Проблемы ядерного разоружения в 60-е - 80-е годы
самолетов – разведчиков США. Его пилот Андерсон погиб. Ситуация накалилась
до предела, президент США принял решение через двое суток начать
бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров.
Однако в воскресение, 28 октября, Советское руководство решило принять
американские условия. Решение убрать с Кубы ракеты было принято без
согласования с кубинским руководством. Возможно, так поступили намеренно,
поскольку Фидель Кастро категорически возражал против удаления ракет.
Международная напряженность стала быстро спадать после 28 октября. СССР
вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики. 20 ноября США сняли морскую
блокаду острова. Кубинский кризис мирно завершился.
В те тревожные дни, когда казалось, что вот-вот грянет военный
конфликт, у обеих сторон хватило мудрости и мужества пойти на взаимные
уступки. Начались интенсивные дипломатические контакты. Обмен посланиями
между советским и американским руководствами, а также переговоры в рамках
ООН дали возможность выйти из смертельно опасного кризиса.
Таким образом, уже тогда, в начале 60-х, стало ясно, что только
компромисс, понимание интересов друг друга и глобальных интересов всего
человечества, дипломатические переговоры, обмен правдивой информацией,
любые спасательные меры против возникновения непосредственной угрозы
ядерной войны являются действенными средствами регулирования конфликта в
наше время. Таков главный урок Карибского кризиса. Он наглядно показал
необходимость отбросить старое мышление и встать на путь мышления
адекватного угрозам ядерного века, интересами выживания и всеобщей
безопасности.
Карибский кризис привел к осознанию ответственности , которую несут
лидеры великих держав за международную безопасность[7]. В результате
переговоры продолжались и, с точки зрения сторон, постепенно сближались.
Было решено отказаться от всех испытаний ядерного оружия, кроме подземных.
В июле 1963 года был парафирован, а 5 августа подписан в Москве «Договор о
запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве
и под водой». От СССР договор подписал А.А. Громыко – член ЦК КПСС, депутат
верховного совета СССР 2-го, 5-го, 8-го созывов, от США – Дин Раск –
государственный секретарь США, от Великобритании – лорд Хьюм – английский
государственный деятель, консерватор, министр иностранных дел с 1960 по
1963 года, член палаты лордов и палаты общин. При его подписании
присутствовали Генсек ООН У.Тан, Н.С. Хрущев и послы многих стран,
аккредитованные в Москву. В тот же день Договор подписали от имени своих
стран 10 послов. Через неделю под его текстом появилось еще 27 подписей. К
14 сентября стало уже 77 подписей. В октябре Договор ратифицировали СССР,
США, Великобритании, и он вступил в законную силу 10 октября[8].
Договор являлся первым международным соглашением, которое поставило
определенные барьеры на пути военного использования космоса.
«Договор состоит из преамбулы и 6 статей.
В соответствии со статьей 1 каждый участник Договора обязуется
запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы в
любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем .
Договором предусмотрено запрещение испытания ядерного оружия в
атмосфере, за ее пределами, включая космическое пространство, под водой,
включая подводные воды и закрытое море.
Договор запрещает ядерные взрывы также в любой другой среде, если
такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами
территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого
он проводится. Участники договора не должны побуждать, поощрять кого-либо в
проведении указанных взрывов или принимать в них какое-либо участие.
Договор является бессрочным. Однако в статье IV отмечается , что каждый
его участник «имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с
содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под
угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он должен уведомить за
три месяца всех других участников Договора».
Однако Московский Договор не исключил возможности размещения в космосе
ядерного оружия. Учитывая это обстоятельство советское правительство в тот
же 1963 год предложило правительству США договориться о запрещении вывода
на орбиту объектов с оружием массового поражения на борту.
В ходе последующих переговоров был выработан проект резолюции,
одобренной 17 октября 1963 года XVIII сессией Генеральной Ассамблеи ООН.
Важное значение имело закрепление положений этой резолюции в Договоре 1967
года о космосе. Договор 1967 года придал положениям резолюции Генеральной
Ассамблеи ООН юридически обязательную силу и распространил ее положения на
всех участников договора.
До середины 60-х годов в условиях значительного американского военного
превосходства преобладание стратегического нападения над обороной было,
видимо, весьма велико. Это обуславливало значительную неустойчивость
военного баланса, а значит, высокую политическую напряженность тех лет и
большую вероятность развития ядерной войны. При этом нестабильность ставила
под угрозу и собственные интересы США, несмотря на их военное
превосходство. Наиболее дальновидные американские политики и специалисты
уже тогда начали понимать, что американский потенциал обезоруживающего
первого удара создавал для другой стороны сильный стимул к упреждающему
шагу, который стал бы для США катастрофой, несмотря на их стратегическое
превосходство[9].
Перед ратификацией Московского Договора 1963 года президент Кеннеди
заверил сенаторов, а в их лице деятелей ВПК, что американское правительство
и впредь будет поддерживать проведение лабораторных исследований и их
экспериментальных взрывов. Как показало будущее, не только он, но и все
последующие президенты США крепко держали слово своего предшественника.
После заключения Московского Договора увеличилась интенсивность
подземных ядерных взрывов. В среднем она составила около 30 испытаний в
год. Стоимость таких испытаний еще более возросла[10].
1.2. ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
1 июля 1968 года одновременно в Москве, в Вашингтоне и Лондоне началось
подписание Договора о нераспространении ядерного оружия.
Проект Договора был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12.06.68.
Договор вступил в силу 5.03.70.
К настоящему времени его участниками являются 135 государств, еще 2
страны подписали, но пока не ратифицировали Договор. Из ядерных держав в
Договоре не участвовали Франция и Китай.
Договор состоит их преамбулы и 11 статей. Статья I содержит
обязательство ядерных государств: не передавать кому бы то ни было ядерное
оружие или контроль над ним ни прямо, ни косвенно; не помогать неядерным
государствам в производстве или приобретении ядерного оружия, не поощрять и
не побуждать их к этому, а также к контролю над ними. В соответствии со
статьей II Договора государства, не обладающие ядерным оружием, обязуются
не принимать от кого бы то ни было ядерное оружие или контроль над ним, а
также не производить и не приобретать его каким-либо иным способом; не
добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия.
Эти положения распространяются и на ядерные взрывные устройства,
предназначенные для мирных взрывов, поскольку любое такое устройство может
быть использовано в качестве ядерного оружия[11].
Договором устанавливается международный контроль за выполнением
обязательств, принятый государствами – участниками данного соглашения. Для
этих целей предусматривается использование уже имеющегося контрольного
механизма – международное агентство по атомной энергии.
Договор обязал неядерные государства принять гарантии МАГАТЕ, которые
представляют собой совокупность средств наблюдения за тем, чтобы
расщепляющиеся материалы и специальное оборудование использовались
исключительно в мирных целях.
Каждый из участвующих в Договоре государств, не обладающих ядерным
оружием должно заключить с агентством в соответствии с уставом МАГАТЕ
соглашение относительно проверки выполнения данным государством своих
договорных обязательств (статья III).
В Договоре закрепляется право любого государства – его участника
развивать исследования производства и использования ядерной энергии в
мирных целях, участвовать в широком международном обмене оборудованием,
материалами и научно-технической информацией в мирном использовании ядерной
энергии. Предусматривается, что государство, достигшее высокого уровня
развития в области мирного применения ядерной энергии, будет сотрудничать с
неядерными государствами в деле содействия дальнейшему развитию применения
ядерной энергии в мирных целях с должным учетом нужд развивающихся районов
мира (статья IV).
Согласно статье V Договора, неядерным государствам – его участникам
предусматривается оказание помощи со стороны ядерных держав в проведении
мирных ядерных взрывов.
Статья VI Договора обязывает его участников «в духе доброй воли вести
переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерного вооружения в
ближайшем будущем и ядерного разоружения, а также о Договоре о всеобщем и
полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем».
Договор является бессрочным. В нем предусматривается право любого
государства – участника на выход из договора.
Неядерные государства – участники Договора получили гарантии
безопасности на случай возможного применения против них ядерного оружия или
возможной угрозы применения такового оружия. В резолюции Совета
Безопасности ООН от 19 июня 1968 года предусматривается принятие
эффективных мер в случае агрессии с применением ядерного оружия против
неядерного государства со стороны государства, располагающего ядерным
оружием, или в случае угрозы такой агрессии.
В ходе рассмотрения вопроса о гарантиях безопасности СССР, США и
Великобритании сделали в ООН заявление о намерении обеспечить поддержку в
соответствии с уставом ООН неядерному государству – участнику Договора,
которое станет жертвой акта агрессии с применением ядерного оружия или
объектом угрозы такой агрессии[12].
Реальная угроза распространения ядерного оружия создала принципиально
новую проблему в международных отношениях- проблему добровольного
ограничения числа государств, располагающих таким оружием. Концепция
нераспространения определенного вида оружия, согласно которой государства,
обладающие им, обязуются не передавать его кому бы то ни было, а
государства, не имеющие такого оружия, не приобретать его, явилась
беспрецедентным явлением в практике международных отношений, поскольку
такая идея в прошлом никогда не выдвигалась. Появление и внедрение
концепции нераспространения применительно к ядерному оружию связаны с двумя
крупнейшими процессами мирового значения, характерными для современной
эпохи, НТР и перестройкой международных отношений на принципах мирного
сосуществования, эффективной безопасности и равноправного
сотрудничества[13]. По мере усиления угрозы широкого распространения
ядерного оружия среди реалистически мыслящих деятелей западного мира росло
понимание того, что увеличение числа стран, обладающих ядерным оружием,
внесло бы новые дестабилизирующие элементы в систему международных
отношений, увеличило бы вероятность возникновения ядерной войны. Поэтому
понадобились согласованные действия государств для предупреждения столь
опасного хода событий[14].
В определении позиции крупнейших западных держав, прежде всего США, по
вопросам нераспространения ядерного оружия сыграли свою роль и чисто
империалистические интересы. США, Великобритания, Франция, став
обладателями ядерного оружия, явно стремились не допустить заведения таким
оружием их главных конкурентов в борьбе за экономическое и политическое
лидерство в капиталистическом мире, в первую очередь Японию и ФРГ[15].
При этом учитывалось и то обстоятельство, что бурное развитие военной
атомной промышленности позволяло добиться более продвинутой стадии в мирном
применении ядерной энергии, что давало США, Великобритании и Франции
неоспоримые преимущества, а подчас и монопольное положение на международном
капиталистическом рынке атомных материалов, оборудования и технологии по
сравнению со странами, не обладающими ядерным оружием.
Крупнейшие западные державы, обладающие им, исходили, видимо, из того,
что если такое оружие станет достоянием широкого круга их политических и
военных союзников, включая страны с нестабильными реакционными режимами,
которые были склонны ради сохранения своей власти прибегать к крайним
средствам, то это увеличит опасность вовлечения США, Великобритании и
Франции в возможный ядерный конфликт.
СССР и США немало балансировали на грани ядерной войны : прежде,чем
после Карибского кризиса пришли к выводу о необходимости выработки правил
ядерного соперничества . Американо-советская гонка ядерных вооружений
стабилизировалась лишь тогда, когда стороны достигли таких количественных и
качественных показателей в этой области , при которых ядерная эскалация ни
по горизонтали , ни по вертикали не могла дать каких-либо рациональных
выгод.
Нам теперь необходимо остановиться на последствиях развала режима
нераспространения, а именно взять во внимание сферу влияния ядерного
оружия в многополярном мире. Всем известен конфликт между Индией и
Пакистаном. Ядерные испытания, проведенные ими, стали самым важным событием
в мировой истории со времени окончания холодной войны. Вероятно, приход в
ядерный клуб этих государств стал уже событием XXI века , которое позволяет
получить первое представление о конфигурации мировой политики и конфликтах
будущего. Пакистан и Индия, еще в период холодной войны создавшие
самостоятельный ядерный потенциал, сохранили «бомбу в подвале». В этих
условиях под вопросом оказалась устойчивость режима нераспространения
ядерного оружия. Индо-пакистанский прецедент показывает, что «торговые»
ядерные государства в любой момент могут попытаться изменить свой статус,
не считаясь с последствиями. Угроза ядерной войны из-за неспособности
решить затянувшийся в этом регионе клубок противоречий похоже, может
оказаться весьма серьезной[16].
Для Индии неприемлема сама идея паритета с Пакистаном в чем бы то ни
было, тем более – в ядерной сфере. Похоже, что острота противоречий между
Дели и Исламабадом куда серьезнее, чем была между Москвой и Вашингтоном в
самый разгар холодной войны. Военное противоборство в Кашмире в любой
момент может привести к эскалации конфликта. И не случайно Билл Клинтон в
марте 2000 года посетил с официальным визитом Индию. И до нее добралась
рука могущественной военной державы. Но визит этот встретили жители Дели с
крайним неодобрением, сжигая чучело американского президента. Тем самым
они дают понять, что не желают претворения в жизнь политики
неоколониализма . Руководителей Индии и Пакистана не смущает высокая цена
неизбежной теперь гонки ядерных вооружений между ними в условиях
безболезненных экономических санкций со стороны США, Японии, международных
финансовых организаций. Риторические угрозы, которыми обменивается Дели с
Исламабадом, свидетельствуют, что их лидеры плохо представляют себе, какую
гигантскую ответственность налагает на них обладание ядерным потенциалом.
Можно констатировать, что американская ядерная стратегия с конца 60-х
годов, т.е. еще до официального признания стратегического паритета СССР,
свелась к использованию ядерной угрозы исключительно в варианте сдерживания
тотальной войны.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЯДЕРНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ В 70-Е – 80-Е ГГ
2.1. ДОГОВОР ОСВ-1. ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРО
Достижения на рубеже 60-70-х годов военно-стратегического паритета
между лидерами двух диаметрально-противоположных социально-экономических
систем, договорно-правовое закрепление принципа равенства и одинаковой
безопасности в ряде советско-американских соглашений создали объективные
предпосылки для смягчения международной напряженности, решения в интересах
всего человечества ряда актуальных проблем политической, военно-
стратегической, экономической, научно-технической и других областях. В
течение 70-х годов между СССР и США была заключена серия соглашений,
направленных на ограничение стратегических наступательных и оборонительных
вооружений, подземных испытаний ядерного оружия[17].
Ситуация «ядерного пата» не остановила процесс технического
совершенствования ядерного оружия, наиболее значительной вехой которого
стало появление в первой половине 70-х годов ракет с разделяющимися
головными частями индивидуального поведения (РГЧ ИН) и повышения точности
доставки ядерных боеприпасов к цели. Резко возросшие в этой связи военно-
технические возможности ядерного оружия дали толчок еще одному раунду
развития американской стратегической мысли.
На этот раз у истоков новой доктрины стоял бывший аналитик РЭНД Дж.
Шлезинджер, занявший в середине 70-х годов пост министра обороны США.
Почему в середине 70-х годов гонка сверхвооружений вдруг возобновилась?
Причин много, и причины эти весьма сложны. Прежде всего, разведывательные
спутники каждой из двух сверхдержав обнаруживали на территории противника
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|