МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внешнеполитическая деятельность Испании и ее членство в Европейском Союзе

    Внешнеполитическая деятельность Испании и ее членство в Европейском Союзе

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    БАКИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТОЛОГИИ

    Факультет Политологии

    Кафедра “Международных отношений и Страноведения”

    Дипломная работа на тему

    ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПАНИИ

    И ЕЁ ЧЛЕНСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

    Научный руководитель

    проф. Ф.Мамедов

    Студентки гр.544

    С.Н.Коненко

    БАКУ-1997 ГОД

    СОДЕРЖАНИЕ

    cтр.

    ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

    ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЯ ИСПАНИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ: . . . . . . . . . . .

    . . . . . 7

    1.1. Вступление Испании в ЕС.

    1.2. Положение Испании в Евросоюзе на современном этапе.

    ГЛАВА II. ПРИОРИТЕТЫ ИСПАНИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕС: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

    2.1. Средиземноморье.

    2.2. ЕС - Латинская и Центральная Америка.

    2.3. Центральная и Восточная Европа.

    2.4. Отношения со странами Северной Африки.

    2.5. Ближневосточный регион.

    2.6. Позиция Испании по развитию отношений ЕС с Россией.

    ГЛАВАIII. ПОЗИЦИЯ ИСПАНИИ ПО ОБЩИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ: . . . . .

    45

    3.1. Коллективная оборона.

    3.2. Трансатлантическое сотрудничество.

    3.3. Социально-экономические аспекты интеграции ЕС.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕРИОДИКИ . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . 64

    ВВЕДЕНИЕ

    Коренные изменения, происшедшие на постсоветском пространстве - распад

    СССР и образование суверенных независимых государств, обострение

    внутриполитической и экономической обстановки внутри этих стран привели к

    необходимости переосмысления приоритетов внешней политики бывших

    республик Союза, переоценке объектов, целей и методов осуществления

    внешнеполитической деятельности, в т.ч. в рамках развития политических и

    экономических отношений с международными и региональными организациями, а

    также с отдельными странами, являющимися их членами. Особый интерес с

    этой точки зрения представляет изучение опыта одной из самых влиятельных

    европейских организаций - Европейского Союза. Его деятельность на

    протяжении почти 40 лет позволяет выявить, проанализировать и творчески

    использовать опыт функционирования сложной системы межгосударственных

    отношений с учетом самостоятельности каждого отдельного государства и

    интересов Западной Европы в целом.

    Очевидным является то, что Европейский Союз начиная с 70-х годов,

    преодолев ряд сложных моментов в ходе своего развития и формирования,

    постепенно превратился в один из полюсов политической и экономической

    силы на международной арене. При этом члены ЕС, имея общие интересы в

    области внешней политики, коллективной безопасности, безусловно имеют и

    отстаивают и свои национальные интересы. В течение длительного периода

    этим странам удается, в основном, находить общие решения, соблюдать

    баланс интересов ЕС в целом и отдельных государств-членов. Следует также

    отметить, что ЕС успешно использует специфические возможности своих

    членов в различных регионах мира. В частности, традиционно продвинутые

    отношения Испании с Латинской Америкой, Северной Африкой играют

    значительную роль в развитии контактов этих стран с Евросоюзом.

    Выбор автором темы отношений Испании и Европейского Союза в области

    внешнеполитической деятельности обусловлен прежде всего тем, что работа с

    этой организацией является одним из основных приоритетов внешней политики

    новых независимых государств как Восточной и Центральной Европы, так и

    входивших ранее в СССР, а также тем, что отношения Азербайджана с ЕС на

    нынешнем этапе начинают приобретать политический характер, особенно после

    подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, в ожидании решения

    вопроса о его полноправном членстве в Совете Европы (СЕ). При этом надо

    учитывать, что Испания в последние годы играет все более заметную роль в

    определении политического курса Евросоюза и СЕ.

    Актуальность избранной темы и определяется той возрастающей ролью и

    местом, которые занимает Испания в формировании внешнеполитического курса

    Европейского Союза на нынешнем этапе, а также необходимостью для

    Азербайджана учитывать данное обстоятельство для более активного участия

    нашей страны в сотрудничестве с ЕС, в т.ч. и прежде всего путем развития

    двусторонних отношений со странами-членами этой организации.

    Основой данной работы стали документы и материалы ЕС, публикации и

    монографии по проблематике европейского строительства, истории,

    экономике, социальной политике и культурным связям, многочисленные

    публикации зарубежной, прежде всего испанской, и российской прессы,

    материалы и документы МИД России и Азербайджана. Также были использованы

    работы, опубликованные в российской и советской историографии. При этом

    автор провел самостоятельное исследование и анализ широкого круга

    источников.1.

    Новизна работы заключается, в первую очередь, в выборе самой темы

    исследований, так как за последние годы в советской, российской и

    азербайджанской научной литературе не было и нет специальных

    исследований, посвященных вопросам взаимоотношений Испании и ЕС в области

    внешнеполитической деятельности. Поэтому проблематика является новой для

    азербайджанских политических реалий, а круг специализированных

    источников, в т. ч. документальных, довольно невелик.

    Практическая ценность работы состоит в том, что для Азербайджана

    представляет интерес изучение опыта Испании по постепенному подключению

    к деятельности крупной региональной организации в Европе, а также ее

    опыт в использовании двустороннего и многостороннего сотрудничества для

    оказания определенного влияния на формирование позиции Европейского

    Союза, в т.ч. по отношению к проблемам представляющим для Азербайджана

    определенный интерес, например, по проблеме карабахского урегулирования.

    Прикладное значение дипломной работы определяется также тем, что ее

    отдельные положения, в частности, касающиеся проблематики европейской

    безопасности, вопросов урегулирования региональных конфликтов,

    сотрудничества в Средиземноморье, позиции ЕС в отношении стран

    Центральной и Восточной Европы, могут быть использованы в работе

    соответствующих управлений МИД Азербайджана. Кроме того, материалы работы

    могут быть использованы в высших учебных заведениях при подготовке

    спецкурсов по тематике европейского строительства, а также в

    азербайджанских ведомствах и общественных организациях, имеющих отношение

    к проблемам европейского сотрудничества.

    В соответствии с поставленной целью была сформирована структура

    дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка

    источников и материалов.

    ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЯ ИСПАНИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

    1.1. Вступление Испании в ЕС.

    Испания является членом ЕС с января 1986 года. Вступление в

    Европейский Союз принесло Испании существенные выгоды как в

    экономической, так и в политической областях. Таким образом, Испания

    получила гораздо большую возможность оказывать реальное воздействие на

    ход международных дел.

    Период довольно быстрого развития испанского капитализма в 60-70 годы

    обусловил значительный рост экономических связей Испании с ведущими

    западноевропейскими странами. Несмотря на имевшую место в то время

    определенную изоляцию франкистского режима, объем торговли между Испанией

    и "Общим рынком" с 1959 г. по 1970 г. увеличился более чем в 6 раз. В

    1970 году Мадрид поставил в страны ЕЭС продукции на 99 млрд. песет, а

    закупил на 163 млрд. песет, в то время как в США испанский экспорт

    составил 23 млрд. песет и импорт - 62 млрд. песет, а в Латинскую Америку

    было экспортировано товаров на сумму 17 млрд. песет и импортировано - на

    28 млрд. песет.1.

    Географическое положение Испании, ее традиционно-исторические

    социальные и культурные связи с Европой, а также схожесть экономических

    структур с другими западными странами постоянно оказывали объективное

    влияние на проевропейскую ориентацию испанских общественных и деловых

    кругов. Национальная буржуазия, стремившаяся к расширению своих внешних

    связей, сознавала, что широкие связи с США и странами других континентов

    не позволят ей выйти из политико-экономической изоляции без тесного

    сотрудничества и взаимодействия с ЕС. В 60-е годы министр иностранных дел

    Испании Ф.М.Кастиэлья писал: "Территориальная близость моей страны с

    Сообществом и поддержка, которую могут предоставить ее географическое

    положение для сплочения Европы, побуждает мое правительство добиваться

    ассоциации, способной в свое время вылиться в интеграцию".1.

    Сторонники "новой ориентации" на Западную Европу, преодолев

    сопротивление старой фалангистской гвардии, продолжавшей проповедовать

    политику автаркии в области экономики, приступили к конкретной реализации

    плана интеграции Испании с ЕС, начав диалог с Сообществом.

    Первые переговоры между Испанией и ЕС о приеме страны в эту

    организацию на правах ассоциированного члена были проведены в 1962-1966

    годах, однако успехом не увенчались. Ряд членов ЕС высказались против

    принятия Испании под предлогом "политических" соображений. Начало

    трансформации франкистского режима и разразившийся в стране экономический

    кризис во второй половине 70-х годов усилили важность проблемы интеграции

    Испании с ЕС. Испанские правящие круги рассчитывали с помощью "Общего

    рынка" поправить дела в испанской экономике, снизить стремительный рост

    безработицы, оказывающий непосредственное влияние на нестабильность

    внутриполитического положения, и получить политическую поддержку силам,

    проводящим правоцентристские реформы в стране. Связь с ЕС, равно как и с

    НАТО, должна была стабилизировать обстановку в Испании, препятствуя

    проявлению рецидивов как со стороны левых сил, так и со стороны крайне

    правых.

    В последующие годы, в особенности после смерти Франко, был проведен

    ряд переговоров и приняты решения, которые позволили 12 июня 1985 года

    подписать в Мадриде Договор о вступлении Испании в ЕС. Вступление и

    участие страны в деятельности органов ЕС оказало содействие усилению

    существующих в Испании демократических институтов. Кроме того, за

    прошедшие десять лет стране удалось продвинуться в число ведущих стран

    Европейского Союза и, в первую очередь, в области его политической

    деятельности. Поэтому кажутся весьма символичными слова экс-министра

    иностранных дел Ф.Ф.Ордоньеса: "Никто в Испании не избирал Европу лишь на

    основе подсчета преимуществ и неудобств такого пути. Я считаю, что

    вступив в Сообщество, испанский народ сделал жизненно необходимый,

    исторический выбор".1.

    1.2. Положение Испании в Евросоюзе на современном этапе.

    В последние годы Мадрид наращивает активность в рамках ЕС,

    рассматривая интеграцию в Западной Европе в качестве магистральной линии

    развития межгосударственных отношений в общеевропейском контексте.

    Испания принадлежит к т.н. "европеистскому крылу" ЕС, энергично участвует

    в формировании политического и валютно-экономического союзов в рамках ЕС,

    отстаивает расширение полномочий Европейского Союза в области внешней

    политики и безопасности. В отличие от ряда других партнеров по Союзу, в

    частности, Великобритании, Мадрид выступает не за ограничение, а за

    сбалансированное расширение сферы компетенции наднациональных органов ЕС

    (для Азербайджана такая постановка вопроса пока вообще неприемлема, если

    судить по заявлениям и президента Г.Алиева, и министра иностранных дел

    Г.Гасанова - прим. автора), увеличение бюджета Евросоюза (при

    дифференцированном наполнении его с учетом уровня развития той или иной

    страны).1.

    Испания в целом негативно относится как к немецкой концепции "твердого

    ядра", так и к британской идее свободного присоединения любой страны

    Союза только к тем соглашениям, которые она сочтет для себя приемлемыми.

    Испанцы симпатизируют достаточно гибким "транспарентным" формам

    интеграции в рамках ЕС, которые, с их точки зрения, де-факто уже

    существуют (Шенген, евроармия, европейская валютная система). Вместе с

    тем, Мадрид занимает жесткие позиции по отношению к приему новых членов,

    требуя выполнения ими всех необходимых условий членства Европейского

    Союза, не без оснований опасаясь перераспределения средств ЕС в ущерб

    себе при расширении Евросоюза.

    Приоритетными задачами испанского представительства в ЕС во второй

    половине 1995 г. являлись окончательная отработка механизма вступления

    в третью фазу валютного и экономического союза; усиление и консолидация

    внешней политики и политики в области безопасности ЕС; решение

    административно-юридических проблем; проработка вопросов социальной

    ориентации экономического роста (в первую очередь, борьба с

    безработицей); подготовка институциональной реформы Евросоюза.

    Первоначально после вхождения в "тройку" ЕС в январе 1995 года Мадрид

    попытался занять лидирующие позиции в процессе разработки институционной

    реформы Евросоюза. Однако внутриполитическая нестабильность и "натиск" со

    стороны партнеров, в первую очередь Германии и Франции, заставили

    испанцев умерить свои амбиции и сосредоточиться преимущественно на

    проблематике, близкой Испании: подготовка конференции ЕС по

    Средиземноморью, соглашений с Мексикой, Чили, Кубой, реальная реализация

    различных направлений сотрудничества со странами Северной Америки. Тем не

    менее не стоит преуменьшать роль испанцев в разработке базовых положений

    грядущей реформы Маастрихта с учетом, в частности, тех обстоятельств, что

    подготовка к межправительственной конференции 1996 г. приходилась на

    испанское председательство, а рабочую группу ЕС возглавил испанец

    К.Вестендорп.

    Испанцы являются сторонниками перехода от принципа консенсуса к

    принципу квалифицированного большинства с учетом демографического фактора

    при распределении голосов между странами. Мадрид полагает, что

    первоначально новый принцип голосования может быть апробирован при

    рассмотрении вопросов совместной внешней политики и политики в области

    безопасности.

    Внесение в повестку для конференции 1996 г. темы о совместной внешней

    политике активно поддерживается, наряду с Испанией, Германией, Бельгией и

    Францией. Отмечая ограниченность деятельности ЕС в этом направлении,

    испанцы считают, что даже без реформы Маастрихтского договора возможно

    достичь большей координации и эффективности совместных усилий стран ЕС на

    международной арене путем определения внешнеполитических приоритетов на

    период председательства одной страны, введения четкого механизма

    финансирования совместной внешней политики, а также активизации и

    разнообразия форм политического диалога с третьими странами и группами

    стран. По мнению Мадрида, в реализации внешнеполитического курса

    Евросоюза должна возрасти роль “тройки” ЕС. Ф.Гонсалес предложил изменить

    состав "тройки" и включить в нее, наряду со страной-председателем ЕС (при

    увеличении срока председательства до двух с половиной лет), сменного

    зам.председателя и председателя КЕС. Испанцы также полагают, что

    вступление в силу Шенгенских соглашений будет способствовать появлению

    новых представительств ЕС в международных организациях, а в последующем и

    его совместных консульств и посольств в третьих странах.1.

    В части вопросов безопасности и оборонной политики испанцы, с одной

    стороны, выступают за вычленение их в отдельное направление деятельности

    ЕС, с другой - надеются на постепенное сближение и конвергенцию ЕС и ЗЕС.

    Одним из приоритетных направлений испанского председательства в ЕС во

    второй половине 1995 г. оставалась перешедшая от французов проблематика

    занятости и ее соотношение с экономическим ростом и

    конкурентоспособностью. На эту тему подготовлена "Белая книга", в которой

    содержатся рекомендации по структурной реформе в сфере занятости.2.

    Среди финансово-экономических задач, стоявших в повестке для

    испанского председательства, следует отметить продолжение работы над

    гармонизацией налоговой политики стран-членов ЕС, консолидацией

    внутренних финансовых рынков, расширением обмена экономической и

    финансовой информацией на межгосударственном уровне, выполнением

    программы по трансевропейским энергетическим и газовым сетям, а также

    окончательным определением расходов по 14 транспортным проектам в рамках

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.