МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституционное право

    монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом.

    Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности

    монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов власть короля

    даже больше, чем это установлено конституцией. Некоторые монархии, которые

    по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются

    на деле дуалистическими. Монархи этих стран неоднократно распускали

    парламенты и правили без них годами, а то и десятилетиями. Да и

    предусмотренная в конституциях ответственность правительства перед

    парламентом зачастую служит фикцией: по традиции правительство полностью

    подчинено королю.В парламентарной монархии действует конституция, принятая

    демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый

    парламент. Монарх юридически остается главой государства, но участия в

    управлении страной фактически не принимает. Конституция Японии 1946 г.

    прямо запрещает ему это, в других странах (например, в Великобритании)

    монарх лишен властных полномочий на основе конвенциональных норм,

    сложившихся в порядке обычая в ходе государственной практики. Правительство

    в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правда, по

    конституции оно обычно назначается монархом, но такое назначение, как

    правило, — чисто формальный акт. На деле правительство формируется лидером

    партии большинства в парламенте, которого король назначает премьер-

    министром. Назначить другого премьер-министра он не может, так как другой

    состав кабинета не получит вотума доверия (утверждения) в парламенте при

    представлении парламенту правительственной программы.

    55

    Монарх. Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой

    государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле однако,

    вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально

    полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется

    в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы

    государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию

    правительства. Как уже говорилось, монарх получает и передает свой пост по

    наследству. Существует несколько систем наследования:1) салическая, когда

    престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в

    том числе дочери, исключаются из числа наследников престола (Бельгия,

    Норвегия, Япония и др.);2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют

    престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и

    старшая сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г.,

    Испания, Нидерланды и др.); 3) австрийская (она существовала в прошлом),

    когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях

    данной династии нет мужчин (на практике, во всяком случае в последние

    столетия, женщины по данной системе пост монарха не занимали); 4) шведская,

    в соответствии с которой по закону 1980 г. женщины наследуют престол на

    равных основаниях с мужчинами. В настоящее время 18-летняя дочь короля

    Швеции, у которого есть еще младший сын, является претендентом на трон и

    действует как заместитель короля во время его отъездов из страны (до

    принятия закона 1980 г. в этом государстве трижды правили королевы: в XIV,

    XVII и XVIII вв.); 5) мусульманская, когда трон наследует, по существу, не

    определенное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая

    сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не

    обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская

    Аравия и др.). Эта же семья при участии высших священнослужителей и

    мусульманских ученых (улемов) смещает короля и ставит на его место другого

    члена семьи (так было, например, в Саудовской Аравии вследствие обвинения

    короля в недостаточном благочестии); 6) племенная, когда король

    рассматривается как главный вождь племени, а его наследника определяет

    племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного. В Свазиленде это

    делает племенной совет во главе с королевой-матерью, в чем сказываются

    пережитки матриархата. Последний раз он избирал короля в 1982 г. из числа

    более 150 сыновей покойного.После наследования престола предусмотрен особый

    обряд коронации. Этот торжественный акт происходит в главном соборе страны,

    в присутствии высшего духовенства, высших должностных лиц, парламентариев,

    приближенных монарха, дворянства. Если престол наследует малолетний монарх,

    то до его совершеннолетия один из ближайших родственников монарха или

    другое близкое к нему лицо с согласия семьи и по совету высших должностных

    лиц, иногда с утверждения парламента или по назначению правительства,

    становится регентом. В некоторых случаях создается регентский совет из

    нескольких человек. Регент и совет действуют от имени монарха. Если

    монархом (королевой) становится женщина, ее муж не становится королем, он

    лишь ее супруг и имеет особый высший дворянский титул.

    57

    . В отличие от унитарного государства, которое целиком или в основе своей

    состоит из административно-территориальных единиц (как мы видели, в

    некоторых унитарных государствах есть также автономные образования),

    составными частями федерации являются государства-члены или государственные

    образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли

    (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны

    (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. Обобщенно их называют обычно субъектами

    федерации. Этот доктринальный термин принят теперь и отдельными

    конституциями. Наряду с субъектами федерации, которые занимают всю

    (например, Австрия) или подавляющую часть территории государства (Индия),

    существуют иногда и другие части федеративного государства: территории или

    союзные территории (например, Индия, США), владения (Венесуэла),

    федеральный или столичный округ (Бразилия, Нигерия), ассоциированные

    государства, занимающие особое положение (США). В настоящее время среди

    зарубежных стран существует 23 федеративных государства: 6 в Европе

    (Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Югославия, а также созданная в 1995

    г. сербо-хорвато-мусульманская федерация в Боснии и Герцеговине — бывшей

    республике Югославии, а ныне самостоятельном государстве), 4 в Азии (Индия,

    Малайзия, ОАЭ, Пакистан), 6 в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла,

    Канада, Мексика, США), 4 в Африке (Коморские Острова, Нигерия, Танзания,

    Эфиопия, где федерация учреждена в 1994 г.), 3 в Океании (Австралия, Папуа

    — Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии). Многие из них имеют свои

    особенности, но сербо-хорвато-мусульманская федерация уникальна: это

    «государство в государстве», федеративное государство внутри унитарного.

    Таким путем на основе международного соглашения был найден выход для

    прекращения длительных военных действий, возникших на этнической и

    религиозной основе. Большинство федераций .^- крупные и средние

    государства, в которых в совокупности проживает около трети населения

    Земли. Среди них есть мощные в экономическом отношении страны (Германия,

    США и др.), небольшие государства с высоким уровнем развития (Австрия,

    Бельгия и др.), но есть и отсталые государства, где промышленность развита

    крайне слабо (Нигерия) или ее вообще нет (Коморские Острова).

    58

    Субъекты федерации часто имеют свои конституции (в США, Мексике — все

    штаты, в Танзании — только Занзибар, в Индии свой конституционный закон

    имеет штат Джамму и Кашмир), но в провинциях Канады и Пакистана, у штатов

    Венесуэлы конституций нет. В отличие от автономии субъекты федераций сами

    принимают свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральных

    органов (речь, разумеется, идет о тех федерациях, где субъекты имеют свои

    конституции). Субъекты федераций создают свои парламенты (кроме ОАЭ, где

    субъектами управляют абсолютные монархи — эмиры). Эти парламенты могут быть

    и однопалатными, и двухпалатными (в Индии, например, часть штатов имеют

    двухпалатные парламенты, а часть — однопалатные). Парламенты издают местные

    законы. Штаты имеют свое правительство (его глава — губернатор, премьер-

    министр, главный министр), могут иметь собственную судебную систему, вплоть

    до верховных судов штатов, действующих параллельно с федеральными судами

    (например, в США), но во многих федерациях (например, в Канаде) у провинций

    собственной судебной системы нет. Субъекты федераций могут иметь свое

    гражданство (в США его имеют все штаты, а в Индии и Пакистане у субъектов

    федерации собственного гражданства нет). Иногда штаты имеют свои символы

    (герб, флаг, столицу), могут заключать между собой неполитические союзы

    (создание федеративных образований, иных, чем существующая федерация, им

    запрещено), а также соглашения экономического и культурного характера с

    субъектами федераций других государств (это делается главным образом между

    субъектами, близкими по языку, а иногда и с другими государствами, например

    соглашения франкоязычного Квебека в Канаде с Францией). Иногда субъекты

    федераций создают свои представительства в других государствах, но только с

    разрешения министерства иностранных дел. Такие представительства выполняют

    лишь задачи экономического и культурного, но не политического характера.

    Субъекты федераций представлены во второй палате федерального парламента,

    которая считается специфическим органом выражения их интересов. Они имеют в

    этой палате или равное представительство, независимо от численности

    населения (по 2 сенатора от каждого штата США, по 3 — в Бразилии), или

    неравное, которое зависит от численности населения, хотя и не

    пропорционально Штаты иногда создают свои координационные органы (совет

    глав правительств штатов, национальная ассоциация легислатур —

    законодательных органов штатов), иногда несколько штатов объединяются в

    крупные экономические районы, которые не создают свои политические органы,

    но образуют разного рода экономические комитеты по различным совместным

    программам.

    60

    Известны два различных подхода к концепции демократии и, следовательно,

    демократического режима: либеральный и марксистско-ленинский. При первом

    делается акцент на политическую демократию (многопартийность, политические

    права и личные свободы, правовое государство и т.д.), при втором во главу

    угла ставится требование социальной демократии (власть трудящихся и

    ликвидация имущественного неравенства, возможность ограничения прав граждан

    в этих целях, всесильное государство как главное орудие создания нового

    строя и т.д.). В свою очередь в рамках концепции либеральной демократии

    существует множество различных школ и направлений. Одной из наиболее

    влиятельных является теория плюралистической демократии (она выступает

    также под названием дисперсии государственной власти и под другими

    названиями). Согласно этой теории, различные социальные, профессиональные,

    возрастные и иные группы давления (заинтересованные группы) обладают

    определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры

    государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах

    всего общества, играет роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов.

    С точки зрения конституционного права демократический государственный режим

    характеризуется следующими чертами: 1) признание политических прав и свобод

    в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и

    активного участия граждан в определении государственной политики и

    позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям,

    отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным,

    требующим про ведения иной политики; 2) политический плюрализм и переход

    политического руководства о' одной партии к другой, а следовательно,

    формирование основных высших органов государства (парламента, главы

    государства) путем всеобщих и свободных выборов гражданами; все партии,

    общественные объ единения, граждане имеют при этом юридически равные

    возможности; 3) разделение властей, ролевая автономия различных ветвей

    власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их

    сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия; 4) обязательное и

    реальное участие в осуществлении государственной власти

    общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право

    издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики

    государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав

    меньшинства и прав политической оппозиции; 5) свобода пропаганды любой

    политической идеологии, если ее последователи не призывают к насильственным

    действиям, не нарушают правил морали и общественного поведения, не посягают

    на права других граждан.

    59

    Понятие автономии. В широком смысле слова автономия в конституционном праве

    означает предоставление какой-либо части государства, нескольким частям,

    всем однопорядковым единицам, наконец, всем разнопорядковым административно-

    территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления,

    самостоятельности в решении местных вопросов В большинстве случаев, однако,

    под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы,

    созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта

    проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная

    Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан). Автономные образования

    иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится

    референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается

    соответствующий закон . Нередко создание автономии является результатом

    длительной и упорной борьбы населения данной территории, особенно если это

    население характеризуется этническими особенностями. Компетенция автономных

    образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о

    конкретной автономии (Великобритания). Виды автономии. В зависимости от

    того, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности,

    выделяют три характеристики автономии :персональная, корпоративная и

    территориальная. Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо

    этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно

    (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в

    основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в

    политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса)

    при некоторых центральных органах государства. Корпоративная автономия

    обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых

    нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а

    государственные служащие других этнических групп, работающие в данном

    районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими

    группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для

    государственных служащих). Кроме того, судебный процесс, преподавание в

    школе могут осуществляться на местном языке. Такую форму автономии имеют,

    например, так называемые зарегистрированные касты и племена в Индии.

    Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или

    этнотерриториальной, но бывает и основанной не на этнических признаках, а

    на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории.

    Территориальная (этнотерриториальная) автономия образуется только в случае

    компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся

    другими особенностями. Создаются автономные области, округа, районы, иные

    автономии, часто имеющие официальна лишь географические названия, иногда

    включающие в название наименование национальности, а в отдельных случаях —

    и определение автономии. В зависимости от объема полномочий существуют две

    формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии:

    политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и

    административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки

    государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по

    местным вопросам (перечень этих полномочий указан в конституции, например в

    Италии, или определяется специальным законом: Административная автономия не

    обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные

    органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Однако по

    сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают

    нормативные акты местного значения, административная автономия обладает

    некоторыми дополнительными правами. В Китае представительные органы

    автономных образований могут принимать акты (положения) об автономии, могут

    изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты

    не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов),

    могут участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с

    законами государства. В районах административной автономии в

    судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи

    населения, на местном языке издаются газеты, осуществляются радиопередачи,

    он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат

    комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается

    предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.