МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы конституционного строя

    федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких

    равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в

    Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации,

    в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком

    случае их союз был не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы

    субъектами международного права.

    Понятию «федерации» противостоит понятие «унитарное государство», т.

    е. такое государство, которое управляется централизованно, а его

    территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают

    только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже

    имеется в Российской Федерации - унитарными (но своему внутреннему

    устройству) являются республики - субъекты федерации. Принятие Конституции

    РФ в 1993 г. проходило в сложных условиях, явившихся отголосками периода

    тоталитаризма. Демократические силы желали укрепления подлинно федеративных

    отношений, преодоления фактического унитаризма РСФСР. Несмотря на

    проведенную в 1990-1991 гг. определенную демократизацию государственного

    устройства Российской Федерации, многие проблемы решены не были.

    Естественное стремление к ликвидации бюрократической централизации и к

    подлинному федерализму порой порождало экстремистское требование полной

    самостоятельности и даже выхода из Российской Федерации. Равноправие

    субъектов Федерации стало главным условием перестройки федеративных

    отношений на демократической основе.

    Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 89 равноправных

    субъектов, из которых 21 -республики, 1 - автономная область, 10-

    автономные округа и 57 - края. области и города (Москва и Санкт Петербург).

    При этом края, области и города не являются национальными по названию и

    своему характеру, а остальное субъекты олицетворяют ту или другую меру

    национальной государственности.

    В новых решениях есть значительное позитивное содержание. Во-первых,

    Конституция приглушила (или приостановила) развитие деструктивного

    национализма в ряде регионов, предоставив правовую основу для

    удовлетворения национальных амбиций определенным кругам вместе с жизненно

    важными преимуществами пребывания в составе Российской Федерации. Во-

    вторых, коренное политическое и экономическое реформирование страны властно

    требует предоставить, регионам больше самостоятельности, ибо управлять

    новыми экономическими и политическими процессами в масштабах столь огромной

    территории из столицы стало невозможным.

    Основы конституционного строя в области государственного устройства,

    сформулированные в ст. 6 Конституции, следующие:

    а) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов

    федерального значения, автономной области, автономных округов -

    равноправных субъектов Федерации;

    б) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие

    субъекты - устав и законодательство;

    в) федеративное устройство основано на государственной целостности,

    единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и

    полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

    равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

    г) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

    все субъекты Федерации между собой равноправны.

    Правовое государство

    Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности

    подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод

    человека. Для создания правового государства недостаточно одного его

    провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от

    беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся

    гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к

    неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это

    высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства

    права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и

    духовной сферах.

    Первые представления о государстве, основанном на господстве закона,

    сложились еще в Древней Греции. Сократ, Платон, Аристотель, Полибий

    развивали эти представления. Например, Аристотель указывал, что там, где

    отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного

    строя. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу

    государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан. В эпоху

    начавшихся демократических революций (ХVII- ХVIIIвв.) эти идеи легли в

    основу новой государственности (их развивали в Голландии - Г. Греции и Б.

    Спиноза, в Англии - Т. Гоббс и Д. Локк, во Франции - П. Гольбах, Ш.

    Монтескье и Д. Дидро, в США - Т. Джефферсон и Т. Пейн). Но только в XIX в.

    в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, а также юристов Р. фон

    Моля, К.Т. Велькера и других сформировалась целостная теория правового

    государства, которая стала претворятся в жизнь. В России эту теорию

    развивали Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Н. М.

    Коркунов, С. А. Муровцев. С. А. Котляревский, Г.Ф. Шершеневич и др., но

    переход к правовому государству, по сути, обозначился только после 1905г.

    Вот, например, как определял правовое государство Б. А. Кистяковский:

    «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том,

    что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти

    положены определенные пределы, которое она не должна и не может преступить.

    Ограничения власти в правовом государстве создается признанием за человеком

    неотъемлемых, не нарушаемых, неприкосновенных и не отчуждаемых прав».

    Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что

    вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в

    то же время можно выделить его основные признаки (тем более что в

    Конституции Российской Федерации это понятие не раскрывается).

    а) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся

    на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих

    естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и

    свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не

    запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства. Такой

    подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие

    законы. В законодательстве и на практике еще встречаются нормы и действия

    должностных лиц, которые нарушает основные права и свободы, это часто

    объясняется уровнем юридической техники и отсутствием правовой культуры. Но

    и сами граждане не приобрели еще навыков защиты своих прав. В правовом

    государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться

    общеизвестные и обще используемые гарантии и механизмы исправления любых

    ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения нрав

    человека и гражданина.

    б) Независимость суда как главного механизма гарантии прав и свобод.

    Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных

    структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать

    человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми

    структурами.

    Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции

    России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о

    несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические

    принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на

    исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не

    может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст. 35;

    арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по

    судебному решению - ст. 22 и др.).

    Несомненно, в предстоящей судебной реформе должны быть существенно

    углублены и детализированы конституционной гарантии независимого суда,

    однако решение этого вопроса пока затягивается.

    в) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам.

    Никакой закон или другой акт не вправе исправить и дополнять конституцию,

    тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция

    образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать порядок,

    при котором бы закон и право создавать такой порядок, при котором бы закон

    и право не расходились

    В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции.

    Устанавливается (ст. 15), что Конституция Российской Федерации имеет высшую

    юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.

    Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные

    лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской

    Федерации и законы. Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть

    нарушение принципа правового государства, изменяющие баланс власти и

    свободы, а значит, создающее угрозы нравам и свободам человека и гражданина

    или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.

    В Конституции установлено, что законы подлежат официальному

    опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные

    правовые акты, затрагивающие нрава, свободны и обязанности человека и

    гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для

    всеобщего сведения. Порядок опубликования и выступления в силу федеральных

    законов установлен Указом Президента РФ от5 апреля 1994 г.

    г) Приоритет международного права. Это признак правового государства

    как бы даст пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее

    суверенным нравом принимать свои законы, соглашаться с тем, что эти законы

    не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность

    нормам международного нрава происходит своеобразная унификация национальных

    правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и

    гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение

    данного принципа в конституции США, ФРГ, Франции и многих других

    государствах.

    В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права

    как бы разбит на две части. Во-первых, безусловно, признается, что

    общепризнанные принципы и нормы международного права и международные

    договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой

    системы. А во-вторых, в случаи расхождения правил закона и правил

    международного договора России приоритет отдается правилам международного

    договора. Как отмечалось, заключение Российской Федерации договоров с

    другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных

    договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.

    Указанные признаки правового государства являются только основными. В

    практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов.

    Социальное государство

    Так называется государство, которое берет на себя обязанность

    заботится о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их

    социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет

    отказа от свободы, как это увязывает свободу и социальную защиту социально

    слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку

    между этими целями существует определенное противоречие.

    Социальное призвано создавать людям прожиточным минимум и

    содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять

    наемный труд, забоится об образовании, культуре, семье и здравоохранении,

    постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

    Выяснилось, что помимо собственно социальной политики социальную

    ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при

    этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять

    индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту

    личного благосостояния. Это государство должно бороться не против

    богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении

    благ, поощряя социальную функцию частной собственности.

    В Конституции Российской Федерации социальное – это государство,

    политика которого направлена на создание условий, обеспечивающий достойную

    жизнь (ст.7).

    ч. 2 ст.7 Обязанности государства:

    - охрана труда и здоровья людей;

    - установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

    - обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства

    и детства, инвалидов и пожилых граждан;

    - развитие системы социальных служб;

    - установление государственных пенсий, пособий;

    - иные гарантии социальной защиты.

    Такой перечень социальных обязанностей и государства явно отстает от

    об непризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако

    введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно

    связанный только с государственными мерами, предполагает возможность

    расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.

    Светское государство

    Такая характеристика означает, что государство и религиозное

    объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг

    друга. Давая такую характеристику Российскому государству. Конституция (ст.

    14) раскрывает ее в следующих положениях:

    - никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной

    или обязательной;

    - религиозные объединения отделены от государства и равны перед

    законом. В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве

    развитых стран (США. Франции и др.), существует государства, в которых одна

    из религий признается государственной (английская церковь в Великобритании,

    иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в Скандинавских странах,

    мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в

    тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония,

    Италия), все же одна из религий обладает некоторыми привилегиями. Такое

    положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое

    убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и

    общественную мораль. Впрочем, во всех указанных странах, кроме исламских,

    гарантируется свобода вероисповедания, и наряду с государственной

    существуют другие конфессии.

    В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и

    другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они

    совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку

    тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее

    грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование

    религиозных служителей. Ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую

    роль в духовном возрождении России и праве свободно проводит свою

    деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде

    вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных

    движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в

    государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий

    на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на

    такой статус своей религии, хотя в ряде республик (Чечня и др.) существуют

    определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в

    исламские государства.

    Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ

    характеристика светского государства не упоминает об отделении

    государственной школы от религии. Между тем такая норма (ст. 9 « Светский

    характер государственного образования») содержится в действующем Законе

    РСФСР о свободе вероисповеданию от 25 октября 1990 г. Следовательно,

    Конституция допускает изменение Закона в данном отношении. Пока же Закон

    разрешает преподавание вероучений только в негосударственных учебных

    заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а

    также факультативно по желанию граждан во всех учебных заведениях.

    Светский характер государства означает, что официальные лица

    государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны

    предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее

    влияния на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном

    законе об основах государственной службы Российской Федерации, принято 31

    июля 1995 г.. установлено, что государственные служащие не имеют права

    использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений

    для пропаганды отношениям к ним (и. 12 ст. 11). Подобные ограничения вполне

    объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, какой является Россия, а

    также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от

    государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиями.

    Республиканская форма правления

    Данным положением, содержащимся в ст. 1, Российская Конституция делает

    четкий выбор из двух форм правления, известных современному государству:

    республики и монархии. Российская федерация провозглашена республикой, что

    означает выборность главы государства. Между тем мировой конституцией

    теории и практике известны три вида республики: парламентская,

    президентская и полупрезидентская.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.