МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституционное право

    оказывается непрочным из-за разногласий в коалиции. В кризисные моменты,

    особенно в условиях войны, может быть образовано коалиционное правительство

    особого рода — правительство национального единства с широким

    представительством разных партий, принимающих на себя ответственность за

    руководство государством. Такие партии и общественные движения часто

    объединяются на основе совпадения первоочередных целей, например борьба

    против иноземных захватчиков, но расходятся в понимании дальнейших путей

    развития государства. Поэтому в правительстве национального единства

    (национального фронта и т.п.) существуют внутренние противоречия, а после

    достижения первоочередных целей внутри него нередко начинается настоящая

    борьба. В тех случаях, когда в правительстве есть одна-две крупные партии,

    не имеющие, однако, порознь большинства в парламенте, может быть создано

    правительство парламентского меньшинства. Одна из партий формирует

    правительство, а несколько (или одна-две) малочисленных партий, не входя по

    принципиальным соображениям или не будучи приглашены в коалицию, обещают

    поддержать правительство голосованием при вотуме доверия и делают это.

    Если в парламентарной республике или парламентарной монархии не удается

    сформировать правительство на коалиционной основе, создается служебное

    (деловое, чиновничье) правительство из специалистов. Они могут быть

    беспартийными, могут принадлежать к партиям, но в их деятельности не должна

    учитываться партийная принадлежность. Такое правительство обычно имеет

    временный характер и существует до новых выборов в парламент, когда можно

    будет сформировать правительство на партийной основе. Часто оно создается

    именно для того, чтобы в условиях правительственного кризиса и отставки

    правительства организовать такие выборы. (Болгария в феврале 1997 г.).

    Беспартийные правительства существуют также всегда в странах, где все

    политические партии запрещены или политическое развитие еще не привело к

    созданию партий. В настоящее время беспартийные правительства, состоящие

    преимущественно из родственников монарха, действуют в Саудовской Аравии,

    Бутане, Бахрейне, Катаре, Кувейте, ОАЭ (в ОАЭ правительство создает

    коллегия эмиров).

    В результате военных и революционных переворотов нередко создается

    временное правительство. Оно образуется внепарламентским способом и не на

    основе конституционных норм. Временное правительство по составу своих

    членов может быть партийным и беспартийным Нередко оно не называется

    временным, но на деле является таковым.

    71

    Полномочия правительства.

    Наиболее подробно компетенция правительства регламентируется конституциями

    в странах тоталитарного социализма. Обычно основные законы содержат

    перечень вопросов, поручаемых ведению правительства (руководство народным

    хозяйством и социально-культурным строительством, охрана общественного

    порядка и прав граждан, общее руководство внешними сношениями и

    строительством вооруженных сил, раз работка и осуществление планов

    экономического и социального развития страны, государственного бюджета и

    др.). Некоторые современны» постсоциалистические конституции следуют этой

    традиции, также подробно перечисляя вопросы ведения правительства. Лишь в

    единичных конституциях содержатся указания на вопросы которые правительство

    должно решать коллегиально (например, конституция Словакии, вступившая в

    силу в 1993 г.). Это, как правило, наиболее важные вопросы в компетенции

    правительства.

    На практике вопросы, вводящие в компетенцию правительства, часто решают его

    президиум (бюро), комитеты в правительстве, премьер-министр. В последние

    десятилетия роль премьера в коллегии правительства во всех странах

    значительно возросла: ныне он уже не просто первый среди равных, а лицо,

    определяющее политику правительства. Да и голосование на заседаниях

    правительства бывает все реже, решающее слово принадлежит премьер-министру.

    От него же зависят и министры. Так, в некоторых парламентарных

    государствах, как уже говорилось, парламент избирает (назначает) только

    премьер-министра, а министров премьер назначает и увольняет сам.

    Правительство издает подзаконные акты — нормативные и ненормативные (указы,

    ордонансы, декреты, распоряжения и др.). Они занимают более низкое место по

    сравнению с актами главы государства. В полупрезидентских республиках, в

    парламентарных монархиях и республиках правительства (в ряде стран — только

    министры, а не коллегия правительства) могут издавать нормативные акты либо

    от своего имени, либо только как акты, оформляемые по указанию

    правительства в виде декрет-законов президента, приказов монарха в совете.

    В президентских республиках, даже если в них имеется совет министров,

    нормативные акты правительства издаются как акты главы государства. Как уже

    отмечалось, при различных формах правления правительство может также

    издавать, при соблюдении определенных условий, временные акты, имеющие силу

    закона.

    73

    Понятие и значение конституционного контроля. Юридическое верховенство

    конституции предполагает контроль за ее соблюдением. Существуют

    специализированные и неспециализированные органы, которые обязаны не

    допускать применения законов и других актов, противоречащих конституции, а

    в некоторых странах — воспрепятствовать и? изданию. Специализированный

    конституционный контроль (надзор) — важнейший способ защиты конституции

    юридическими средствами. Наряду с ним есть и другие: прокурорский надзор за

    законностью, роль президента как гаранта конституции, деятельность

    уполномоченных парламента (омбудсманов и др.). Вместе с тем возможны

    непосредственные, неюридические способы защиты конституции. Например, народ

    в целом и каждый гражданин в соответствии с конституциями Ганы, Германии,

    Словакии вправе воспрепятствовать посягательствам на демократический

    конституционный строй. Существует ответственность должностных лиц за

    нарушение конституции (рассматриваемые ниже импичмент, предание высших

    должностных лиц особому суду), возможны репрессивные меры с целью

    пресечения нарушений конституции (запрещение по суду деятельности

    политических партий, подрывающих конституционный строй, введение

    чрезвычайного положения). Особую роль игра ет конституционный контроль —

    судебный, специальных органов, a i некоторых странах (Франция) — контроль

    со стороны административных судов (особенно их высшего органа).

    В ходе конституционного контроля (его органы и процедуры рассматриваются

    ниже) осуществляется не только защита конституционны: норм, но и их

    развитие в соответствии с изменяющейся обстановкой Наиболее яркий пример

    этого — США, где действующая сегодня конституция 1787 г. была принята в

    совершенно иных социально-экономических и политических условиях. Почти за

    два столетия существования конституционного надзора (с 1803 г.) суды, и

    прежде всего Верховный суд США, своими толкованиями создали практически

    новую, «живую» конституцию. Новые нормы конституционного права создаются

    органами конституционного надзора и в других странах (Индия, Италия,

    Канада, Франция и т.д.).

    С другой стороны, конституционный контроль не всегда оберегает конституцию

    от нарушающего ее законодательства. Особенно это относится к странам, где

    осуществляется только последующий надзор: неконституционные нормативные

    акты (особенно акты органов исполнительной власти, в частности принимаемые

    в порядке делегированного законодательства) действуют иногда десятилетиями,

    прежде чем возникает вопрос об их конституционности.

    Наконец, в практике самих органов конституционного контроля бывают случаи,

    когда в принятых ими решениях неверно истолковываются положения

    конституций. Косвенно об этом свидетельствуют особые мнения членов

    конституционных судов, довольно частое принятие решений при минимальном

    перевесе голосов.

    Тем не менее институт конституционного контроля (надзора) — важнейший

    демократический институт. Его правильное функционирование обеспечивает

    соблюдение основного закона, в котором выражается соотношение социальных

    сил в обществе и который призван поддерживать необходимую стабильность.

    Среди органов, осуществляющих конституционный контроль, есть учреждения и

    должностные лица, которые занимаются этим наряду с выполнением других

    обязанностей, а есть и специально созданные для этой цели органы

    конституционного контроля.

    75

    Органы конституционного контроля. В социалистических странах функции

    конституционного контроля (надзора), особенно за конституционностью

    принимаемых законов, были возложены на сам парламент, а также на его

    постоянно действующий орган (президиум высшего представительного органа,

    государственный совет и др.). Иногда для этой цели при парламенте

    создавался специальный орган, включавший наряду с депутатами- несколько

    специалистов по конституционному праву. В настоящее время в

    социалистических странах нет специальных органов конституционного контроля.

    Считается, что их не должно быть, так как наличие таких органов нарушало бы

    верховенство парламента. Института конституционного контроля нет и в

    Великобритании, где впервые была сформулирована концепция верховенства

    парламента.

    В ряде стран некоторые функции конституционного контроля выполняет

    президент, который в соответствии с основным законом является гарантом

    конституции (Франция и др.). Практически это выражается, в частности, в

    том, что президент после принятия закона парламентом и до его промульгации

    (подписи президента, удостоверяющей закон и обязывающей исполнять его)

    вправе обратиться в специальный орган конституционного контроля с вопросом

    о конституционности данного акта.Особое значение имеет судебный и

    квазисудебный конституционный контроль. В большинстве стран англосаксонской

    системы права (Австралия, Индия, Канада, США и др.) эту функцию выполняют

    общие суды, т е. те суды, основная цель которых состоит в рассмотрении

    уголовных и гражданских дел. В одних странах эти функции могут

    осуществляться всеми общими судами, а окончательное решение принимает

    высшая судебная инстанция (Скандинавские государства, США, Филиппины,

    Япония), в других — только высшими судами (Гана, Шри-Ланка, Эстония), а в

    федерациях — также высшими судами штатов (Индия, Канада, Малайзия), хотя и

    в последнем случае окончательное решение принимает верховный суд

    государства. В ряде стран функции конституционного контроля (надзора)

    вверены специальному органу — конституционному суду (Германия, Италия и

    др.). Обычно он формируется при участии разных ветвей власти

    (законодательной — парламента, исполнительной — президента), а также

    судейского корпуса (высшего совета магистратуры или аналогичных органов

    судебного руководства). В его составе часто есть не только профессиональные

    судьи с большим стажем судебной или адвокатской практики, но и профессора

    права, политики, бывшие государственные служащие. Они обычно назначаются не

    пожизненно, а на один, однако довольно длительный срок (но не более 12

    лет), реже — на два срока (Венгрия, Сирия) с ротацией (частичным

    обновлением состава суда). В некоторых странах функции конституционного

    суда выполняет специализированная палата конституционных гарантий,

    конституционного правосудия, действующая отдельно или в составе верховного

    суда (Колумбия, Перу и др.). В некоторых странах соединяются обе модели

    контроля со стороны общих и специальных судов: если в процессе судья

    приходит к выводу (обычно по заявлениям сторон) о возможной

    неконституционности применяемого закона, он обращается в конституционный

    суд (Греция, Италия, Португалия). Помимо конституционного надзора на эти

    органы возлагаются обычно и другие функции: наблюдение за правильностью

    проведения референдумов, объявление их результатов (Франция), рассмотрение

    конфликтов по вопросам компетенции между центральными и областными органами

    (Испания), рассмотрение по существу обвинений, выдвинуто парламентом против

    президента республики (Италия), объявление не конституционными политических

    партий (ФРГ), толкование конституций и представление заключений высшим

    органам государства по конституционным вопросам, а в некоторых странах и

    толкование обычных законов (Албания, Египет, Польша, Узбекистан).

    Обращаться в органы конституционного контроля могут высшие органы

    государства и должностные лица, субъекты федерации, автономные образования,

    группы депутатов и сенаторов, суды, омбудсманы, граждане, если нарушены их

    конституционные права (обычно только после рассмотрения дела общими или

    иными судами). Наконец, если исчерпаны все способы защиты конституционных

    прав в своей стране, граждане могут обращаться в международные органы, и

    международные суды. Подробнее об условиях такого обращения говорится в

    главе, посвященной правовому статусу личности.

    74

    Формы конституционного контроля. Конституционный контроль называется

    предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о

    соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как

    правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым

    обращается президент или определенная законом группа депутатов (обычно из

    оппозиции) с просьбой ( проверке конституционности принятого закона до

    подписания его президентом.При последующем конституционном контроле спор о

    конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как

    этот акт вступил в силу (Германия, Индия, США, Филиппины и др.). Законы и

    иные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются,

    либо запрещаются к публикации (и, следовательно, не вступают в силу), либо,

    наконец, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами и

    другими органами государства. Во многих странах возможны и те, и другие

    последствия. Как правило, решение специализированного органа

    конституционного контроля является окончательным и обжалованию не подлежит.

    В некоторых странах, однако, решения органов конституционного контроля не:

    являются окончательными: если в Намибии, Польше, Румынии, Эквадоре, Эфиопии

    конституционный суд признает закон неконституционным, такое решение

    подлежит утверждению парламента (в Польше предполагается отмена этого

    правила, введенного еще в «социалистический» период). В Казахстане против

    решения конституционного совета может возразить президент, и тогда дело

    рассматривается повторно. Различают конкретный и абстрактный

    конституционный контроль. В первом случае решение выносится по конкретному

    делу, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование

    определенной правовой нормы по запросу группы депутатов). Бывает

    обязательный и факультативный контроль (обязательному подлежат определенные

    виды законов, например органические законы во Франции до их подписания

    президентом), решающий и консультативный контроль (в последнем случае

    решение не обязательно для соответствующего органа).

    16. Понятие, виды и значение к.-х принципов (к.-х основ) в зарубежных

    странах.

    Правовое регулирование экон. К.-е регулирование экон. отношений включает

    вопросы соб-ти, труда, распределения и пр. К. право закрепляет основные

    принципы о народном суверенитете, верховенстве парлам., равенстве всех

    перед законом, господстве права и т.д. К.-и, строящиеся с учетом рыночной

    модели экон., устанавливают равноправие всех видов соб-ти – гос., частной,

    муниципальной, хотя правовой режим различ. видов не совсем одинаков.

    Провозглашается свобода предприн. деят-ти; вмешательство гос. в рыночные

    отношения огран-ся обществ. необх. целями. В этих К. обычно говорится о

    неприкосновенности соб-ти. К.и стран либеральной экон. обычно не говорят о

    классовой структуре общества. Хотя в отдельных из них (Ирландии 1937 г.)

    были упоминания о классах - говорилось об отсутствии каких-либо

    привилегированных классов. Принципы полит. сист. К.-и регулируют те или

    иные ее звенья, стороны, элементы: государство, политический режим, часто –

    полит. партии, иногда полит. идеологию. Поэтому полит. система традиционно

    является объектом изучения К.-го права, хотя длительное время изучались

    лишь ее отдельные стороны и только в последние два десятилетия она стала

    объектом изучения как комплексный К.-но-правовой институт. принципы

    духовной жизни. В условиях демократических режимов К.-и провозглашают

    идеологический плюрализм, свободу убеждений и выражения своих мнений

    (Германия). Тоталит. - обязательная идеология. В группе стран существует

    официально признанная идеология (рукунегару в Малайзии), она не внедряется

    принудительно и уклонение от нее не влечет наказаний. Однако для ее

    пропаганды создаются значительные преимущества.

    17. Понятие прав. положения чел. и гражд. и формы его закрепления в совр.

    К.-ях.

    Права чел. - это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в

    силу рождения как личности. Под лозунгами неотчуждаемых прав человека

    передовые представители «третьего сословия», революционной буржуазии,

    выступали против произвола абсолютных монархов и закрепощения личности

    средневековой церковью. К числу неотчуждаемых прав чел. относят обычно

    право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.