МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретическая политология (Часть 1)

    перераспределением материальных средств и организационных усилий.

    Таким образом, социальная политика контролирует развитие социальной

    структуры общества. Анализируя социальную политику можно сделать выводы о

    состоянии и уровне развития социальной структуры и наоборот. Эти понятия

    неотделимы и взаимообуславливают друг друга.

    Место и роль классов и социальных групп в политике

    Наряду с индивидуальными субъектами в политике действуют социальные

    (совокупные) субъекты, цели и действия которых отражают коллективное

    сознание индивидов, объединенных на основе исторически сложившихся

    устойчивых общественных связей. Деятельность социального субъекта является

    интегративным результатом взаимодействия составляющих его индивидуальных

    субъектов и отличается от простой суммы их персональных качеств. При этом

    коллективное сознание того или иного социального субъекта может

    противостоять личностному сознанию индивидов, представленных в той или иной

    общности, и вынужденных считаться с совместно выработанными ценностями.

    В роли социальных субъектов политики могут выступать классы и

    социальные группы, когда они оказываются в противостоянии с другими

    общностями или же во взаимодействии с некоторыми из них, но в конфликте или

    сотрудничестве с существующей политической властью.

    С точки зрения марксизма основными социальными субъектами политической

    жизни являются общественные классы. Борьба классов – это основное

    содержание политической жизни, средство решения всех наиболее важных

    жизненных проблем. По определению классы - это такие группы людей, из

    которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их

    места в укладе общественного хозяйства. В этом определении делается акцент

    на экономические отношения людей. А они, с точки зрения марксизма,

    проявляются прежде всего как интересы.

    Такой анализ, в котором класс рассматривается как основной субъект

    политической деятельности уже в начале XX века был подвергнут критике.

    Американский политолог А. Бентли указал, что понятие «класс» — это слишком

    большая общность, которая обладает множеством интересов и поэтому не

    пригодно для изучения быстро меняющейся политической реальности. Вместо

    классов в качестве различных субъектов политики А. Бентли предложил

    социальную группу, которую он назвал «группа интересов». Группа интересов,

    по определению А. Бентли, — это объединения людей на основе общности

    интересов и действий в каждой конкретной политической ситуации. Таким

    образом был найден иной более узкий эмпирический субъект политики,

    определенная часть, слой, фракция класса.

    Политология использует понятие социальной группы в более узком

    значении, трактуя ее как носителя властных свойств и устремлений, как

    субъекта силы, влияния, способного воздействовать на принятие политических

    решений в свою пользу.

    Политическая жизнь в соответствии с этой теорией приобретает характер

    борьбы социальных интересов.

    Экономика и политика: их взаимосвязь и взаимообусловленность.

    Фундаментом всей системы общественных связей являются политика и экономика.

    Именно поэтому их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого

    общества.

    Политика глубоко опосредована экономической сферой. В свою очередь

    воздействие самой политики на экономику существенно и многогранно. Оно

    может проявляться в:

    1. Создании государством условий для более эффективного осуществления

    экономических функций по удовлетворению жизненных потребностей людей.

    2. Поддержании стабильного общественного порядка, трудовой дисциплины,

    транспортных связей, гражданского согласия в обществе.

    3. Создании благоприятных условий государством для научно-технического

    прогресса.

    В последнее время ведется оживленная дискуссия о том, в какой мере

    допустимо политическое, государственное вмешательство в экономику. Ряд

    авторов выступает за полную независимость экономики от политики. Но такие

    представления являются весьма спорными и сомнительными.

    Потребность в активном воздействии политики на экономику существенно

    возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких

    потрясений и войн, а также в условиях реформирования экономики. Однако

    нельзя перегибать планку. Как свидетельствует исторический опыт России,

    увлечение командно-административными методами оказало на экономическое

    развитие сильное отрицательное влияние. Достаточно вспомнить такие

    экономические потрясения как коллективизация, мелиорация, планы переброса

    вод северных рек.

    В последние трети XX века экономика и политика приобретают отчетливо

    выраженный международный характер. Набирают силы процессы глобализации. Это

    является следствием развития тенденции формирования единой мировой

    цивилизации. Одной из форм проявления этой тенденции явилось возникновение

    ряда международных экономических и политических организаций. Так, например,

    большую роль в развитии экономического партнерства играют сегодня ООН, МВФ,

    ЮНЕСКО и т.п. На европейском континенте важное место в деле координации

    политики занимает СБСЕ (Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе).

    Личность как первичный субъект и объект политики.

    Понятия “субъект” и “объект” – философские категории. Под субъектом

    подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и

    волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена

    познавательная и иная деятельность субъекта.

    Очевидно, что говорить о субъекте политики можно только при существовании

    не тождественного ему объекта. Однако необходимо иметь в виду, что каждый

    социальный субъект, оказывая воздействие, сам в то же попадает под влияние

    других субъектов, и становится по отношению к ним объектом.

    Субъект политики — это ее творец. Важнейшим качеством его является

    активность. Она выражает меру интенсивности его деятельности, обозначает

    все виды и способы воздействия на объективный мир.

    В политической науке различают индивидуальный и совокупный субъект.

    Индивидуальным субъектом – является сознательно и ответственно действующая

    личность, которая в своих действиях руководствуется общественно значимыми

    интересами и целями и участвует в борьбе за их осуществление. В качестве

    таких личностей выступают, прежде всего, политические лидеры. Помимо них

    индивидуальными субъектами политики являются обычные люди.

    Становление личности как субъекта политики происходит постепенно

    по мере социального созревания, в процессе политической социализации.

    Для определения места и роли личности в системе политических отношений

    принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е.

    правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские

    права и обязанности, их гарантии.

    Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в

    демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические

    права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических

    потребностей и защиты социальных интересов.

    Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как

    индивидуальными, так и социальными ее качествами. К индивидуальным

    качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости

    сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д.

    Социальные качества также многогранны. Первичным фактором, определяющим

    условия участия личности в политике, является социальный статус личности:

    сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д.

    Участие личности в политике напрямую зависит от ее объективной

    вовлеченности в конкретные социальные проблемы, от ее доступа к ресурсами

    власти.

    Формы политического поведения и участия личности:

    1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное

    участие в политической жизни;

    2. Личность, профессионально занимающиеся политикой;

    3. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы,

    акции);

    4. Личность проявляющая интерес к политике, но лично не участвующая в

    ней;

    5. Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к

    политике;

    Политическая власть, как общественное явление.

    Власть политическая – способность одного субъекта навязывать свою волю

    группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты

    государства и его ресурсы. Политическая власть осуществляется через

    деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов

    государства. Способность одного субъект-а решающим образом влиять на

    другого может быть основана на различных ресурсах: страхе, интересе,

    убеждении, традиции, законе, обычае и т.д.

    Еще в XVIII веке французский мыслитель Г. де Мабли (1709 - 1785) так

    определил социальное назначение власти:

    «Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к

    образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и

    несправедливости отдельных лиц». Власть в те времена рассматривалась как

    ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с

    точки зрения его социальной сущности, особой роли в обществе власть

    выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования,

    упорядочения взаимодействий людей, реализующих собственные интересы.

    По своей природе власть - явление социальное (общественное), поскольку

    возникает в обществе. Общество без власти - это хаос, дезорганизация,

    саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах

    обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать

    взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность,

    организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме того,

    наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных

    отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и

    потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения.

    Дело в том, что общество представляет собой совокупность индивидов,

    возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое

    социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни,

    материального богатства, образования, заняты разными видами труда,

    общественные оценки которого также различаются. Наконец, одни люди

    талантливы, другие - не очень, одни активны, другие пассивны и т. д. Все

    эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе

    порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и

    потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом

    бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти

    несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями,

    обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет

    общество от анархии и распада.

    Однако социальная функция власти по обеспечению целостности и

    упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может

    достигаться различными способами, что определяет социальное содержание

    власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может

    иметь разрушительные последствия. Так, властное управление может

    осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым

    сознанием. Скажем, длительная идеологическая обработка населения, создание

    атмосферы массового психоза и подозрения с помощью пропагандистских мифов о

    «военной угрозе» или наличии «внутреннего врага» заметно снижают уровень

    рациональности в поведении людей, ведут к их социальной и культурной

    деградации. Функция упорядочивания социальных взаимосвязей может быть

    реализована и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей,

    реализации интересов большинства населения. Но нередко целостность общества

    достигается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой

    группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти

    неоднозначно.

    Понятие и концепции власти. Легитимность власти.

    Центральным пунктом теории политики является понятие власти. Оно дает ключ

    к пониманию политических институтов, политических движений и самой

    политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений и

    незаменима в развитии общества. Политическая власть – важнейший регулятор

    человеческих отношений, поэтому проблемы ее происхождения и развития

    являются основными в политической науке.

    Существуют различные концепции власти, отражающие сложную природу этого

    явления:

    1. Телеологическая концепция – одна из наиболее ранних. Она исходит из

    божественного объяснения природы власти. Согласно ей всякая власть

    происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - это

    наместники Бога на Земле, исполняющие его волю. (Аврелий Августин и

    др.)

    2. Биологическая концепция. Власть рассматривается как механизм

    обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах.

    (Ницше, Гитлер).

    3. Бихевиористская концепция – трактует власть как особый тип

    поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.

    Это поведенческое понимание власти. Оно индивидуализирует власть,

    сводит к взаимодействию реальных личностей. Человек = «властолюбивое

    животное».

    4. Структурно-функциональная концепция - Власть рассматривается как

    способ самоорганизации человеческой общности, основанный на

    целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без

    власти невозможны коллективное существование человека, совместная

    жизнедеятельность многих людей (Парсонс).

    Все концепции в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там,

    где возникает подчинение.

    Иначе говоря, власть – это один из сложнейших видов социального

    взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного индивида или

    группы принимать решение приобретающее обязательный характер для другого

    индивида или группы.

    Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности.

    Легитимность – это признание обществом законности существующих институтов

    власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие

    легитимности характеризует законность власти. Правомерность здесь касается

    убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом

    консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической

    власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими

    ценностями.

    М.Вебер видел в легитимности гарантию стабильности общества.

    Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия,

    события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без

    принуждения.

    Свойства поддержания легитимности власти:

    1. Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями

    2. Стремление использовать традиции при проведении политики и

    законодательстве

    3. Поддержание в обществе законности и правопорядка.

    Показателями легитимности являются:

    1. Уровень принуждения

    2. Наличие попыток свержения правительства

    3. Сила гражданского повиновения

    4. Результаты выборов и референдумов

    5. Наличие демонстраций, митингов, пикетов.

    Делигитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита.

    Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и

    интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в

    обществе.

    Понятие и структура политической системы общества,

    ее социально-историческая обусловленность.

    Термин «политическая система» стал широко применяться в политологии,

    начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено

    использованием системного подхода для исследования политической жизни.

    Впервые его применил Т.Парсонс для исследования общества. Согласно

    предложенной концепции общество представляет собой сложную социальную

    систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической,

    социальной, политической и культурной. Системный подход позволил более

    четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы.

    Политическая система - это совокупность политических институтов,

    общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется

    политическая власть и осуществляется политическое влияние. Понятие

    политической системы распространяется на всю политическую жизнь и позволяет

    представить политику как целостное явление.

    Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных

    групп, которые непосредственно или через свои организации и движения

    оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае

    соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически

    управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и

    осуществления политических решений. Политическая система представляет собой

    необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие,

    суверенитет народа.

    Структура политической системы – это чрезвычайно сложное явление. Она

    состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем). Обычно

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.