МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституционное право Украины

    Конституционное право Украины

    Вопросы по основам конституционного права Украины

    1. История конституционного законодательства в Украине

    В первый княжеский период украинский народ не имел собственного

    писаного закона конституционного характера. Самым значительным памятником,

    сохранившим давние нормы права, была «Русская правда» (термин «правда» тут

    означает закон). Государственное устройство Руси-Украины имело все

    предпосылки для создания представительных структур. Тогдашнее вече

    функционировало в виде собраний граждан города, земли. Вече принимало

    решения, в ряде случаев выбирались князья и с ними заключались договоры

    (так называемый ряд). Это были зачатки украинской конституции.

    На украинских землях периода Литовско-русской эпохи действовал

    Литовский статут (1588 год). Это был правовой документ, превосходивший

    тогдашние западноевропейские кодексы. Он имел силу закона и в Казацкой

    державе, где сохранились элементы коллективизма, равенства, справедливости,

    выборности органов и т.п.

    На такой почве выросла фигура Богдана Хмельницкого, который имел

    широкую программу становления украинской государственности.

    После смерти Б. Хмельницкого получить автономию Украине не удалось,

    однако идея независимости не оставляла украинских деятелей. Первой

    Конституцией Украины в европейском понимании стали «Пакты и Конституции

    законов и вольностей Войска Запорожского», написанные гетманом Украины

    Пилипом Орликом и принятые 5 апреля 1710 года.

    Конституция Пилипа Орлика состояла из преамбулы и 16 параграфов. В

    преамбуле схематически изложена история Войска Запорожского, обосновано

    естественное право на собственное государство.

    Конституция основывалась на идее разделения власти на законодательную,

    исполнительную, судебную.

    Законодательная власть принадлежала Раде, членами которой были

    полковники со своей старшиной, сотники, генеральные советники ото всех

    полков и послы от Низового Войска Запорожского.

    Рада должна была собираться трижды в год — на Рождество, Пасху и

    Покрова.

    Суд также обязан был действовать независимо, поскольку гетман «не

    должен наказывать сам».

    Эта Конституция действовала на Правобережной Украине до 1714 года. Она

    заложила основные принципы республиканской формы правления, но никогда не

    была введена в государственном масштабе.

    Важную роль в развитии украинского конституциализма сыграло Кирилло-

    мефодиевское общество (1846—1847 годы). Его программный документ — «Книга

    бытия украинского народа, или Закон Божий» — разрабатывал модель общества,

    которое базировалось на принципах свободы и федерализма. Предлагалось

    создание славянского союза, в котором главное место занимала Украина.

    Творцом первого конституционного проекта, приближавшегося к

    европейским: образцам, был Михаил Драгоманов. Он отстаивал федерализм с

    максимальной децентрализацией и самоуправлением громад и областей.

    В 1917 году была создана Центральная Рада. В I и II Универсалах

    провозглашена автономия Украины, а Ш Универсал провозглашал Украинскую

    Народную Республику. В 1918 году IV Универсал провозгласил полную

    самостоятельность и независимость Украины.

    Проект конституции под названием «Устав о государственном устройстве,

    правах и вольностях УНР» был разработан и принят на заседании Центральной

    Рады 29 апреля 1918 года, но в тот же день Центральная Рада была разогнана,

    и разработанный документ не был опубликован.

    Заслуживает внимания также Временный Основной закон Западно-Украинской

    Народной Республики, одобренный во Львове в 1918 году.

    Советская власть в Украине хотела юридически подтвердить свою

    приверженность к государственной независимости. В 1919 году принята первая

    Конституция УССР. За образец взята Конституция РСФСР 1918 года. В связи с

    созданием СССР принята Конституция СССР. Соответствующие изменения были

    внесены и в Конституцию УССР.

    В 1936 году в СССР была принята «сталинская» Конституция. Под ее

    влиянием в следующем году утверждена Конституция УССР. Тут содержались

    положения о политической и экономической основе государства,

    декларировались политические права и свободы, но на практике они грубо

    нарушались.

    В июне 1978 года Верховный Совет УССР принял очередную Конституцию

    УССР, которая содержала много идеологических наслоений. Статья 6

    Конституции закрепляла роль Коммунистической партии как ядра политической

    системы. Были записаны новые права — на выбор профессии, на жилье и т.п.,

    но они не были реализованы.

    1 РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ

    Политико-правовой базой утверждения независимости Украины стали

    следующие нормативно-правовые документы: Декларация о государственном

    суверенитете (16 июля 1990 года), Акт о провозглашения независимости

    Украины (24 августа 1991г.), Закон Украины от 12 сентября 1991г. «О

    правопреемстве Украины», концепция новой Конституции Украины, одобренная

    Верховным Советом Украины (19 июня 1991 г.), проект Конституции, который

    обсуждался народом с 15 июля по 1 декабря 1992 г. Последняя стадия этого

    этапа связана с Постановлением Верховного Совета Украины от 10 ноября

    1994г. « О составе комиссии по разработке новой Конституции Украины

    (Конституционной комиссии)».

    В 1992 году, а затем в 1993 году на всенародное обсуждение были

    вынесены проекты Конституции Украины. Эти проекты не стали Основным

    Законом. Назрел конституционный кризис. Как выход из него в июне 1995 года

    заключается Конституционный договор между Верховной Радой и Президентом

    Украины «Об основных принципах организации и функционирования

    государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до

    принятия новой Конституции Украины». В целом Конституционный договор,

    несмотря на временный характер, способствовал созданию новой Конституции

    Украины.

    Принятию Конституции предшествовали изменения и дополнения Конституции

    Украинской ССР, приостановление действия ряда ее глав и регулирующие

    некоторые конституционные отношения текущим законодательством.

    2 апреля 1996г. Верховный Совет принял решение о включении в повестку

    дня пленарных заседаний обсуждение проекта Конституции Украины. 17 апреля

    началось его первое чтение. 19 апреля принято решение о необходимости

    образования Временной специальной комиссии по доработке проекта

    Конституции, которая была образована 5 мая. 28 мая началось рассмотрение

    проекта, а 4 июня проект был принят в первом чтении. К принятому в первом

    чтении проекту поступило только от субъектов законодательной инициативы

    5680 предложений, заявлений и поправок.

    19 июня началось второе чтение, а 28 июня 1996г. в 9 часов 18 минут

    утра Конституция Украины квалифицированным большинством голосов (315

    депутатов) была принята.

    Конституция Украины имеет четкую структуру. Она состоит из преамбулы

    (вступления), основной части, состоящей из 14 разделов (161 статья),

    переходных положений (15-й раздел, поделенный на 14 статей). Стиль, которым

    написана отечественная Конституция, строго документальный, основанный на

    общедоступном словоупотреблении и относительно простых формулировках. Лишь

    преамбула написана высоким стилем, призванным оказать определенное

    эмоциональное воздействие. Преамбула Конституции Украины включает осознание

    Верховной Радой ответственности перед собственной совестью,

    предшествующими, нынешним и грядущими поколениями.

    2. Источники и система конституционного права

    3. Конституционно-правовые нормы и отношения

    установление», «сложение».

    Конституция — это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и

    регулирующих отношения между человеком и обществом, с одной стороны, и

    государством, с другой, а также основы организации и построения самого

    государства. Конституция закрепляет государственное и общественное

    устройство, права, свободы человека и гражданина, формы прямого

    народовластия, организацию государственной власти и местного

    самоуправления, территориальное устройство и другие составляющие

    государства и общества.

    Высшая юридическая сила конституции состоит в том, что ее нормы всегда

    имеют перевес над положениями законов и других нормативных актов. Все

    нормативные акты должны приниматься согласно процедуре, предусмотренной

    конституцией. Любой акт, противоречащий конституции по существу или по

    форме, должен признаваться недействительным.

    Конституция нашей страны, как и любой другой закон, наряду с юридической

    имеет и социально-политическую сущность. Эта сущность состоит в том, что

    Конституция является своеобразным общественным договором (бесспорно, не в

    юридическом значении понятия договор), в котором согласованы политические

    интересы различных частей общества. Каждая такая часть — общественный

    класс, социальный слой, политическая партия, национальная или

    территориальная общность имеет свои социально-политические интересы.

    Степень согласования этих интересов нашла свое отражение в Конституции

    Украины от 28 июня 1996 года. Эта Конституция стала результатом компромисса

    между законодательной и исполнительной властью, между парламентом и главой

    государства. В то же время, новая Конституция нашей страны четко и

    однозначно стоит на защите государственной независимости Украины и

    закрепляет правовые основы продвижения в сторону создания демократического

    правового государства, основанного на рыночных отношениях, утверждает

    ценности гражданского общества.

    Конституция Украины имеет следующие социальные функции.

    1. Юридическая функция.

    Конституция — это основной закон, закон законов. Она — главный источник

    права нашей страны, основа всей системы правового регулирования

    общественных отношений в Украине.

    2. Политическая функция.

    Конституция — это правовая основа политической системы. Все политические

    силы действуют на основе единообразных правил, определенных в Конституции.

    3. Идеологическая функция.

    Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к общепризнанным

    ценностям (права человека, собственность, семья, демократия, законность,

    патриотизм и др.) и убеждает, воспитывает человека в духе уважения этих

    ценностей, направляет на необходимость их сохранения и соблюдения.

    4. Конституционное право как правовая база национального законодательства

    Украины

    К. строй - это юрид. орг-ция общ-ного и гос-ного строя, политико-

    правовой фундамент формирования гр-кого общ-ва и правового гос-ва, ср-ва

    обеспечения приоритета прав и свобод человека и гр-на в отношении любых

    вторых коллективно-субъективных прав.

    К-ционный строй У-ны представл. собой систему обществ. отнош,. которые

    предусматривает, регул. и охраняет ее К-ция, то есть порядок, что

    устанавливает ее Осн. З-н в гос-ве и общ-ве.

    Общепризнанными составными конституционного строя есть основы гос-ного и

    общест. строя, к-ционный статус человека и гражданина, формы прямого

    народовластия, орг-ция гос-ной власти и местного самоуправления и статус их

    органов, территориальный строй и другие институты гос-ва и общ-ва.

    Первоочередное значение К-ция У-ны, как и к-ции большинства стран мира,

    предоставляет закреплению к-ционных основ гос-ного и общ-ного строя.

    1. К-ция, как осн. зон гос-ва, закрепляет отношения, определяющие

    построение, устройство и функционирование гос-ва как орг-ции полит.

    власти. К им относятся отношения, которые складываются по поводу:

    . формы гос-ного правления,

    . политического режима,

    . гос-ного устройства,

    . использования атрибутов и символов гос-ва.

    5. Гражданин как субъект конституционного права

    Конституционно-правовой статус личности в Украине.

    Демократический характер новой Конституции вытекает не только из принципов

    конституционного строя, но и из норм, определяющих правовое положение

    личности, установленных во втором разделе Конституции «Права, свободы и

    обязанности человека и гражданина». Этот раздел является одним из ключевых

    в Конституции, поскольку одна из основ правовой государственности — идея

    утверждения и обеспечения прав и свобод человека.

    Правовое положение личности — это сложное понятие, включающее правовое

    состояние личности, общую правоспособность, политико-правовые принципы,

    права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также гарантии

    реализации и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

    Основой правового положения личности выступают права, свободы и обязанности

    человека и гражданина, которые образуют правовой статус личности. Ядром

    правового статуса личности, и, в целом, правового положения личности

    является конституционный статус личности. Этим понятием охватывается

    совокупность закрепленных в Конституции прав, свобод и обязанностей

    личности.

    Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в государстве, а

    также объем возлагаемых на него обязанностей, находятся в прямой

    зависимости от его правового состояния, которое служит предпосылкой других

    элементов правового положения личности.

    Правовое (гражданское) состояние личности отражает принадлежность лица к

    гражданству Украины, либо принадлежность лица к гражданству другого

    государства или непринадлежность лица как к гражданству Украины, так и к

    гражданству любого другого государства (лицо без гражданства). Известны

    также другие правовые (гражданские) состояния.

    Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с государством,

    выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и взаимной

    ответственности.

    Государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и

    покровительствует ему за границей. Гражданин соблюдает законы и предписания

    государства, выполняет установленные им обязанности.

    Гражданство Украины регулируется Конституцией, Законом Украины «О

    гражданстве Украины» и принятыми в соответствии с ними другими нормативно-

    правовыми актами.

    Право на гражданство является неотъемлемым правом человека. Конституция

    устанавливает, что гражданин Украины не может быть лишен гражданства и

    права переменить гражданство, не может быть выдворен за пределы Украины

    либо выдан другому государству. Украина гарантирует заботу и защиту своим

    гражданам, находящимся за ее пределами.

    6. Международные правовые акты о правах человека

    Право человека -- это гарантированное законом и обеспеченное

    государством возможность поведения лица, а свобода область

    человеческого поведения, в которую гос-во обязуется не вмешиваться. В

    современном мире для большинства государств характерно определенное

    совпадение взглядов на то, какие правая должны быть представленны

    индивидом, и закреплены в национальных законах.Международно- правовые

    обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения стирал

    человека составляют содержание международных стандартов в области прав

    человека.Существуют следующие международные акты в правах человека:

    всеобщая декларация прав человека 1948г./ООН/; Декларация в правах лиц

    принадлежащих к нац. или этническим, религиозным и языковым

    меньшинствам/1992г./; декларации в защите всех лиц вот пыток и др.

    жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или

    наказания /1975г./; Международный пакт об экономических, социальных и

    культурных правах; международный пакт

    7. Система основных прав и свобод человека. Гражданские и политические

    права

    8. Гарантия прав и свобод человека

    См. Раздел 2 Конституции Украины.

    Термины «права», «свободы» и «обяз-ты» часто употребляются в национальном

    правое разных стран мира, в т.ч. и в укр. правое. Им уделяется большое

    внимание в К-ции У-ны и в др. законодат. актах почти всех отраслей правая У-

    ны (К-ционное, админ., семейное право и т.д.). Правая и свободы гр-на

    закреплены в международном правое в виде общепризнанных стандартов, к-рые

    находятся в междунар. соглашениях и пактах. Где бы гр-нин не находился, вон

    находится под защитой сообщ-ва, своего гос-ва и гос-ва, где вон

    находится. Гос-во через свои з-ны закрепляет правая и свободы гр-ан потому,

    они явл. фундаментальными.

    Права и свободы гр-на и чел-ка-это обеспеченные К-цией и др. с-нами У-ны

    возм-ты иметь, владеть, пользоваться и распоряжаться эконом-кими, полит.,

    культурными и др. социальными ценностями, благами; пользоваться свободой

    действий и поведения в пределах с-на. Правая и свободы гр-на, закрепленные

    к-цией (ст. 22), не явл. исчерпаемыми, они не могут быть отменены. Исходя

    из содержания К-ции У-ны, осн. правая и свободы гр-на и чел-ка

    классифицируются по таким признакам: гражд-кие, политические,

    экономические, социальные, культурные правая и свободы. Это осн. К-ционные

    права гр-на. Они конкретизируются, детализируются в законодательных актах,

    к-рыми устанавливаются способы защиты таких прав.

    Содержание К-ционных обяз-тей составляют общие требования общ-ва и гос-ва

    к человеку и гр-ну в сфере социальной действительности. К-ционные обяз-ва-

    это разновид юрид. обяз-в, под к-рыми подразумевается продиктованная зак-

    вом мэра необходимого, обязательного поведения чел-ка. К-ционные обяз-ты

    определяют обязательное (желаемое) для всех гр-ан и общ-ва поведение чел-ка

    и гр-на в гос-но-правовой и социальной сферах. Их содержание составляют К-

    ционные нормы, обобщенные с позиций международно-правовых актов и

    принципов общечеловеческой морали.

    9. Понятие гражданства

    Гражданин - это человек, взятый в его соотношении с гос-вом, политической

    властью в общ-ве и законом, основанном на государственно-правовом признании

    конкретного индивида носителем субъективных прав и юрид. обязанностей.

    Право на гражданство является неотъемлемым правом человека. Гражданин

    Украины не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство.

    Граждане Украины независимо от оснований и порядка приобретения

    гражданства Украины имеют равные конституционные права и свободы и являются

    равными перед законом.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.