Международно-правовые стандарты в Украине
пенсiйних пiльг; створенням умов, якi дають жiнкам можливiсть поєднувати
працю з материнством; правовим захистом, матерiальною i моральною
пiдтримкою материнства i дитинства, включаючи надання оплачуваних вiдпусток
та iнших пiльг вагiтним жiнкам i матерям” (ч. 3 ст. 24 Конституції
України).
Специфика защиты прав женщин на равенство обусловливается рядом
факторов. Дело в том, что круг групп населения, которые нуждаются в
поддержки со стороны общества, государства и даже международного
содружества, достаточно большой. Это, в частности, молодежь и пансионеры,
инвалиды и безработные, беженцы, представители национальных меньшинств и
др. И здесь особенного внимания требуют женщины, поскольку именно они
наравне с мужчинами намного чаще бывают ограничены в использовании своих
конституционных прав.
В соответствии с международной Конвенцией "О ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин" 1979 года, стороной которой является
Украина, дискриминация в отношении женщин означает какое-либо различие,
исключение либо ограничение по признаку пола, направленное на ослабление
или сведения на нет признание, использование либо осуществление женщинами,
независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и
женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической,
социальной, культурной хозяйственной либо какой-либо другой сферах.
Крайне обостряется этот вопрос в условиях перехода к рыночной
экономике, когда положение женщин усложняется. Сейчас уже хорошо известны
такие определения, как “феминизация безработицы”, “феминизация бедности”.
Можно указать и на уменьшение количества браков, резкое падение
рождаемости, большую детскую и материнскую смертности и т.д. Поэтому в ч.3
ст.24 Конституции перечислено достаточно большое количество требований,
условий и льгот, которые по мнению законодателя, могут помочь разрешить
крайне сложное положение, в котором оказалась женщина в нашем обществе.
* * *
Равенство прав и свобод человека и гражданина Конституция понимает как
равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни
реально недостижимо.1
Каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств
по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий
потенциал, обладает неодинаковыми способностями к инициативной,
самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.
Разумеется государство должно использовать правовые средства для
сокращения резкого разрыва в доходах граждан. В этих целях применяется
дифференциированная система налогов. Важнейшее значение в этом плане имеет
эффективная борьба с криминальными источниками доходов, которые имеют
широкое распространение в жизни общества на данном этапе. Эта борьба
ведется очень слабо, что приводит к неоправданному усилению расслоения
населения по доходам и материальному обеспечению.
Законодательство может закреплять особые права для той или иной
категории граждан. Государство оказывает преимущественное содействие тем,
которые по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать
свои права и свободы (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.).
Предоставляемые этим слоям и категориям граждан преимущества естественны и
ни в какой мере не нарушают принципа равенства прав и свобод человека и
гражданина.
2. Гарантированность прав и свобод личности
Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как
общее начало, свойственное реализации всего объема прав и свобод личности,
и посредством закрепления конкретных гарантий.
Как общее основание правового статуса указанный принцип закреплен в
ряде статей Конституции. Ст. 3 Конституции Украины устанавливает в качестве
одной из основ конституционного строя обязанность государства по
утверждению и обеспечению прав и свобод человека. В ч.2 ст. 22 Конституции
Украины также установлено, что "Конституційні права і свободи гарантуються
і не можуть бути скасовані".
Эти общие принципы конкретизированы через конституционное требование
невозможности сужения содержания и объема существующих прав и свобод.
Конституция категорически запрещает внесения в нее изменений, нарушающих
права и свободы граждан (ст. 157 Конституции Украины). В случае
представления в Верховную Раду законопроекта о внесений в Конституцию
изменений, касающихся прав и свобод человека и гражданина, Конституционный
Суд Украины налагается обязанность сделать заключение в отношении
конституционности такого законопроекта. При отсутствии позитивного
заключения Конституционного Суда законопроект отклоняется.
Кроме этих общих норм о гарантиях, закрепление фактически каждого
конкретного права и свободы сопровождается указанием на условия, способы
его гарантий.1
Субъектом, на которого, прежде всего, возлагаются гарантии прав и
свобод, является государство. Она осуществляются через всю систему
государственных органов. Часть 2 статьи 102 Конституции Украины закрепляет,
что "Президент України є гарантом державного суверенітету, територіальної
цілісності України, додержання Конституції України, прав і свобод людини і
громадянина"..Верховная Рада Украины осуществляет защиту прав и свобод,
закрепление их гарантий посредством законодательной деятельности.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции Украины "Кожен має право звертатися за
захистом своїх прав до Уповноваженого Верховної Ради України з прав
людини". Каждый гражданин Украины или другое лицо, находящееся на законных
основаниях в Украине, имеет право обращаться за защитой своих прав к
Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, который
осуществляет парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и
свобод человека и гражданина (см. ст. 101 Конституции Украины).
Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод
осуществляет Кабинет Министров Украины и др. Однако, предусмотренная
Конституцией государственная система, призванная обеспечить гарантии прав
человека, отсутствие необходимых механизмов и условий для реализации многих
конституционно закрепленных прав и свобод граждан, отсутствие в ряде
случаев необходимой законодательной бызы, достигший огромных размеров
бюрократизм государственного аппарата, непрофессионализм многих его
работников и др.1
Задачи по созданию условий реализации прав и свобод выполняют не только
государственные структуры.
В систему такого рода субъектов входят и органы местного
самоуправления. Свою роль играют общественные объединения и, прежде всего,
профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.
Конституция Украины расширила рамки участия и самого человека в защите
своих прав и свобод.
Ст. 62 Конституции Украины гарантируется принцип презумпции
невиновности. Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать
свою невиновность; все сомнения по делу толкуются в его пользу. Обвинение
не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем.
Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый считаются невиновными, пока их
вина не будет доказана в судебном порядке и установлена вступившим в силу
судебным приговором. Никто не может быть осужден иначе как по приговору
суда. В случае отмены судебного решения как неправосудного государство
возмещает материальный или моральный ущерб тем, кому он причинен.
Право на юридическую защиту граждан от незаконных
действий должностных лиц и государственных органов
"3. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется:
а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в
настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если
это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном
качестве;
b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту любого лица, требующего
такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными
или законодательными властями или любым други компетентным органом,
предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности
судебной защиты;
c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой
защиты, когда они предоставляются" (п. 3 ст. 2 Международного пакта о
гражданских и политических правах).
"Права і свободі людини і громадянина захищаются судом.
Кожному гарантується право на оскарження в суді рішень, дій чи
бедіяльності органів державної влади, органів місцевого самоврядування,
посадових і службових осіб"(чч 1, 2 ст. 55 Конституції України).
"Кожен має право після використання всіх національних засобів правового
захисту звертатися за захистом своїх прав і свобод до відповідних
міжнародних судових установ чи до відповідних органів міжнародних
організацій, членом або учасником яких є Україна.
Кожен має право будь-якими не забороненими законом засобами захищати
свої права і свободи від порушень і протиправних посягань" (чч. 4, 5 ст. 55
Конституції України).
Среди способов защиты субъективных прав и свобод человека и гражданина
особенно ответственная и эффективная роль принадлежит суду. Конституцией
предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина защищаются судом.
В зависимости от характера нарушений защита может осуществляться в порядке
конституционного, гражданского, уголовного либо административного
судопроизводства.
Впервые в законодательстве Украины в Конституции предусмотрено и
гарантируется право на обжалование в суде решений, действий либо
бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления
и служебных лиц. Этим самым создан реальный механизм ответственности
государства перед человеком за свою деятельность, осуществление ей
обязанности утверждения и обеспечение прав и свобод человека.
Со времени вступления Украины в Совет Европы гражданам Украины стало
возможным, после полного использования национальных способов защиты своих
субъективных прав и свобод, использовать порядок, который долгое время
применялся в странах - членах Совета Европы. Это возможность обращения в
Европейскую комиссию по правам человека и в Европейский суд по правам
человека.
Однако право каждого на защиту своих прав и свобод не ограничивается
только европейскими наблюдательными институтами. Существуют разные формы
защиты и на глобальном международном уровне.
Кроме судебной защиты на национальном и международном уровнях лицо
имеет возможность защищать свои права и свободы от нарушений и
противоправных посягательств также другими не запрещенными законами
способами, в частности, обращение к общественности, используя средства
массовой информации.
В положениях новой Конституции Украины проявляется тенденция повысить
роль самого человека в обеспечении максимально полного использования прав,
усилить его самостоятельность. Это следствие утверждения новых начал
взаимоотношений человека и государства, отказа от оценки государства как
патрона, направляющего деятельность пассивной личности. Новые ориентиры в
этой области направлены на развитие творческого потенциала каждого
человека, преодоления иждивенчества, что является важным условием
исторического прогресса.
Гарантии прав и свобод человека и гражданина, естественно, не
ограничиваются их конституционным закреплением. Реальное воплощение прав и
свобод требует многих условий, в том числе лежащих за рамками права.
Принято различать социально-экономические, политические, юридические
гарантии.
Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и
материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод.
В числе этих условий - социальная стабильность, развивающаяся экономика,
наличие соответствующих производственных мощностей, широкой инфраструктуры
- системы учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных
потребностей общества.
Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом
ориентированная политика государства, ее направленность на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
устойчивость политических структур, их способность к достижению
гражданского согласия, исключение дестабилизации в обществе; должный
уровень политической культуры граждан.
Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие
осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.
К ним относится прежде всего конституционное закрепление как общего
принципа гарантий прав, так и конкретных гарантий каждого права. Во всех
отраслях действующего права эти гарантии получают детальное обоснование. В
охране правовых предписаний важную роль играют правоохранительные органы, и
прежде всего, суд.
Таким образом механизм реализации прав и свобод личности призван
охватить все сферы деятельности по закреплению и обеспечению использования
прав и свобод и все ее направления, которые включают: юридическое
закрепление гарантий прав и свобод; широкую систему охраны и защиты
государством прав и свобод как в обеспечении их реального использования,
так и в борьбе с различного рода их нарушениями; развитие общественно-
политической активности граждан; развитие сознательного отношения к
использованию прав и свобод; государственный и общественный контроль,
направленный на охрану прав и свобод; повышение уровня знаний каждым своих
прав, свобод и обязанностей; развитие общественных организаций, призванных
охранять и защищать права и свободы человека и гражданина.
3. Принцип презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и
гражданина, недопустимости их ограничения
Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и
принадлежащими человеку от рождения.
Конституция Украины закрепляет, что "конституційні права і свободи
людини і громадянина не можуть бути обмежені, крім випадків, передбачених
Конституцією України" (ч. 1 ст. 64).
Данной статьей подтверждается неотчуждаемость и нерушимость
закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, а также
недопустимость их сужения. Однако учитывая возможные объективные
обстоятельства, которые могут возникнуть в государстве и обществе,
Конституция Украины допускает возможность ограничения прав и свобод
человека и гражданина. Конституция устанавливает жесткие требования о
отношении их органичения: они могут вводиться только в условиях
чрезвычайного или военного положения временно, на определенный законом
срок.1
В соответствии с Законом Украины "О чрезвычайном положении" от 26 июня
1992 г. чрезвычайное положение - это предусмотренный Конституцией особенный
правовой режим деятельности государственных органов, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, который временно
допускает установленные данным законом ограничения в осуществлении
конституционных прав и свобод, а также прав юридических, и возлагает на них
дополнительные обязанности. Оно направлено на обеспечение безопасности
граждан в случае стихийного бедствия, аварий и катастроф, эпидемий и
эптзоотий; за защиту конституционного строя при массовых нарушениях
правопорядка, создающие угрозу жизни и здоровья граждан либо при попытке
захвата государственной власти путем насилия.
В период чрезвычайного положения могут вводится некоторые меры:
особенный режим въезда и выезда: ограничение свободы перемещения по
территории, на которой введено чрезвычайное положение: усиленная охрана
общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность
населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и
демонстраций, а также каких-либо массовых мероприятий; запрещение
забастовок; ограничение движения транспортных средств и др.
В случае необходимости также может быть введен комендантский час;
ограничение свободы печатных изданий, средств массовой информации путем
введения предварительной цензуры и другими способами; приостановка после
предварительного предупреждения деятельности политических партий и
общественных организаций; проверка документов в некоторых местностях и
городах, а в соответствующих условиях - и личный досмотр, обыск вещей и
транспортных средств; ограничение либо запрещение распространения отдельных
видов товаров, вещей, напитков и др.
Но даже в таких условиях незаконные действия и превышение должностными
лицами своих полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан,
установленных законом, влечет за собой ответственность, предусмотренную
законом.
Вторая часть статьи 64 предусматривает невозможность даже в условиях
военного или чрезвычайного положения ограничение перечисленных в ней прав.
Речь идет о праве на: равенство граждан перед законом (ст.24);
гражданство и его изменение (ст.25); жизнь (ст.27); уважение достоинства
человека (ст.28): свободу и неприкосновенность (ст.29); обращение в органы
государственнной власти (ст.40); жилище (ст.47); брак (ст.51); равенство
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|