МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История государства и права России (полный курс)

    сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам а

    северные - варягам, что последние прогнали варягов, но потом передумали и

    призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне

    передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться

    к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров.

    Тут-то летописец и "произнес знаменитую фразу: "Земля наша велика и

    обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжит и володети нами"

    (Повести Древней Руси. Л., 1983. С. 31). Варяжские князья якобы сначала не

    соглашались, по потом приняли приглашение. Три варяжских князя пришли на

    Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске

    (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и принято считать

    отправным в истории отечественной государственности.

    Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но

    в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской .Академии наук,

    истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства

    немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более

    того -обосновать неспособность русского народа к созидательной

    государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его "хроническую"

    политическую и культурную отсталость.

    В России против норманнской теории происхождения отечественной

    государственности всегда, начиная с ее появления, выступали патриотические

    силы. Первым ее критиком был М.В.Ломоносов. Впоследствии к нему

    присоединились не только многие русские ученые, но и историки других

    славянских стран. Главным опровержением норманнской теории, указывали они,

    является достаточно высокий уровень социального и политического развития

    восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше

    варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них

    они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном

    случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть

    продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме

    того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время

    приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей -

    печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли

    первые русские княжества, но во всяком случае они уже существовали до 862

    г., до пресловутого "призвания варягов". (В некоторых германских хрониках

    уже с 839 г. русские князья именуются хаканами, т.е. царями). Это означает,

    что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское

    государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие

    государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной

    истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что

    на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских

    географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся

    норманнскому нашествию, это число доходит до 150.

    В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян некоторые

    соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с

    самого начала было этнически неоднородным - напротив, многонациональным,

    полиэтническим, но основу его составляла Древнерусская народность,

    являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов),

    украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих

    народов в отдельности. Однако украинские националистические историки еще в

    начале XX в. пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта

    идея была подхвачена после распада СССР в некоторых украинских

    националистических кругах с той целью, чтобы поссорить три братских

    славянских народа, "исторически" обосновать самостийность Украины, ее

    "историческое превосходство" над Россией, хотя, как известно, Древнерусское

    государство ни по территории, ни по составу населения с современной

    Украиной не совпадало. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о

    специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появилось позже,

    когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность

    распалась на три самостоятельные ветви.

    3. Общественный строй

    Все феодальные общества были строго стратифицированы, т.е. поделены на

    сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как

    неравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имело

    свой юридический статус. Рассматривать феодальное общество как поделенное

    на исключительно эксплуататоров и эксплуатируемых - упрощение.

    Представитель феодального класса при всем своем материальном благополучии

    мог потерять жизнь вероятнее, чем бедный крестьянин. Монашество же (за

    исключением высших церковных иерархов) проживало в таком аскетизме и

    лишениях, что его положение вряд ли могло вызвать зависть простых сословий.

    Рабы и холопы. Не став преобладающим способом производства, рабство на

    Руси получило распространение только как общественный уклад. На то были

    свои причины. Содержание раба обходилось слишком дорого, долгой русской

    зимой занять его было нечем. Неблагоприятные для использования рабского

    труда климатические условия дополнял упадок рабства в сопредельных странах:

    не было наглядного примера для заимствования и распространения этого

    института в славянских землях. Его распространению препятствовали также

    развитые общинные связи, возможность получения урожая силами свободных

    общинников. Рабство на Руси носило патриархальный характер.

    Для обозначения рабского состояния использовались термины "раб",

    "челядин", "холоп". Впрочем, некоторые историки полагают, что эти термины

    разного происхождения: челядь и холопы были из соплеменников, рабы - из

    военнопленных. Кроме плена, источником рабства было рождение от рабыни. В

    рабство попадали также преступники и банкроты. Зависимый человек (закуп)

    мог стать рабом в случае неудачного бегства от своего хозяина или кражи.

    Были случаи самопродажи в рабство.

    Правовой статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском

    праве стал действовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектом

    правоотношений. Он был собственником господина, своей собственности он не

    имел. За уголовные преступления, совершенные холопом, нанесенный им

    материальный ущерб ответственность нес хозяин. За убийство холопа он

    получал возмещение в 5-6 гривен.

    Под влиянием христианства происходило облегчение участи холопов.

    Применительно к XI в. можно уже говорить о защите личности холопа по

    прагматическим причинам. Появилась прослойка холопов, выдвинувшихся на

    административной службе у господина и имевших право повелевать от его имени

    другими категориями зависимого населения. Церковь усиливает преследования

    за убийство холопов. Рабство перерождается в одну из форм тяжелой личной

    зависимости с признанием за холопами некоторых прав, прежде всего права на

    жизнь и имущество.

    Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья,

    бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т.д. Феодалы

    осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. Они

    были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы

    с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с

    остальной массой населения. Русская Правда, например, устанавливает двойную

    виру в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тиунов, конюхов, огнищан. Но о

    самих боярах и дружинниках она молчит, из чего можно заключить, что

    вероятнее всего за посягательство на их жизнь полагалась смертная казнь.

    Господствующий класс древнерусского общества носил название "бояре". Наряду

    с этим, наиболее распространенным наименованием, в источниках встречаются и

    другие: лучшие люди, нарочитые мужи, княжьи мужи, огнищане. Было два пути

    формирования класса бояр. Во-первых, боярами становилась родоплеменная

    знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя. Это и были

    нарочитые мужи, градские старцы, земские бояре, выступавшие от имени своего

    племени. Вместе с князем они участвовали в военных походах, обогащаясь за

    счет захваченных трофеев. Вторую категорию составляли бояре княжеские -

    бояре-огнищане, княжьи мужи. По мере укрепления власти киевских князей

    земские бояре получали из рук князя иммунитетные грамоты, закреплявшие за

    ними в качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них

    земли. В дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами

    княжескими, различия между ними исчезают.

    Княжеские бояре, входившие во вторую категорию бояр, были в прошлом

    дружинниками князя, а во время военных походов становились ядром русского

    войска. Постоянно находясь при князе, дружинники выполняли различные его

    задания по управлению государством, были советниками князя по вопросам

    внутренней и внешней политики. За эту службу князю дружинники наделялись

    землей и становились боярами.

    Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной

    группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором

    укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития.

    Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учение

    о божественном происхождении верховной государственной власти, смиренном к

    ней отношении. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко

    практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и

    монастырям. В руках у митрополитов и епископов было сосредоточено большое

    количество сел и городов, у них имелись свои слуги, холопы и даже войско.

    Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем она

    была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а

    также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.

    Во главе церковной организации стоял митрополит, назначавшийся

    константинопольским патриархом (князья пытались добиться для себя права

    назначения митрополитов, но в рассматриваемый период успеха не добились).

    При митрополите действовал собор епископов. Территория страны была разбита

    на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. В своих

    епархиях епископы управляли церковными делами совместно с коллегией из

    местных священников - клиросом.

    Городское население. Киевская Русь была страной не только деревень, но и

    городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными

    пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и

    торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам

    западноевропейских городов. Все городское население платило налоги.

    Церковный устав князя Владимира говорит об уплате пошлин с мер и весов;

    существовал также и особый общегородской налог - погородие. Древнерусские

    города не имели своих органов самоуправления, находились под княжеской

    юрисдикцией. Поэтому городского ("магдебургского права") на Руси не

    возникло.

    Свободные городские жители пользовались правовой защитой Русской Правды,

    на них распространялись все ее статьи о защите чести, достоинства и жизни.

    Особую роль в жизни городов играло купечество, которое рано начало

    объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно

    "купеческое сто" действовало при какой-либо церкви. "Ивановское сто" в

    Новгороде было одной из первых купеческих организаций в Европе.

    Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды. Некоторые

    исследователи полагают, что смердами именовались все сельские жители.

    Другие считают, что смерды - это лишь часть крестьянства, уже закабаленная

    феодалами. Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение

    правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы,

    характерные для свободных граждан. Но в свидетельствах о смердах

    проскальзывает их неравноправное положение постоянная зависимость от

    князей, которые "жалуют" села со смердами.

    Смерды жили общинами-вервями. Община в Древнерусского государстве носила

    уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. В ней

    действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи Обязанности крестьянского

    населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме

    дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.

    В основе формирования категорий зависимого крестьянства лежало

    "закупничество" - договор с господином, обеспеченный личностью самого

    должника. Закуп - обедневший или разорившийся крестьянин, попавший в

    зависимое положение; он брал у господина инвентарь, лошадь, другое

    имущество и отрабатывал проценты с долга. Закуп сохранял частичную

    правоспособность: мог выступать свидетелем по некоторым видам тяжб, егс

    жизнь охранялась вирой в 40 гривен (как и жизнь свободного человека). Oн

    имел право уходить от хозяина на заработки, его нельзя было бить без "вины"

    закон охранял его имущество. Однако за побег от господина закуп превращался

    в холопа. При князе Владимире Мономахе положение закупов было облегчено

    (ограничение процентов с суммы долга, пресечение необоснованной продажа

    закупа в холопы и т.п.).

    4. Государственный строй

    Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие

    государства периода формирования феодальных отношений, например, империя

    Карла Великого в Западной Европе, Древнерусское государство было

    "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей,

    дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в

    походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из

    них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных

    отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским

    великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной

    раздробленности.

    Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-

    вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной

    иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора

    или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору

    (участвовать в его военных экспедициях и платить ему дань). В свою очередь

    сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств

    соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал

    иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться

    никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья,

    обладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить

    суд с получением соответствующих доходов.

    Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Ему

    принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы,

    изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда

    Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и

    исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю

    военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой.

    (Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших

    походах). Внешние функции государства великие князья выполняли не только

    силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на

    европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различные

    международные договоры военного и торгового характера в устной или

    письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же

    иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли

    князья и судебные функции.

    Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежавшей

    племенному вождю, но князья периода военной демократии были выборными. Став

    главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по

    прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины,

    но известно и исключение - княгиня Ольга.

    Хотя великие князья были монархами, все же они не могли обойтись без

    того, чтобы выслушивать мнения приближенных. Так сложился совет при князе,

    юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В

    совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжьи

    мужи. Иногда в древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в

    которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские

    споры, некоторые другие вопросы. В литературе высказывалось предположение,

    что на одном из таких съездов и была принята Правда Ярославичей - важная

    составная часть Русской Правды. Существовало в Древнерусском государстве и

    вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его

    активность в Новгороде.

    Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная,

    система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники

    воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись

    руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий

    сохранил функции военачальника, а сотский стал городским судебно-

    административным должностным лицом. Со временем, однако, десятичная система

    уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.