Внешнеполитическая деятельность Испании и ее членство в Европейском Союзе
ЕС до 2000 года.
Непосредственно в период испанского председательства велась работа по
усилению многостороннего контроля над выполнением каждой страной
требований Маастрихта в рамках формирования валютно-экономического союза
(ВЭС), в том числе по бюджетам на 1996 г., а также гармонизации методик
статистико-экономического учета. Кроме того, Евросоюзу в декабре 1995 г.
был представлен доклад о механизме перехода к третьей фазе ВЭС.1.
Важное значение испанцы уделяют развитию реформы в аграрном секторе
Союза и отработке единой позиции ЕС по отношению к аграрному сектору ЦВЕ.
Испанцы намерены интенсивно защищать свои интересы в рыбной отрасли, в
том числе путем достижения согласованности законодательств в странах ЕС о
рыбном рынке и рыбных ресурсах, а также проведения более
"последовательной" политики Евросоюза в переговорах с третьими странами о
рыбном промысле в национальных и экстерриториальных водах.
При содействии Мадрида в начале испанского председательства в ЕС (17
июля 1995 г.) было подписано Временное торговое соглашение между Россией
и ЕС. По аналогии такое не исключено и по отношению к Азербайджану. В
Мадриде исходят из того, что демократическое обновление в странах СНГ
должно привести к созданию более прочной и надежной системы безопасности
и сотрудничества в Европе. Руководящие деятели Испании неоднократно
заявляли о необходимости налаживания с этими странами качественно новых
экономических и политических отношений.1.
ГЛАВА II. ПРИОРИТЕТЫ ИСПСНИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕС
2.1. Средиземноморье.
Одно из традиционно приоритетных направлений испанской внешней
политики средиземноморское получило в последнее время заметное развитие.
Главное, что Мадриду вместе с Парижем и Римом после ряда лет настойчивых
попыток, по-видимому, в какой-то степени удается привлечь большее
внимание партнеров по Европейскому Союзу к этой зоне и утвердить в
международных, прежде всего европейских, структурах понимание неотложного
характера усиления разностороннего сотрудничества в Средиземноморском
регионе.
Речь идет в основном о противопоставлении "опасностям", проистекающим
для Европы из стран южного Средиземноморья, о помощи развитых стран в
решении их социально-экономических, политических проблем, установлении с
ними "нового" типа отношений. Принятие в течение 1994-1995гг. по
инициативе испанцев в высших органах ЕС, НАТО, ЗЕС и даже ОБСЕ ряда
заявлений с конкретными формулировками по проблематике этого региона
является убедительным свидетельством результативности дипломатии Мадрида
и определенной эволюции позиций испанских партнеров, ранее
недооценивавших это направление.
По мнению руководства страны, также важным моментом является
определенное противопоставление подходов ЕС и США к проблемам
Средиземноморья. Конкретные различия в их тактических шагах основываются
на изначально иных концепциях. Испанцы полагают, что Вашингтон
рассматривает Средиземноморье не иначе, чем неспокойный коридор,
связывающий Америку с Израилем и нефтяными государствами Персидского
залива. В этой связи тактика американцев сводится прежде всего к
умиротворению примыкающей к Израилю зоны. Подход же европейцев
принципиально иной. Для них эта зона является непосредственно примыкающей
к их границам со всеми вытекающими последствиями, связанными с
необходимостью развивать с ней добрососедские отношения и
сотрудничество.Этим объясняется тот факт,что Европа, а не США является
главным финансовым "донором" региона.1.
Испанское правительство также считает, что в Европе испытывают
определенное неудовольствие тем, что США фактически оттеснили ЕС от
процесса ближневосточного урегулирования, девальвировав многолетние
миротворческие усилия европейцев, а заодно и их стремления к усилению
своего политического престижа в регионе. Средиземноморские инициативы
1995 г., по замыслам испанцев, призваны во многом исправить положение и
вернуть ЕС политическую инициативу.
Особо деликатным делом является, по мнению Испании, учет фактора
исламского радикализма, который был спровоцирован в современной форме
войной в Афганистане и сейчас все больше угрожает распространиться даже
на Европу. Имея в виду в качестве примера Боснию и Чечню, генеральный
секретарь НАТО Х.Солана считает, что европейским политикам нельзя
ошибаться, сбрасывая со счетов или неверно интерпретируя этот аспект
региональных конфликтных ситуаций.1.
Следует отметить, что испанцы являются инициаторами и сторонниками
организации и проведения крупных международных мероприятий, посвященных
изучению и выработке необходимых мер по улучшению обстановки в
Средиземноморье. Так, например, высказанная в свое время президентом
Ф.Миттераном идея созыва большой Конференции для обсуждения насущных
проблем в этом регионе была поддержана и дополнена Мадридом, предложившем
запустить процесс, аналогичный СБСЕ. Эта идея сохраняет свою актуальность
и по сей день, несмотря на то, что из-за существующих разногласий
средиземноморских стран она отодвинута на более дальний план.
В период председательства Испании в ЕС во втором полугодии 1995 года
кульминационным моментом в рамках многочисленных мероприятий по тематике
Средиземноморья, организованных по линии Евросоюза, стала проведенная в
Барселоне Евро-Средиземноморская конференция по тематике дальнейшего
развития Европы и наметившая конкретные пути создания здесь новой зоны
сотрудничества, естественно, вокруг Европейского Союза. Испанцы полагают,
что им удалось в какой-то мере добиться успеха в сбалансировании
излишнего, по их мнению, внимания ЕС к Восточной Европе в сторону
усиления сотрудничества со странами Средиземноморья.
В развитие Eвро-Средиземноморской конференции и по инициативе
правительства Каталонии, поддержаного МИДом Испании и Комиссией
Европейского Союза, в Барселоне 29 ноября - 1 декабря 1995 г. был
проведен Евро-Средиземноморский гражданский форум. В его работе приняло
участие более 1200 независимых экспертов, а также специалистов по
социально-экономическим, научно-техническим и гуманитарным вопросам,
представлявшим 38 стран региона и другие государства.1.
Целью Форума являлись независимая экспертная оценка перспектив
многостороннего сотрудничества между Европейским Союзом и странами
Средиземноморского бассейна, с точки зрения создания климата взаимного
понимания и выдвижения конкретных предложений в развитие Барселонской
политической декларации. Форум стал первым шагом на пути своего рода
материализации "духа Барселоны" в строительстве нового типа отношений в
этом регионе мира.2.
Участники Форума подчеркнули, что решение поставленных задач
непосредственным образом связано с защитой прав человека и укреплением
здесь демократических институтов. Ключом к стабилизации положения в
регионе, как было признано участниками мероприятия, является социально-
экономическое развитие его наиболее отсталых частей. Преобладал также
вывод о том, что непременным условием успешной реализации намеченных на
межправительственном уровне планов евро-средиземноморского
сотрудничества, учитывая специфику региона, является максимально широкое
подключение к нему гражданского общества средиземноморских стран.
Перспектива выработки общего "средиземноморского сознания"
представлялась, однако, экспертам весьма отдаленной.1.
В принятой на Форуме декларации приветствуется выделение Евросоюзом
значительных средств (св. 6 млрд. долл. В 1996-1999гг.) на осуществление
программ по выравниванию уровней развития различных регионов
Средиземноморья.
Участники Евро-Средиземноморского гражданского форума приняли решение
о придании ему статуса постоянной структуры по поддержанию диалога и
сотрудничества в регионе. На базе Каталонского института
средиземноморских исследований учрежден постоянный секретариат Форума,
который вместе с создаваемым соответствующим Международным комитетом
займется отслеживанием реализации проектов сотрудничества. Следующее
заседание Форума планируется провести в одной из стран южного
Средиземноморья весной 1997 года. Испанцы полагают, что подобные
мероприятия весьма позитивно влияют на стабилизацию ситуации в этом
регионе.
Таким образом, оценивая современную средиземноморскую политику
Испании, все более очевидным становится постепенное обретение реальных
очертаний схемы Средиземноморского регионального сотрудничества,
создаваемой под эгидой Европейского Союза. Мадрид в этом процессе
изначально играет заметную роль, превращаясь в одного из главных
участников международных усилий по приданию этому региону мира большей
безопасности и стабильности.
2.2. ЕС - Латинская и Центральная Америка.
Латинская Америка - также регион приоритетного внимания Испании, и
испанское правительство придает большое значение развитию многопланового
политического и экономического сотрудничества со странами этого
континента и подведению под эти отношения широкой договорно-правовой
базы.
При этом Испания активно содействует повышению внимания со стороны ЕС
к латиноамериканской проблематике, стремится играть роль своего рода
моста между Европой и Латинской Америкой.
Испания является последовательным сторонником наращивания
интеграционных процессов в Латинской Америке. В Мадриде полагают, что
углубление латиноамериканской интеграции отвечает национальным интересам
каждой из стран, служит стабилизации их политических и финансово-
экономических структур, содействует укреплению общей тенденции на
демократические преобразования на континенте. Данная позиция
соответствует стремлению Испании укрепить и расширить свое политическое и
экономическое присутствие в одном из наиболее динамично развивающихся
регионов планеты, который традиционно входит в зону приоритетного
внимания Мадрида. При этом испанцы исходят из того, что именно крупные
региональные блоки будут в значительной мере определять характер
грядущего экономического порядка. Отдавая приоритет интеграционным
процессам в торгово-экономической области, в Мадриде ясно осознают, что
образование новых экономических союзов и укрепление старых в Латинской
Америке повлечет за собой усиление политического взаимодействия этих
стран, повлияет на содержание их концепции национальной безопасности и
долгосрочные ориентиры развития.1.
Испания, не желая оставаться в стороне от этих процессов, прилагает
активные усилия в пользу развития широкого взаимодействия с
латиноамериканскими странами как на двустороннем уровне, так и в рамках
ЕС. Об этом свидетельствуют энергичные усилия Мадрида и лично
зам.председателя Еврокомиссии Мануэля Марина по налаживанию более тесных
партнерских связей ЕС с Общим рынком южного конуса (МЕРКОСУР) и Мексикой,
входящей в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА). В феврале
1995 года послы стран-членов МЕРКОСУР подписали с ЕС протокол о
намерениях, который предполагает в будущем тесные политические контакты
между двумя блоками, взаимную либерализацию торговли, снятие таможенных
ограничений (за исключением отдельных товаров, в основном
сельскохозяйственных), гарантии в области инвестиций, более широкую
экономическую кооперацию. В начале 1995 г. Еврокомиссия поддержала
инициативу Испании о налаживании более тесного сотрудничества между
Евросоюзом и Мексикой с перспективой на их политическое и экономическое
сближение.1.
Испания в то же время пытается максимально использовать преимущества
двусторонних связей со странами континента, в первую очередь с Мексикой,
куда, несмотря на финансовый кризис в этой стране, направляется основной
объем инвестиций Испании в Латинской Америке. Активность испанских
инвесторов объясняется их стремлением укрепиться на быстро развивающемся
мексиканском рынке, а в дальнейшем через Мексику выйти на США и Канаду.
Необходимость расширения экономического взаимодействия становится все
в большей мере тем предметным содержанием, которое наполняет в последнее
время политические контакты испанских руководителей с лидерами
латиноамериканских стран. Примером может служить поездка Ф.Гонсалеса в
феврале 1995 г. по трем центральноамериканским странам (Сальвадор,
Гондурас, Никарагуа), в ходе которой была выражена поддержка не только
усилиям этих стран по достижению мира и гражданского согласия, но и
сделан особый акцент на укрепление торгово-экономического сотрудничества
при одновременном содействии интеграции в рамках центральноамериканского
региона.
Испания последовательно придерживается линии на выработку, где это
возможно, согласованных позиций по международным проблемам с
государствами-членами ОАГ. Тесно смыкается внешнеполитическая
направленность Испании с концептуальной платформой "Группы Рио",
являющейся, несмотря на свой неформальный характер, одним из влиятельных
и представительных объединений государств Латинской Америки. В связи с
этим показательно усилие Испании в период ее председательства в ЕС по
увеличению капиталовложений Европейского инвестиционного банка в
экономику стран, входящих именно в это региональное объединение.
Испания продолжает кропотливую реализацию своей концепции создания
сообщества ибероамериканских государств - особой межрегиональной политико-
экономической общности наций, связанных между собой историческими,
религиозными, культурными и языковыми узами. Важным элементом
действующего ибероамериканского механизма являются встречи на высшем
уровне, в которых, помимо лидеров латиноамериканских государств,
участвуют также высшие руководители Испании и Португалии. Механизм
Ибероамериканских конференций, в котором испанцы играют одну из заглавных
ролей, видится ими как дополнительный фактор политической координации и
сохранения культурно-лингвистической близости входящих в эту группу
стран. Отмечается тенденция к постепенному распространению испанцами, в
контексте ибероамериканского сотрудничества, отдельных элементов опыта
интеграции, накопленного в рамках Европейского Союза, т.е. Испанию
следует рассматривать как наиболее активного проводника идей Евросоюза по
вопросам укрепления политического сотрудничества и социально-
экономического развития в этом регионе.
Испанцы приняли традиционно активное участие в подготовке и проведении
V Ибероамериканской встречи, состоявшейся 16-17 октября 1995 года в
Аргентине. В ходе этой встречи был обсужден широкий спектр политических и
социально-экономических вопросов, среди которых основное внимание было
уделено проблематике Кубы, расширению политических и торгово-
экономических связей с Евросоюзом, возобновлению ядерных испытаний в
Тихом океане, перспективам региональной и межрегиональной интеграции,
борьбе с терроризмом, наркомафией и коррупцией.1.
Куба стала ключевой темой в ходе оживленных дебатов. По мнению
испанских официальных лиц, обсуждение путей и методов реформирования
кубинского общества давно переросло рамки идеологического противостояния
между Гаваной и Вашингтоном, превратившись в одну из наиболее острых
международных проблем.
В рамках саммита состоялась специальная встреча Ф.Гонсалеса и
Ф.Кастро. Как и в предыдущих беседах, испанский премьер, по его
собственному признанию, не стал акцентировать внимание кубинского лидера
на имеющихся между Мадридом и Гаваной расхождениях (в первую очередь, в
области соблюдения гражданских прав и свобод на острове), а вел речь о
вопросах двустороннего сотрудничества и о возможностях налаживания более
тесных торгово-экономических связей между Кубой и Евросоюзом.
В настоящее время Испания выступает против политики эмбарго,
проводимой США в отношении Кубы, и выражает опасение, что с принятием так
называемого закона Хелмса-Бартона эта политика еще больше ужесточится. Об
этом говорится в официальном заявлении испанского правительства,
распространенном 1 марта 1996 года Департаментом дипломатической
информации МИД.1.
В документе указывается, что Испания последовательно критикует
нарушение прав человека и ущемление свобод личности на Кубе, что она
осуждала недавние действия кубинских ВВС, сбивших два частных
американских самолета. В то же время, подчеркивается в заявлении,
испанское правительство считает, что политика эмбарго также является
нарушением норм международного права и соответствующих договоренностей
Всемирной торговой организации. Испанцы полагают, что действия
американских властей не способствуют реформам, проводимым на Кубе, и
наносят ущерб материальному положению кубинцев.
На встрече также с большой заинтересованностью обсуждались перспективы
развития отношений Латинской Америки с Евросоюзом. Испанцы полагают, что
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|