МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основные проблемы внешней политики ЮАР на современном этапе

    вовсе не был озабочен тем, чтобы в ходе преобразований обеспечить

    справедливость и свободу для всех граждан страны. Конечно, под давлением

    демократических сил во главе с АНК его правительство было вынуждено для

    возобновления переговоров согласиться с требованиями о том, что "выборы

    в Конституционную ассамблею будут проходить после создания Переходного

    исполнительного комитета, который должен будет контролировать армию,

    полицию, финансы, иностранные дела". Однако при этом он проявил себя как

    жесткий профессиональный политик, исполненный решимости сохранить

    преобладающие права и привилегии белых и добиться, чтобы при передаче

    политической власти демократически избранному правительству, которое в

    силу даже демографической ситуации будет черным (соотношение между

    черными и белыми в 5 : 1 в 1980 году возрастет до 8 : 1 к 2000 году),

    сохранилось бы нетронутым или почти нетронутым экономическое господство

    белой общины. Ему было нужно не правление большинства, а такое

    разделение власти, чтобы в руках белых по-прежнему оставались бы

    основные рычаги управления. Вот почему итоги референдума среди белых в

    марте 1992 года президент воспринял как мандат на то, чтобы вести

    жесткий торг от имени белых, а не как возможность достижения примирения

    с черными.

    Суть дела не в том, что президент Ф. де Клерк вдруг решил провести

    преобразования. Кризис в стране, вызванный системой апартеида настолько

    обострился, что преобразования стали неизбежными. При этом, как

    свидетельствуют события, де Клерк первоначально намеревался провести

    относительно незначительные изменения, не только не затрагивающие

    экономическую власть белых, но и сохраняющие в их руках основные

    политические рычаги. И если эти преобразования приобрели реальный

    характер, то в основном как результат активной борьбы оппозиционных сил.

    Воздействие объективных экономических факторов и политической борьбы

    привело к тому, что программа действий Ф. де Клерка в это время

    значительно отличалась от той, которая была подготовлена и проводилась с

    февраля 1990 года. Одним из основных обвинений правых против де Клерка

    сегодня стало то, что он фактически якобы действовал по повестке дня,

    определенной АНК. Вероятно, это не столь сильное преувеличение.

    Со своей стороны, руководство АНК и ЮАКП в принципе уже пришли к

    выводу о том, что в нынешних условиях ЮАР они не могут придти к власти

    революционным путем.1. Именно поэтому основой их тактики в этот период

    стало сочетание переговоров с правительством с массовыми действиями по

    оказанию давления как на официальные власти и белую общину, так и на

    своих чернокожих политических противников, в первую очередь на ПСИ и

    вождей пяти бантустанов, не поддерживающих АНК.

    Разумной альтернативы мирному урегулированию не было. Ибо

    единственная реальная альтернатива - это продолжение и усиление

    вооруженного противоборства, все более кровопролитного и разрушительного

    для национальной экономики. Эта перспектива вряд ли привлекала крупные

    массы черных и белых. Вместе с тем, вероятность возникновения

    гражданской войны была достаточно велика по двум причинам. Во-первых,

    если бы черные сочли, что их обманули и что ликвидация системы апартеида

    не состоялась. В этом случае рано или поздно вооруженные действия

    возобновились бы. Во-вторых, если бы значительные слои белых сочли, что

    их политические и экономические интересы ущемляются настолько, что для

    их защиты можно и нужно рисковать жизнью.

    Представляется, однако, что и у черных, и у белых лидеров было

    достаточно глубокое понимание необходимости обоюдных компромиссов для

    того, чтобы избежать гражданской войны.

    Вступив в переговоры с представителями черной общины, белые в ЮАР

    опирались на исторический опыт, начиная с Кении, где с свое время

    создание, кстати, не без помощи английской "секрет интеллидженс сервис",

    многорасовой партии Бланделла обеспечило безболезненный переход власти к

    черным при сохранении интересов белых.1. Зимбабве и Намибия - более

    поздние тому примеры. Н.Мандела и другие умеренные деятели из

    руководства АНК отчетливо представляли себе, что вклад белого населения

    в социально-экономический прогресс ЮАР, как свидетельствует опыт других

    стран Африки, еще долгие годы будет оставаться незаменимым.1. Так, если

    бы экономика ЮАР развивалась такими же темпами, что и в 50-е годы (5% в

    год), то доходы беднейших слоев населения, составляющие 40% от жителей

    страны, удвоились бы в течение 2-3-х лет без падения доходов других

    групп населения.2.

    Но проблема ухудшения положения в стране все таки продолжала

    оставаться актуальной. Опасения вызывали силы, способные

    дестабилизировать ситуацию в ЮАР. Это были правые группировки в белой и

    черной общинах. В белой общине - это Африканерское движение

    сопротивления и ему подобные организации и группы. В черной - это

    движение "Инката". Правые белые и сегодня опираются в основном на

    малоимущие и средние слои белых, которые в результате ликвидации

    апартеида потеряли намного больше, чем крупный бизнес, позиции которого

    оказались малозатронутыми. Однако без конструктивной программы они были

    способны лишь на некоторое время затормозить ситуацию в стране. В

    конечном счете накопившиеся политические и экономические проблемы

    пришлось решать именно в том направлении, в котором они решаются сейчас,

    то есть через переговоры и компромиссы.

    Ухудшение социально-экономического положения черной общины также вело

    к дестабилизации обстановки в стране. При ежегодном росте населения

    примерно на 5% темпы роста экономики в последнее время составляли менее

    1%. Быстро росла безработица, продолжала остро ощущаться нехватка жилья,

    разваливалась система здравоохранения и образования. А нерешенность

    проблем политического свойства вызывала дальнейшую поляризацию черных.

    Далеко не последнюю роль здесь играли и продолжают играть этнические

    мотивы. Так, в руководстве АНК большинство, включая Н.Манделу, являются

    представителями племени коса. Это третий по численности этнос,

    населяющий бантустаны Транскей и Сискей.

    Коса больше, чем зулу представлены среди черного населения городов

    ЮАР. В бантустане Квазулу проживает наибольшая часть зулу - самого

    крупного этноса ЮАР. Африканское население ЮАР состоит главным образом

    из народностей группы банту - коса, зулу, тсвана, суто, венда, тсонга,

    свази, шангаан, ндебеле, а также бушменов и готтентотов.1. За ним идут

    белые - 5 млн. человек.2.

    В Натали, также как и в Квазулу, в основном проживают зулу. Это

    сельские жители - отходники. Их материальный достаток и образовательный

    ценз ниже, чем у зулусов - рабочих Натали. Последние больше поддерживали

    АНК, тогда как первые всегда представляли собой главную базу "Инкаты".

    Усиление соперничества между АНК и "Инкатой" относится к середине 80-

    х годов, когда лидер "Инкаты" М.Бутелези пришел к соглашению с

    англоязычными белыми, преобладающими в Натали, и местной крупной

    азиатской общиной о разделе власти в рамках Натали.1. Для этого ему

    нужна была поддержка не только в Квазулу, но и во всей Натали.

    Соперничество между черными вылилось в самую настоящую войну, которая за

    несколько лет унесла с обеих сторон свыше 5 тыс. жизней. Однако,

    несмотря на ожесточенную борьбу, М.Бутелези не добился требуемой

    поддержки.2.

    В июле 1990 года, объявив движение "Инкаты" политической партией,

    М.Бутелези перенес борьбу в Трансвааль, добиваясь признания за ним

    статуса общенационального лидера, в котором ему было отказано в Натали.

    Как считает изучающий движение "Инката" Джерри Меер из Дурбанского

    университета ЮАР, эта политика сработала против М.Бутелези.3.

    По оценке английского информационного бюллетеня "Африка конфиденшл",

    политическому союзу между НП и АНК по-прежнему угрожал складывающийся,

    но еще не объявленный тогда союз между правыми белыми, "Инкатой" и

    другими консервативными организациями черных, такими, например, как

    Ассоциация независимых реформаторских церквей ЮАР.1.

    Свое влияние на расстановку политических сил в ЮАР в этот период

    оказывала и аграрная проблема. Учитывая, что в бантустанах проживает

    около половины черных ЮАР и на их долю приходится 17 млн. гектаров

    лучших земель, принадлежащих 60 тыс. белых фермеров, становится

    понятным, каким образом правые экстремисты, выступавшие против политики

    преобразований правительства де Клерка, вербовали своих наиболее

    решительных сторонников среди белых фермеров.2. Поэтому АНК включил

    аграрный вопрос в программу исследований, которую он начал проводить в

    Центре изучения проблем развития в университете Западного Кейпа, чтобы

    знать истинную ситуацию в деревне и противоборствовать намерениям

    правых.

    АНК стал также укреплять контакты с созданным в 1987 году Конгрессом

    традиционных вождей, объединившим около половины из 670 вождей племен

    ЮАР, несмотря на враждебное отношение к нему 102 вождей зулусских

    племен, т.е. сторонников М.Бутелези.

    "Инката" постепенно теряла свой вес даже в традиционных районах

    влияния. По опросам общественного мнения "Инката" могла уже привлечь

    на свою сторону не более 20% жителей даже в провинции Натали и 2-3% - по

    всей стране. "Инката" как фактор дестабилизации и военный фактор

    сохранял еще свое значение, но как политическая сила быстро

    разрушался.1. Поэтому вскоре она резко сменила курс и "признала" старые

    ошибки, пошла на союз с АНК в качестве "младшего партнера".

    С середины 1992 года в ЮАР появилась еще одна важная проблема,

    которая не была актуальной с 1910 года. Это вопрос о федеральном или

    унитарном характере нового нерасового государства. В начале ХХ века

    четыре провинции, пользовавшиеся весьма широкой автономией, сделали

    выбор в пользу образования унитарного Южно-Африканского Союза. Принцип

    унитаризма всегда был одним из основных в программе Националистической

    партии. Однако с 1987 года руководство НП стало выступать за "модель

    федеративного типа, которая бы содержала эффективные гарантии для

    меньшинства". За федерализм высказались лидеры ПСИ и ряда бантустанов,

    желающие разыграть этническую карту. Поскольку АНК и его союзники

    склонны видеть нерасовую ЮАР унитарным государством, борьба по вопросу о

    будущем устройстве страны таила в себе дополнительные "подводные камни",

    на которые мог наскочить "корабль" КОДЕСА в самый неожиданный момент.

    Пока дело в ЮАР не дошло до сепаратистских проявлений, но склонность к

    ним уже обнаруживают белые экстремисты, стремящиеся к созданию особого

    государства для африканеров - фолькстаата, и ряд лидеров Бопутатсваны,

    тайно мечтающих о воссоединении на этнической основе с Ботсваной. Однако

    участникам КОДЕСА все равно придется договариваться между собой по

    вопросу государственного устройства будущей ЮАР. В этом заинтересованы

    деловые круги, либеральная интеллигенция и в целом уставшее от

    нестабильности общество. Как заявил, в частности, представитель торгово-

    промышленной палаты ЮАР Раймонд Парсонс, "для южноафриканского региона

    многое поставлено на карту, и надо, чтобы КОДЕСА вновь встал на рельсы.

    Договариваться все равно придется, поэтому будет лучше, если это

    произойдет до того, как мы сами разрушим нашу страну".

    Эндрью Кенни в английском журнале "Спектейтор" дал такой сценарий

    будущей ЮАР, согласно которому в стране должен был произойти раздел сфер

    влияния между тремя основными силами страны: АНК, НП и крупным бизнесом.

    Он считал, что НП, видимо, сможет на переходном периоде обеспечить

    административный контроль через госаппарат; крупный бизнес -

    предоставить режиму промышленную и финансовую поддержку; а АНК поможет

    открыть путь к международному признанию и обеспечить контроль над черной

    рабочей силой. Согласно этому сценарию, Н.Мандела должен был стать

    главой государства, а "Инката", имеющая определенную базу поддержки,

    получить свою долю.1. Этот анализ, как мы знаем, подтвердили апрельские

    выборы 1994 г..

    1.2. Внутриполитическая обстановка и тенденции ее развития в ЮАР в

    1994-1996 гг..

    26-29 апреля 1994 г. в ЮАР состоялись долгожданные общенациональные

    выборы. Из 39,5 млн. человек, населяющих страну, к избирательным

    участкам пришло 22,7 млн., из них 18 млн. африканцев, что определило

    безальтернативную победу "черного" большинства. Его представитель -

    лидер Африканского национального конгресса Нельсон Мандела был

    провозглашен 10 мая 1994 г. президентом страны.1.

    Необходимо сказать, что ко времени выборов было уже ясно, что

    реформист Ф. де Клерк, получивший мандат в 1992 г. на слом апартеида, с

    этой задачей справился, несмотря на сопротивление и противодействие

    широких слоев белой общины. Но когда наступил второй этап - выработка

    соглашения о переходе к нерасовой ЮАР, он утратил контроль на ходом

    событий, поддавшись на шантаж со стороны АНК, заявившего о возможности

    ухода с переговоров и возобновления вооруженной борьбу, если не будет

    создан Переходный исполнительный комитет (ПИК).

    Против такой постановки вопроса выступали Консервативная партия и

    партия "Инката", которые пригрозили бойкотом будущих выборов, если

    органы исполнительной власти будут сформированы до принятия Конституции.

    Однако на многопартийном форуме политических партий и общественно-

    политических организаций, благодаря тому, что НП и АНК решили

    действовать с практически единых позиций в вопросе создания ПИК, их

    точка зрения возобладала.

    Для политической жизни ЮАР была в то время (и остается теперь)

    характерной еще одна особенность в отличие от других стран мира -

    союзником АНК выступала Южно-Африканская коммунистическая партия (ЮАКП),

    которая после выборов легально получила места в парламенте и

    правительстве, т.е. вместе с АНК обладает ныне в ЮАР определенными

    рычагами государственной власти.1.

    По результатам первых в истории Южной Африки всеобщих нерасовых

    выборов было сформировано коалиционное Правительство национального

    единства (ПНЕ). Его состав явился отражением национального компромисса,

    достигнутого в ходе предшествовавших выборам многопартийных переговоров

    между главными политическими силами страны, прежде всего Африканским

    национальным конгрессом и Националистической партией, а также Партией

    свободы "Инката".

    Конечно, после 350 лет борьбы против белых, после очевидной победы на

    выборах "чернокожих" ожидалось, что на посты в правительстве будут

    назначены только люди АНК и его союзников, но президент Н.Мандела

    проявил трезвый расчет, учел степень влияния других общественных сил в

    стране и решил поделить ответственность за правительственную политику со

    своими политическими оппонентами.

    Ф. де Клерк, как известно, был назначен вице-президентом, а мятежный

    вождь зулусов М.Бутелези получил пост министра внутренних дел. Сохранили

    свои посты руководители ключевых финансовых органов, правда, не без

    рекомендации МВФ, усматривавшего в этом гарантию стабильности и

    преемственности экономического курса страны. Строительное ведомство

    возглавил представитель ЮАКП Д.Слово.1.

    С апреля 1994 г. действовала временная конституция страны, которая

    закрепила принцип разделения властей, предоставила широкие полномочия

    девяти провинциям страны и гарантировала широкий спектр политических и

    гражданских прав и свобод. Были сформированы органы законодательной и

    судебной власти.

    В течение двух лет правительство Н.Манделы проводило курс на

    национальное примирение. В основу экономической политики ПНЕ была

    положена Программа реконструкции и развития (ПРР), направленная на

    проведение в стране масштабных социально-экономических преобразований в

    интересах прежде всего африканского населения (реформы системы

    образования, здравоохранения, программы электрификации сельских районов,

    строительства жилья, борьбы с безработицей, поощрения мелкого

    предпринимательства, прежде всего т.н. "африканского сектора", и т.д.).

    Всего на реализацию ПРР планировалось выделить в течение пяти лет 10

    млрд. рандов.

    Первые итоги деятельности ПНЕ оценивались большинством международных

    наблюдателей положительно: продолжался диалог между основными

    политическими силами ЮАР, удалось избежать крупных столкновений на

    расовой или этнической основе и приступить к проведению социально-

    экономических преобразований, реформ госаппарата и силовых структур.

    Вместе с тем, темпов экономического роста (по оптимистическим

    оценкам, в 1996 году они составили 3%, а этот показатель должен был быть

    не ниже 6%), было явно недостаточно для успешной реализации ПРР. В силу

    этого в последнее время правительственная программа реформ стала заметно

    "пробуксовывать". Большие надежды возлагались на массированные

    иностранные инвестиции. Однако они в значительной степени не

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.