МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История государства и права России (полный курс)

    усиленно боролась против остатков языческих обрядов.

    В Русской Правде нет указаний ни на государственные, ни на должностные

    преступления. Но это не значит, что выступления против княжеской власти

    проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная

    расправа без суда и следствия. Вспомнить хотя бы, как поступила княгиня

    Ольга с убийцами своего мужа.

    Суд и судопроизводство. В Древнерусском государстве суд не был отделен

    от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие

    правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при

    рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами - участниками

    процесса. Высшей судебной инстанцией был великий князь.

    Древнерусское право еще не знало разграничения между уголовным и

    гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия могли

    применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). Во всяком

    случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный

    (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны

    в процессе назывались истцами. (Исследователи полагают, что в церковном

    суде применялся и инквизиционный, розыскной процесс со всеми его

    атрибутами, включая пытку).

    Русская Правда знает две специфические процессуальные формы досудебной

    подготовки дела - гонение следа и свод. Гонение следа - это отыскание

    преступника по его следам. Если след привел к дому конкретного человека -

    значит, он и есть преступник, если в село - ответственность несет община,

    если потерялся на большой дороге - поиск преступника прекращается.

    Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему не

    остается ничего другого, как прибегнуть к закличу, т.е. объявить на

    торговой площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опознает украденное

    или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится

    утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его

    правомерным способом, например купил. Тогда начинается процесс свода.

    Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т.е.

    указать лицо, у которого он приобрел данную вещь. При этом достаточно

    показаний двух свидетелей и мытника - сборщика торговых пошлин.

    Закон предусматривает определенную систему доказательств, в том числе

    свидетельские показания. Различаются две категории свидетелей - видоки и

    послухи. Первые - свидетели в современном смысле слова, очевидцы

    происшествия. Послухи - более сложная категория. Это лица, которые слышали

    о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под

    послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были

    показать, что ответчик или истец - добропорядочные люди, заслуживающие

    доверия. По некоторым гражданским и уголовным делам требовалось

    определенное число свидетелей (например, два свидетеля при заключении

    договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием). Иначе

    говоря, в использовании свидетельских показаний присутствует элемент

    формализма.

    В Древнерусском государстве появляется целая система формальных

    доказательств - ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок

    -"поле". Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог

    помогает правому. В Русской Правде и иных законах Киевского государства

    "поле" не упоминается, но другие источники, в том числе иностранные,

    говорят о практическом применении на Руси этого вида ордалий.

    Другим видом "суда божьего" были испытания железом и водой. Испытание

    железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в

    более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящая

    ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. По более поздним

    источникам, однако, можно заключить, что если человек, связанный и

    брошенный в воду, начинал тонуть, то он считался выигравшим дело. Особым

    видом доказательства была присяга - "рота". В некоторых случаях имели

    доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства.

    В Русской Правде видны определенные формы обеспечения исполнения

    судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное

    должностное лицо - вирник являлся в дом осужденного с многочисленной и

    вооруженной свитой и "терпеливо" ждал, пока тот заплатит штраф, получая

    каждый день обильное натуральное содержание. Преступнику выгодней было как

    можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных

    "гостей".

    За основную массу преступлений наказанием была "продажа" - уголовный

    штраф.

    2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РУСИ В ПЕРИОД УДЕЛЬНОГО ПРАВЛЕНИЯ (XII- XIV ВВ.).

    ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

    1. Предпосылки политической раздробленности

    В середине XII в. Древнерусское государство распалось на двенадцать

    удельных княжеств. Это был политический результат дальнейшего развития

    феодализма, укрепления феодальной собственности на землю, утверждения

    феодальной ренты в качестве средства эксплуатации крестьянства. Падение

    удельного веса международной торговли, проводившейся по пути "из варяг в

    греки" через Киев, прекращение обогащавших знать завоевательных походов

    киевских князей ослабили значение Киева как политического и экономического

    центра русских земель. Попытки киевских князей приостановить процесс

    распада Киевской Руси посредством феодальных съездов успеха не принесли.

    Одна за другой земли начали освобождаться из-под власти Киева, местные

    феодалы стали проводить свою политику, зачастую отличную от

    общегосударственной, киевской. Стремясь расширить свои земельные владения,

    местные феодалы и князья захватывают соседние земли, что усилило

    междоусобицы и феодальные распри. Постепенно усиливаются новые

    экономические и политические центры - Новгород, Смоленск, Галич, Рязань и

    другие. Новая эпоха характеризовалась распространением пашенного

    земледелия, начинает утверждаться трехпольная система. В городах

    развивается ремесло, растет число ремесленных специальностей. Города

    становятся центрами окружающих территорий, военными опорными пунктами.

    Однако в условиях господства натурального хозяйства развитие товарного

    производства имело свои пределы: торговые связи между княжествами были

    непрочными и непостоянными.

    Повышение производительности труда в сельском хозяйстве и ремесленном

    производстве привело к увеличению ценности земли. Феодалы теперь видели в

    земле главный источник своего обогащения. Резко возрастает стремление

    феодалов к расширению своих земельных владений. Великокняжеская власть в

    таких условиях, стремясь укрепить свое положение, широко практикует раздачу

    земли приближенным. Результат в конечном счете оказался обратным: рост

    крупного феодального землевладения и содействие ему центральной власти

    обессилили киевский престол и привели к распаду государственного единства

    Киевской Руси. Став собственниками обширных земельных владений, местные

    князь и бояре обрели независимость как в экономическом, так и в

    политическом отношении. Реальная власть киевских князей быстро пошла на

    убыль и постепенно ограничивалась территорией собственно Киевского

    княжества, хотя номинально Киев и продолжал считаться общерусским "стольным

    градом".

    Распад государственного единства, экономическое и политическое

    обособление отдельных княжеств и земель - закономерный этап в развитии

    феодального строя. Но, с другой стороны, переход к феодальной

    раздробленности, расчленение Древнерусского государства ослабили

    сопротивляемость внешнему давлению и облегчили (в дальнейшем) завоевание

    Руси татаро-монголами.

    После распада Древнерусского государства для экономического и

    политического развития отдельных его частей большое значение имело

    местоположение княжества, уровень феодализации его хозяйственной жизни.

    Политические формы отечественной государственности в период удельного

    правления были многообразными - от сильной княжеской власти до

    республиканского строя. Основные варианты связаны с историей

    Владимиро(Ростово)-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской

    и Псковской феодальных республик.

    2. Владимиро-Суздальское княжество

    Владимиро-Суздальское княжество - типичный образец русского княжества

    периода феодальной раздробленности. Занимавшая большую территорию - от

    Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-

    Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились

    русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее

    территории была основана Москва. Росту влияния этого крупного княжества в

    немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева

    великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Владимира

    Мономаха, - от Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского

    (1276-1303 гг.) - носили этот титул. Туда же была перенесена и митрополичья

    кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену греку Иосифу

    константинопольский патриарх поставил в качестве главы русской Православной

    церкви митрополита Кирилла, русского по происхождению, который во время

    разъездов по епархиям явно отдавал предпочтение Северо-восточной Руси.

    Следующий митрополит Максим в 1299 г., "не терпя насилья татарского",

    окончательно покинул Киев и "седе в Володимире со всем клиром своим". Он же

    первым из митрополитов стал называться митрополитом "всея Руси".

    Ростов Великий и Суздаль, два древнейших русских города, издревле

    давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир

    основал в 1108 г. Владимир Мономах и дал его в удел сыну своему Андрею.

    Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, где княжеский престол

    занимал старший брат Андрея - Юрий Долгорукий, после смерти которого его

    сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу княжества из Ростова

    во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.

    Владимиро-Суздальское княжество недолго сохраняло единство и

    целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде

    Большое Гнездо (1176-1212 гг.) оно распалось на мелкие княжества. В 70-х

    гг. XIII в. стало самостоятельным и Московское княжество.

    Общественный строй. Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском

    княжестве мало чем отличалась от киевской. Однако здесь возникает новая

    категория мелких феодалов - так называемые дети боярские. В XII в.

    появляется и новый термин - "дворяне". К господствующему классу относилось

    также духовенство, которое во всех русских землях периода феодальной

    раздробленности, и во Владимиро-Суздальском княжестве в том числе,

    сохранило свою организацию, строившуюся по церковным уставам первых русских

    христианских князей - Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Покорив Русь,

    татаро-монголы оставили неизменной организацию православной церкви.

    Привилегии церкви они подтвердили ханскими ярлыками. Древнейший из них,

    выданный ханом Менгу-Темиром (1266-1267 гг.), гарантировал

    неприкосновенность веры, богослужения и церковных канонов, сохранил

    подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам (за

    исключением дел о разбое, убийствах, освобождении от податей, повинностей и

    пошлин). Митрополит и епископы Владимирской земли имели своих вассалов -

    бояр, детей боярских и дворян, которые несли у них военную службу.

    Основную массу населения Владимиро-Суздальского княжества составляли

    сельские жители, называвшиеся здесь сиротами, христианами, а впоследствии -

    крестьянами. Они платили феодалам оброк и постепенно лишались права

    свободного перехода от одного хозяина к другому.

    Политическая система. Владимиро-Суздальское княжество представляло собой

    раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Уже первый

    ростово-суздальский князь - Юрий Долгорукий - был сильным правителем,

    сумевшим покорить Киев в 1154 г. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь покорил

    "матерь городов русских", но столицу свою туда не перенес -вернулся во

    Владимир, тем самым вновь утвердив его столичный статус. Он же сумел

    подчинить своей власти ростовских бояр, за что и был прозван "самовластием"

    Владимиро-Суздальской земли. Даже в пору татаро-монгольского ига

    владимирский стол продолжал считаться первейшим великокняжеским престолом

    на Руси. Татаро-монголы предпочли оставить нетронутыми внутреннее

    государственное устройство Владимиро-Суздальского княжества и родовой

    порядок преемства великокняжеской власти.

    Великий князь владимирский опирался на дружину, из числа которой, как и

    во времена Киевской Руси, формировался Совет при князе. Кроме дружинников,

    в совет входили представители высшего духовенства, а после перенесения

    митрополичьей кафедры во Владимир - и сам митрополит.

    Великокняжеским двором управлял дворский (дворецкий) - второе по

    значению лицо в государственном аппарате. Ипатьевская летопись (1175 г.) в

    числе княжеских помощников упоминает также тиунов, мечников, детских, что

    свидетельствует о том, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от

    Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.

    Власть на местах принадлежала наместникам (в городах) и волостелям (в

    сельских районах). Они же вершили суд в подведомственных им землях,

    проявляя при этом не столько заботу об отправлении правосудия, сколько

    стремление к личному обогащению за счет местного населения и пополнению

    великокняжеской казны, ибо, как говорит та же Ипатьевская летопись, "много

    тяготу людем сим створиша продажами и вирами".

    Право. Источники права Владимиро-Суздальского княжества до нас не дошли,

    но не подлежит сомнению, что в нем действовали общенациональные

    законодательные своды Киевской Руси. Правовая система княжества включала

    источники светского и церковного права. Светское право было представлено

    Русской Правдой (многие ее списки были составлены именно в этом княжестве в

    XIII-XIV вв.). Церковное право исходило из норм общерусских уставов

    киевских князей более раннего времени - Устава князя Владимира о десятинах,

    церковных судах и людях церковных, Устава князя Ярослава о церковных судах.

    Эти источники опять же дошли до нас в списках, составленных во Владимиро-

    Суздальской земле. Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество

    отличалось высокой степенью правопреемства с Древнерусским государством.

    2.3. Галицко-Волынское княжество

    Юго-западные русские княжества - Владимире- Волынское и Галицкое -вошли

    в состав Киевской Руси в конце Х в., но политика великих киевских князей не

    получила признания у местной земельной знати, и уже с конца XI в.

    начинается борьба за их обособление, несмотря на то, что Волынь не имела

    собственной княжеской династии и традиционно была связана с Киевом, который

    присылал своих наместников.

    Обособление Галицкого княжества наметилось во второй половине XI в., а

    его расцвет пришелся на время правления Ярослава Осмомысла(1153-1187 гг.),

    который отчаянно боролся с врагами - венграми, поляками и собственными

    боярами. В 1199 г. владимиро-волынский князь Роман Мстиславич покорил

    Галицкое княжество и объединил галицкие и волынские земли в единое Галицко-

    Волынское княжество с центром в Галиче, а затем в Львове. В XIV в. Галицию

    захватила Польша, а Волынь - Литва. В середине XVI в. галицкие и волынские

    земли вошли в состав многонационального польско-литовского государства -

    Речи Посполитой.

    Общественный строй. Особенностью общественного устройства Галицко-

    Волынского княжества являлось то, что там образовалась многочисленная

    группа боярства, в руках которой сосредоточились почти все земельные

    владения. Наиболее важную роль играли "мужи галицкие" -крупные вотчинники,

    которые уже в XII в. выступают против любых попыток ограничения их прав в

    пользу княжеской власти и растущих городов.

    Другую группу составляли служилые феодалы. Источниками их земельных

    владений были княжеские пожалования, конфискованные и перераспределяемые

    князьями боярские земли, а также захваченные общинные земли. В подавляющем

    большинстве случаев они владели землей условно, пока служили. Служилые

    феодалы поставляли князю войско, состоявшее из зависимых от них крестьян.

    Это была опора галицких князей в борьбе с боярством.

    К феодальной верхушке принадлежала и крупная церковная знать в лице

    архиепископов, епископов, игуменов монастырей, которые владели обширными

    землями и крестьянами. Церковь и монастыри приобретали земельные владения

    за счет пожалований и дарений князей. Нередко они, подобно князьям и

    боярам, захватывали общинные земли, превращая крестьян в монастырских и

    церковных феодально-зависимых людей. Основную массу сельского населения в

    Галицко-Волынском княжестве составляли крестьяне (смерды). Рост крупного

    землевладения и формирование класса феодалов сопровождались установлением

    феодальной зависимости и появлением феодальной ренты. Такая категория, как

    холопы, почти исчезла. Холопство слилось с крестьянами, сидевшими на земле.

    В Галицко-Волынском княжестве насчитывалось свыше 80 городов. Самой

    многочисленной группой городского населения были ремесленники. В городах

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.