МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основные проблемы внешней политики ЮАР на современном этапе

    иностранным делам РСФСР Г.Чичерин. Его, в частности, занимала мысль о

    том, как организовать прямые поставки российской нефти в Южную Африку,

    не прибегая к посредническим услугам "Стандарт ойл". В 1925 году по

    инициативе политического представителя РСФСР в Англии Л.Красина в Москве

    было создано Советско-Южноарфиканское смешанное торговое общество. Одной

    из главных своих задач оно считало содействие в освоении месторождений

    полезных ископаемых в Сибири. Деловые круги Йоханнесбурга были готовы

    выделить на эти цели 500 тыс. фунтов стерлингов, сумму по тем временам

    достаточно солидную. Данный проект был одобрен такими видными советскими

    руководящими деятелями того времени, как Л.Троцкий и Г.Сокольников,

    поскольку, по их мнению, он "полностью отвечал принципам новой

    экономической политики". В 1929 году в ЮАР побывала с деловым визитом

    делегация советских геологов, чтобы договориться о программе развития

    научно-технического сотрудничества со своими коллегами. Но всем этим

    начинаниям не суждено было сбыться по разным причинам.

    Оживление советско-южноафриканских контактов имело место в период

    Второй мировой войны. ЮАС, являвшийся одним из доминионов Британской

    империи, естественно, выступал на стороне антигитлеровской коалиции. В

    боевых действиях принимали участие 350 тыс.южноафриканцев,

    представлявших разные расы. Более 38 тыс.бойцов не вернулись на родину,

    сложив головы во имя победы над фашизмом.1. Объем отношений между СССР и

    ЮАС достиг тогда такого уровня, что в 1942 году понадобилось открытие в

    Претории советского генерального консульства. Однако в 1956 году

    произошел полный разрыв отношений по инициативе правящих кругов ЮАС,

    которые с 1948 года начали широко практиковать апартеид и были активными

    пособниками США и Запада в "холодной войне". Поводом для ликвидации

    нашего присутствия послужили якобы "нарушения" дипломатами СССР Закона о

    спиртных напитках. Как заявил министр иностранных дел ЮАС сэр Эрик Лоу,

    они устраивали "межрасовые приемы" и прочие "аморальные сборища", на

    которых "банту и индийцам давали спиртное наравне с белыми".1.

    Многие годы после разрыва отношений Советский Союз и Южная Африка

    официально демонстративно игнорировали друг друга.

    Руководство КПСС и СССР оказывали помощь национально-освободительному

    движению народов Африки и бескомпромиссной борьбе против апартеида в

    ЮАР, поддерживало Африканский национальный конгресс и прежде всего Южно-

    Африканскую коммунистическую партию, работавшую под прикрытием АНК.

    Со своей стороны, правящая элита ЮАР смотрела на СССР глазами США и

    Запада. В такой обстановке обе стороны не могли не испытывать взаимной

    враждебности, лишавшей их способности к конструктивным шагам и

    действиям.

    3.2. Отношения между СССР и ЮАР (1985 - ноябрь 1991 годов).

    После апрельского (1985 года) пленума ЦК КПСС, провозгласившего курс

    на перестройку, постепенно начала создаваться атмосфера, позволявшая как

    СССР, так и ЮАР пересмотреть багаж прошлого и предпринять усилия по

    нормализации отношений.

    В ЮАР к нашей перестройке приглядывались внимательно, нередко

    доброжелательно, особенно после прихода к власти Ф. де Клерка. Вольно

    или невольно сравнивая положение в Советском Союзе с начавшимися в ЮАР

    процессами по претворению в жизнь курса на демонтаж апартеида,

    южноафриканские исследователи порою приходили к неожиданным выводам. В

    частности, директор Института демократической альтернативы для Южной

    Африки Фредерик ван Зид Слабберт заявил, что "системы централизованного

    тоталитаризма, сформировавшиеся в условиях однопартийных диктатур при

    апартеиде в Южной Африке и при коммунизме в СССР, удивительно схожи".

    Поэтому "во многом схожими оказываются и пути выхода наших многорасовых,

    многонациональных стран к демократии".1.

    А чернокожий социолог Оскар Дкламо предупреждал: "Как в ЮАР, так и в

    СССР переход к большим политическим свободам ознаменовался

    раскрепощением не только созидательных, но и разрушительных сил. Не имея

    необходимого жизненного опыта в условиях политической демократии, многие

    социальные и этнические группы, антагонистические отношения которых на

    исторической, этнической, религиозной, культурной и другой почве ранее

    сдерживались чисто полицейскими методами, теперь выясняют отношения в

    гипертрофированной форме национальных конфликтов, угрожающих перерасти в

    кровопролитие и затяжное противоборство, а то и гражданскую войну".1.

    Приветствуя первые шаги СССР и ЮАР по сближению, обозреватель журнала

    "Аргус" подчеркивал: "Если мы и были идеологическими противниками,

    находившимися долгие годы по разные стороны баррикад, то сейчас, когда в

    ЮАР демонтируется апартеид, в СССР отрекаются от коммунизма, мы

    превращаемся прежде всего в союзников при решении очень сложных и

    многочисленных проблем".

    Видный деятель Демократической партии Южной Африки Дэнис Уоррол

    прозорливо подметил главное различие в ситуациях, имевших место в обеих

    странах: "В отличие от Горбачева, избравшего путь улучшения и обновления

    коммунистической системы, де Клерк решил не реформировать апартеид, а

    покончить с ним".2.

    Сложным и противоречивым оказался тот отрезок времени, когда обеим

    сторонам пришлось приложить немало усилий по восстановлению и

    нормализации отношений. В 1986-1989 гг. инициатива в этом вопросе

    принадлежала советской стороне. Здесь можно упомянуть об аккредитации

    корреспондента "Известий" Б.Пиляцкина в ЮАР, закрытом визите в Преторию

    заместителя министра иностранных дел СССР А.Адамишина, поездке в ЮАР

    советского дипломата В.Устинова в качестве специального представителя

    руководства СССР, о приглашении МИД СССР генеральному директору МИД ЮАР

    Нейлу ван Хеердену сделать остановку в Москве транзитом и, наконец, о

    решении создать в Москве и Претории при посольствах Австрии секции

    интересов СССР и ЮАР.

    Затем наступила очередь визитов в Москву представителей официальных

    кругов ЮАР. Министру иностранных дел ЮАР Р.Боте пришлось буквально

    "пробивать" свой визит в СССР и добиваться наполнения его конкретным

    содержанием. В результате, это мероприятие состоялось 7-8 ноября 1991

    года. Отказавшись официально от взаимной отчужденности, СССР и ЮАР

    подписали протокол о возобновлении консульских отношений. Была также

    достигнута договоренность о том, что президент ЮАР посетить Советский

    Союз в декабре 1991 года. Советская общественность с интересом

    восприняла заявление Р.Боты в Москве о том, что реформы, проводящиеся Ф.

    де Клерком в ЮАР и М.Горбачевым и Б.Ельциным в СССР, приобрели

    необратимый характер.1.

    В Южной Африке поездку ее министра иностранных дел в Москву оценили

    весьма положительно. Особо подчеркивалось, что ему удалось сдвинуть с

    мертвой точки решение вопроса о нормализации отношений и создать

    предпосылки для налаживания взаимовыгодного сотрудничества. Обозреватель

    ЮАРК, например, еще до визита Р.Боты посчитал, что теперь у ЮАР все

    основания говорить о "бывшей расистской республике", поскольку

    рукопожатие Боты с его советским коллегой под звездами Кремля будет

    ясно означать признание традиционно главным внешнеполитическим

    оппонентом Претории того факта, что демонтаж апартеида в Южной Африке

    принял столь необратимый характер, что в гонку за восстановление

    дипломатических отношений с нею может открыто включиться и Москва".

    Представители общественно-политических кругов обеих сторон, имевшие

    касательство к африканским делам не просто понаслышке, отдавали себе

    отчет также в том, что подписанный министрами протокол о возобновлении

    консульских отношений - это не только и не столько шаг на пути признания

    Советским Союзом нынешнего режима Южно-Африканской Республики, сколько

    дезавуирование самой Преторией решения ее прежних правителей о

    выдворении в 1956 году советских дипломатов.1.

    Надо признать, что этот шаг был для южноафриканских политиков не из

    легких, если учесть хотя бы многолетнюю советскую помощь АНК в той его

    вооруженной борьбе, которую местный обыватель привычно квалифицировал не

    иначе, как террор с применением оружия советского производства. Страна

    до сих пор наводнена советским оружием.

    Как и ожидалось, неудовольствие по поводу визита Р.Боты и его итогов

    высказали в то время представители АНК. По словам одного из его деятелей

    Карла Ниехауса, "решение Советского Союза принять Р.Боту в Москве и

    подписать протокол о восстановлении консульских отношений было несколько

    преждевременным".

    А многие сторонники АНК как в самой ЮАР, так и в различных зарубежных

    странах до сих пор убеждены, что только советская сторона повинна в том,

    что Н.Мандела не смог побывать в Советском Союзе в июле 1991 года, ибо

    он был приглашен президентом СССР М.Горбачевым в Москву на 4-6 декабря

    1991 года, то есть как раз в то время, когда должен был находиться в Нью-

    Йорке и выступать на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.1.

    Очередной вехой в контактах с ЮАР должен был стать визит Ф.де Клерка

    в СССР. В декабре 1991 года обе стороны возлагали на него большие

    надежды. Ожидалось, что это мероприятие завершится как минимум

    восстановлением дипломатических отношений в полном объеме. Связи между

    двумя странами к тому времени вышли на такой уровень, что их

    нормализация становилась объективной необходимостью. Без нормальной,

    полнокровной деятельности дипломатических представительств было сложно

    обеспечивать взаимные интересы и оперативно решать возникающие проблемы

    в области торгово-экономических, культурных, спортивных, научных и иных

    связей. Установление полнокровных дипломатических отношений

    представлялось уже не чем-то сенсационным и из ряда вон выходящим

    "подарком" одного другому, а делом естественным и абсолютно

    нормальным.2.

    Отмена визита после подписания Россией, Украиной и Белоруссией 8

    декабря 1991 года Декларации об образовании СНГ была встречена

    Преторией, с одной стороны, с облегчением, а с другой, - с сожалением.

    Единодушно признавалось правильным решение Ф. де Клерка не добавлять

    Москве проблем своей персоной.1. Но все же отмечалось, что "отложенный в

    последний момент визит мог бы стать венцом достижений кампании

    президента, преследующей цель возвращения Южной Африки в мировое

    сообщество. Де Клерк имел все шансы быть удостоенным чести пройтись по

    красному ковру в Кремле еще до того, как он был бы разостлан бывшими

    опекунами АНК перед Н.Манделой".2.

    3.3. Отношения Российской Федерации с Южно-Африканской Республикой

    (декабрь 1991 г. - 1996 г.).

    Распад Советского Союза не оказал какого-либо обескураживающего

    воздействия на руководство ЮАР и ее общественно-политические круги, т.к.

    Москва всегда ассоциировалась здесь прежде всего и главным образом с

    Россией, и хотя образование на обломках СССР Содружества Независимых

    Государств, по мнению политиков Претории, заставило ЮАР занять

    выжидательную позицию и не форсировать процесс развития отношений с

    новой Россией, Претория была готова продолжить контакты с Российской

    Федерацией.

    22 декабря 1991 г. правительство ЮАР первым из африканских стран

    заявило о признании независимости России, 30 декабря - о признании

    России в качестве правоприемницы СССР. 27-29 февраля 1992 года состоялся

    успешный визит в ЮАР министра иностранных дел РФ А.Козырева, в

    результате которого было подписано Совместное заявление об установлении

    дипломатических отношений между ЮАР и РФ и открытии в Москве и Претории

    полнокровных посольств (посол РФ в ЮАР Е.П.Гусаров вручил верительные

    грамоты 9 декабря 1992 года, новый посол ЮАР Сико С.Макана сменил

    первого посла в Москве Г.Оливье и уже от имени президента Н.Манделы

    вручил свои верительные грамоты 29 января 1996 г.).

    Российский министр направил также своему южноафриканскому коллеге

    специальную ноту, в которой подтверждалось, что Россия признает все

    положения, изложенные в Протоколе о восстановлении консульских отношений

    между СССР и ЮАР от 9 ноября 1991 года, и выражает пожелание учредить в

    Кейптауне свое генеральное консульство.1. Россия предоставила ЮАР право

    открыть свое генеральное консульство в Санкт-Петербурге. Президенту Ф.

    де Клерку было передано приглашение Б.Ельцина посетить Россию в удобное

    для него время до конца 1992 года. Было возобновлено, но уже от имени

    России, приглашение Н.Манделе. С особой признательностью южноафриканская

    сторона приняла два досье с фотокопиями архивных документов, отражающих

    поддержку россиянами борьбы буров за свободу против английских

    колонизаторов и ту помощь, которая была оказана Южной Африкой странам -

    союзникам в годы Второй мировой войны.1.

    Комментируя итоги визита, Р.Бота заявил, что "реформы, проводящиеся в

    ЮАР и России, свидетельствуют о совпадении взглядов Москвы и Претории на

    необходимость утверждения демократии и создания правовых государств".2.

    А потому обе страны "могут и должны помогать друг другу на нынешнем

    переходном этапе развития, когда перед ними стоят общие проблемы и

    трудности, когда они подвергаются нападкам слева и справа". Российская

    сторона согласилась с подобной постановкой вопроса.

    Анализ откликов на визит российского мининдел показал, что в

    государственно-политических кругах ЮАР тогда сложилось твердое мнение о

    том, что российское руководство сделало главную ставку на президента Ф.

    де Клерка, хотя и не отрицает той важной роли, которую играли и

    продолжают играть по всем вопросам внутреннего примирения АНК и его

    единоличный непререкаемый лидер Н.Мандела. И тем не менее, по общему

    признанию, визит А.Козырева и его итоги явились "историческим событием в

    жизни двух стран, народы которых долгое время были разъединены

    идеологическими догмами, вопреки их традиционному расположению друг к

    другу".1.

    Таким образом, обе стороны взяли сложный политический рубеж, подвели

    черту под не всегда радостным прошлым и подготовили почву для

    принципиально нового этапа взаимоотношений.

    А начался он состоявшимся 1-2 июня 1992 года визитом в Россию

    президента ЮАР Ф. де Клерка. Это был не только первый в истории наших

    народов контакт руководителей обеих стран на высоком уровне, но и

    "первая поездка главы государства африканского континента в

    посткоммунистическую Россию". Состоявшиеся встречи и переговоры помогли

    лучше понять друг друга и реально оценить перспективы двусторонних

    отношений. В принятом Совместном российско-южноафриканском коммюнике

    была подтверждена заинтересованность в развитии взаимовыгодного

    сотрудничества во многих областях, а также заявлено о достижении

    политического взаимопонимания. Выступая на пресс-конференции 1 июня 1992

    года Ф. де Клерк заявил, что в скором времени будут заключены торговое

    соглашение и соглашение о прямом воздушном сообщении. Правительство ЮАР

    решило предоставить России кредит в 100 млн. рандов для стимулирования

    торговли. Особо президент ЮАР подчеркнул тезис о том, что "Россия с ее

    международным весом и авторитетом будет способствовать полному

    восстановлению статуса ЮАР в ООН и других международных организациях,

    занятию ее достойного места в мировом сообществе".1.

    В целом отклики на это важное событие были позитивными как в ЮАР, так

    и в России. С пониманием воспринято оно и мировым общественным мнением.

    Образно говоря, между ЮАР и Россией окончательно пала своего рода

    "берлинская стена", свыше трех десятилетий разделявшая две страны.

    Теперь Ф. де Клерк и его соратники с полным правом могли сказать: "на

    долгом и мучительном пути выхода из международной изоляции сделан

    окончательный прорыв - восстановлена дружба с Россией, уходящая корнями

    в конец минувшего столетия".2.

    В целом в настоящий момент российско-южноафриканские контакты во

    многом лишились налета сенсационности и приобрели деловой, рабочий

    характер. Основные усилия, направленные на создание ориентированной на

    перспективу правовой базы для развития двусторонних отношений, оказались

    успешными.

    Со времени установления дипотношений стороны наладили практику обмена

    посланиями на уровне президентов и глав внешнеполитических ведомств,

    осуществлялись взаимные визиты политических и государственных деятелей

    обеих стран.

    Одновременно Россия последовательно проводила линию на согласование с

    АНК перспектив двустороннего сотрудничества в постапартеидный период. В

    этом плане важное значение имел визит в Москву в мае 1993 г. делегации

    АНК в составе представителей Нацисполкома Т.Мбеки (ныне вице-президент

    АНК и ЮАР) и Дж.Модисе (минобороны в новом правительстве) и состоявшийся

    обмен мнениями по широкому кругу международных проблем и вопросов

    российско-южноафриканских отношений.1.

    Для наблюдения за ходом всеобщих выборов (26-29 апреля 1994 г.) в ЮАР

    был направлен по линии ООН контингент российских наблюдателей (более 60

    человек), а также ряд официальных наблюдателей от России, в т.ч.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.