Основы конституционного строя
федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких
равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в
Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации,
в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком
случае их союз был не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы
субъектами международного права.
Понятию «федерации» противостоит понятие «унитарное государство», т.
е. такое государство, которое управляется централизованно, а его
территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают
только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже
имеется в Российской Федерации - унитарными (но своему внутреннему
устройству) являются республики - субъекты федерации. Принятие Конституции
РФ в 1993 г. проходило в сложных условиях, явившихся отголосками периода
тоталитаризма. Демократические силы желали укрепления подлинно федеративных
отношений, преодоления фактического унитаризма РСФСР. Несмотря на
проведенную в 1990-1991 гг. определенную демократизацию государственного
устройства Российской Федерации, многие проблемы решены не были.
Естественное стремление к ликвидации бюрократической централизации и к
подлинному федерализму порой порождало экстремистское требование полной
самостоятельности и даже выхода из Российской Федерации. Равноправие
субъектов Федерации стало главным условием перестройки федеративных
отношений на демократической основе.
Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 89 равноправных
субъектов, из которых 21 -республики, 1 - автономная область, 10-
автономные округа и 57 - края. области и города (Москва и Санкт Петербург).
При этом края, области и города не являются национальными по названию и
своему характеру, а остальное субъекты олицетворяют ту или другую меру
национальной государственности.
В новых решениях есть значительное позитивное содержание. Во-первых,
Конституция приглушила (или приостановила) развитие деструктивного
национализма в ряде регионов, предоставив правовую основу для
удовлетворения национальных амбиций определенным кругам вместе с жизненно
важными преимуществами пребывания в составе Российской Федерации. Во-
вторых, коренное политическое и экономическое реформирование страны властно
требует предоставить, регионам больше самостоятельности, ибо управлять
новыми экономическими и политическими процессами в масштабах столь огромной
территории из столицы стало невозможным.
Основы конституционного строя в области государственного устройства,
сформулированные в ст. 6 Конституции, следующие:
а) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономной области, автономных округов -
равноправных субъектов Федерации;
б) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие
субъекты - устав и законодательство;
в) федеративное устройство основано на государственной целостности,
единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.
равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;
г) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
все субъекты Федерации между собой равноправны.
Правовое государство
Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности
подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод
человека. Для создания правового государства недостаточно одного его
провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от
беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся
гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к
неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это
высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства
права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и
духовной сферах.
Первые представления о государстве, основанном на господстве закона,
сложились еще в Древней Греции. Сократ, Платон, Аристотель, Полибий
развивали эти представления. Например, Аристотель указывал, что там, где
отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного
строя. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу
государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан. В эпоху
начавшихся демократических революций (ХVII- ХVIIIвв.) эти идеи легли в
основу новой государственности (их развивали в Голландии - Г. Греции и Б.
Спиноза, в Англии - Т. Гоббс и Д. Локк, во Франции - П. Гольбах, Ш.
Монтескье и Д. Дидро, в США - Т. Джефферсон и Т. Пейн). Но только в XIX в.
в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, а также юристов Р. фон
Моля, К.Т. Велькера и других сформировалась целостная теория правового
государства, которая стала претворятся в жизнь. В России эту теорию
развивали Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Н. М.
Коркунов, С. А. Муровцев. С. А. Котляревский, Г.Ф. Шершеневич и др., но
переход к правовому государству, по сути, обозначился только после 1905г.
Вот, например, как определял правовое государство Б. А. Кистяковский:
«Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том,
что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти
положены определенные пределы, которое она не должна и не может преступить.
Ограничения власти в правовом государстве создается признанием за человеком
неотъемлемых, не нарушаемых, неприкосновенных и не отчуждаемых прав».
Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что
вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в
то же время можно выделить его основные признаки (тем более что в
Конституции Российской Федерации это понятие не раскрывается).
а) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся
на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих
естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и
свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не
запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства. Такой
подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие
законы. В законодательстве и на практике еще встречаются нормы и действия
должностных лиц, которые нарушает основные права и свободы, это часто
объясняется уровнем юридической техники и отсутствием правовой культуры. Но
и сами граждане не приобрели еще навыков защиты своих прав. В правовом
государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться
общеизвестные и обще используемые гарантии и механизмы исправления любых
ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения нрав
человека и гражданина.
б) Независимость суда как главного механизма гарантии прав и свобод.
Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных
структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать
человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми
структурами.
Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции
России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о
несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические
принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на
исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не
может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст. 35;
арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по
судебному решению - ст. 22 и др.).
Несомненно, в предстоящей судебной реформе должны быть существенно
углублены и детализированы конституционной гарантии независимого суда,
однако решение этого вопроса пока затягивается.
в) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам.
Никакой закон или другой акт не вправе исправить и дополнять конституцию,
тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция
образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать порядок,
при котором бы закон и право создавать такой порядок, при котором бы закон
и право не расходились
В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции.
Устанавливается (ст. 15), что Конституция Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской
Федерации и законы. Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть
нарушение принципа правового государства, изменяющие баланс власти и
свободы, а значит, создающее угрозы нравам и свободам человека и гражданина
или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.
В Конституции установлено, что законы подлежат официальному
опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные
правовые акты, затрагивающие нрава, свободны и обязанности человека и
гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения. Порядок опубликования и выступления в силу федеральных
законов установлен Указом Президента РФ от5 апреля 1994 г.
г) Приоритет международного права. Это признак правового государства
как бы даст пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее
суверенным нравом принимать свои законы, соглашаться с тем, что эти законы
не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность
нормам международного нрава происходит своеобразная унификация национальных
правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и
гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение
данного принципа в конституции США, ФРГ, Франции и многих других
государствах.
В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права
как бы разбит на две части. Во-первых, безусловно, признается, что
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой
системы. А во-вторых, в случаи расхождения правил закона и правил
международного договора России приоритет отдается правилам международного
договора. Как отмечалось, заключение Российской Федерации договоров с
другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных
договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.
Указанные признаки правового государства являются только основными. В
практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов.
Социальное государство
Так называется государство, которое берет на себя обязанность
заботится о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их
социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет
отказа от свободы, как это увязывает свободу и социальную защиту социально
слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку
между этими целями существует определенное противоречие.
Социальное призвано создавать людям прожиточным минимум и
содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять
наемный труд, забоится об образовании, культуре, семье и здравоохранении,
постоянно улучшать социальное обеспечение и др.
Выяснилось, что помимо собственно социальной политики социальную
ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при
этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять
индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту
личного благосостояния. Это государство должно бороться не против
богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении
благ, поощряя социальную функцию частной собственности.
В Конституции Российской Федерации социальное – это государство,
политика которого направлена на создание условий, обеспечивающий достойную
жизнь (ст.7).
ч. 2 ст.7 Обязанности государства:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий, пособий;
- иные гарантии социальной защиты.
Такой перечень социальных обязанностей и государства явно отстает от
об непризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако
введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно
связанный только с государственными мерами, предполагает возможность
расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.
Светское государство
Такая характеристика означает, что государство и религиозное
объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг
друга. Давая такую характеристику Российскому государству. Конституция (ст.
14) раскрывает ее в следующих положениях:
- никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной;
- религиозные объединения отделены от государства и равны перед
законом. В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве
развитых стран (США. Франции и др.), существует государства, в которых одна
из религий признается государственной (английская церковь в Великобритании,
иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в Скандинавских странах,
мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в
тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония,
Италия), все же одна из религий обладает некоторыми привилегиями. Такое
положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое
убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и
общественную мораль. Впрочем, во всех указанных странах, кроме исламских,
гарантируется свобода вероисповедания, и наряду с государственной
существуют другие конфессии.
В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и
другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они
совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку
тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее
грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование
религиозных служителей. Ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую
роль в духовном возрождении России и праве свободно проводит свою
деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде
вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных
движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в
государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий
на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на
такой статус своей религии, хотя в ряде республик (Чечня и др.) существуют
определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в
исламские государства.
Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ
характеристика светского государства не упоминает об отделении
государственной школы от религии. Между тем такая норма (ст. 9 « Светский
характер государственного образования») содержится в действующем Законе
РСФСР о свободе вероисповеданию от 25 октября 1990 г. Следовательно,
Конституция допускает изменение Закона в данном отношении. Пока же Закон
разрешает преподавание вероучений только в негосударственных учебных
заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а
также факультативно по желанию граждан во всех учебных заведениях.
Светский характер государства означает, что официальные лица
государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны
предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее
влияния на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном
законе об основах государственной службы Российской Федерации, принято 31
июля 1995 г.. установлено, что государственные служащие не имеют права
использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений
для пропаганды отношениям к ним (и. 12 ст. 11). Подобные ограничения вполне
объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, какой является Россия, а
также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от
государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиями.
Республиканская форма правления
Данным положением, содержащимся в ст. 1, Российская Конституция делает
четкий выбор из двух форм правления, известных современному государству:
республики и монархии. Российская федерация провозглашена республикой, что
означает выборность главы государства. Между тем мировой конституцией
теории и практике известны три вида республики: парламентская,
президентская и полупрезидентская.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|