Проблемы ядерного разоружения в 60-е - 80-е годы
входит в планы вашингтонской администрации, которая сегодня рискует всем
ради войны и ничем – ради мира».
Безусловно, общественное мнение большинства государств было
категорически против размещения «Першингов» на территории Европы. Об этом
также свидетельствуют факты. «Оппозиция ядерным планам США и НАТО,
милитаристским акциям Вашингтона в различных районах земного шара уже давно
нарастала в рядах социалистических и социал-демократических партий. Но в
последний период указанная тенденция проявилась особенно ярко.
Примечательно в этом плане эволюция позиция руководства СДПГ. На съезде
партии Германии Шмидт, который продолжал выпускать в поддержку натовского
«довооружения», оказался в изоляции – преобладающая часть делегатов
высказалась против размещения в Западной Германии «Першинга-2». В своем
большинстве выступает за отказ от ядерного оружия лейбористская партия
Великобритании. Всегреческое социалистическое движение (АСОК) протестует
против развертывания американских ракет, призывает к созданию безъядерной
зоны на Балканах»[34].
Еще один пример. В Западной Германии в один из дней Недели действий за
разоружение манифестанты образовали живую цепь, растянувшуюся на 108 км от
Штутгарта до Ней-Ульма, где должны быть развернуты «Першинги».
В Англии группа женщин, несмотря на репрессии полиции, разбила «лагерь
мира» у базы «Гринэм-коммон», предназначенной для размещения американских
крылатых ракет. Число отважных сторонниц мира заметно увеличилось, когда
началась переброска ракет из-за океана. В районах расположения американских
военных баз на английской земле выросли уде 102 «лагеря мира».
По многим странам Европы прошли многотысячные «марши мира». Активисты
антивоенного движения собирают миллионы подписей в парламенты, в ООН,
ядерным державам с требованием принять меры реального разоружения. Они
проводят диспуты, встречаются со своими депутатами, демонстрируют
антивоенные фильмы. Ученые–физики, врачи, военные выступают перед
многочисленными аудиториями, разъясняя катастрофические последствия ядерной
войны[35].
Таким образом, народы Европы все более сознавали, что гонка вооружений
не обеспечит безопасности ни американцам, ни русским, ни им самим.
Американский «ядерный зонтик», утяжеленный «во имя безопасности»
«Першингами» и крылатыми ракетами, превратился бы в могильную плиту для
западноевропейских и других народов.
Проследим динамику развития советской позиции, которая включала в себя
несколько основных этапов.
Первый. В ноябре 1981 года СССР предложил вариант «абсолютного нуля» -
полностью освободить Европу – и на Западе, и на Востоке – от ядерного
оружия – и средней дальности, и тактического.
Второй. Позднее, в ходе переговоров СССР внес компромиссное предложение
– произвести сокращение имеющихся ядерных вооружений средней дальности до
300 единиц у каждой стороны. Речь шла о вооружениях, размещенных на
территории Европы и в прилагаемых акваториях или предназначенных для
использования в Европе.
Третий. 21 декабря 1982 года СССР внес новое компромиссное предложение:
в рамках суммарного уровня 300 единиц СССР и НАТО могли бы иметь равные
подуровни – как для ракет, так и для самолетов. СССР готов сократить в
Европе лишь столько ракет, сколько их имеют Англия и Франция, и не одной
больше.
Четвертый. 3 мая 1983 года СССР заявил, что он готов иметь примерно
равное с НАТО количество как по носителям оружия средней дальности –
ракетам и самолетам – так и по числу боезарядов на них.
Пятый. В случае достижения взаимоприемлемого соглашения, включая отказ
США от развертывания в Европе новых ракет, СССР при сокращении своих ракет
средней дальности в европейской части страны до уровня, равного чи[36]слу
ракет у Англии и Франции, ликвидировал бы все сокращаемые ракеты1.
В конце сентября 1983 года, выступая на 38 сессии Генеральной Ассамблеи
ООН, американский президент возвестил о «новой позиции США». Однако, на
самом деле нового в ней ничего не было, поскольку не было изменения по двум
коренным вопросам – относительно неразмещения американских ракет и засчета
английских и французских ядерных средств. Разрекламированная «гибкость» на
деле обернулась прежней жесткостью.
США, согласно заявлению, намерены развернуть не все свои 572 ракеты
средней дальности, а определенную их часть, оставляя за собой право
установить остальные «где-то еще», но тоже поблизости от территории СССР.
В целом, предложения Рейгана в ООН призвано дезориентировать
общественное мнение, создать ложное впечатление эволюции американской
позиции в сторону большей реалистичности[37].
Разместить в Европе новые ракеты – и никаких гвоздей. Такова, по сути
дела, была позиция Вашингтона с первого до последнего дня Женевских
переговоров. На первоначальный негодный нулевой проект лишь нанесли легкий
грим.
Либо ликвидация советских ракет, либо завоз в Европу ракет
американских, кроме такой дилеммы, смахивающей на шантаж и ультиматум,
Вашингтон в Женеве ничего путного не предложил.
Итак, согласно советским историческим трудам, США исходили из своих
милитаристских воззрений при размещении ракет средней дальности в Европе. С
тех пор прошло 17 лет. И новые обстоятельства требуют новых взглядов. Судя
по всему, вина за размещение ракет в Европе отчасти лежит и на СССР.
Конфронтация между двумя лагерями к тому времени еще имела место, поэтому
все компромиссные решения обеих сторон были утрированы СМИ обоих
государств. СССР в глазах Запада был «империей зла», поскольку вмешивался в
дела целого ряда стран, СССР – это экспансионистская держава, такая
разрядка Западу была не нужна. Поэтому ему понадобилось вооружаться. Запад,
и США в частности, пытался превратить разрядку в инструмент давления на
страны социализма. Парадокс ситуации к 70-м годам в том, что ни Запад, ни
Восток не были заинтересованы в подрыве ситуации разрядки. Большинство
специалистов полагали, что ликвидация разрядки и отход от нее были
предопределены, так как сохранялась биполярная модель. Кроме того, как уже
было отмечено, важным фактором в общественной жизни Западной Европы в конце
70-х начале 80-х стало движение «за мир и разоружение».
ГЛАВА 3. ЯДЕРНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВО 2 ПОЛОВИНЕ 80-Х ГОДОВ
1 ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США О ЛИКВИДАЦИИ РМСД
На сессии группы ядерного планирования НАТО, состоявшейся в США в
начале ноября 1987 года министр обороны Бельгии объявил, что его страна
прекратит дальнейшее размещение на своей территории американских крылатых
ракет сразу же после подписания советско-американского договора по ракетам
средней и меньшей дальности в Европе. По мнению Бельгии, ратификация
договора должна последовать немедленно за его подписанием. Малейшее
изменение позиции администрации США по советско-американскому договору
может привести к расколу в НАТО, предупредил бельгийский министр. По мнению
Нидерландов, было бы смешно продолжать строительство базы для американских
крылатых ракет в их стране после того, как СССР и США подпишут соглашение о
РСД и ОТР.
Крупный прорыв на советско-американских переговорах по ядерным и
космическим вооружениям был сделан в ходе визита М.С. Горбачева в Вашингтон
в декабре 1987 года. 8 декабря были подписаны Договор между СССР и США о
ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (Договор по РСД и
РМД), а также Меморандум о договоренности об установлении исходных данных в
связи с этим договором, протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию
ракетных средств, подпадающих под действие Договора и Протокола об
инспекциях в связи с Договором.
Во время остановки в Великобритании по пути в Вашингтон состоялась
беседа между М.С. Горбачевым и Премьер-министром Великобритании М. Тэтчер.
Встреча явилась как бы продолжением диалога, который давно начался
между руководителями двух стран, и проходила в привычно-откровенной,
дружественной, открытой манере. Уделено было внимание перспективам
соглашения о 50%-ных сокращениях СНВ. М. Тэтчер подчеркнула крайнее
беспокойство союзников США и свое собственное в отношении проблемы проверки
и контроля. М.С. Горбачев подтвердил, что эта проблема беспокоит и СССР.
Здесь он также будет строго следить за соблюдением собственной
безопасности[38].
8 декабря за долго до церемонии официальной встречи у Белого дома на
Пенсильвания-авеню – главной улице американской столицы, связывающей
Капитолийский холм, где расположен конгресс США, и резиденцию президента
начали собираться американцы. Были здесь жители не только Вашингтона, но и
других городов страны…
М.С. Горбачев и Р. Рейган поднимаются на трибуну. В церемониальной
машине величественно звучат государственные гимны СССР и США. Над столицей
раскатывается многократное эхо артиллерийского салюта – 21 залп. Перед
трибуной торжественным маршем проходит оркестр почетного караула. С
приветственным словом к М.С. Горбачеву обращается Р. Рейган:
«… Господин Генеральный Секретарь, в вашей стране есть поговорка:
«худой мир лучше доброй ссоры». Именно мы, благодаря напряженной работе,
приверженности этой цели и большой дозе реализма, может перейти от худого
мира, который существовал между нашими странами, к доброму миру.
Сегодня мы совершаем гигантский шаг в этом направлении, благодаря
подписанию исторического договора, который избавит мир от целого класса
американских и советских ядерных вооружений. Господин Горбачев, мир на нас
смотрит и следит за нами. И у нас есть что показать ему. Я надеюсь, что в
течении следующих нескольких дней мы добьемся прогресса в деле достижения
другого соглашения, которое приведет к сокращению наполовину наших
стратегических ядерных арсеналов… Историю делаем мы, и изменить ее
направление в нашей власти. Однако, совершить подобное изменение не легко и
это может быть достигнуть только тогда, когда у руководителей обеих стран
нет иллюзий, когда они беседую друг с другом откровенно. Смело подходят к
тем вопросам, которые их разделяют. Я надеюсь, что именно в таком духе
пройдет предстоящая встреча…
Как и народы вашей страны, мы считаем, что наша страна должна быть
сильной, но мы стремимся к миру, в этом нет ни каких сомнений. Стремление к
миру глубоко утвердилось в нашем народе и уступает только нашему горячему
желанию сохранить свою свободу.
Американцы считают, что люди должны иметь возможность расходиться во
мнениях, сохраняя при этом уважение друг к другу, живя в мире друг с другом
– таков дух, демократический дух, которым я буду руководствоваться на наших
встречах…»[39].
К микрофону подходит М.С. Горбачев.
«… Мы в Советском Союзе выбор сделали. Мы понимаем – нас разделяют не
только океаны, но и глубокие различия исторического, идеологического,
социально-экономического, культурного порядка. Но мудрость современной
политики – не использовать эти различия, как предлог для конфронтации,
вражды, гонки вооружений…
Господин президент, господа! Позвольте выразить надежду, что СССР и
США, сотрудничая со всеми народами, займут свое место в истории уходящего
ХХ столетия не только как союзники в борьбе против фашизма, но и как
государства, открывающие человечеству выход в безопасный, свободный от
угрозы ядерного уничтожения мир…»[40].
Обратимся к документу.
«Каждая из сторон ликвидирует все свои ракеты средней дальности и
пусковые установки таких ракет, а также связанные с такими ракетами и
пусковыми установками все вспомогательные сооружения и все вспомогательное
оборудование категорий, которые приведены в Меморандуме о договоренности
таким образом, чтобы не позднее, чем через 3 года после вступления в силу
настоящего Договора и в дальнейшем ни у одной из сторон не имелось таких
ракет, пусковых установок, вспомогательных сооружений и вспомогательного
оборудования»[41].
«… Обе Стороны … приступают к сокращению всех типов своих развернутых и
неразвернутых ракет средней дальности…»[42].
«Каждая из Сторон ликвидирует все свои ракеты меньшей дальности и
пусковые установки таких ракет, а также связанное с такими ракетами и
пусковыми установками вспомогательное оборудование категорий, которые
приведены в Меморандуме о договоренности, таким образом, чтобы не позднее,
чем через 18 месяцев после вступления в силу настоящего договора и в
дальнейшем ни у одной из Сторон не имелось таких ракет, пусковых установок
и вспомогательного оборудования…»[43].
«… По вступлении в силу настоящего Договора и в дальнейшем ни одна из
Сторон:
а) не производит ни каких ракет средней дальности…;
b) … ракет меньшей дальности, не проводит летные испытания и не
осуществляет пуски таких ракет и не производит ни каких ступеней таких
ракет и ни каких пусковых установок таких ракет…»[44].
Что касается РМД, то с советской стороны будут ликвидированы 926
развернутых и неразвернутых ракет, со стороны США 170 таких ракет.
Указаны советские и американские заводы – изготовители РСД и РМД и
пусковых установок, точное географическое местонахождение этих предприятий.
В СССР имеется 4 таких завода, в США – 5 заводов. Постоянному наблюдению
подлежат заводы по производству баллистических РСД в г. Воткинске (СССР) и
в г. Магна (США), а контроль на периодической основе в рамках квотных
инспекций за непроизводством пусковых установок баллистических ракет и
крылатых ракет наземного базирования будет осуществляться в СССР на заводах
в г. Вологораде, г. Петропавловске и Г. Свердловске, в США – на заводах в
Г. Миддл Ривер и в г. Сан-Диего[45].
В соответствии с Договором с советской стороны ликвидации подлежат 826
развернутых и неразвернутых РСД, в том числе 470 развернутых РСД (РСД-10, Р-
12, Р-14, известные в США соответственно как СС-20, СС-4, СС-5), и со
стороны США – 689 РСД, в том числе 429 развернутых РСД («Першинг-2» и BGM-
109G) .
Ликвидация РСД осуществлялась в 2 этапа: 1 – не позднее 29 месяцев
после вступления Договора в силу, 2 – не позднее чем через 3 года после
вступления Договора в силу.
Вместе с ракетами подлежат ликвидации и 72 американские боеголовки,
предназначенные для западногерманских ракет «Першинг-1А».
Советско-американская встреча в Вашингтоне явилась важным началом и к
50%-му сокращению стратегических арсеналов СССР и США. Стороны поручили
своим представителям на переговорах в Женеве стремиться к завершению
выработки Договора о сокращении и ограничении СНВ и всех связанных с этим
документов желательно так, чтобы он мог быть подписан во время следующей
советско-американской встречи на высшем уровне в первой половине 1988 года.
2 ДОГОВОР СНВ-1
Ведущая роль стратегических ядерных сил в обеспечении безопасности
России на современном этапе признается сегодня всеми, кто участвует в
решении или просто интересуется этой проблемой. Особенно значимым является
то обстоятельство, что стратегические ядерные силы дают возможность под
своим «зонтиком» реформировать и поднять на новый качественный уровень
Вооруженные силы России, ослабленные в условиях тяжелой экономической
ситуации в стране. Не теряет своей актуальности и ядерное сдерживание,
которое является неотъемлемым фактором современной глобальной
стратегической стабильности. При всей неоспоримости потенциальной
опасности, вытекающей из самой природы ядерного оружия, сдерживание
остается способом предотвращения агрессии любого масштаба военными
средствами.
В основе современной концепции ядерного сдерживания лежит поддержание
баланса ядерных вооружений по совокупности количественных и качественных
показателей. Такой баланс наглядно подчеркивает тот факт, что как в
исходном состоянии, так и при оценке последствий применения ядерного оружия
для каждой из сторон боевые потенциалы примерно одинаковы. В отношении
России и США примерный ядерный баланс необходим, помимо прочего, для
демонстрации и напоминая о бессмысленности возврата к холодной войне и
безудержной гонке вооружений. Созданный в течение десятилетий холодной
войны арсенал стратегических наступательных вооружений (СНВ) явно превысил
необходимые для сдерживания пределы и нуждался в сокращении. Исходя из
этого, СССР и США в июне 1990 года согласились, что будущие договоренности
должны обеспечить устойчивость стратегического ядерного равенства путем
стабилизирующих сокращений СНВ. Для этого сокращения должны были
базироваться на уменьшении концентрации боезарядов на стратегических
носителях и на предпочтении средствам, обладающим повышенной выживаемостью,
к которым прежде всего относятся высокоживучие мобильные комплексы с
моноблочными ракетами.
Улучшение военно-политической обстановки в мире и, прежде всего,
российско-американских отношений , позволило успешно провести переговоры и
1 июля 1991 года заключить соглашения о кардинальных сокращениях (в 2
раза).
Согласно Договору США могли бы законно развернуть примерно 8500 ядерных
боеголовок – на несколько тысяч единиц больше, чем Россия. Вполне возможно,
что так они и сделали бы. Это способность получить количественное
преимущество над Россией объясняется двумя факторами: большое «снижение
цен» ядерных бомб и ракет малой дальности на тяжелых бомбардировщиках по
Договору СНВ-1 и потеря Россией Стратегических сил и объектов,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|