Деятельность налоговой полиции по борьбе с налоговыми правонарушениями (на материалах УФСПП РФ)
Деятельность налоговой полиции по борьбе с налоговыми правонарушениями (на материалах УФСПП РФ)
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Дагестанский государственный Университет
Дербентский филиал юридического факультета
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Деятельность налоговой полиции по борьбе с налоговыми
правонарушениями" /на материалах УФСПП РФ но РД/»
Научный руководитель:
Ст. преподаватель Тагиров А.Б.
Выполнил:
Студент 3 курса Дербентского филиала Ю.Ф.
ОЗО на базе в/о Мукаилов Р.
Дербент 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________
ГЛАВА 1 Налоговая полиция как правоохранительный орган
1 Основные задачи и направления деятельности налоговой
полиции______________________________________________
2 Система и структура федеральных органов налоговой
полиции______________________________________________
3. Принципы деятельности органов налоговой полиции и правовые основы
его деятельности_____________________
4 Взаимодействие федеральных органов налоговой полиции с налоговыми
органами и иными государственными органами Российской
Федерации_________________________
ГЛАВА 2 Формы и методы осуществления борьбы с налоговыми
правонарушениями____________________________________
ГЛАВА 3 Изменение уголовного и административного законодательства по
вопросам борьбы с налоговыми правонарушениями Практика применения
налогового законодательства
ГЛАВА 4 Проблемы совершенствования налогового
законодательства______________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры
власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российскою
общества.
Изменение экономического курса страны от планово хозяйственной
экономики с государственными предприятиями, к свободной экономической
деятельности и разгосударствлению хозяйствующих субъектов породило новые
экономические отношения, новые формы собственности новые права и
обязанности юридических и физических лиц. Появление последних неизбежно
влечет за собой появление новых видов общественно - опасных деяний в сфере
экономики. Закономерно в этой связи и изменение налоговой ноли гики
государства. Законом от 21 марта 1991г- была создана Государственная
налоговая служба1 как единая система контроля за соблюдением налогового
законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в федеральный и местный бюджеты налогов и других обязательных
платежей, установленных законодательством России и входящих в нее субъектов
федерации
Уже па начальном этане ее деятельности остро встал вопрос о массовом
уклонении налогоплательщиков от налогообложения Значительная часть сокрытых
доходов стала оседать в криминальном секторе экономики, способствуя росту
1 О государственной налоговой службе РФ. Федеральный закон от21 марта
1991 года
Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР
1991 №15 ст. 492
преступности. Для борьбы с противоправными, в том числе преступными,
посягательствами на налоговую систему России с 1992 г. стали создаваться
специализированные правоохранительные органы. Указом Президента РФ от 15
марта 1992 г. № 262 при Государственной налоговой службе РФ было учреждено
Главное управление налоговых расследований
Главное управление налоговых расследовании и подразделения налоговых
расследовании на местах дублировали гражданско-правовые функции налоговой
службы, в состав которой они входили.
Реализация налоговой системы столкнулась с мощным скрытым и открытым,
в том числе преступным, противодействием корыстно заинтересованных лиц.
Правонарушения и преступления к сфере налогового законодательства приобрели
в России изощрённый и массовый характер, в результате чего в бюджет
ежегодно не поступают миллиарды укрытой от налогов прибыли
Практика показала, что нахождение Главного управления налоговых
расследований и подразделений налоговых расследований в системе
Государственной налоговой службы РФ и налоговых инспекций не обеспечивало
эффективности процессов выявления, раскрытия, расследования и
предупреждения налоговых преступлений,
Малоэффективная деятельность Главного управления налоговых
расследований и подразделений налоговых расследований поставила на повестку
дня вопрос о создании самостоятельных структур, специализирующихся на
выполнении гражданско-правовых, административно-правовых, оперативно-
розыскных, процессуальных и профилактических функций по борьбе с
противоправными ( в том числе преступными) нарушениями налогового
законодательства.
24 июня 1993 г. был принят Закон РФ "О федеральных органах налоговой
полиции"' реорганизовавший органы налоговых расследований в федеральные
органы налоговой полиции, которые стали правопреемниками Главного
управления налоговых расследований. В соответствии с этим Законом
федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами
и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской
Федерации.
Вступивший в силу 27 декабря 1995 г Закон РФ "О внесении изменений и
дополнений Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР " в Закон РФ "О федеральных
органах налоговой полиции" и закрепил за органами налоговой полиции
полномочия проведения предварительного следствия, что придало им более
стройную систему, расширяя как их права, так и обязанности, а также
направлен на кардинальное изменение ситуации по борьбе с налоговой
преступностью.
Органы налоговой полиции РД начали создаваться в конце 1992 г. Их
основу составили прикомандированные сотрудники
1.О федеральных органах налоговой полиции: Федеральный закон от 24
июня 19923 г №6238-1 //Российская газета 1993 г 15 июня
силовых ведомств и спецслужб
Выбор настоящей темы дипломной работы продиктован
актуальностью данной темы в настоящее время и заинтересованностью автора
в исследовании деятельности органов налоговой полиции и причин налоговой
преступности.
При выполнении дипломной работы использованы законодательные и
нормативные материалы, учебно-методическая литература, ведомственные
нормативные акты статистические данные о работе органов налоговой полиции
и практика работы УФСНП РФ по РД
Становление органов налоговой полиции республики проходило в условиях
сложной социально-экономической обстановки, ухудшения криминогенной
ситуации.
Сегодня Управление федеральной службы налоговой полиции Российской
Федерации, по Республике Дагестан это мощная правоохранительная
структура, способная с честью выполнить возложенные на него задачи но
обеспечению экономической безопасности страны.
.
Глава1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ - КАК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
1. Основные задачи и направления деятельности налоговой полиции.
В соответствии Закона Российской Федерации «0 федеральных органах
налоговой полиции» задачами федеральных органов налоговой полиции являются:
- выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и
правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях
органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие
правоохранительные органы;
- обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых
инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при
исполнении служебных обязанностей;
- предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых
органах.
- На федеральные органы налоговой полиции не могут
быть возложены задачи не предусмотренные Законом. Для выявления,
предупреждения и пресечения налоговых преступлений необходимо организовать
и провести оперативно-розыскные мероприятия, возбудить уголовные дела и
расследовать их, подать на розыск лиц, совершивших
налоговые преступления, или подозреваемых на их совершении, принять меры к
возмещению нанесенною государству ущерба.
Работа налоговых органов напрямую зависит от проводимой государством
налоговой политики, от того, как работают законы и подзаконные акты по
налогообложению. Государство вправе и обязано принимать меры но
урегулированию налоговых правонарушений, в целях защиты прав и законных
интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества1.
Наличие властных полномочий и реальные возможности влиять на ход и
результаты финансово -экономических процессов в различных государственных и
коммерческих структурах создает вокруг налоговой полиции мощное
криминогенное ноле. Попытки подкупа сотрудников налоговой полиции, оказание
им разною вида услуг со стороны руководителей фирм, предприятий, а также
частых лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, имеют далеко
идущие планы. Организованные преступные группировки, пытающиеся отмыть
незаконно добытые деньги, особо заинтересованы в наличии «своих людей» в
налоговой полиции. Поэтому борьба с коррупцией внутри налоговых органов
возводится в paнг таких же важных задач, как и борьба с налоговыми
преступлениями.
Органы налоговой полиции проходят еще этап становления, но с каждым
годом они все прочнее становятся на ноги, уверенно занимая то место среди
правоохранительных органов, которое отведено ей согласно законодательства.
По мере этого усиливается и борьба с налоговыми правонарушениями и
преступлениями.
В 1999 году по Российской Федерации зафиксировано более 1000
посягательств на жизнь и здоровье сотрудников налоговой полиции и
работников ГНИ, выявлено 600 фактов угроз и шантажа, 130 случаев нападения
и нанесения телесных повреждений, 32 поджога, взрыва и уничтожения
имущества, убито 3 налоговых полицейских и 2 работника налоговой
инспекции.'1
1Солтаганов В.Г. Ради интересов Государства //Налоговая полиция 2000 г
№2
2. Система и структура федеральных органов налоговой полиции
Федеральные органы налоговом полиции являются централизованной
системой органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов
вышестоящим органам и начальнику Федеральной службы налоговой полиции
Российской Федерации.
Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:
Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации /ФСНП/; на
правах Гос комитета РФ
органы налоговой полиции в республиках в составе Российской Федерации
/управления:
органы налоговой полиции автономной области, автономных округов,
краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга /управления, отделы/,
территориальные органы;
органы налоговой полиции юродов и районов в городах Москве и Санкт-
Петербурге, а также межрайонные отделы управлений /местные органы налоговой
полиции/1
В федеральных органах налоговой полиции в пределах выделенных средств
могут создаваться строительные, автотранспортные, медицинские и другие
подразделения, необходимые для обеспечения их деятельности.
Общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции
и координацию их деятельности с налоговыми
О федеральных органах налоговой полиции: Федеральный закон от 24 июня
19923 г №6238-1 //Российская газета 1993 г 15 июня
и иными государственными органами осуществляет директор федеральной службы
Российской Федерации
УФСНП РФ и органы налоговой полиции республик в составе Российской
Федерации возглавляют начальники.
Начальник ФСНП РФ назначается на должность и освобождается от
должности Президентом Российской Федерации. Первый заместитель начальника
назначаются и освобождаются от должности Правительством Федерации, но
представлению начальника федеральной службы
В соответствии с функциями Федеральной службы налоговой полиции
структурную схему центрального аппарата можно условно представить семью
блоками подразделений.
В первый блок входят оперативное управление, контрольное ревизионное
управление и оперативно-технический поисковый центр.
Оперативное управление осуществляет деятельность, но выявлению,
предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.
Специалисты оперативного управления ведут контрольно-методическую работу, а
также оказывают практическую помощь в функциональное руководство
оперативными службами региональных органов налоговой полиции,
Управление налоговых проверок производит проверки финансово-
хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при получении
информации о готовящемся или совершенном налоговом преступлении Оно
проводи! также контрольные проверки соблюдения налогового законодательства
юридическими и физическими лицами
когда имеется оперативная информация о фактах, взяточничества или коррупции
с участием налоговых инспекторов и сотрудников налоговой полиции, ведет
методическую работу и осуществляет функциональное руководство аналогичными
службами в региональных органах налоговой полиции.
Оперативно-техническое и поисковое управление проводит оперативно-
поисковые мероприятия с применением современных технических средств
фиксации действий лиц, совершающих налоговые преступления, осуществляет
отбор и обработку информации, поступающей при проведении оперативно-
технических мероприятий, разрабатывает приемы и методы деятельности
оперативно-технических и поисковых подразделений для региональных органов
налоговой полиции
Следующий блок подразделений включает организационно-инспекторское
управление, управление правового обеспечения и следственный отдел
Оргинспекторское управление фактически выполняет штабные функции.
Здесь разрабатываются основные управленческие задачи, аккумулируются
предложения по перспективному и текущему планированию деятельности всей
Федеральной службы налоговой полиции, готовятся отчеты о проделанной
работе, организуются методическая и практическая помощь территориальным
органам, определяется реальное состояние оперативно-служебной деятельности
в подразделениях Федеральной службы, её соответствие требованиям законов и
подзаконным актам, проводится
совместно с другими управлениями и отделами Федеральной службы комплексные
н контрольные инспекторские проверки региональных органов налоговой
полиции.
Управление правовою обеспечения готовит проекты -законов и подзаконных
актов по вопросам деятельности органов налоговой полиции, проверяет
соответствие закону и подзаконным актам подготовленных функциональными
отделами и управлениями проектов приказов, инструкции, а также договоров,
соглашений, контрактов, осуществляет представительство в судах и других
инстанциях при рассмотрении споров но искам, предъявляемым Федеральной
службой либо но инициативе Федеральной службы, ведет систематизацию
нормативных актов по вопросам деятельности налоговой полиции.
Отдел налоговых расследований выполняет в основном контрольно-
методические функции, оказывает практическую помощь в расследовании
уголовных дел территориальным органам налоговой полиции.
В третий блок подразделений центрального аппарата Федеральной службы
налоговой полиции входят информационно-аналитическое управление, отдел
регистрации и архивных фондов, главный вычислительный центр.
Информационно-аналитическое управление занимается накоплением,
компьютерной обработкой и анализом оперативно-служебной информации о фактах
незаконных действий, связанных с уклонением от уплаты налогов и сокрытием
прибыли, осуществляет оперативно-аналитическое
сопровождение наиболее важных оперативных разработок, организует
информационное взаимодействие между центральным и региональным органами
налоговой полиции, а также оперативными службами МВД. ФСБ и ГКТК, выполняет
контрольно-методические функции подразделениям в территориальных органах.
Отдел регистрации и архивных фондов разрабатывает проекты
ведомственных нормативных актов но учету, хранению и использованию
документальных материалов, ведет оперативно-статистическую отчетность по
основным направлениям деятельности Федеральной службы налоговой полиции,
обеспечивает учет, хранение и использование документов в архиве
центрального аппарата, оказывает методическую помощь в организации и
совершенствовании работы территориальных подразделений регистрации и
архивных фондов.
Главный вычислительный центр занят созданием и эксплуатацией банка
данных, по всем формам учета, осуществляемого федеральной службой налоговой
полиции, а также разработкой и реализацией единой технической практики в
области автоматизации информационных потоков в центральном аппарате и
региональных подразделениях.
Четвертым по счету, но не по значимости, можно назвать блок
подразделений, куда входят управление собственной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|