МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Тоталитаризм и авторитаризм (Политико-правовой анализ)

    Ленина; 2) слияние законодательной, исполнительной и судебной власти; 3)

    сверхцентрализация управления экономической, политической и духовной жизнью

    общества; 4) роль бюрократии и военно-полицейского аппарата (ВЧК—ОГПУ)

    становится решающей; 5) прямое использование насилия по отношению к

    оппозиции и инакомыслящим и государственный терроризм; 6) агрессивные

    внешнеполитические установки, выражавшиеся то в стремлении разжечь пожар

    мировой революции, то в создании образа страны — «осажденной крепости»;

    7) идеология особого — советского и социалистического — национализма,

    которая внутри страны проявлялась в унификации национально-культурных черт

    различных народов, в стремлении создать единый советский народ, а вовне — в

    попытке навязать советский образ жизни другим странам;

    8) создание харизмы Ленина, под прикрытием которой и от имени которой

    действовали его преемники, освящая этой харизмой («верность заветам

    Ленина», «верность принципам марксизма-ленинизма») свое правопреемство,

    объявляя ее источником легитимности собственной власти.

    Какова общая оценка советского авторитаризма? Он был выражением и

    продолжением политики, направленной на индустриализацию страны, и в этом

    отношении отвечал исторической необходимости. Но в то же время он был

    детищем непоследовательности этой политики и ее альтернативой. Продолжая

    политику царского правительства на централизацию управления экономикой,

    советский авторитаризм разрушил слабую еще систему институтов гражданского

    общества, несомненно способствовавших индустриализации и цивилизации

    русского общества, как якобы главного их противника. Считая, как и

    Столыпин, патриархальность деревни тормозом экономического развития,

    большевики пошли в прямо противоположном направлении. Тем самым политика

    авторитарного государства вошла в резкое противоречие с потребностями

    исторического развития, вызвав необходимость перерастания советского

    авторитаризма в какую-то новую форму.

    Отличия тоталитарных и авторитарных режимов.

    Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается

    внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические отношения

    и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-

    декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический

    характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не

    ограниченной властью; внизу — массы, столь же абсолютно ему подвластные.

    Такая организация власти формально сходна с авторитаризмом. В

    действительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом уровне

    социальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самым абсолютной

    властью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объекте

    приложения власти, но не в ее характере. Например, любой начальник

    районного масштаба обладал всеми атрибутами власти — партийной,

    хозяйственной, судебной, карательной и т.п. Поэтому для функционирования

    тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз:

    тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен

    на покорность возможность абсолютной власти «на своем месте». Можно

    сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти вытекали из

    пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и постоянное

    напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшей

    существование этой системы.

    Основные моменты различия тоталитарного и авторитарного режимов в

    следующем:

    1. Наиболее серьезный момент связан с пониманием цели, «исторической

    миссии» данного режима, будь то доктрина «расового превосходства»,

    специфические национально-имперские идеи или какие-то другие. Можно

    сказать, что тоталитаризмом на первых порах двигала та или иная утопическая

    мечта, направленная против либеральной демократии, капиталистической

    экономической системы и в какой то мере отвечавшая чаяниями большинства

    населения страны. Подвижники тоталитарного идеала рассматривали его как

    прообраз будущего миропорядка. Поэтому тоталитаризм не только ориентирован

    «вовнутрь», т.е. на создание совершенного общества в какой-либо отдельной

    стране, но и пытается реализовать свои потенции «вовне», т.е. распостранить

    аналогичный своему общественный строй на другие страны, и в этом он,

    пожалуй, мало чем отличается от некоторых нынешних демократий.[25]

    Авторитарные государства в подавляющем большинстве случаев не ставят

    перед собой задачу полного преодоления предшествующего социального строя.

    Военные хунты в Латинской Америке обычно приходили к власти под лозунгами

    сохранения утвердившегося порядка, избавления от реальной или мнимой угрозы

    его изменения. Авторитаризм склоняется к идее органичного развития, под

    которым часто скрывается желание воспрепятствовать вообще всяким заметным

    изменениям.

    2.Другой признак, по которому различаются тоталитарные и авторитарные

    системы, заключается в неодинаковой степени регламентации различных

    аспектов общественной жизни в них. Тоталитаризм стремится реализовать

    утопический идеал во всех сферах общественной жиизни. В результате

    предполагается не только создание и пропаганда новой системы ценностей, но

    и формирование такого политизированного человека, индивидуальность которого

    должна быть подчинена коллективности, растворена в ней. Для авторитаризма,

    напротив, характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая

    политическая информированность.

    3. Зачастую при авторитаризме формально существуют парламент, партии,

    разделение властей и другие атрибуты демократии: гражданское общество не

    полностью поглощено государством, и возможно даже «дозированное

    инакомыслие».[26] Диктатура может признавать или терпеть определенные

    социальные конфликты. При ней продолжает существовать целый ряд влиятельных

    в политическом отношении групп давления (государственная бюрократия,

    военные, крупная буржуазия и т.д.), которые, защищая свои интересы, прежде

    всего экономические, могут блокировать принятие неугодных им решений.

    4. Авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные

    классовые, сословные или племенные перегородки, которые тоталитаризму

    чужды. Тоталитаризм в период становления в соответствии со своим

    утопическим идеалом разрушает прежнюю социальную структуру, разрывает

    традиционные социальные связи, ликвидирует сложившуюся прежде социальную

    дифференциацию, т.е. «превращает классы в массы».[27]

    Это одновременно порождает огромный слой людей, утративших свои

    социальные корни и готовых следовать за новыми вождями, которым они

    безоговорочно доверяют. Тоталитарные режимы активно вторгаются в

    экономическую сферу либо устанавливая над ней строгий контроль, либо

    подвергая её полному или почти полному огосударствлению.

    5. Многие авторитарные режимы стремились сохранить прежний социально-

    экономический уклад. Латиноамериканские хунты, например, подходили к делу

    довольно прагматично. Военные академии в Бразилии и в Перу давали своим

    выпускникам не только военные знания; они включали в программу обучения и

    курсы экономической науки, управления, основы социологии и т.д. Это

    позволяло им трезво оценивать преимущества той или иной системы

    хозяйствования. И, захватывая власть, военные оставались скорее

    контролерами, чем специалистами. Они весьма осторожно относились к

    экономическим процессам, а непосредственное управление ими, как правило,

    поручали специалистам из гражданских лиц. В противоположность тоталитарным

    диктатурам такие авторитарные режимы, как например, в Южной Корее, на

    Тайване, оказались достаточно эффективными в экономическом отношении.

    6. Еще одно различие между тоталитаризмом и авторитаризмом заключается

    в самой структуре власти. В тоталитарной системе центром власти является

    одна партия, и партийные органы пронизывают весь государственный аппарат,

    общественные организации и производственные структуры. Решения партийных

    органов служат руководством к деятельности для всех остальных центров

    власти, а также для армии и службы внутренней безопасности.

    В авторитарных диктатурах государство обладает высшей ценностью, являясь

    средоточием властных функций. Само государство подчиняется в своей

    деятельности своду норм, зафиксированных в законодательных кодексах их

    стран, и по своей сути призвано осуществлять не рпрессивную, а

    управленческую функцию.[28] Безусловно, факты коррупции и прямого

    здоупотребления законом в авторитарных государствах более чем часты, но

    идея государства как надклассового верховного арбитра, которое в случае

    необходимости может силой прекращать социальное противостояние, очень

    живуча.

    Еще одно из отличий авторитаризма от тоталитаризма заключается в том,

    какую роль играют в обоих режимах репресии. В период зарождения,

    становления и господства тоталитарная диктатура осуществляет системаический

    террор по отношению к своим противникам легально и организованно. Он

    проводится секретной службой безопасности, значение которой со временем

    возрастает настолько, что она пытается соперничать с правящей партией за

    власть.

    Авторитарный режим также имеет тайную полицию, которая часто попирает закон

    и терроризирует противников режима. Но массовые узаконенные репрессии с

    созданием специальных лагерей авторитаризму, как правило не свойственны.

    Авторитарные диктаторы обычно применяют тактику избирательного террора,

    направленного на устранение или запугивание оппозиционных депутатов, видных

    общественных деятелей, несогласных с политикой режима, и т.д.[29] Чаще

    всего с ослаблением репрессий начинают расти и набирать вес в обществе, в

    политической борьбе оппозиционные силы, и тоталитаризм постепенно

    перерастает в авторитаризм.

    Конечно, отмеченные различия между диктатурами тоталитарного и

    авторитарного типов не следует абсолютизировать. Многие режимы являются как

    бы промежуточными между ними и объединяют признаки разных типов в силу

    особенностей своего политического опыта. Целый ряд стран в наши дни

    совершает переход от диктатуры к демократии и с трудом поддается

    однозначному определению согласно принятой в современной политологии

    классификации.

    Глава 3. Современные авторитарные режимы.

    Наш век так и не стал эпохой полного торжества демократии. По-прежнему

    больше половины населения земного шара живет в условиях авторитарных или

    тоталитарных диктатур. Последних становится все меньше, практически

    оставшиеся диктаторские режимы относятся к авторитарным и существуют в

    странах «третьего мира».

    После 1945 года десятки стран освободились от европейского

    колониализма, и их руководители были полны оптимистических планов быстрого

    экономического развития и социального прогресса. Некоторые наблюдатели

    полагали, что иным метрополиям придется кое-чему поучиться у своих бывших

    колоний. Но вторая половина ХХ в. обернулась скорее трагедией, чем триумфом

    освободившихся стран. Лишь многим из них удалось достичь политической

    демократии и экономического процветания. За последние тридцать лет десятки

    стран «третьего мира» переживали бесконечные серии переворотов и революций,

    которые подчас бывает трудно отличить друг от друга. На смену одному

    авторитаризму приходил другой, как это было, например, в Иране, когда в

    1979 году вместо шахского режима утвердилась власть Хомейни. В странах

    «третьего мира» диктатуры доминируют и часто находят там поддержку у

    большинства населения. Этому способствуют некоторые особенности развития

    восточных обществ.

    К ним относится, во-первых, специфическая роль общины.[30] Политический

    и культурный опыт стран Азии, Африки и в меньшей степени Латинской Америки

    не пронизан идеей самостоятельной ценности человеческой жизни, не содержит

    в себе представления о позитивном значении индивидуальности. Человек

    мыслится как часть целого, как член определенного общества, нормам которого

    он должен подчиняться и в мыслях, и в поведении, т.е. коллективное довлеет

    над личным. Велика и роль разного рода лидеров, которые берут на себя право

    толкования норм и воплощают в своем лице единство общины, клана и т.п.

    Здесь господствуют такие отношения, когда глава общины «опекает» её

    членов, а за это они обязаны «служить» ему верой и правдой. В таких

    обществах ориентирами политического поведения служит не мировоззрение, а

    поведение руководителей общины, клана и т.д. В большинстве стран «третьего

    мира» политические противники и разделяются в основном по признаку

    клановости.

    Во-вторых, «в третьем мире» значительным весом обладает государство,

    поскольку гражданское общество еще не развито. Отсутствует мощный средний

    слой, способный стать опорой демократии и сильной гражданской власти.

    Возрастает роль исполнительной власти, являющейся консолидирующей силой

    общества, поскольку оно разделено многочисленными религиозными,

    этническими, сословными и иными перегородками и ни одна политическая сила в

    нем не может стать гегемоном.[31] При таком положении дел только

    государство может мобилизовать все средства для модернизации и ускоренного

    развития.

    Указанные моменты создают предпосылки для авторитарной власти. Почти

    все попытки приобщения стран «третьего мира», например стран Африки, к

    демократии путем копирования конституций и политических систем стран-

    метрополий оказались неудачными. Установившиеся там непрочные «демократии»

    не были результатом долгой и упорной борьбы самих народных масс за свои

    права, как это было в Европе.

    В конце 50-х-начале 60-х годов, авторитарные режимы, прежде всего

    военные диктатуры, находили своих сторонников не только в развивающихся

    странах, но и среди некоторых представителей академической общественности

    Запада. Ряд политологов и политиков считали, что эти режимы являются

    наиболее подходящим типом власти для стран, совершающих переход от

    традиционного к индустриальному обществу. Возлагались надежды на то, что

    армия как наиболее организованная сила сможет провести все необходимые

    преобразования «сверху», что она в состоянии противостоять коррумпированным

    элементам в государственном аппарате и является символом национального

    единства, поскольку набирается из различных социальных слоев,

    национальностей и регионов. Некоторые наблюдатели из США и Западной Европы

    предполагали, что при помощи военных можно легче всего внедрить в

    освободившихся странах западные экономические и политические принципы.[32]

    Действительность оказалась иной. В большинстве африканских и азиатских

    стран в условиях господства военных авторитарных диктатур армия обнаружила

    чрезмерную склонность к бюрократизации и организационной рутине. Среди

    военных процветали коррупция и кумовство. Военные расходы резко

    увеличивались за счет столь же резкого сокращения средств для проведения

    необходимых реформ. Военные чаще всего оказывались неспособными создать

    такие политические институты, в деятельности которых могли бы участвовать

    представители различных политических течений и сил. Наоборот, они

    стремились поставить все сферы общественной жизни под собственный контроль.

    В большинстве случаев не подтвердилась и вера в способность армии стать

    объединяющим центром разных социальных групп.

    Армии не смогли противостоять этническому и конфессиональному расколу,

    племенным разногласиям и сепаратистскому движению. Во многих армиях

    «третьего мира» существует несколько различных группировок, организующих

    заговоры и контр заговоры. Это нередко приводит к затяжным кровавым

    конфликтам (Пакистан, Чал, Уганда и т.д.).

    Режимы с частыми военными переворотами получили название преторианских

    по аналогии с Древним Римом, где преторианская гвардия часто возводила на

    престол угодного ей претендента или свергала его, если он не устраивал её

    своим правлением. Поэтому для большинства современных «императоров и

    спасителей отечества» поддержка армии остается основным источником

    сохранения власти и предметом главных забот. «Солдаты, могу ли я

    рассчитывать на вас?» - так сформулировал Наполеон, пожалуй, главный для

    всех авторитарных руководителей вопрос.

    Преторианские режимы отличаются крайней неустойчивостью власти.[33]

    Иногда борьба за власть превращается в гражданские войны, но бывают случаи,

    когда переворот осуществляются, как в некоторых африканских странах, лишь

    при помощи роты солдат.

    Современный авторитаризм имеет различные формы и во многом отличается

    от прошлых вариантов. Например, в Латинской Америке в ХХ – начале ХХ в.

    авторитарными лидерами были каудильно-самозванные хозяева отдельных

    территорий, которые зачастую имели собственные вооруженные отряды. Это было

    возможно при слабом национальном правительстве, которому каудильо не

    подчинялись, а нередко прибирали его к рукам. Позднее авторитарные лидеры

    стали обладателями по преимуществу национальной, а не локальной власти,

    использовавшими в своих целях армию.[34]

    Однако возникает вполне законный вопрос: если авторитарный режим

    нарушает конституцию и права человека, то как он добивается массовой

    поддержки и оправдывает свое существование в глазах сограждан? Ведь не

    везде и не всегда для этого используется террор, чаще, пожалуй,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.