МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы ядерного разоружения в 60-е - 80-е годы

    самолетов – разведчиков США. Его пилот Андерсон погиб. Ситуация накалилась

    до предела, президент США принял решение через двое суток начать

    бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров.

    Однако в воскресение, 28 октября, Советское руководство решило принять

    американские условия. Решение убрать с Кубы ракеты было принято без

    согласования с кубинским руководством. Возможно, так поступили намеренно,

    поскольку Фидель Кастро категорически возражал против удаления ракет.

    Международная напряженность стала быстро спадать после 28 октября. СССР

    вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики. 20 ноября США сняли морскую

    блокаду острова. Кубинский кризис мирно завершился.

    В те тревожные дни, когда казалось, что вот-вот грянет военный

    конфликт, у обеих сторон хватило мудрости и мужества пойти на взаимные

    уступки. Начались интенсивные дипломатические контакты. Обмен посланиями

    между советским и американским руководствами, а также переговоры в рамках

    ООН дали возможность выйти из смертельно опасного кризиса.

    Таким образом, уже тогда, в начале 60-х, стало ясно, что только

    компромисс, понимание интересов друг друга и глобальных интересов всего

    человечества, дипломатические переговоры, обмен правдивой информацией,

    любые спасательные меры против возникновения непосредственной угрозы

    ядерной войны являются действенными средствами регулирования конфликта в

    наше время. Таков главный урок Карибского кризиса. Он наглядно показал

    необходимость отбросить старое мышление и встать на путь мышления

    адекватного угрозам ядерного века, интересами выживания и всеобщей

    безопасности.

    Карибский кризис привел к осознанию ответственности , которую несут

    лидеры великих держав за международную безопасность[7]. В результате

    переговоры продолжались и, с точки зрения сторон, постепенно сближались.

    Было решено отказаться от всех испытаний ядерного оружия, кроме подземных.

    В июле 1963 года был парафирован, а 5 августа подписан в Москве «Договор о

    запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве

    и под водой». От СССР договор подписал А.А. Громыко – член ЦК КПСС, депутат

    верховного совета СССР 2-го, 5-го, 8-го созывов, от США – Дин Раск –

    государственный секретарь США, от Великобритании – лорд Хьюм – английский

    государственный деятель, консерватор, министр иностранных дел с 1960 по

    1963 года, член палаты лордов и палаты общин. При его подписании

    присутствовали Генсек ООН У.Тан, Н.С. Хрущев и послы многих стран,

    аккредитованные в Москву. В тот же день Договор подписали от имени своих

    стран 10 послов. Через неделю под его текстом появилось еще 27 подписей. К

    14 сентября стало уже 77 подписей. В октябре Договор ратифицировали СССР,

    США, Великобритании, и он вступил в законную силу 10 октября[8].

    Договор являлся первым международным соглашением, которое поставило

    определенные барьеры на пути военного использования космоса.

    «Договор состоит из преамбулы и 6 статей.

    В соответствии со статьей 1 каждый участник Договора обязуется

    запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы в

    любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем .

    Договором предусмотрено запрещение испытания ядерного оружия в

    атмосфере, за ее пределами, включая космическое пространство, под водой,

    включая подводные воды и закрытое море.

    Договор запрещает ядерные взрывы также в любой другой среде, если

    такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами

    территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого

    он проводится. Участники договора не должны побуждать, поощрять кого-либо в

    проведении указанных взрывов или принимать в них какое-либо участие.

    Договор является бессрочным. Однако в статье IV отмечается , что каждый

    его участник «имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с

    содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под

    угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он должен уведомить за

    три месяца всех других участников Договора».

    Однако Московский Договор не исключил возможности размещения в космосе

    ядерного оружия. Учитывая это обстоятельство советское правительство в тот

    же 1963 год предложило правительству США договориться о запрещении вывода

    на орбиту объектов с оружием массового поражения на борту.

    В ходе последующих переговоров был выработан проект резолюции,

    одобренной 17 октября 1963 года XVIII сессией Генеральной Ассамблеи ООН.

    Важное значение имело закрепление положений этой резолюции в Договоре 1967

    года о космосе. Договор 1967 года придал положениям резолюции Генеральной

    Ассамблеи ООН юридически обязательную силу и распространил ее положения на

    всех участников договора.

    До середины 60-х годов в условиях значительного американского военного

    превосходства преобладание стратегического нападения над обороной было,

    видимо, весьма велико. Это обуславливало значительную неустойчивость

    военного баланса, а значит, высокую политическую напряженность тех лет и

    большую вероятность развития ядерной войны. При этом нестабильность ставила

    под угрозу и собственные интересы США, несмотря на их военное

    превосходство. Наиболее дальновидные американские политики и специалисты

    уже тогда начали понимать, что американский потенциал обезоруживающего

    первого удара создавал для другой стороны сильный стимул к упреждающему

    шагу, который стал бы для США катастрофой, несмотря на их стратегическое

    превосходство[9].

    Перед ратификацией Московского Договора 1963 года президент Кеннеди

    заверил сенаторов, а в их лице деятелей ВПК, что американское правительство

    и впредь будет поддерживать проведение лабораторных исследований и их

    экспериментальных взрывов. Как показало будущее, не только он, но и все

    последующие президенты США крепко держали слово своего предшественника.

    После заключения Московского Договора увеличилась интенсивность

    подземных ядерных взрывов. В среднем она составила около 30 испытаний в

    год. Стоимость таких испытаний еще более возросла[10].

    1.2. ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

    1 июля 1968 года одновременно в Москве, в Вашингтоне и Лондоне началось

    подписание Договора о нераспространении ядерного оружия.

    Проект Договора был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12.06.68.

    Договор вступил в силу 5.03.70.

    К настоящему времени его участниками являются 135 государств, еще 2

    страны подписали, но пока не ратифицировали Договор. Из ядерных держав в

    Договоре не участвовали Франция и Китай.

    Договор состоит их преамбулы и 11 статей. Статья I содержит

    обязательство ядерных государств: не передавать кому бы то ни было ядерное

    оружие или контроль над ним ни прямо, ни косвенно; не помогать неядерным

    государствам в производстве или приобретении ядерного оружия, не поощрять и

    не побуждать их к этому, а также к контролю над ними. В соответствии со

    статьей II Договора государства, не обладающие ядерным оружием, обязуются

    не принимать от кого бы то ни было ядерное оружие или контроль над ним, а

    также не производить и не приобретать его каким-либо иным способом; не

    добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия.

    Эти положения распространяются и на ядерные взрывные устройства,

    предназначенные для мирных взрывов, поскольку любое такое устройство может

    быть использовано в качестве ядерного оружия[11].

    Договором устанавливается международный контроль за выполнением

    обязательств, принятый государствами – участниками данного соглашения. Для

    этих целей предусматривается использование уже имеющегося контрольного

    механизма – международное агентство по атомной энергии.

    Договор обязал неядерные государства принять гарантии МАГАТЕ, которые

    представляют собой совокупность средств наблюдения за тем, чтобы

    расщепляющиеся материалы и специальное оборудование использовались

    исключительно в мирных целях.

    Каждый из участвующих в Договоре государств, не обладающих ядерным

    оружием должно заключить с агентством в соответствии с уставом МАГАТЕ

    соглашение относительно проверки выполнения данным государством своих

    договорных обязательств (статья III).

    В Договоре закрепляется право любого государства – его участника

    развивать исследования производства и использования ядерной энергии в

    мирных целях, участвовать в широком международном обмене оборудованием,

    материалами и научно-технической информацией в мирном использовании ядерной

    энергии. Предусматривается, что государство, достигшее высокого уровня

    развития в области мирного применения ядерной энергии, будет сотрудничать с

    неядерными государствами в деле содействия дальнейшему развитию применения

    ядерной энергии в мирных целях с должным учетом нужд развивающихся районов

    мира (статья IV).

    Согласно статье V Договора, неядерным государствам – его участникам

    предусматривается оказание помощи со стороны ядерных держав в проведении

    мирных ядерных взрывов.

    Статья VI Договора обязывает его участников «в духе доброй воли вести

    переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерного вооружения в

    ближайшем будущем и ядерного разоружения, а также о Договоре о всеобщем и

    полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем».

    Договор является бессрочным. В нем предусматривается право любого

    государства – участника на выход из договора.

    Неядерные государства – участники Договора получили гарантии

    безопасности на случай возможного применения против них ядерного оружия или

    возможной угрозы применения такового оружия. В резолюции Совета

    Безопасности ООН от 19 июня 1968 года предусматривается принятие

    эффективных мер в случае агрессии с применением ядерного оружия против

    неядерного государства со стороны государства, располагающего ядерным

    оружием, или в случае угрозы такой агрессии.

    В ходе рассмотрения вопроса о гарантиях безопасности СССР, США и

    Великобритании сделали в ООН заявление о намерении обеспечить поддержку в

    соответствии с уставом ООН неядерному государству – участнику Договора,

    которое станет жертвой акта агрессии с применением ядерного оружия или

    объектом угрозы такой агрессии[12].

    Реальная угроза распространения ядерного оружия создала принципиально

    новую проблему в международных отношениях- проблему добровольного

    ограничения числа государств, располагающих таким оружием. Концепция

    нераспространения определенного вида оружия, согласно которой государства,

    обладающие им, обязуются не передавать его кому бы то ни было, а

    государства, не имеющие такого оружия, не приобретать его, явилась

    беспрецедентным явлением в практике международных отношений, поскольку

    такая идея в прошлом никогда не выдвигалась. Появление и внедрение

    концепции нераспространения применительно к ядерному оружию связаны с двумя

    крупнейшими процессами мирового значения, характерными для современной

    эпохи, НТР и перестройкой международных отношений на принципах мирного

    сосуществования, эффективной безопасности и равноправного

    сотрудничества[13]. По мере усиления угрозы широкого распространения

    ядерного оружия среди реалистически мыслящих деятелей западного мира росло

    понимание того, что увеличение числа стран, обладающих ядерным оружием,

    внесло бы новые дестабилизирующие элементы в систему международных

    отношений, увеличило бы вероятность возникновения ядерной войны. Поэтому

    понадобились согласованные действия государств для предупреждения столь

    опасного хода событий[14].

    В определении позиции крупнейших западных держав, прежде всего США, по

    вопросам нераспространения ядерного оружия сыграли свою роль и чисто

    империалистические интересы. США, Великобритания, Франция, став

    обладателями ядерного оружия, явно стремились не допустить заведения таким

    оружием их главных конкурентов в борьбе за экономическое и политическое

    лидерство в капиталистическом мире, в первую очередь Японию и ФРГ[15].

    При этом учитывалось и то обстоятельство, что бурное развитие военной

    атомной промышленности позволяло добиться более продвинутой стадии в мирном

    применении ядерной энергии, что давало США, Великобритании и Франции

    неоспоримые преимущества, а подчас и монопольное положение на международном

    капиталистическом рынке атомных материалов, оборудования и технологии по

    сравнению со странами, не обладающими ядерным оружием.

    Крупнейшие западные державы, обладающие им, исходили, видимо, из того,

    что если такое оружие станет достоянием широкого круга их политических и

    военных союзников, включая страны с нестабильными реакционными режимами,

    которые были склонны ради сохранения своей власти прибегать к крайним

    средствам, то это увеличит опасность вовлечения США, Великобритании и

    Франции в возможный ядерный конфликт.

    СССР и США немало балансировали на грани ядерной войны : прежде,чем

    после Карибского кризиса пришли к выводу о необходимости выработки правил

    ядерного соперничества . Американо-советская гонка ядерных вооружений

    стабилизировалась лишь тогда, когда стороны достигли таких количественных и

    качественных показателей в этой области , при которых ядерная эскалация ни

    по горизонтали , ни по вертикали не могла дать каких-либо рациональных

    выгод.

    Нам теперь необходимо остановиться на последствиях развала режима

    нераспространения, а именно взять во внимание сферу влияния ядерного

    оружия в многополярном мире. Всем известен конфликт между Индией и

    Пакистаном. Ядерные испытания, проведенные ими, стали самым важным событием

    в мировой истории со времени окончания холодной войны. Вероятно, приход в

    ядерный клуб этих государств стал уже событием XXI века , которое позволяет

    получить первое представление о конфигурации мировой политики и конфликтах

    будущего. Пакистан и Индия, еще в период холодной войны создавшие

    самостоятельный ядерный потенциал, сохранили «бомбу в подвале». В этих

    условиях под вопросом оказалась устойчивость режима нераспространения

    ядерного оружия. Индо-пакистанский прецедент показывает, что «торговые»

    ядерные государства в любой момент могут попытаться изменить свой статус,

    не считаясь с последствиями. Угроза ядерной войны из-за неспособности

    решить затянувшийся в этом регионе клубок противоречий похоже, может

    оказаться весьма серьезной[16].

    Для Индии неприемлема сама идея паритета с Пакистаном в чем бы то ни

    было, тем более – в ядерной сфере. Похоже, что острота противоречий между

    Дели и Исламабадом куда серьезнее, чем была между Москвой и Вашингтоном в

    самый разгар холодной войны. Военное противоборство в Кашмире в любой

    момент может привести к эскалации конфликта. И не случайно Билл Клинтон в

    марте 2000 года посетил с официальным визитом Индию. И до нее добралась

    рука могущественной военной державы. Но визит этот встретили жители Дели с

    крайним неодобрением, сжигая чучело американского президента. Тем самым

    они дают понять, что не желают претворения в жизнь политики

    неоколониализма . Руководителей Индии и Пакистана не смущает высокая цена

    неизбежной теперь гонки ядерных вооружений между ними в условиях

    безболезненных экономических санкций со стороны США, Японии, международных

    финансовых организаций. Риторические угрозы, которыми обменивается Дели с

    Исламабадом, свидетельствуют, что их лидеры плохо представляют себе, какую

    гигантскую ответственность налагает на них обладание ядерным потенциалом.

    Можно констатировать, что американская ядерная стратегия с конца 60-х

    годов, т.е. еще до официального признания стратегического паритета СССР,

    свелась к использованию ядерной угрозы исключительно в варианте сдерживания

    тотальной войны.

    ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЯДЕРНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ В 70-Е – 80-Е ГГ

    2.1. ДОГОВОР ОСВ-1. ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРО

    Достижения на рубеже 60-70-х годов военно-стратегического паритета

    между лидерами двух диаметрально-противоположных социально-экономических

    систем, договорно-правовое закрепление принципа равенства и одинаковой

    безопасности в ряде советско-американских соглашений создали объективные

    предпосылки для смягчения международной напряженности, решения в интересах

    всего человечества ряда актуальных проблем политической, военно-

    стратегической, экономической, научно-технической и других областях. В

    течение 70-х годов между СССР и США была заключена серия соглашений,

    направленных на ограничение стратегических наступательных и оборонительных

    вооружений, подземных испытаний ядерного оружия[17].

    Ситуация «ядерного пата» не остановила процесс технического

    совершенствования ядерного оружия, наиболее значительной вехой которого

    стало появление в первой половине 70-х годов ракет с разделяющимися

    головными частями индивидуального поведения (РГЧ ИН) и повышения точности

    доставки ядерных боеприпасов к цели. Резко возросшие в этой связи военно-

    технические возможности ядерного оружия дали толчок еще одному раунду

    развития американской стратегической мысли.

    На этот раз у истоков новой доктрины стоял бывший аналитик РЭНД Дж.

    Шлезинджер, занявший в середине 70-х годов пост министра обороны США.

    Почему в середине 70-х годов гонка сверхвооружений вдруг возобновилась?

    Причин много, и причины эти весьма сложны. Прежде всего, разведывательные

    спутники каждой из двух сверхдержав обнаруживали на территории противника

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.