МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретическая политология (Часть 1)

    выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.

    1. Институциональная подсистема включает совокупность основных

    политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место

    в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту

    подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства

    массовой коммуникации, церковь.

    2. Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи,

    нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь

    общества.

    3. Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и

    способов осуществления власти.

    4. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического

    взаимодействия.

    5. Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему

    содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

    6. Культурная подсистема – комплекс типичных для конкретного общества

    политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического

    поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической

    системы общества и воспроизводство политической жизни на основе

    преемственнности.

    Функции политической системы:

    1. Политическое руководство обществом (управление общественными делами).

    Функция управления предполагает, прежде всего, определение

    стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому

    соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.

    2. Консолидация общественно-политического строя, обеспечение

    существования общества как единого целого (интегративная функция).

    3. Регулятивная функция - связана с потребностями упорядочения и

    регламентации политического поведения и политических отношений в

    государственно-организованном обществе.

    4. Мобилизационная функция, обеспечивает максимальное использование

    ресурсов общества.

    5. Дистрибутивная функция, направлена на распределение ресурсов и

    ценностей.

    6. Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально

    необходимой степени соответствия реальной политической жизни

    общепринятым правовым и политическим нормам.

    Типология политических систем.

    В современном мире существуют многообразные политические системы. На

    процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество

    факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость

    гражданского общества, геополитические условия и т. д.

    Типология политических систем осуществляется на основе учета различных

    признаков (оснований).

    1. По критерию характера взаимоотношения с внешней средой политические

    системы подразделяются на:

    . Закрытые - имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к

    ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят

    внутри таких систем. Примеры - бывшие страны социализма (СССР,

    Венгрия, Болгария).

    . Открытые - активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые

    ценности иных систем, подвижны и динамичны. Пример - развитые

    демократические государства Запада

    2. По политическому режиму, т.е. на основе характера и способов

    взаимодействия власти, личности и общества выделяются

    . Тоталитарные - характерно полное подчинение личности и общества

    власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со

    стороны государства

    . Авторитарные – характерна неограниченная власть меньшинства при

    сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для

    большинства.

    . Демократические- предполагает приоритет прав личности, контроль

    общества над властью.

    3. По по содержанию и формам управления французский политолог Ж. Блондель

    различает политические систем на:

    . либеральные демократии, в которых принятие политических решений

    ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;

    . коммунистические системы ориентирующиеся на ценности равенства,

    социальной справедливости;

    . традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы

    правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение

    экономических ресурсов и социальных статусов;

    . популистские политические системы, преобладающие в развивающихся

    странах; они используют стремятся к большему равенству в распределении

    благ;

    . авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели

    сохранения социального и экономического неравенства, ограничения

    политического участия населения.

    4. По классовому принципу т. е. интересы какого класса выражает

    политическая система. Подобная типология характерна для марксизма,

    который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках

    экономически господствующего класса. По этому признаку выделяются:

    . рабовладельческая,

    . феодальная,

    . капиталистическая

    . коммунистическая (социалистическая) политические системы.

    Государство в политической системе, его сущность, функции,

    свойства и признаки.

    Государство является центральным институтом политической системы и обладает

    сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.

    Термин государство трактуется в двух значениях. В широком смысле

    государство отождествляется по существу с такими понятиями как «страна»,

    «общество». В узком смысле государство понимается как политико-

    территориальная суверенная организация, особой публичной власти, придающая

    своим велениям общеобязательное значение в пределах определенной

    территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической

    системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

    Признаки государства:

    1. Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается через понятие

    «верховенство»: общеобязательность решений для всего населения,

    возможность отмены решений негосударственных политических организаций.

    Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками,

    как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и

    невмешательство во внутренние дела.

    2. Принудительность Государство располагает системой органов принуждения,

    применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях.

    3. Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу

    своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.

    Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами. Наличие

    публичной власти, отделенной от общества, фиксированной в определенных

    границах. Появление особого аппарата управления обществом. Отношение

    господства и подчинения. Наличие монополии на правотворчество.

    Исключительные права государства – денежная эмиссия, осуществление

    бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.

    Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других

    полит. Институтов. Традиционно функции государства принято делить на

    внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

    1. Экономическая функция – выражается в организации и регулировании

    экономических процессов с помощью налоговой и кредиторной политики,

    создание стимулов экономического роста.

    2. Социальная функция – удовлетворение потребностей людей, предоставление

    социальных гарантий, страхование и т.д.

    3. Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм,

    охрана общественного строя.

    4. Культурно-воспитательная функция – создание условий для удовлетворения

    культурных потребностей населения, организация системы образования и

    приобщения к достижениям мировой культуры.

    5. Политическая функция – обеспечение политической стабильности, выработка

    политического курса и т.д.

    Внешние функции делятся на :

    1. Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами

    2. Функцию обороны страны

    Типология государства. Одним из общепринятых критериев классификации

    государств является форма правления, определяемая структурой и правовым

    режимом высших органов государственной власти. Традиционно выделяют две

    основные формы правления – монархию и республику. Монархия (абсолютная,

    конституционная), Республика (источником власти является народ),

    Президентская, Парламентская, Смешанная В зависимости от национально-

    территориальной организации государственной власти выделяют три формы

    государства – унитарное, федерация и конфедерация.

    Марксизм о государстве

    Теория государства является одной из весомых составных общественной теории

    политики.

    Марксистское понимание природы государства было изложено Ф.Энгельсом,

    где обосновывался тезис согласно которому государство возникло из-за того,

    что общинно-родовой строй «был подорван разделением труда и его

    последствиями - расколом общества на классы». Позже к спорам о сути

    государства любых общечеловеческих признаков прибавляется абсолютизация

    произвольной человеческой деятельности, придается преувеличенное значение

    специальным, научно обоснованным усилениям индивидов, групп, партий,

    направленных на переустройство, «усовершенствование» государства и общества

    в общем, формируется революционно-преобразовательное сознание, классовая

    культура.

    Непосредственно К. Маркс написал о спорной сущности государства:

    «Государство является той формой, в которой индивиды, принадлежащие к

    властвующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которых все

    гражданское общество конкретной эпохи воссоздает своё концентрированное

    выражение”. В сферу деятельности государства входят «специфические

    функции», вытекающие из противопоставления правительству и народных масс.

    Вместе с тем К. Маркс делал ударение на признании государства такой силой,

    которая выступает и за создание всеобщего интереса, за выполнение общих

    дел, вытекающих из природы любого общества, - строительство путей

    сообщения, оросительных систем, защита границ, сохранение существующей

    экономики и социальной структуры, поддержка порядка. Со временем такое

    понимание государства (признание классового, корпоративного и

    общечеловеческого начал в нем) оказывается сломанным, усиливается внимание

    на одной из его сторон, находящихся в спорном единстве.

    «Государство - это машина для поддержания властвования одного класса

    над другим», - писал В.И.Ленин, это «Организованное насилие одного класса

    для угнетения другого». Из этого добывались доказательства для обоснования

    безпредупредительного вмешательства государства во все сферы жизни

    общества. Понятие государства, как «аппарата насилия», способа, который

    одна часть населения исполняет для подчинения себе другого, для

    удовольствия собственных интересов, остается распространенным и сейчас.

    Политические режимы.

    При рассмотрении политической системы какого-либо государства и общества не

    следует ограничиваться лишь тем, что заявляет о себе само государство,

    поскольку часто существуют весьма значительные различия и противоречия

    между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими в

    нем за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие

    политического режима.

    Политический режим – это совокупность средств и методов реализации

    политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение

    личности.

    В зависимости от соотношения принципов организации общественной жизни,

    которое определяет степень социальной свободы личности, выделяют три типа

    режимов – тоталитарный, авторитарный и демократический.

    Тоталитаризм (от лат. весь, целый, полный) – это полный контроль и жесткая

    регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества,

    каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Тоталитаризм

    представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в 20 веке

    – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого

    либо контроля со стороны управляемых.

    Термин тоталитарный ввел в политических лексикон лидер итальянских фашистов

    Б. Муссолини /1883-1945/. Признаки тоталитаризма 1.Единственная массовая

    партия 2. Монопольно существующая признанная всеми идеология 3. Монополия

    на средства массовой информации 4.террористический контроль со стороны

    политической полиции 5. Централизованная система контроля и управления

    экономикой. 6. Абсолютная концентрация власти в руках вождя, операющегося

    на властвующую партию.

    Авторитаризм - занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и

    демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер

    отношений государства и личности – они построены больше на принуждении чем

    на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу

    четко разработанной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый

    плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием

    оппозиции. Автократия от греч. (autokrateia) – самодержавие самовластие

    т.е. неограниченная власть одного лица, не требует демонстрации преданности

    со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия

    открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к

    проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому

    участию населения к принятию решений по важнейшим вопросам жизни общества.

    Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

    Демократия – самый сложный тип политического режима. Demos – народ и kratos

    – власть. С гр. - власть народа. Современные демократии, а они существуют

    примерно в 35 странах, обладают рядом общих характеристик. К ним относят 1.

    Общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении ее

    народом в форме периодических выборов и в том, что основную роль в принятии

    решений играют всенародно избранные представители в законодательные и

    исполнительные органы. 2. Конкурирующая политика. Главным при демократии

    является честная и всеобъемлющая конкуренция / соревновательные выборы / и

    процесс представительства с целью обеспечить трансляцию воли народа и ее

    последующее исполнение; 3. Политические партии. Они служат основным

    механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа, его осмысленный

    выбор и влияние на правительство; 4. Гражданские, политические и социальные

    права. Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан

    представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной

    в высокоорганизованных: плюралистических обществах.

    Понятие и идейные истоки тоталитаризма.

    Понятие тоталитаризма происходит от лат. “TOTALIS” - весь, полный,

    целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный

    на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и

    подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.

    Тоталитаризм возник в Европе, точнее, на периферии европейской цивилизации,

    как результат некоего синтеза элементов азиатского деспотизма с

    радикальными идеологическими доктринами. Столкновение элементов восточной и

    европейской структур на периферии Европы (Россия, Пруссия, Испания) при

    благоприятных для этого обстоятельствах (социальный кризис и рост

    радикализма) способствовало выходу на передний план явного или латентного

    азиатского деспотизма, который и стал опорой носителей радикальных теорий

    переустройства мира.

    Признаки тоталитаризма:

    — тотальный государственный контроль над обществом;

    — всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего

    меньшинства;

    —система жесткого полицейского террористического контроля над всеми

    гражданами;

    — политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

    — господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром

    политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия

    может срастаться с государством.

    — идеологизация общества и общественной жизни на основе единой

    государственной идеологии;

    — унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

    — ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

    — ставка на свою рассу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде,

    например, в нашей стране идея «единого советского народа»).

    В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют

    на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

    Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности

    тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку

    предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной

    собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на

    преимущественно тоталитарные формы политической организации

    социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так,

    например, в СССР резко повысился уровень образования народа, была

    обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика,

    космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень

    преступности.

    Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в

    обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.