История государства и права России (полный курс)
усиленно боролась против остатков языческих обрядов.
В Русской Правде нет указаний ни на государственные, ни на должностные
преступления. Но это не значит, что выступления против княжеской власти
проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная
расправа без суда и следствия. Вспомнить хотя бы, как поступила княгиня
Ольга с убийцами своего мужа.
Суд и судопроизводство. В Древнерусском государстве суд не был отделен
от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие
правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при
рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами - участниками
процесса. Высшей судебной инстанцией был великий князь.
Древнерусское право еще не знало разграничения между уголовным и
гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия могли
применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). Во всяком
случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный
(обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны
в процессе назывались истцами. (Исследователи полагают, что в церковном
суде применялся и инквизиционный, розыскной процесс со всеми его
атрибутами, включая пытку).
Русская Правда знает две специфические процессуальные формы досудебной
подготовки дела - гонение следа и свод. Гонение следа - это отыскание
преступника по его следам. Если след привел к дому конкретного человека -
значит, он и есть преступник, если в село - ответственность несет община,
если потерялся на большой дороге - поиск преступника прекращается.
Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему не
остается ничего другого, как прибегнуть к закличу, т.е. объявить на
торговой площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опознает украденное
или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится
утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его
правомерным способом, например купил. Тогда начинается процесс свода.
Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т.е.
указать лицо, у которого он приобрел данную вещь. При этом достаточно
показаний двух свидетелей и мытника - сборщика торговых пошлин.
Закон предусматривает определенную систему доказательств, в том числе
свидетельские показания. Различаются две категории свидетелей - видоки и
послухи. Первые - свидетели в современном смысле слова, очевидцы
происшествия. Послухи - более сложная категория. Это лица, которые слышали
о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под
послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были
показать, что ответчик или истец - добропорядочные люди, заслуживающие
доверия. По некоторым гражданским и уголовным делам требовалось
определенное число свидетелей (например, два свидетеля при заключении
договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием). Иначе
говоря, в использовании свидетельских показаний присутствует элемент
формализма.
В Древнерусском государстве появляется целая система формальных
доказательств - ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок
-"поле". Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог
помогает правому. В Русской Правде и иных законах Киевского государства
"поле" не упоминается, но другие источники, в том числе иностранные,
говорят о практическом применении на Руси этого вида ордалий.
Другим видом "суда божьего" были испытания железом и водой. Испытание
железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в
более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящая
ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. По более поздним
источникам, однако, можно заключить, что если человек, связанный и
брошенный в воду, начинал тонуть, то он считался выигравшим дело. Особым
видом доказательства была присяга - "рота". В некоторых случаях имели
доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства.
В Русской Правде видны определенные формы обеспечения исполнения
судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное
должностное лицо - вирник являлся в дом осужденного с многочисленной и
вооруженной свитой и "терпеливо" ждал, пока тот заплатит штраф, получая
каждый день обильное натуральное содержание. Преступнику выгодней было как
можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных
"гостей".
За основную массу преступлений наказанием была "продажа" - уголовный
штраф.
2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РУСИ В ПЕРИОД УДЕЛЬНОГО ПРАВЛЕНИЯ (XII- XIV ВВ.).
ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
1. Предпосылки политической раздробленности
В середине XII в. Древнерусское государство распалось на двенадцать
удельных княжеств. Это был политический результат дальнейшего развития
феодализма, укрепления феодальной собственности на землю, утверждения
феодальной ренты в качестве средства эксплуатации крестьянства. Падение
удельного веса международной торговли, проводившейся по пути "из варяг в
греки" через Киев, прекращение обогащавших знать завоевательных походов
киевских князей ослабили значение Киева как политического и экономического
центра русских земель. Попытки киевских князей приостановить процесс
распада Киевской Руси посредством феодальных съездов успеха не принесли.
Одна за другой земли начали освобождаться из-под власти Киева, местные
феодалы стали проводить свою политику, зачастую отличную от
общегосударственной, киевской. Стремясь расширить свои земельные владения,
местные феодалы и князья захватывают соседние земли, что усилило
междоусобицы и феодальные распри. Постепенно усиливаются новые
экономические и политические центры - Новгород, Смоленск, Галич, Рязань и
другие. Новая эпоха характеризовалась распространением пашенного
земледелия, начинает утверждаться трехпольная система. В городах
развивается ремесло, растет число ремесленных специальностей. Города
становятся центрами окружающих территорий, военными опорными пунктами.
Однако в условиях господства натурального хозяйства развитие товарного
производства имело свои пределы: торговые связи между княжествами были
непрочными и непостоянными.
Повышение производительности труда в сельском хозяйстве и ремесленном
производстве привело к увеличению ценности земли. Феодалы теперь видели в
земле главный источник своего обогащения. Резко возрастает стремление
феодалов к расширению своих земельных владений. Великокняжеская власть в
таких условиях, стремясь укрепить свое положение, широко практикует раздачу
земли приближенным. Результат в конечном счете оказался обратным: рост
крупного феодального землевладения и содействие ему центральной власти
обессилили киевский престол и привели к распаду государственного единства
Киевской Руси. Став собственниками обширных земельных владений, местные
князь и бояре обрели независимость как в экономическом, так и в
политическом отношении. Реальная власть киевских князей быстро пошла на
убыль и постепенно ограничивалась территорией собственно Киевского
княжества, хотя номинально Киев и продолжал считаться общерусским "стольным
градом".
Распад государственного единства, экономическое и политическое
обособление отдельных княжеств и земель - закономерный этап в развитии
феодального строя. Но, с другой стороны, переход к феодальной
раздробленности, расчленение Древнерусского государства ослабили
сопротивляемость внешнему давлению и облегчили (в дальнейшем) завоевание
Руси татаро-монголами.
После распада Древнерусского государства для экономического и
политического развития отдельных его частей большое значение имело
местоположение княжества, уровень феодализации его хозяйственной жизни.
Политические формы отечественной государственности в период удельного
правления были многообразными - от сильной княжеской власти до
республиканского строя. Основные варианты связаны с историей
Владимиро(Ростово)-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской
и Псковской феодальных республик.
2. Владимиро-Суздальское княжество
Владимиро-Суздальское княжество - типичный образец русского княжества
периода феодальной раздробленности. Занимавшая большую территорию - от
Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-
Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились
русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее
территории была основана Москва. Росту влияния этого крупного княжества в
немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева
великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Владимира
Мономаха, - от Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского
(1276-1303 гг.) - носили этот титул. Туда же была перенесена и митрополичья
кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену греку Иосифу
константинопольский патриарх поставил в качестве главы русской Православной
церкви митрополита Кирилла, русского по происхождению, который во время
разъездов по епархиям явно отдавал предпочтение Северо-восточной Руси.
Следующий митрополит Максим в 1299 г., "не терпя насилья татарского",
окончательно покинул Киев и "седе в Володимире со всем клиром своим". Он же
первым из митрополитов стал называться митрополитом "всея Руси".
Ростов Великий и Суздаль, два древнейших русских города, издревле
давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир
основал в 1108 г. Владимир Мономах и дал его в удел сыну своему Андрею.
Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, где княжеский престол
занимал старший брат Андрея - Юрий Долгорукий, после смерти которого его
сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу княжества из Ростова
во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.
Владимиро-Суздальское княжество недолго сохраняло единство и
целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде
Большое Гнездо (1176-1212 гг.) оно распалось на мелкие княжества. В 70-х
гг. XIII в. стало самостоятельным и Московское княжество.
Общественный строй. Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском
княжестве мало чем отличалась от киевской. Однако здесь возникает новая
категория мелких феодалов - так называемые дети боярские. В XII в.
появляется и новый термин - "дворяне". К господствующему классу относилось
также духовенство, которое во всех русских землях периода феодальной
раздробленности, и во Владимиро-Суздальском княжестве в том числе,
сохранило свою организацию, строившуюся по церковным уставам первых русских
христианских князей - Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Покорив Русь,
татаро-монголы оставили неизменной организацию православной церкви.
Привилегии церкви они подтвердили ханскими ярлыками. Древнейший из них,
выданный ханом Менгу-Темиром (1266-1267 гг.), гарантировал
неприкосновенность веры, богослужения и церковных канонов, сохранил
подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам (за
исключением дел о разбое, убийствах, освобождении от податей, повинностей и
пошлин). Митрополит и епископы Владимирской земли имели своих вассалов -
бояр, детей боярских и дворян, которые несли у них военную службу.
Основную массу населения Владимиро-Суздальского княжества составляли
сельские жители, называвшиеся здесь сиротами, христианами, а впоследствии -
крестьянами. Они платили феодалам оброк и постепенно лишались права
свободного перехода от одного хозяина к другому.
Политическая система. Владимиро-Суздальское княжество представляло собой
раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Уже первый
ростово-суздальский князь - Юрий Долгорукий - был сильным правителем,
сумевшим покорить Киев в 1154 г. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь покорил
"матерь городов русских", но столицу свою туда не перенес -вернулся во
Владимир, тем самым вновь утвердив его столичный статус. Он же сумел
подчинить своей власти ростовских бояр, за что и был прозван "самовластием"
Владимиро-Суздальской земли. Даже в пору татаро-монгольского ига
владимирский стол продолжал считаться первейшим великокняжеским престолом
на Руси. Татаро-монголы предпочли оставить нетронутыми внутреннее
государственное устройство Владимиро-Суздальского княжества и родовой
порядок преемства великокняжеской власти.
Великий князь владимирский опирался на дружину, из числа которой, как и
во времена Киевской Руси, формировался Совет при князе. Кроме дружинников,
в совет входили представители высшего духовенства, а после перенесения
митрополичьей кафедры во Владимир - и сам митрополит.
Великокняжеским двором управлял дворский (дворецкий) - второе по
значению лицо в государственном аппарате. Ипатьевская летопись (1175 г.) в
числе княжеских помощников упоминает также тиунов, мечников, детских, что
свидетельствует о том, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от
Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.
Власть на местах принадлежала наместникам (в городах) и волостелям (в
сельских районах). Они же вершили суд в подведомственных им землях,
проявляя при этом не столько заботу об отправлении правосудия, сколько
стремление к личному обогащению за счет местного населения и пополнению
великокняжеской казны, ибо, как говорит та же Ипатьевская летопись, "много
тяготу людем сим створиша продажами и вирами".
Право. Источники права Владимиро-Суздальского княжества до нас не дошли,
но не подлежит сомнению, что в нем действовали общенациональные
законодательные своды Киевской Руси. Правовая система княжества включала
источники светского и церковного права. Светское право было представлено
Русской Правдой (многие ее списки были составлены именно в этом княжестве в
XIII-XIV вв.). Церковное право исходило из норм общерусских уставов
киевских князей более раннего времени - Устава князя Владимира о десятинах,
церковных судах и людях церковных, Устава князя Ярослава о церковных судах.
Эти источники опять же дошли до нас в списках, составленных во Владимиро-
Суздальской земле. Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество
отличалось высокой степенью правопреемства с Древнерусским государством.
2.3. Галицко-Волынское княжество
Юго-западные русские княжества - Владимире- Волынское и Галицкое -вошли
в состав Киевской Руси в конце Х в., но политика великих киевских князей не
получила признания у местной земельной знати, и уже с конца XI в.
начинается борьба за их обособление, несмотря на то, что Волынь не имела
собственной княжеской династии и традиционно была связана с Киевом, который
присылал своих наместников.
Обособление Галицкого княжества наметилось во второй половине XI в., а
его расцвет пришелся на время правления Ярослава Осмомысла(1153-1187 гг.),
который отчаянно боролся с врагами - венграми, поляками и собственными
боярами. В 1199 г. владимиро-волынский князь Роман Мстиславич покорил
Галицкое княжество и объединил галицкие и волынские земли в единое Галицко-
Волынское княжество с центром в Галиче, а затем в Львове. В XIV в. Галицию
захватила Польша, а Волынь - Литва. В середине XVI в. галицкие и волынские
земли вошли в состав многонационального польско-литовского государства -
Речи Посполитой.
Общественный строй. Особенностью общественного устройства Галицко-
Волынского княжества являлось то, что там образовалась многочисленная
группа боярства, в руках которой сосредоточились почти все земельные
владения. Наиболее важную роль играли "мужи галицкие" -крупные вотчинники,
которые уже в XII в. выступают против любых попыток ограничения их прав в
пользу княжеской власти и растущих городов.
Другую группу составляли служилые феодалы. Источниками их земельных
владений были княжеские пожалования, конфискованные и перераспределяемые
князьями боярские земли, а также захваченные общинные земли. В подавляющем
большинстве случаев они владели землей условно, пока служили. Служилые
феодалы поставляли князю войско, состоявшее из зависимых от них крестьян.
Это была опора галицких князей в борьбе с боярством.
К феодальной верхушке принадлежала и крупная церковная знать в лице
архиепископов, епископов, игуменов монастырей, которые владели обширными
землями и крестьянами. Церковь и монастыри приобретали земельные владения
за счет пожалований и дарений князей. Нередко они, подобно князьям и
боярам, захватывали общинные земли, превращая крестьян в монастырских и
церковных феодально-зависимых людей. Основную массу сельского населения в
Галицко-Волынском княжестве составляли крестьяне (смерды). Рост крупного
землевладения и формирование класса феодалов сопровождались установлением
феодальной зависимости и появлением феодальной ренты. Такая категория, как
холопы, почти исчезла. Холопство слилось с крестьянами, сидевшими на земле.
В Галицко-Волынском княжестве насчитывалось свыше 80 городов. Самой
многочисленной группой городского населения были ремесленники. В городах
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|