыблемые права и

    свободы человека и гражданина.

    Государство не может учреждать политическую систему, ибо она в своей

    основе создается свободной инициативой граждан. В тоже время свободу и

    здесь требуется регулировать и охранять, и вмешательство государства в

    политические отношения ограничено этими целями.

    Современное развитое общество в отличие от Х1Хв. перестало быть

    односторонне капиталистическим? в него встроены многие структуры,

    заимствованные из доктрины социализма, вследствие чего это общество

    справедливо стали считать смешанным. Экономический и социальный прогресс в

    этом обществе достигается при непременном соблюдении нрав и свобод человека

    и гражданина.

    Сказанное объясняет, почему Конституция России относит закрепление

    определенных экономических и политических принципов к основам

    конституционного строя и отвергает понятие «общественного строя». Это те

    принципы, которые охраняются и гарантируются новым государством во имя

    прочности существования свободного гражданского общества.

    Принципы рыночной экономики

    В Конституции Российской Федерации нет термина «рыночная экономика»,

    но содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство

    охраняет основные принципы именно рыночной экономики. Тем самым кардинально

    меняется соотношение государства и экономики: из организации, которая

    непосредственно управляла народным хозяйством, государство превращается

    только в регулятора экономических отношений. Но это уже принципиально

    другая роль, она исключает административно-командные функции

    государственного аппарата и признает свободу экономической деятельности

    людей и их объединений. Государство теперь не вправе устанавливать плановые

    задания, диктовать цены, сохранять монополию внешней торговли, заведовать

    сбытом и снабжением, руководить сельским хозяйством и т. д.

    Экономическая роль государства обрисована в Конституции России весьма

    лаконична и, в сущности, только косвенно. Но в большинстве конституций мира

    нет даже такого объема экономических обязанностей государства, чем

    подчеркиваются самостоятельность экономики и ее саморегуляции. В то же

    время складывается впечатление, что Российская Конституция более озабочена

    не закреплением принципов рыночной экономики, а утверждением их

    действенности на всей территории сложного федеративного государства с его

    амбициозными субъектами и укоренившимся местничеством. Но в любом случае

    даже лаконичные формулировки ст.8, возведенные в ранг основ

    конституционного строя, не оставляют сомнения в том, что на базе данной

    Конституции возврат в административно-командной экономике невозможен.

    Впрочем, те основы конституционного строя, которые сформулированы в

    ст. 8, не свидетельствуют о полном отстранении государства от управления

    экономической и установлении стопроцентно либеральной экономики.

    Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики,

    состоят в следующем:

    - единство экономического пространства;

    - свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств:

    - поддержка конкуренции.

    Единство экономического пространства не относится к числу ясных

    правовых понятий, очевидно только, что оно выражает стремление народа

    видеть территорию России как своеобразный общий рынок с едиными правилами.

    В п. «ж» ст.71 Конституция выражает эту мысль достаточно определенно, когда

    говорит о том, что в ведении Российской Федерации находится «установление

    правовых основ единого рынка», другие пункты этой статьи говорят о праве

    Федерации регулировать финансы, валюту, кредиты, таможню, основы ценовой

    политики и др.

    Близким по содержанию является положение ч. 1 ст. 74 о «свободном

    перемещении товаров, услуг и финансовых средств», означающее, что их

    движение не должно наталкиваться на таможенные барьеры, ограничиваться

    введением каких-либо пропусков или разрешений на ввоз и вывоз, других

    препятствий. По существу, речь идет о свободной торговле и банковской

    деятельности, без чего немыслима экономическая интеграция. Указ Президента

    от 23 декабря 1991 г. устанавливает правовые гарантии единства

    экономического пространства. Согласно этому Указу любые акты органов власти

    и решения должностных лиц, ограничивающие движения товаров, работ и услуг

    на внутреннем рынке страны, признаются недействительными.

    Поддержка государством конкуренции - лучший способ содействия рыночной

    экономике. Конкуренция - самый надежный механизм координации индивидуальных

    действий без принуждения и вмешательства со стороны властей, она тем

    эффективнее, чем меньше этого вмешательства и разного рода монополизма,

    особенно государственного.

    Поддержка конкуренции осуществляется всей экономической политикой

    государства. Это, прежде всего ликвидация государственного монополизма,

    разгосударствление, приватизация и акционирование предприятий, специальные

    антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. Такой

    политикой обеспечиваются улучшение качества и разнообразие товаров,

    предотвращение дороговизны, а, следовательно, повышение жизненного уровня

    населения и качества жизни. Конкуренция делает то, что никогда не в

    состоянии сделать централизованное планирование и командные методы

    управления. Конституционный строй, обязывающий государство поддерживать ее,

    - наилучший союзник экономического и социального прогресса.

    Свобода экономической деятельности - другой основополагающий принцип

    рыночной экономики. Свобода экономической деятельности означает, что люди

    могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия,

    распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они

    вправе свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать

    хозяйственные объединения. Граждане в праве требовать от государства защиты

    от непомерного налогообложения, коррупции государственных чиновников,

    рэкета и организованной преступности. Чем реальнее и прочнее гарантии в

    этой области, тем выше темны экономического развития и жизненный уровень

    народа.

    В то же время свобода экономической деятельности требует от

    государства особенного внимания, ибо злоупотребление ею чревато социальным

    взрывом. Государство должно не просто гарантировать эту свободу, но и

    регулировать ее использование, придавая экономике социальную ориентацию.

    Свобода предпринимателя, например, не должна порождать произвол в создании

    условий труда для работников, нарушать права потребителей и социальную

    справедливость в обществе. Таким образом, провозглашение свободы

    экономической деятельности не только не исключает, но предполагает

    детальное и системное государственное регулирование экономических

    отношений.

    Собственность

    Отношение к вопросу о собственности в решающей степени определяет

    реальный статус свободы личности, экономическую и политическую систему

    любого общества. В тоталитарном государстве господствует государственная и

    кооперативная форма собственности, что ставит человека в зависимости от

    бюрократии, принуждает к работе в коллективе, обрекает на безынициативность

    и слепое подчинение официальным структурам. Современное же гражданское

    общество позволяет человеку владеть всем, что он способен произвести или

    приобрести в соответствии с законом. Это общество вовсе не отторгает

    государственные и коллективные формы собственности, оно только следит за

    тем, чтобы они не стали принудительными, а человек не был лишен права на

    индивидуальную инициативу. Правовое государство обязано признавать право

    каждого человека на частую собственность, поскольку это право составляет

    фундамент личной свободы и опору общественной морали.

    Российская Конституция значительно усиливает правовой статус частной

    собственности, излагая ее признанием и защиту в главе об основах

    конституционного строя. При этом речь не идет об исключительном или тем

    более привилегированном положении частной собственности, а только о ее

    равном положении с другими формами собственности.

    Конституция РФ подходит к частной собственности как бы с абсолютной

    меркой. В отличие от многих стран, она не упоминает о возможности

    национализации в интересах общего блага, о необходимости при этом

    соответствующей компенсации, о социальной функции частной собственности,

    что открывает путь к ограничению нрав собственников. Но российский подход к

    частной собственности не чужд этих сторон социального либерализма,

    основание для признания которых служат другие основополагающие положения

    Конституции РФ (например, о социальном государстве).

    Основу конституционного строя в Российской Федерации составляют два

    основных положения, сформулированных в ч. 2 ст. 8 Конституции:

    1) признаются: частная собственность; государственная собственность;

    иные формы собственности;

    2) все формы собственности защищаются равным образом.

    Частная собственность это не то же самое, что личная собственность,

    она является гораздо более широким понятием. Это понятие включает не только

    предметы, направленные на удовлетворение личных потребностей людей (дом,

    автомобиль, драгоценности пр.), но также промышленные, финансовые и

    торговые предприятия, преследующие цель извлечения прибыли. Их собственники

    (физические и юридические лица) обязаны соблюдать законы, уплачивать

    налоги, но вправе распоряжаться ими по своему усмотрению (закрыть, слить,

    реорганизовать, продать) с соблюдение действующего законодательства.

    Государство не вправе вмешиваться в управление такими предприятиями.

    Государственная собственность распространяется на имущество, различные

    предприятия или их часть, если эти предприятия были созданы на средства,

    принадлежащие государству. Субъектами этого права могут выступать как

    Российская Федерация, так и ее субъекты. В государственной собственности

    находятся заводы, торговые предприятия, железные дороги, судоходные

    компания и др. Государство устанавливает систему управления этими

    предприятиями.

    Муниципальная собственность включает имущество городских и сельских

    поселений, а также других муниципальных образований. Следует помнить, что

    на территории муниципальных образований находятся и объекты других форм

    собственности (государственной, частной и иных). В муниципальной

    собственности обычно находятся небольшие промышленные и торговые

    предприятия, жилые дома, которыми управляют органы местного самоуправления.

    Упомянутые в Конституции «иные формы собственности» включаю'!'

    собственность общественных объединений - профсоюзов, политических партий,

    различных общественных организаций. Это могут быть значительные объекты.

    Профсоюзы, например, владеют гостиницами, административными зданиями,

    автобазами, учебными заведениями, санаториями, домами отдыха и

    профилакториями. Под «иными формами собственности» подразумевается так же

    такие разновидности коллективной собственности, как общая, совместная,

    общая долевая. Они отличаются от других по субъекту, но по существу

    выступают как все та же частная собственность юридических лиц.

    В положении о формах собственности наиболее примечательной является

    формула об их равной защите. Правовое государство отвергает любые

    привилегии или ограничения для какой-либо одной формы собственности.

    Принятый 30 ноября 1994 г. Гражданский кодекс Российской Федерации

    установил единые принципы защиты права собственности независимо от формы

    собственности.

    Земля и другие природные ресурсы

    Конституция Российской Федерации коренным образом изменила статус

    земли и других природных ресурсов. В тоталитарный период земля, ее недра,

    воды, леса, рассматривались как обезличенное общенародное достояние,

    находились в исключительной собственности государства. Это препятствовало

    их рациональному исполнению и неоправданно ограничивало права граждан. С

    началом реформ стало ясно, что необходимо изменить конституционный статус

    природных ресурсов с учетом потребностей народов и отдельных граждан,

    осознанием этой объективной необходимости происходило в острой борьбе с

    консервативными силами, стремившимися сохранить бюрократический контроль

    над ресурсами и монопольное господство колхозной системы землепользования.

    Конституция закрепляет отношение к природным ресурсам не как к

    «общенародному достоянию», а как к «основе жизни и деятельности народов,

    проживающих на соответствующей территории». Население любой территории

    вправе получать часть дохода от использования ресурсов (нефти, газа,

    драгоценных металлов, алмазов), кто бы ни осуществлял их добычу и

    использование - государство муниципальные органы, отдельные лица или их

    объединения.

    В конституционной формуле об использовании земли и других природных

    ресурсов органически входит и их охрана. Это положение направлено против

    хищнического разбазаривания природных ресурсов во вред гражданам, обществу

    и окружающей среде. Использование природных ресурсов допускается только с

    соблюдением экологического законодательства, устанавливающего нормы охраны

    окружающей среды (почвы, лесов, водоемов). Конституционный строй, таким

    образом, органически увязывается с бережным, рачительным отношением к

    природе и ее богатствам, к правам и интересам будущих поколений.

    Подлинной новацией для конституционного права России является ч. 2

    ст.9, устанавливающая, что «земля и другие природные ресурсы могут

    находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах

    собственности». Здесь в отношении природных ресурсов применен общий подход

    к праву собственности, сформулированный ранее в ст.8, т. с. равное

    признание и охрана всех форм собственности. Но наиболее важным и

    принципиальным является прямое и безоговорочное закрепление нрава частной

    собственности на землю. Этим на данной стадии завершается длительная и

    изнурительная борьба демократических сил России за один из основных

    принципов свободы, рыночной экономики и правового государства.

    Новая Конституция пробуждает интерес граждан к владению и пользованию

    землей. Но для этого собственник должен иметь право передавать свой участок

    по наследству, продавать его, сдавать в аренду, закладывать и т. д. в тоже

    время государство обязано обеспечить баланс интересов собственника и

    общества с тем, чтобы земля, и прежде всего земли сельскохозяйственного

    назначения, использовалась для блага как индивида, так и всего общества.

    Государство регулирует получение земельного участка для хозяйственного

    использования, обеспечивает гражданам устойчивость их прав.

    Право государства регулировать земельные отношения и ограничивать

    свободу частной собственности на землю и другие природные богатства не

    подлежит сомнению. Это право не оспаривается ни в одной стране мира.

    Конституционное закрепление его в Российской Федерации еще не привело к

    повсеместному развитию частного землепользования, сопротивление фермерству

    подчас принимает грубые формы (расправы, поджоги, изгнание с земли и пр.).

    Будущему земельному законодательству предстоит решить много вопросов,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.