МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретическая политология (Часть 1)

    общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе

    исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование

    политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках,

    которые определяют политическое поведение.

    Функции политической культуры:

    1. Познавательная функция - формирование у граждан необходимых общ-полит

    знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.

    2. Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей согласия в

    рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя.

    3. Коммуникативная функция позволяет установить связь между участниками

    полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали”.

    4. Нормативно-регулятивная функция - заключается в формировании и

    закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей,

    установок, целей, мотивов и норм поведения.

    5. Воспитательная функция - дает возможность сформировать личность,

    гражданина.

    Структура политической культуры включает 3 составляющие: Познавательную –

    включает в себя политические знания, образованность и элементы

    политического мышления. Нравственную – касается политических чувств,

    традиций, ценностей, идеалов. Поведенческую – установки, типы, формы,

    стили, образцы политического поведения .

    Уровни политической культуры:

    Мировоззренческий уровень - где представления человека о политике

    сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек

    самоопределяется в мире политики.

    Гражданский уровень - где человек вырабатывает отношение к власти и

    способам ее осуществления.

    Политический уровень – складываются все ценностные представления человека,

    вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне

    определяется роль политики в жизни человека.

    Типы политической культуры: Выделяют три идеальных типа политической

    культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.

    Патриархальная характеризуется ориентацией на местные, национальные

    ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности,

    коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет

    конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры

    характерен для молодых независимых государств.

    Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к

    политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически

    сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ

    (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта

    политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг.

    Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и

    рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую

    культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния

    (выборов, демонстраций и т.д.).

    Полит культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие

    интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели

    политической субкультуры. Среди наиболее значимых в политологии выделяются

    пять типов субкультур: региональные, социоэкономические,

    этнолингвистические, религиозные, возрастные.

    Античная политическая мысль. Учения Платона и Аристотеля.

    Предпосылки и социально-политическая обстановка:

    Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных

    условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму

    теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому

    способствовал ряд обстоятельств:

    1. Общественное разделение труда дало возможность определенному слою

    людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься

    исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного

    устройства.

    2. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом

    организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис

    - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к

    городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и

    обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в

    народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах

    шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов

    цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами

    были весьма актуальны.

    Платон

    Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои

    политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в

    следующем:

    1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон

    считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных

    общества и государства.

    2. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном

    государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию

    - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре

    формы государства - тимократию (правление военных), олигархию,

    демократию и тиранию он называл несовершенными.

    3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными

    изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).

    4. Философ утверждал, что идеальное общество состоит из трех сословий:

    . правителей-философов,

    . воинов-стражей,

    . ремесленников.

    Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой

    души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом:

    философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им

    доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и

    земледельцы создают материальные средства жизни.

    Аристотель

    Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил

    опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в

    работе «Политика»:

    1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что

    государство является результатом естественного развития, а не

    божественного промысла.

    2. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей,

    отражение сущности человека как «политического животного».

    3. Главная цель государства - достижение «лучшей жизни». Общего блага для

    всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона,

    сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности,

    семье.

    4. Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1)

    количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию

    он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют

    общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию,

    которые служат корыстным интересам правителей.

    5. Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление

    большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая

    объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей),

    олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль

    Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в

    интересах среднего класса.

    Основные политические идеи средневековья

    (Августин Аврелий, Фома Аквинский).

    В средние века (V - XV века н. э.) господствовало религиозное

    мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Она исходило

    из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе

    вызываются Богом для. того, чтобы покарать или вознаградить людей.

    В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого

    государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в

    рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма

    (источник всего сущего – Бог), креационизма (Бог из ничего сотворил живую и

    неживую природу), провиденциализма (Бог – управленец всех мировых событий)

    В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее

    становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми

    провести довольно трудно.

    Патристика - обоснование христианства, опираясь на античную философию и

    прежде всего на идеи Платона.

    Схоластика - обоснование принятых Богом идей и формул по средствам

    человеческого разума.

    Августин Аврелий(354 - 430)

    В работе «О граде Божьем» мыслитель средневековья Августин изложил основы

    христианской политической доктрины. Работа была написана в целях объяснения

    с позиций христианства исторического события - взятия Рима готами в 410

    году: священный город пал потому, что Рим был градом дьявола. Вся история

    человечества представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и

    «градом земным». «Град Божий», высшим выражение которого является Церковь,

    составляют, по мысли Августина, праведники и ангелы, «град земной» -

    грешники и дьяволы. Единственное спасение человека - в приобщении к Богу,

    христианской добродетели.

    Фома Аквинский(1225 - 1274)

    Средневековый мыслитель-богослов. Он полагал, что государственная власть

    происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Это положение

    было связано со стремление средневековых теологов обосновать верховенство

    духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу

    государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома

    Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но

    формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против

    власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно

    выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать

    христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома

    Аквинский признавал правомерным свержение тирана.

    Учение Н. Макиавелли в истории политической мысли.

    Родоначальником политической науки считается Н. Макиавелли,

    который в работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита

    Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии. Н.Макиавелли в

    течение четырнадцати лет работал секретарем правительства Итальянской

    республики и наблюдал политику изнутри. Непосредственное участие в

    политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука - это

    наука практическая, служащая решению жизненно важных задач.

    Вклад Н. Макиавелли в политическую науку состоял в следующем:

    1. Он обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную

    автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т.

    д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой

    определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и

    является предметом политической науки.

    2. Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый,

    идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в

    плоскость объективного и реального. Политическая наука, по Макиавелли,

    должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за

    фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод

    политического реализма, который ввел в политологию Н.Макиавелли,

    окончательно освободил ее от религии.

    3. Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Государство он

    рассматривал как политическую форму организации общества. Формы

    государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым

    состояние общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического

    развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота

    добра и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них

    как «дурное во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а

    относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия,

    аристократия, демократия). Согласно Макиавелли, достигнув предела

    совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою

    противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам

    пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания -

    аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней

    приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию

    (власть толпы). Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную,

    воплощением которой была для него умеренная республика, сочетающая

    достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии

    (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие

    народа в управлении).

    4. Макиавелли отделил политику от морали. Политика, по его мнению, должна

    исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной

    ситуации. Она подчинена достижению определенных целей. Выбор цели зависит

    от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со

    средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. «Государь,

    - отмечал мыслитель, - если он желает удержать в повиновении подданных,

    не должен считаться с обвинениями в жестокости». Макиавелли большое

    внимание уделяет личности самого государя, анализирует его черты и

    качества.

    Гоббс, Локк, Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и

    гражданами.

    Политические теории Нового времени были направлены на обоснование

    возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и

    гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся

    буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исхода из принципов

    естественного права, согласно которым каждый человек рождается с

    неотъемлемыми правами (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в

    делах общества и государства), мыслители Нового времени стремились доказать

    противоестественность и неразумность существовавших феодальных политических

    порядков и учреждений. В тот период выводы политической науки все больше

    приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших

    социальных проблем.

    Одной из фундаментальных политических идей Нового времени была версия о

    договорном характере государства, пришедшем на смену средневековой теории

    его божественного происхождения. Экономически господствовавший класс

    буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть.

    Идеологическим обоснованием правомерности такого шага стала теория

    «общественного договора».

    В ее основе лежит идея о том, что независимый самостоятельный индивид,

    появившийся благодаря утверждению частной собственности, составляет

    первооснову социального мироздания. Для реализации своих священных и

    неотчуждаемых естественных прав и свобод независимые индивиды заключают

    общественный договор. Этот договор означает переход от естественного

    состояния общества, когда человек был частью природы и проявлял свои

    природные страсти (эгоизм, жестокость), к цивилизованному, т.е. к

    государственно-организованному существованию.

    Теорию «общественного договора» развивали английские и французские

    мыслители:

    Томас Гоббс (1588 - 1679)

    По его мнению, появлению государства предшествовало так называемое

    естественное состояние, состояние "войны всех против всех ", т.е.

    абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и

    способностях. Для того, чтобы обуздать природные страсти человека,

    гарантировать общественный порядок и права граждан, люди и заключили

    общественный договор между собой, взаимно ограничив свою свободу чтобы

    существовать в состоянии общественного мира. Согласно этому договору они

    вручили свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре

    не участвовал и, следовательно, ответственности перед договаривавшимися

    индивидами не несет. Так возникает государство, власть которого суверенна,

    т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Идеалом

    государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по

    отношению к обществу.

    Дж. Локк(1632 - 1704)

    Родоначальник либеральной идеологии трактовал идею общественного

    договора иначе: поскольку главной ценностью либерализм признает свободную

    личность, постольку он считал, что реализация идеала свободной личности

    требует ограничения власти государства. С этой целью свободные индивиды

    заключают общественный договор, основным принципом которого является

    положение о народном суверенитете: народ - источник власти, и он заключает

    договор с правящей властью. Согласно договору, главная и единственная

    функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав

    человека. Для того, чтобы государство оставалось «ночным сторожем» и не

    посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвинул идею разделения

    властей на законодательную и исполнительную. Причем законодательная власть,

    по его мнению, должна иметь более высокий статус, чем исполнительная, т.к.

    именно она определяет политику государства. Дж. Локк был сторонником

    ограниченной монархии.

    Монтескье (1689 - 1755).

    Активно развивал идею о разделении властей. Она в его интерпретации

    стала очередным шагом в поисках конкретных форм баланса власти. Потребность

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.