МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внешнеполитическая деятельность Испании и ее членство в Европейском Союзе

    V Ибероамериканская встреча, совпавшая по времени с их председательством

    в ЕС, стала для Мадрида удачным местом для поднятия своего международного

    престижа. Так, например, на церемонии открытия форума Ф.Гонсалес не

    упустил возможность упомянуть, что 60% финансовой помощи на развитие

    стран Латинской Америки поступает из бюджета ЕС, дав понять тем самым,

    что Мадрид причастен и к этим денежным "щедротам".

    Таким образом, следует отметить, что подход испанцев к проблемам

    Латинской Америки отличается высокой степенью учета интересов государств

    континента. Мадрид активно поддерживает там становление и упрочение

    демократических структур, приветствует углубление интеграционных

    процессов, является одним из проводников идей сотрудничества Европейского

    Союза с латиноамериканскими странами.

    2.3. Центральная и Восточная Европа.

    Одним из ключевых направлений деятельности Европейского Союза в

    настоящее время является Центральная и Восточная Европа. Это обусловлено

    тем, что, по мнению большинства стран-членов ЕС, в т.ч. Испании, после

    падения коммунистических режимов в ЦВЕ и объединения Германии именно эти

    страны станут наиболее вероятными кандидатами на вступление в Европейский

    Союз и НАТО.

    Государства Центральной и Восточной Европы до конца 80-х годов

    оставались на периферии испанских внешнеполитических интересов.

    Активизация отношений Мадрида с ними произошла в 1990-91 гг., когда

    существенно расширились политические контакты, начал увеличиваться

    товарооборот. Возросший интерес испанцев к странам ЦВЕ объясняется

    отказом этих государств от прежней социально-экономической модели,

    формированием институтов власти по образцу западных демократий, широким

    процессом приватизации, стремлением подключиться к западноевропейским

    экономическим и военно-политическим организациям. Хотя, как показывает

    анализ внешнеторгового оборота Испании, пока лишь 2% его приходится на

    эти страны.1.

    Подтверждением главенствующих геополитических ориентиров ЕС на

    нынешнем этапе стало выделение государствам ЦВЕ большей, в сравнении с

    другими регионами, финансовой помощи (на 1996 г. странам ЦВЕ было

    выделено 1240 млн. экю, а странам средиземноморского бассейна от Турции

    до Марокко - "лишь" 750 млн. экю).1. Подобное соотношение в

    предоставлении финансовых средств, видимо, сохранится в будущем в

    соответствии с "неформальным" решением, принятым на встрече министров

    иностранных дел ЕС в июне 1995 г. в Люксембурге и подтвержденным затем на

    саммите ЕС в Каннах.

    Испания в целом проявляет осторожность в вопросе расширения ЕС за счет

    восточноевропейских стран, рассматривая их в качестве своих потенциальных

    конкурентов в получении дотаций из различных фондов Евросоюза. В то же

    время, ссылаясь на свой опыт вступления в ЕС, испанцы полагают, что

    членство в Союзе принесет восточноевропейцам существенные выгоды в плане

    укрепления их демократических институтов и позволит повысить их роль в

    международных делах. Следуя этой линии, Мадрид не возрожал против

    заключения специальных договоров ЕС со странами ЦВЕ, которые являются

    своеобразным предварительным этапом на пути их вхождения в Евросоюз. Ряд

    стран, в т.ч. Польша, Венгрия, Чехия, уже ратифицировали их. Евросоюз

    планирует также заключить договоры со всеми государствами,

    образовавшимися на постсоветском пространстве в ближайшем будущем. Как

    известно, Азербайджан подписал соглашение о партнерстве и сотрудничестве

    с ЕС в апреле 1996 г. во время визита в Европу президента Азербайджанской

    Республики Г.Алиева. Испания была одной из первых стран мира, которая

    установила с Азербайджаном дипломатические отношения в феврале 1992 г..

    Раньше это сделали лишь Турция, Украина, Мексика и Швейцария.1.

    В ходе состоявшихся в последнее время контактов Мадрида на высоком

    политическом уровне с Польшей, Чехией, Венгрией, Румынией, Словакией и

    Болгарией проявилась вполне определенная тенденция к переходу от

    заявлений общего характера о солидарности с процессами демократизации на

    Востоке Европы к созданию юридических рамок реального двустороннего

    сотрудничества, прежде всего в экономической сфере. Так, например, в ходе

    визитов президента Венгрии А. Генца (февраль 1994 г.) и премьер-министра

    Венгрии Д. Хорна (июль1995 г.) в основном сформирована юридическая база

    испано-венгерских отношений.2. Стремление к развитию двусторонних

    политических и экономических связей с проекцией на расширение ЕС нашло

    подтверждение в ходе официального визита короля Испании Хуана Карлоса I в

    Чехию (июль 1995 г.). О намерении развивать взаимовыгодные контакты с

    Испанией также заявил премьер-министр Словакии В. Мечьяр во время своего

    пребывания в Мадриде в июле 1995 г..3.

    Испания довольно активно проявила себя во время переговорного процесса

    по урегулированию югославского кризиса. Она поддержала Дейтонские

    соглашения по Боснии, стремилась внести свой вклад в дело примирения

    официальных властей Белграда с оппозицией, когда в стране в конце 1996 г.

    возникли острые разногласия по поводу результатов выборов в местные

    органы СРЮ. Бывший глава правительства Испании Ф.Гонсалес возглавил

    делегацию Евросоюза, которая в декабре 1996 г. посетила Белград, провела

    переговоры с противоборствующими сторонами и выработала рекомендации по

    урегулированию кризисной внутриполитической ситуации в Югославии.

    Таким образом, следует отметить, что Испания, несмотря на

    настороженное отношение к вопросу расширения ЕС за счет вступления в него

    стран ЦВЕ, не хочет упустить время и намерена закрепиться в этом регионе,

    в первую очередь, путем повышения своей политической и деловой

    активности.

    2.4. Отношения со странами Северной Африки.

    По мнению испанских аналитиков, вступление в ЕС Испании и Португалии

    побудило других членов Евросоюза обратить большее внимание на южные

    границы Союза и, в частности, на североафриканские государства.1.

    Одним из основных направлений внешней политики Испании после смерти

    Франко стало завоевание ею определенных позиций в развивающихся странах.

    Министр иностранных дел страны того периода Марселино Ореха заявил:

    "Необходимо наверстать потерянное время и утвердить наше присутствие в

    странах... Африки и Латинской Америки".1.

    Поэтому расположенная на стыке Европы и арабского мира Испания

    проявляет исключительную "чувствительность" к процессам, развивающимся в

    государствах Магриба. В Мадриде не скрывают своих опасений, что

    многоплановые кризисные проявления (экономический спад, рост исламского

    фундаментализма, "маргинализация" целых слоев общества, обострение

    социальных противоречий и др.) в странах Северной Африки потенциально

    способны, если вовремя не принять стабилизирующих мер, привести к взрыву,

    грозящему серьезными последствиями для Европы. В первую очередь, в их

    понимании речь идет о Европейском Союзе.

    В этой ситуации Мадрид стремится всячески активизировать диалог и

    сотрудничество между ЕС и Магрибом. Испания призывает пятнадцать

    государств сбалансировать внимание Союза к Восточной Европе энергичной

    политикой на магрибском направлении. Главная цель такой политики,как

    здесь считают, должна состоять в укреплении взаимного доверия и широком

    содействии социально-экономическому развитию региона, поскольку, по

    испанскому убеждению, именно экономический кризис во многом подпитывает

    фундаментализм и усиливает миграционные потоки в Европу. Испанцы

    предложили партнерам по ЕС программу конкретных действий в отношении

    Магриба.2.

    В Мадриде внимательно следят за эволюцией ситуации в Алжире, с которым

    Испанию связывают не только географическая близость, но и широкие

    экономические связи (в частности, более половины импортируемого испанцами

    газа идет из Алжира).

    Испанцы проявляют исключительную осторожность в оценке сложившейся в

    последнее время обстановки в Алжире, не исключая возможности ее резкого

    обострения. В Мадриде приветствуют готовность нынешнего президента Алжира

    Ламина Зерваля к диалогу с исламской оппозицией и полагают, что только

    радикальное обновление руководства страны и практические меры по решению

    социально-экономических проблем способны стабилизировать положение в этой

    стране.

    Другим источником серьезных опасений для Мадрида и Евросоюза является

    положение в Ливии. Испания выступает за принятие самых строгих

    международных мер по борьбе с терроризмом и в случае с Ливией занимает

    солидарную с США, Англией и Францией позицию, хотя и не проявляет при

    этом активности.

    Испания выполняет резолюцию 748 СБ ООН о санкциях против Ливии,

    выступая при этом со сдержанных позиций. Будучи весьма зависимыми от

    поставок ливийского газа, испанцы всячески противятся дальнейшему

    ужесточению санкций в отношении этой страны. Мадрид стремится придать

    своему подходу в ливийском вопросе не политический, а исключительно

    юридический характер. Эта линия Мадрида продиктована нарастающей

    озабоченностью испанцев тем, что в приоритетном для безопасности Испании

    регионе Средиземноморья сохраняется очаг напряженности, который, по их

    оценкам, чреват эволюцией по "иракскому варианту". Испания считает

    недопустимыми силовые методы по отношению к Триполи и обращает внимание

    на опасность радикализации М.Каддафи, перехода проблемы в плоскость

    противостояния между Западом и арабским, мусульманским миром.

    Обострение ситуации вокруг Ливии по существу противоречит центральной

    задаче испанской дипломатии в зоне Средиземноморья, где Мадрид в

    последнее время умножил усилия в пользу нормализации обстановки,

    значительной активизации диалога и сотрудничества между Европейским

    Союзом и Магрибом.

    Мадрид весьма заинтересован в скорейшем урегулировании ситуации в

    Западной Сахаре. Однако до тех пор, пока не будет получено согласие всех

    вовлеченных сторон на условия проведения референдума о судьбе этой

    территории, испанцы считают, что его лучше не проводить. Усилия ООН и

    заинтересованных стран предлагается сосредоточить на убеждении Рабата и

    ПОЛИСАРИО в необходимости прийти к взаимноприемлемому компромиссу.

    В рамках экономических отношений Мадрид старается пропускать как бы

    через себя отношения североафриканских государств с Евросоюзом, особенно

    при согласовании торгово-экономических вопросов. Это позволяет испанцам,

    с одной стороны, говорить о своем лоббировании в европейских структурах

    интересов Северной Африки, а с другой стороны, сохранять влияние на

    развитие взаимоотношений ЕС с данной группой стран.

    2.5. Ближневосточный регион.

    Отношения Испании с арабским миром традиционно являются одним из

    основных направлений внешней политики Мадрида, в т.ч. в рамках ЕС. В то

    же время в отличие от Магриба испанское присутствие в странах Ближнего

    Востока длительное время было весьма символическим. Развитые политические

    связи с арабскими странами региона и ООП не всегда сопровождались широким

    сотрудничеством в других областях.

    В последние годы отмечается четкая тенденция наращивания активности

    испанской дипломатии на Ближнем Востоке, причем, как в плоскости

    содействия мирному процессу, так и в плане развития двусторонних связей

    со странами региона.

    Ближневосточное урегулирование рассматривается в Мадриде в качестве

    одной из центральных задач в процессе расчистки завалов региональных

    конфликтов и формирования нового международного порядка. Испанский подход

    к БВУ изначально характеризовался проарабским уклоном и традиционными

    симпатиями к ООП. Однако после установления в 1986 г. дипотношений с

    Израилем Мадрид смог сбалансировать свои отношения со всеми участниками

    конфликта и, более того, перешел к политике активного конструктивного

    содействия урегулированию в регионе.

    В концептуальном плане испанцы выступают за всеобъемлющее

    урегулирование на Ближнем Востоке на основе резолюций 242 и 338 СБ ООН, в

    соответствии с принципом "мир в обмен на территории". Суть

    урегулирования, по их мнению, должна состоять в реализации права Израиля

    на существование в рамках безопасных и международно признанных границ и

    права палестинцев на самоопределение вплоть до создания собственного

    государства.1.

    Признанием беспристрастной и активной позиции Испании в пользу БВУ

    стало согласие конфликтующих сторон на проведение в Мадриде в октябре

    1991 г. начального этапа мирной конференции по Ближнему Востоку. Успех

    первого мадридского раунда испанцы считают одним из наиболее значительных

    достижений своей внешней политики, укрепившим международный авторитет

    Испании и ее возможности определенного влияния на процесс урегулирования

    в регионе.

    Сохраняя после Мадридской конференции чувство ответственности за

    судьбу начатого процесса, испанцы продолжают добиваться энергичного

    участия в нем Европейского Союза и наращивают собственные усилия по

    оказанию ему реального содействия. В координации с Вашингтоном Мадрид

    неоднократно выполнял как открыто, так и дискретно определенные

    посреднические функции в рамках ближневосточного урегулирования.

    Испанские руководители и особенно экс-мининдел Х.Солана работали в

    пользу разблокирования ситуации в переговорном процессе после случая с

    400 депортированными палестинцами и трагедии в мечети Хеврона. В Испании

    была организована одна из встреч И.Рабина, погибшего впоследствии от рук

    израильского правого фанатика, и Я.Арафата.

    Подписанные в Вашингтоне между Израилем и ООП в сентябре 1993 г.

    Декларация о принципах, а в мае 1994 г. в Каире Соглашение о введении

    временного палестинского самоуправления в секторе Газа и районе Иерихона

    встретили в Мадриде самую позитивную оценку. Испанцы отдают отчет в том,

    что этот процесс еще ждут многотрудные испытания. Однако именно в

    скорейшем воплощении в жизнь договоренностей о палестинской автономии

    видит Мадрид единственную альтернативу нарастанию насилия на

    оккупированных территориях и первый реальный шаг, своего рода ключ, к

    глобальному урегулированию.

    Успех планов палестинской автономии, по мнению испанцев, является

    жизненно важным для всего региона, так как впервые на реальном материале

    позволяет подтвердить саму способность мирного сосуществования и

    готовность к мирному сотрудничеству во имя будущего народов Ближнего

    Востока, многие годы противостоявших друг другу. Поэтому Испания крайне

    негативно отнеслась к односторонним акциям нового премьер-министра

    Израиля Б.Нетаньяху, которые ставят под угрозу выполнение упомянутых выше

    документов, да и сам процесс БВУ.1.

    Испанцы признают за американцами ведущую посредническую роль в БВУ и

    весьма активно координируют с Вашингтоном свои позиции по региональной

    тематике. В то же время, как и многих европейцев, их не вполне

    удовлетворяет доминирование американцев в процессе урегулирования. Наряду

    с попытками усиления роли Европейского Союза испанцы однозначно

    поддерживают активизацию деятельности России как коспонсора мирного

    процесса в регионе.

    Мадрид активно дополняет свою дипломатию по проблемам БВУ попытками

    существенно продвинуть двустороннее сотрудничество со странами региона. В

    1993 г. и первой половине 1994 г. состоялась целая серия визитов короля

    Хуана Карлоса I (в Израиль) и экс-мининдел Х.Солана (в Египет, Иорданию,

    Ливан), заместителей мининдел по странам Ближнего Востока. В Испании

    принимали с визитом И. Рабина, побывал здесь и Я. Арафат.2.

    Сознавая ответственность момента и стремясь с первых шагов

    палестинской государственности закрепиться здесь в качестве

    привилегированного партнера, Мадрид принял на себя обязательства по

    серьезному экономическому и материально-техническому содействию

    становлению автономии.

    Испанские программы помощи оцениваются в 70 млн. долл. США. Прежде

    всего речь идет об обеспечении палестинской полиции средствами транспорта

    и связи, помощи в подготовке кадров. Испанцы оказали и оказывают

    содействие в материально-техническом обеспечении проведения избирательной

    кампании, строительстве здания автономного правительства и резиденции для

    его руководства, налаживании транспортной сети, водо- и электроснабжения

    палестинских территорий. Планируется также подготовка в вузах Испании

    палестинских специалистов в области экономики, медицины, сельского

    хозяйства. Испания присоединилась к группе стран - доноров программ ВОЗ

    по обеспечению медицинского обслуживания палестинских территорий.

    В Мадриде убеждены, что практическая реализация израильско-

    палестинских договоренностей во многом будет зависеть от наращивания

    экономической помощи со стороны международного сообщества становлению

    палестинской автономии. Испанцы усиленно продвигают этот тезис в

    Европейском Союзе. Они взяли на себя роль координаторов подгруппы по

    сельскому хозяйству рабочей группы по региональному экономическому

    развитию в рамках многостороннего сотрудничества ЕС с БВУ. В испанском

    г. Кордова прошел семинар о проектах развития на Ближнем Востоке этой

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.