История Российской прокуратуры
История Российской прокуратуры
1. Введение 2. Задачи прокуратуры. Место в системе правоохранительных
органов 3. Структура и организация и органов прокуратуры 3.1. Общая
характеристика системы прокуратуры РФ 3.2. Генеральная прокуратура РФ 3.3.
Прокуратура субъектов РФ 3.4. Прокуратуры городов и районов 3.4.
Специализированные прокуратуры 3.4.1. Военные прокуратуры 3.4.2.
Транспортные прокуратуры 3.4.3. Природоохранительные прокуратуры 4.
Прокуроры 4.1. Правовой статус прокурора 4.2. Служба в органах прокуратуры
4.3. Меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей 5.
Прокурорский надзор 5.1. Надзор за исполнением законов (общий надзор) 5.2.
Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 5.3.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность 5.4. Прокурорский надзор за исполнением
законов органами дознания и предварительного следствия 5.5. Надзор за
исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих
наказание и назначаемые судом меры принудительного характера,
администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу 6.
Участие прокурора в рассмотрении дел судами 7. Координация деятельности
правоохранительных органов по борьба с преступностью. 8. Уголовное
преследование 9. Порядок рассмотрения в органах прокуратуры жалоб,
заявлений и иных обращений. Порядок приема граждан 10. Список основных
нормативных правовых актов по теме 11. Список использованной литературы 1.
ВВЕДЕНИЕ Настоящее приложение по юридическому самообразованию посвящено
вопросам организации и деятельности органов прокуратуры РФ, играющих
ключевую роль в укреплении законности и правопорядка в стране. В данном
материале, подготовленном на основе имеющейся в настоящее время нормативно-
правовой базы, дана общая характеристика задач, функций, организации и
полномочий органов прокуратуры. Автор ставил своей задачей в достаточно
популярной форме показать многообразие прокурорской деятельности,
затрагивающей практически все виды общественных правоотношений и не
ограничиваемой только прокурорским надзором за исполнением законов.
Материал подготовлен главным редактором электронного издания
"Законодательство России" Дмитриевым Валерием Сергеевичем. 2. ЗАДАЧИ
ПРОКУРАТУРЫ. МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Прокуратура
является одним из видов правоохранительных органов РФ, призванных
обеспечить декларированные в ст. ст. 1 и 2 Конституции РФ верховенство
закона, функции государства по соблюдению и защите прав и свобод граждан,
законности и правопорядка. В системе правоохранительных органов прокуратура
занимает особое место. т. к. на нее в законодательном порядке возложена
задача координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью. Ст. 129 Конституции РФ определяет прокуратуру Российской
Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются
федеральным законом. Таким законом является Федеральный Закон РФ от 17
января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон
о прокуратуре). Этот закон, в который в 1995 и в 1999 г.г. были внесены
существенные изменения, определил задачи прокуратуры, принципы ее
организации и деятельности, порядок назначения прокуроров, их компетенцию,
правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников
прокуратуры. Как и любому другому виду правоохранительных органов,
прокуратуре свойственен ряд характерных признаков, отличающих ее от других
государственных органов: - наличие полномочий осуществления
правоохранительной деятельности, возложенных специальным законом; -
осуществление правоохранительной деятельности в строгом соответствии с
установленными законом правилами и процедурами; - наличие права применять
меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушения; -
обязательность исполнения решений, принятых правоохранительными органами,
должностными лицами и гражданами. Полномочия прокуратуры весьма широки.
Основными из них, в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре,
являются следующие: - надзор за исполнением законов федеральными
министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными
органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и
исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их
должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и
некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими
правовых актов; - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными
федеральными органами исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и
руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; - надзор за
исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие; - надзор за исполнением
законов судебными приставами; - надзор за исполнением законов
администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих
назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест
содержания задержанных и заключенных под стражу. Кроме функций надзора
прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с
полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством
РФ. Прокуроры участвуют также в рассмотрении дел судами, в т. ч.
арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения,
приговоры, определения и постановления судов. Свою деятельность по
выполнению вышеперечисленных функций прокуратура строит на основе принципов
централизации, независимости , законности и гласности. Принцип
централизации состоит в том, что прокуратура РФ составляет единую
федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на
основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору Российской Федерации. Принцип независимости означает
осуществление органами прокуратуры своих полномочий независимо от
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
общественных объединений, а также недопустимости вмешательства в
осуществление прокурорского надзора. Принцип законности подразумевает
осуществление прокурорами своих функций в строгом соответствии с
действующими на территории Российской Федерации законами. Принцип гласности
состоит в информировании федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. При этом
прокуратура действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит
требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод
граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и
иной специально охраняемой законом тайне. 3. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ
ПРОКУРАТУРЫ РФ 3.1. Общая характеристика системы прокуратуры РФ Согласно
ст. 11 Закона о прокуратуре систему прокуратуры Российской Федерации
составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры
субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие
специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения,
редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также
прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные
специализированные прокуратуры. Иными словами система прокуратуры - это
жестко централизованная федеральная система органов и учреждений
прокуратуры, организованная на единых принципа в соответствии с
федеративным устройством и административно-территориальным делением РФ.
Генеральная прокуратура возглавляет систему органов прокуратуры. Другие
органы прокуратуры можно подразделить на территориальные и
специализированные. К территориальным прокуратурам относятся: - прокуратуры
субъектов Федерации; - прокураторы городов, районов. В число
специализированных прокуратур входят военная, транспортная,
природоохранительная, по надзору за соблюдением законов в исправительных
учреждениях, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых
административно-территориальных образованиях и на режимных объектах. В
систему прокуратуры РФ также входят научные и образовательные учреждения: -
Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и
правопорядка (Москва); - Институт повышения квалификации прокурорско-
следственных работников (Санкт-Петербург); - Институт повышения
квалификации прокурорско-следственных работников (Иркутск); - Санкт-
Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ; - Институт
прокуратуры РФ в составе Московской Государственной юридической академии; -
Институт прокуратуры РФ составе Саратовской государственной академии права;
- Институт прокуратуры РФ в составе Уральской государственной юридической
академии. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений
прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются
Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской
Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры
Российской Федерации, не допускаются. 3.2. Генеральная прокуратура РФ
Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный
прокурор Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации
имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской
Федерации. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется
коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации
(председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности),
других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором
Российской Федерации. Структуру Генеральной прокуратуры Российской
Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах
управлений, в составе управлений). Согласно приказа Генерального прокурора
РФ в состав Генеральной прокуратуры РФ входят: - Секретариат Генерального
прокурора РФ (на правах управления); - Организационно-контрольное
управление; - Управление кадров; - Управление по надзору за исполнением
законов и законностью правовых актов; - Главное следственное управление,
включающее в себя Управление по надзору за следствием, дознанием и
оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; - Управление
по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; -
Организационно-методическое управление; - Управление по расследованию особо
важных дел; - Отдел по надзору за расследованием особо важных дел - на
правах управления; - Отдел криминалистики - на правах управления; -
Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности; -
Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и
межнациональных отношениях на Северном Кавказе; - Управление по делам
несовершеннолетних и молодежи; - Второе управление; - Управление по надзору
за законностью судебных постановлений по уголовным делам; - Управление по
надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам; -
Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе; -
Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных
органах; - Управление по надзору за законностью исполнения уголовных
наказаний; - Управление правового обеспечения; - Международно-правовое
управление; - Отдел реабилитации жертв политических репрессий - на правах
управления; - Центр информации и общественных связей - на правах
управления; - Управление по надзору за исполнением налогового
законодательства; - Отдел писем - на правах управления; - Приемная - на
правах управления; - Первый отдел - на правах управления; - Управление
делами; - Управление делопроизводства; - Отдел по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациями в мобилизационной работе - на правах
управления; - Отдел безопасности - на правах управления; - Главная военная
прокуратура. Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах
управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники
отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора
Российской Федерации. Главное следственное управление и Главную военную
прокуратуру возглавляют заместители Генерального прокурора РФ. В главных
управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших
прокуроров и прокуроров, старших прокуроров - криминалистов и прокуроров -
криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и
следователей по особо важным делам и их помощников. Генеральный прокурор
Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших
помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу
начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям,
статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской
Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых
соответствует статусу заместителей начальников управлений. По приказу
Генерального прокурора РФ от 25 апреля 1996 г. N 25 в целях улучшения
организации работы, обеспечения углубленного, комплексного изучения
актуальных проблем прокурорского надзора и разработки на этой основе
обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка, усилению
борьбы с преступностью в центральном аппарате Генеральной прокуратуры РФ
образованы постоянно действующие рабочие группы по следующим направлениям
деятельности: - соблюдение политических, социальных и других прав и свобод
граждан; - обеспечение конституционных прав граждан в уголовном
судопроизводстве; - вопросы борьбы с бандитизмом, умышленными убийствами и
другими насильственными преступлениями против личности; - вопросы борьбы с
правонарушениями и преступлениями в сфере экономики; - борьба с
терроризмом, проявлениями политического экстремизма; - исполнение
законодательства об охране природной среды; - вопросы борьбы с коррупцией;
- соблюдение прав несовершеннолетних, профилактика правонарушений; -
вопросы исполнения законодательства о военной реформе; - вопросы исполнения
налогового и таможенного законодательства. В Генеральной прокуратуре РФ
также действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов,
связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Согласно ст.
17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ обладает следующими
полномочиями: - руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает
обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений
прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции,
регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры
Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального
обеспечения указанных работников; - устанавливает в пределах выделенной
штатной численности и фонда оплаты труда штаты и структуру Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, определяет полномочия структурных
подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных
органов и учреждений прокуратуры; - назначает на должность и освобождает от
должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений
системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей; - несет
ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры
Законом о прокуратуре. 3.3. Прокуратуры субъектов Российской Федерации
Прокуроры субъектов Федерации, возглавляющие соответствующие прокуратуры,
назначаются Генеральным прокурором по согласованию с органами
государственной власти этих субъектов на срок 5 лет. В прокуратурах
субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных
специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора
субъекта Российской Федерации, являющегося председателем коллегии, его
заместителей и других прокурорских работников, назначаемых прокурором
субъекта Российской Федерации. Коллегии в органах прокуратуры являются
совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие
прокуроры издают приказы. Прокуратуры субъектов Российской Федерации,
приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах состоят
из управлений и отделов, функционирующих либо на правах управлений, либо в
составе управлений. Начальники управлений и отделов на правах управлений
являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в
составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.
В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и
помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов,
старших прокуроров - криминалистов и прокуроров - криминалистов, а также
следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников.
Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры
могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует
статусу заместителей начальников управлений. Прокуроры субъектов Российской
Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур
городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов,
действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов
Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания,
распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками,
могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|