МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История государства и права России (полный курс)

    переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию

    непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались

    важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского

    государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал

    пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление

    Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней

    политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение

    Посольского приказа.

    Во второй половине XVI в. возникает специальное центральное учреждение,

    ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления

    и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций.

    В связи с распространением кабального холопства возникает потребность в

    специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в

    регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал

    иски по делам о беглых холопах.

    На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80

    приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни

    приказы упразднялись, другие создавались - по мере появления потребности в

    управлении новыми отраслями. Так, создание полков нового строя вызвало

    появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с Россией

    сопровождалось созданием Малороссийского приказа, возвращение смоленских

    земель — Смоленского приказа и т.д. Это был естественный процесс,

    отражавший усложнение социально-экономической и политической структуры

    общества. В государственном аппарате росло влияние "беспородных людей".

    Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их

    стало почти вчетверо больше—2739. Больше чем по 400 человек в конце века

    сидели в Поместном приказе и приказе Большой казны. Штат приказа Большого

    дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах сидело от 30 до

    100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в приказах стало так много,

    что и "сидеть негде, стоя пишут". Рост числа приказных служителей —

    свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.

    Местное управление. Во время перехода к сословно-представительной

    монархии прежняя система кормления была заменена новой, основанной на

    принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков

    были учреждены губные органы, которые выбирались определенными слоями

    населения. Дворяне и дети боярские выбирали губного старосту, которого

    затем в должности утверждал Разбойный приказ.

    Аппарат губного старосты состоял из целовальников, избиравшихся

    посадскими и верхушкой чернотяглого крестьянства. Целовальники - выборные

    должностные лица, которые назывались так потому, что они целовали крест с

    присягой верно служить на этой должности.

    Губные органы как местные сословно-представительные учреждения могли

    успешно функционировать при условии коренной реорганизации системы

    феодальных иммунитетов. Стоглавый собор 1551 г. принял решение прекратить

    выдачу тарханов - грамот, которые давали феодалам особые права и

    привилегии, такие, как право суда, освобождение от некоторых повинностей и

    др. Феодальные иммунитеты приводили к тому, что светский или церковный

    феодал мог устанавливать на своей территории порядки по своему усмотрению,

    освобождался от выполнения некоторых общегосударственных норм. Теперь это

    было исключено.

    Наряду с губной реформой Стоглавый собор рассмотрел вопрос о создании

    земских органов самоуправления, одобрив предложение царя о повсеместном

    введении в стране должностей выборных старост, целовальников, сотских и

    пятидесятских. Реализация земской реформы началась на черносошном Севере.

    Первом шагом в этом направлении было издание Иваном IV Мало-Пинежской

    земской уставной грамоты, которая предусматривала замену суда кормленщиков

    судом выборных старост. По просьбе черносошных крестьян и посадских людей

    ряд северных районов переводился на откуп, который выражался в определенных

    денежных суммах, выплачиваемых земскими органами центральному

    правительству. Местное население как бы покупало у государства право

    избавиться от кормленщиков, решать свои местные вопросы самостоятельно.

    Часть этих денег пошла тем кормленщикам, которые дожидались своей очереди

    на наместничество. Аналогичные грамоты были выданы многим местам Северного

    Поморья. Позднее царь издал указ об отмене кормлений по всей земле и

    введении земского самоуправления. Были определены конкретные сроки передачи

    кормлений на откуп.

    К ведению земских органов относился прежде всего сбор податей и суд по

    гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривали

    губные органы. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности

    по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с

    населения. Тем самым отменялся прежний порядок, при котором наместники-

    кормленщики взимали многочисленные и обременительные для населения пошлины

    в свою пользу.

    Крестьянская война под предводительством Болотникова и годы иностранной

    интервенции убедили царя в том, что на губные и земские органы нельзя

    полностью полагаться. Поэтому дополнительно к ним были учреждены должности

    воевод, которых подбирал Разрядный приказ из числа бояр , дворян с

    последующим их утверждением царем и Боярской думой. В большие города

    назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от

    кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать

    местное население.

    Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового

    контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных

    участков во всех хозяйствах. Собирали государственные налоги выборные

    старосты и целовальники под надзором воевод.

    Важной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из

    дворян и детей боярских. Воевода составлял соответствующие списки, вел

    учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованию

    Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на место службы. Он

    командовал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

    При воеводе была специальная приказная изба во главе с дьяком. В ней

    велись все дела по управлению городом и уездом. Общая численность аппарата

    местных учреждений страны во второй половине XVII в. стала приближаться к

    двум тысячам человек. По мере того как воеводы укрепляли свое положение, им

    все больше подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и

    полицейским вопросам.

    Права и обязанности воевод были столь неопределенны, что они сами

    уточняли их в процессе деятельности, что создавало большие возможности для

    произвола. Не довольствуясь жалованьем, они с помощью вымогательства

    изыскивали дополнительные источники доходов. Особенно велик был произвол

    воевод в Сибири. Контроль центра за деятельностью воевод был крайне слабым.

    В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды - военно-административные

    округа, возникавшие в пограничных районах. Первый из них — Тульский — был

    создан еще в XVI в. В XVII в. в связи с расширением границ на юг, запад и

    восток возникли Белгородский, Смоленский, Тобольский и др. разряды.

    Создавались они и в районах, находившихся в центре страны (Московский,

    Владимирский и др.), но они оказались недолговечными. Воеводами разрядов

    назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись

    отдаленными предшественниками губерний петровского времени. Права и

    обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная задача состояла

    в мобилизации сил для отпора неприятелю.

    5.3. Развитие права

    Источники права. Центральное место среди источников права этого периода

    занимает Судебник 1550 г., получивший название Царского судебника. Он

    представлял собой новую редакцию Судебника 1497 г. В нем были отражены

    изменения в российском законодательстве за прошедшие полвека. Судебник был

    утвержден во время реформ Ивана IV и служил правовой основой их проведения

    в разгар реформаторской деятельности правительства в 50-е гг. XVI в. Он

    состоял из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций и отраженным

    в нем правовых институтов превосходил Судебник 1497 г. Подробнее и

    обстоятельнее в нем были представлены отношения дворян и крестьян. Есть

    основания полагать, что этот Судебник был принят после его обсуждения

    представителями различных сословий. Вне сомнения, он был направлен на

    достижение общегосударственной стабильности после полосы межсословных

    разногласий в период малолетства Ивана IV. О значении закрепленных в нем

    правовых принципов свидетельствует тот факт, что в момент учреждения

    опричнины царь настойчиво добивался не принимать их во внимание, желая

    развязать себе руки при переходе к террору против противников усиления

    царской власти. После смерти Ивана IV различные правительства в России

    стремились восстановить в полном объеме правовые принципы, закрепленные в

    Судебнике 1550 г.

    К источникам, содержавшим главным образом нормы церковного права, а

    также некоторые нормы гражданского, семейного, уголовного права, относился

    так называемый Стоглав 1551 г. - собрание постановлений собора.

    Значительный интерес представляет и такой источник права, как уставные

    книги приказов.

    Крупнейшим законодательным памятником этого периода явилось Соборное

    Уложение 1649 г. Непосредственным поводом для его принятия послужило

    вспыхнувшее в 1648 г. восстание посадского люда в Москве. Посадские

    обратились к царю с челобитными об улучшении своего положения и о защите от

    притеснений. В это же время свои требования царю предъявили и дворяне,

    которые считали, что их во многом ущемляют бояре. Царь подавил восстание

    посадских, но был вынужден отложить сбор недоимок. В июле 1648 г. он

    приказал начать разработку проекта нового закона под названием "Уложение".

    Над его составлением работала особая комиссия во главе с боярином князем

    Н.И. Одоевским. Источниками Соборного Уложения были Судебник 1550 г.,

    указные книги Поместного, Земского, Разбойного и др. приказов, коллективные

    челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей и т.д., а

    также Кормчая книга (византийское право), Литовский статут 1588 г. и др.

    Всего в Уложении было 25 глав, 967 статей. В нем были разработаны

    вопросы государственного, административного, гражданского, уголовного права

    и порядка судопроизводства. В ряде глав были закреплены нормы,

    обеспечивающие защиту царя, церкви, дворян от выступлений народных масс. В

    гл. II и III было разработано понятие о государственном преступлении, под

    которым подразумевались прежде всего действия, направленные против личности

    монарха, власти и ее представителей. За действия "скопом и заговором"

    против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась "смерть безо всякия

    пощады". Гл. I была посвящена защите интересов церкви от "церковных

    мятежников". Соборное Уложение 1649 г. брало под защиту дворян за убийство

    холопов и крестьян (главы XX—XXII). О резкой социальной дифференциации и

    защите государством интересов "верхов" свидетельствует разница в штрафах

    за "бесчестье": за крестьянина — 2 руб., гулящего человека - 1 руб., а за

    лиц привилегированных сословий — до 70-100 руб.

    В гл. XI ("Суд о крестьянах") собраны статьи, разрабатывающие вопрос о

    крестьянской крепости. Этими постановлениями окончательно оформлялось

    крепостное право — устанавливалась вечная потомственная зависимость

    крестьян, отменялись "урочные лета" для сыска беглых крестьян (ст. 2), за

    укрывательство беглых устанавливался высокий штраф (ст. 10). Соборное

    Уложение 1649 г. лишило помещичьих крестьян права судебного

    представительства по имущественным спорам. Гл. XIX ("О посадских людях")

    провозглашала ликвидацию частновладельческих слобод в городах, возвращение

    в тягло "беломестцев", "закладчиков", массовый сыск беглых посадских людей;

    посадское население прикреплялось к посадам и государеву тяглу. Положение

    кабальных холопов регламентировано гл. XX. Главы XVI ("О поместных землях")

    и XVII ("О вотчинах") посвящены вопросам дворянского землевладения. В них

    устанавливались нормы поместных дач по чинам, запрещалась продажа поместных

    земель в вотчину, продажа вотчинных земель духовенству, но было узаконено

    наследование поместий женами и детьми феодала.

    Вопросам судопроизводства была посвящена самая большая гл. Х ("О суде",

    ст. 287). В ней подробно регламентируется порядок следствия и

    судопроизводства, определяются размеры судебных, пошлин, штрафов,

    разработаны вопросы умышленного и преднамеренного преступления,

    регулируются отношения собственности (спорные имущественные дела и др.). С

    гл. Х связаны также главы XI ("Суд о крестьянах"), XII ("О суде патриарших

    приказных и дворовых всяких людей и крестьян"), XX ("Суд о холопах"), XXI

    ("О разбойных и татиных делах"), XXII (перечень "вин", за которые "чинити

    смертная казнь" или "смертию не казнити, а чинити наказание") и др.

    Организации вооруженных сил страны посвящены гл. VII ("О службе всяких

    ратных людей Московского государства"), VIII ("О искуплении пленных"),

    XXIII ("О стрельцах").

    Принятие Соборного Уложения 1649 г. явилось важной вехой в развитии

    самодержавия и крепостного строя; оно отвечало интересам класса дворян.

    Этим объясняется его долговечность. Оно оставалось основным законом в

    России вплоть до первой половины XIXв.

    Соборное Уложение 1649 г. - значительный шаг вперед по сравнению с

    предыдущим законодательством. В нем регулировались не отдельные группы

    общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того

    времени.

    Во второй половине XVII в. были приняты законы, способствующие развитию

    внутренней торговли и внешнеторговых связей Российского государства.

    Засилье иноземного торгового капитала на внутреннем рынке России

    вызывало у русских купцов острое недовольство, проявившееся в подаваемых

    правительству челобитных с требованием изгнать купцов-иноземцев (англичан,

    голландцев, гамбуржцев и др.) с внутреннего рынка. Впервые это требование

    прозвучало в челобитной 1627 г. и затем было повторено в 1635 и 1637 гг. На

    Земском соборе 1648—1649 гг. русские торговые люди вновь потребовали

    высылки иностранных купцов.

    Настойчивые домогательства русских купцов лишь частично увенчались

    успехом: правительство в 1649 г. лишило права вести торговлю внутри России

    только англичан, причем основанием послужило обвинение в том, что они

    "государя своего Карлуса короля убили до смерти".

    Торговые люди продолжали оказывать давление на правительство, и оно в

    ответ на челобитную именитого человека Строганова в 1653 г. обнародовало

    Торговый устав. Главное его значение состояло в том, что он вместо

    множества торговых пошлин (явочной, езжей, мостовой, полозовой и др.)

    устанавливал единую пошлину в размере 5% с цены продаваемого товара.

    Торговый устав, кроме того, повышал размер пошлины с иностранных купцов.

    Торговый устав, таким образом, носил протекционистский характер и

    способствовал развитию внутреннего обмена.

    Еще более протекционистским был Новоторговый устав 1667 г., подробно

    излагавший правила торговли русскими и иностранными купцами. Новый устав

    создавал благоприятные условия для торговли внутри страны русским торговым

    людям: иноземец, продававший товары в Архангельске, уплачивал обычные 5%

    пошлины, но если он пожелал отвезти товар в какой-либо другой город, то

    размер пошлины удваивался, причем ему разрешалось вести только оптовую

    торговлю. Торговать иноземцу с иноземцем иностранными товарами запрещалось.

    Новоторговый устав ограждал русских торговых людей от конкуренции

    иностранных купцов и в то же время увеличивал размер поступлений в казну от

    сбора пошлин с иноземных купцов.

    Составителем Новоторгового устава был А. Л. Ордын-Нащокин. Этот

    представитель захудалого дворянского рода стал самым видным государственным

    деятелем XVII в. Он ратовал за необходимость поощрять развитие внутренней

    торговли, освобождение купечества от мелочной опеки правительственных

    учреждений, за выдачу ссуд купеческим объединениям, чтобы они могли

    противостоять натиску богатых иностранцев. Эти идеи он воплотил в "статьях

    о градском устроении" Пскова во времена, когда был там воеводой, и в

    Новоторговом уставе, когда стал боярином и фактическим руководителем

    правительства. Нащокин не считал зазорным заимствовать полезное у народов

    Западной Европы: "Доброму не стыдно навыкать и со стороны, у чужих, даже у

    своих врагов".

    Гражданское право. В этот период получают юридическое закрепление

    сложившиеся ранее три основных вида феодального землевладения. Первый вид -

    собственность государства или непосредственно царя (дворцовые земли, земли

    черных волостей). Второй вид - вотчинное землевладение. Вотчины отличались

    от поместий тем, что передавались по наследству. Вотчины были трех видов:

    родовые, выслуженные (жалованные) и купленные. Законодатель заботился о

    том, чтобы количество родовых общин не уменьшалось. В связи с этим

    предусматривалось право выкупа проданных родовых вотчин. Третий вид

    феодального землевладения - поместья, которые давались за службу, главным

    образом военную. Размер поместья определялся в зависимости от служебного

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.