МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретическая политология (Часть 1)

    в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную

    вытекает, по Ш. Монтескье, из природы человека, его склонности к

    злоупотреблению властью. Власть должна иметь свой предел и не угрожать

    правам и свободам граждан. (Механизм сдержек и противовесов) В известной

    работе «Дух законов» Монтескье выделил три типа правления - республику,

    монархию и деспотию. По его мнению, идеальный тип правления – это

    демократическая республика.

    Русская политическая мысль XVII-XIX века.

    С XVII века влияние религиозного мировоззрения на развитие политической

    мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. В этом

    проявилось влияние идей французского Просвещения, хотя на русской почве оно

    было относительным. Многие идеи просвещения, и в частности такие, как

    теория разделения властей, идея общественного договора, естественные права

    личности и т. д., не смогли укорениться тогда в российском общественном

    сознании. Однако процессы рационализации политической мысли, сближения ее с

    наукой постепенно набирали силу. Это выразилось прежде всего в том, что

    власть перестала рассматриваться как исключительно божественный дар.

    Годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной

    идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд

    идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с

    просветителями имели цель повысить общеевропейский престиж Российской

    империи, обосновать активную и независимую внешнюю политику. Так,

    сторонники идеи просвещенного абсолютизма Татищев, Посошков, Новиков,

    Козельский и др. трактовали государство как средство обеспечения общего

    блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения рода

    человеческого. Государство внимает разуму подданных, правит, опираясь на

    хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов. Верховный носитель

    власти (монарх) по-прежнему ставился над гражданами и сословиями и любые

    действия его оправдывались.

    В целом для идеологии «просвещенного абсолютизма» характерно

    противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того

    времени идеи и стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-

    крепостнические учреждения.

    С воцарением на престол Александра I либеральные элементы начали

    ощутимее проявляться в русской политической мысли. Во многом они были

    связаны с именем Сперанского. Он попытался взять на вооружение многие

    теоретические положения классического западного либерализма.

    Нужно отметить, что до отмены крепостного права в России использование

    либеральных идей о свободе личности неизбежно приводило к острым конфликтам

    с самодержавием. Так, дворянские революционеры (декабристы) в обосновании

    своего протеста против самодержавия исходили из теории естественного права,

    отстаивая права каждого человека на жизнь, свободу, собственность,

    равенство всех перед законом. Кроме того, при разработке основ формирования

    институтов государственной власти они использовали идею разделения властей.

    Лишь после отмены крепостного права ориентация на западные ценности

    приобрела масштаб широкого идейно-политического и общественного движения,

    получившего название «западники». Это течение политической мысли исходило

    из идеи общности исторических судеб России и Запада.

    Ориентация на западные ценности породили рост противоположной тенденции

    и обусловили усиление консерватизма. Это была реакция на возможные

    изменения, происходившие под влиянием промышленной революции на Западе,

    которые грозили разрушением привычного уклада жизни. Основными

    представителями консерватизма были Крамзин, Уваров, Победоносцев и др. Они

    выражали стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности.

    Идейно-политическое течение, которое стремилось обосновать принципиальные

    различия в развитии России и Запада, получило название «славянофилы». Вера

    в самостоятельность России вошла также в концепцию революционного

    переустройства общества - получившей название Русский радикализм. Условия

    для радикальных идей преобразования в России существовали: низкий уровень

    жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных

    групп общества, сословные привилегии одним и ограничения для других,

    отсутствие гражданских и политических прав и т. д. Родоначальником идеи

    революционного низвержения самодержавия стал А. Н. Радищев (1749 - 1802).

    После идею революционного переустройства продолжили развивать Пестель,

    Белинский, Герцен, Чернышевский и др.

    Современная западная политология. Основные школы и течения.

    Современная политическая наука на Западе обладает рядом черт и свойств,

    которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук. О

    роли и значении западной политологии в современном обществе можно судить

    только проанализировав основные направления исследования и ее

    методологическую основу. Принято выделять 4 направления исследований

    *методов в зарубежной политологии:

    1. Сравнительные политологические исследования - т.е. используются

    исследования по одному вопросу в различных странах, с целью дальнейшего

    сопоставления и нахождения точек соприкосновения или разъединения.

    2. Исследования в области международных проблем - т.е. исследования

    развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран

    друг от друга. Имеет дело с такими проблемами как война и мир, внешняя

    политика, региональная интеграция, власть в международном сообществе,

    проблемы национальной и международной безопасности.

    3. Исследование отношений между Востоком и Западом - в этой области особое

    внимание уделяется проблемам пост авторитарного развития многих стран.

    4. Исследование динамики общественного мнения - внимание к предпочтениям

    избирателей, формированию имиджа и методам, а так же инструментам

    проведения избирательных кампаний.

    Насколько полно реализуются эти исследования сегодня, можно видеть на

    примере трех основных школ:

    . Школы политологов США

    . Немецкой школы политической науки

    . Школы политологов Франции

    США. В этой стране политология имеет среди гуманитарных наук особенно

    высокий авторитет. Обретая современный облик, она прошла ряд этапов:

    1. - с кон. XIX в. до Первой мировой войны.

    2. - между двумя мировыми войнами.

    3. - после Второй мировой войны и до сегодняшних дней.

    Центральным для современной политологической школы США сегодня на 3 этапе

    является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее

    конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению

    деятельности административного аппарата и политических партий, развитию

    новой теории по политическому управлению, политической модернизации.

    Германия. Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в

    мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с

    политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой

    политологической школы развивается в 3 основных направлениях:

    1. Направление философской политики; использование категорий философии,

    методов психоанализа (Видные представители Хабермас, Фромм).

    2. Направление на изучение и анализ социальной природы тоталитаризма

    (Видные представители Арендж, Поппер)

    3. Направление на изучение социальных конфликтов в обществе, специфики их

    проявления (Видный представитель – Дарендорф).

    Франция во многом определяет развитие политологии на Западе. Политическая

    наука в этой стране сравнительно молода, она прошла 2 этапа:

    1. Этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной

    2. Этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор.

    Главное место занимает исследование политических процессов в рамках

    конституционного права.

    В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса,

    Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.) в которых широко обсуждается как

    предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы четко

    обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в

    акцентировании внимания прежде всего на:

    1. Исследовании классов и социальных групп, включенных в политические

    отношения

    2. Изучение социальной сущности власти: взаимодействие субъектов и

    объектов; рекрутирование правящих элит, соотнесении рациональных и

    иррациональных элементов политики.

    3. Исследовании стратегий политических партий и движений; политических

    кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи.

    4. Развитии в политике прикладных отраслей политического знания,

    направленных на оптимизацию политических отношений.

    Политическая социология Мориса Дюверже.

    Крупным представителем французской политической науки является Морис

    Дюверже, который весьма удачно сочетает в себе качества ученого и

    преподавателя, журналиста и писателя, а также видного общественно-

    политического деятеля.

    М. Дюверже опубликовал большое количество работ как научно-

    исследовательского, так и учебно-педагогического характера. Среди них:

    «Политические партии» (1951), «Методы политической науки» (1959), «О

    диктатуре» (1961), «Социология политики» (1966), «Демократия без народа»

    (1967) и др.

    В числе наиболее важных черт, которые характеризуют М. Дюверже как крупного

    социолога и политолога, сами французы называют независимость мышления,

    логическую строгость и широту взглядов.

    Круг основных проблем, разрабатываемых М. Дюверже, можно объединить в

    следующие три группы.

    Первая группа включает в себя проблемы теоретико-методологического

    характера. К ним относится:

    1. Проблема разграничения различных областей политологического знания.

    Дюверже считал, что политическая социология представляет собой самую

    широкую область политологического знания, т.к. охватывает всю

    совокупность человеческих отношений, основанных на власти, управлении

    и авторитете.

    2. Проблема определения понятия предмета политической науки. Дюверже

    рассматривает политическую науку как науку о власти. В то же время

    такая концепция, по его мнению, не раскрывает предмета политической

    науки во всей его полноте, так как оставляет в стороне такое понятие,

    как ( «влияние». «Власть» и «влияние» — хотя и близкие, но отнюдь не

    тождественные понятия. Всякая власть, осуществляемая в обществе,

    предполагает влияние. Но не всякое влияние, оказываемое одним

    индивидом на других индивидов, рассматривается как власть в строгом

    смысле этого слова.

    Вторая группа ее составляют проблемы демократии. Исследуя эти проблемы, М.

    Дюверже обращается прежде всего к осмыслению опыта демократического

    развития западных стран. Последние, по его мнению, живут в условиях

    плутодемократии, т. е. в условиях такого политического правления, когда

    властью обладают одновременно и народ и богатство. Плутодемократия

    выступает в двух формах: либеральной демократии и технодемократии. Но в

    каких бы формах она ни осуществлялась, это еще не подлинная демократия.

    Подлинная демократия, подчеркивает М. Дюверже, это нечто другое. Она

    определяется через «свободу для народа и для каждой части народа»

    Третья группа - проблемы политических партий, Обращаясь к этим проблемам,

    М. Дюверже ставит два главных вопроса:

    . Насколько политические партии демократичны? т. е. насколько они

    реально выражают и воплощают интересы широких масс;

    . Какой режим является более демократическим: партийный или

    беспартийный?

    Отвечая на первый вопрос, М. Дюверже подчеркивает, что организация

    современных политических партий во многом не соответствует демократическим

    принципам. Их внутренняя структура в существенных чертах автократична и

    олигархична. Что касается второго вопроса, то при всех своих недостатках

    партийный режим все-таки остается лучше режима беспартийного.

    Взгляды Лассуэла – классика американской политической науки.

    Гарольд Лассуэл (1902-1979) – американский ученый –политологи, профессор

    права и политической науки в Йельском университете.

    Основные работы: «Политика: кто получает, что, когда и как» (1936),

    «Демократия по средствам общественного мнения» (1941). Значение данных

    работ для американской политической науки очень велико.

    Вклад Лассуэла можно условно разбить на 4 части:

    1. Лассуэл обосновал методологические проблемы исследования политики.

    Излагая их, с использованием фрейдистского подхода, он сформулировал

    теорию политического психоанализа. Суть ее состоит в том, что

    психологический механизм личности – важнейший фактор, обуславливающий

    отношение ее к политике.

    2. Лассуэл предложил теорию политических личностей. Он выделил три

    основных типа политиков:

    . администратора

    . агитатора

    . теоретика.

    Характеризуя их, отмечая позитивные и негативные качества, Лассуэл

    отдавал предпочтение "смешанному типу", будучи убежденным, что он

    сочетает в себе все лучшее, что свойственно другим типам политической

    личности.

    3. Важное место занимает проблема политической власти и ее распределения

    в обществе. Лассуэлл рассматривал власть в качестве центральной

    категории политической науки. Существенную роль в процессе

    властвования играют ценности, а также характер распределения их в

    обществе.

    4. Чтобы понять политический процесс, политическая наука должна:

    определить его цели и объекты; выявить основные тенденции в

    распределении ценностей; изучить условия, объясняющие эти тенденции;

    наметить всевозможные изменения в будущем; выбрать такие способы

    действий, которые должны привести к максимальному достижению

    ценностей.

    Нельзя оставить без внимания идеи Лассуэла о пропаганде, оказавшие

    значительное влияние на развитие теории СМИ в США. Он был сторонником

    тезиса, согласно которому пропаганда представляет собой "продуманный отбор

    символов", распространяющихся с целью "оказать влияние на поведение масс".

    Основная цель этой теории - создать такую систему пропаганды, которая была

    бы "незаметной", "ненавязчивой" и в то же время обладала бы большей силой

    воздействия. Разработанная Лассуэллом теория политической семантики в

    целом, легла в основу символического мышления, сила которого состоит в том,

    что оно формирует рефлексы политического поведения и позволяет политическим

    лидерам искусно манипулировать этим поведением в собственных интересах.

    Политический процесс. Сущность и структура.

    Процесс политический – совокупность различных форм взаимодействия по

    реализации интересов субъектами политической жизни, в которых они выполняют

    определенные политические функции и роли.

    Политическая система, как уже отмечалось, выражает целостность

    политики, характер взаимосвязи её элементов, позволяющий ей выживать,

    достигать стабильности и самосохранения, а политический процесс отражает

    изменчивость политики, раскрывает взаимодействие политических институтов и

    субъектов, выполняющих определенные функции и роли. Содержание политических

    взаимодействий составляет то явная, то скрытая борьба за власть, ресурсы и

    статусы, перерастание которых каждый раз нарушает сложившиеся прежде

    равновесие интересов и переводит систему в новое состояние.

    «Политический процесс» - одна и тех универсальных категорий, которая

    наиболее широко употребляется в политической науке и массовом сознании.

    Однако активное использование не сохранило за ней строго определенного

    содержания, поэтому она трактуется достаточно вольно. Потребность более

    четко зафиксировать содержание и границы данной категории, выявить ее

    объяснительные (эвристические) возможности обусловлена не только чисто

    научными, но и практическими интересами, и прежде всего необходимостью

    анализа реальных политических изменений и преобразований в современной

    России. Понять направленность изменений в политической сфере российского

    общества, концептуально интерпретировать происходящие перемены невозможно,

    если не уяснить содержания понятия «политический процесс».

    Содержание политического процесса определяется:

    . качеством механизмов и звеньев политической власти

    . особенностями осуществления субъектами политической власти своих

    ролей и политических функций.

    . распределением и перераспределением ресурсов власти

    . осуществлением политической мобилизации граждан

    . кем принимаются решения

    . контролем за элитами

    . различными формами политической активности групп и граждан

    (легитимного и нелегитимного характера), объединенных одной

    задачей.

    Сущность политического процесса заключается в осуществлении политической

    воли общества через принятие и выполнение политических решений, которые

    должны интегрировать различные интересы граждан и быть выражены в

    соответствующей слаженной системе общеколлективных целей.

    Принятие политических решений.

    Принятие политического решения – это сложный и многофазный процесс. Он

    протекает в 4 стадии:

    1. Стадия – возникновение проблемы решения. В ходе нее происходит

    поступление сигналов, адресованных центру принятия решений о требующих

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.