МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • К вопросу о причинах поражений Красной Армии в первый период Великой Отечественной войны

    проходимость была не выше, чем у обычных грузовых автомобилей), и несколько

    лучше была проходимость на гусеницах. Однако это не говорит о том, что эти

    танки нельзя было применять на территории СССР. Если принять такое

    утверждение, то получается, что и обычный грузовой автомобиль, вследствие

    еще более низкой проходимости, чем у БТ-5 и БТ-7, тоже нельзя было

    применять на территории СССР? Это ведь ерунда какая-то. Грузовые автомобили

    до Великой Отечественной войны широко использовались в СССР, в том числе и

    в местностях с очень плохими дорогами. Потом, проводились в Советском Союзе

    многочисленные учения и маневры самого разного масштаба, в том числе и с

    использованием танков серии БТ, в том числе и во время распутицы.

    К. К. Рокоссовский в книге «Солдатский долг» вспоминает, как в октябре

    1941 г., в распутицу, он выводил из окружения механизированную группу. В

    связи с бездорожьем имевшиеся в группе грузовые машины часто застревали, и

    вытаскивали их из грязи с помощью ... танков БТ-7, которые не застревали.

    В той же книге содержится свидетельство, что летом 1941 г. в Смоленском

    сражении танки БТ-7, пользуясь своей быстроходностью, рассеивали и обращали

    в бегство атакующие порядки неприятельской пехоты. Правда, из-за тонкой

    брони и использования в качестве топлива легкого бензина потери этих машин

    были весьма велики.

    Так что применяли их на советской территории! И успешно.

    Можно, правда, не верить Рокоссовскому. Но куда большие основания

    имеются для того, чтобы не верить В. Суворову.

    Практика показала, что применение машин серии БТ на территории СССР

    было вполне возможно, причем не только в благоприятное время года, но даже

    в период распутицы. В это время их использование было действительно

    несколько стеснено по сравнению с другими сезонами, но не более того.

    Однако В. Суворов не утверждает, что эти машины нельзя было применять

    только в период распутицы. Он пишет, что их на советской территории нельзя

    было применять вообще. Но это, как мы показали, совершенно неверно.

    «Невозможность» применения БТ-5 и БТ-7 на территории Советского Союза -

    явное измышление, не соответствующее действительности.

    А как насчет тактики использования этих танков? В. Суворов утверждает,

    что они предназначались для того, чтобы при внезапном нападении СССР

    совершать очень быстрые прорывы по автострадам. Рассмотрим этот вопрос

    подробнее.

    Описывая тактику применения машин этого типа, В. Суворов допускает

    смешение двух совершенно разных утверждений:

    1. Наступление крупных танковых соединений, как правило, стараются вести

    вдоль больших дорог (в принципе, верное утверждение).

    2. При наступлении крупных танковых соединений танки ездят по дороге

    (неверное утверждение, более того, бред).

    В самом деле, как ни тяжело положение обороняющейся стороны, перекрытие

    больших дорог стараются обеспечить в первую очередь, и надо сказать, что,

    как правило, это удается. Что делают танковые части, встретив противника,

    занявшего оборону на дороге?

    В таком случае они должны сделать следующее:

    1. Всеми видами разведки установить, где имеется разрыв или слабое место

    в расположении войск противника.

    2. Произвести быстрый маневр в сторону от дороги в направлении слабого

    или вообще не занятого противником участка, прорваться в этом месте и

    выйти в тыл неприятельской группировке.

    3. По выходе в тыл противника отрезать пути его питания и сообщения,

    громить его с флангов и с тыла.

    4. Выделить отряды для охранения и разведки, вести разведку противника

    дальше в глубину его территории на широком фронте.

    Одновременно к фронту и частично к флангам вражеской группировки быстро

    подтягивается моторизованная пехота, действиями которой при поддержке

    артиллерии во взаимодействии с танками и авиацией окруженный противник

    быстро уничтожается. Далее, после обнаружения следующего очага

    сопротивления противника повторяется та же последовательность действий.

    Мы видим, что основной метод действий танковых соединений в наступлении

    - маневр в сторону от дорог с целью отыскания слабых мест и «дыр» в

    построении противника, прорыва на этих участках во вражеский тыл, разведки

    противника на широком фронте и уничтожении его группировок с флангов и с

    тыла. Следовательно, подавляющую часть времени танки перемещаются не по

    дороге, а по бездорожью. Для этого, собственно, у танка и существуют

    гусеницы. К тому же слабые участки и «дыры» в построении противника обычно

    образуются в наиболее удаленных, глухих и труднопроходимых местах, и

    практически никогда - на больших дорогах. Как показывает опыт войны, даже в

    условиях быстрого наступления противнику обычно удается создать сильные

    заслоны на основных коммуникациях.

    Но общее направление удара наступающей крупной танковой группировки

    действительно стараются выбирать так, чтобы оно проходило вдоль большой

    дороги. Почему? Ответ прост - необходимо наладить своевременное снабжение

    наступающей группировки. Танки при наступлении расходуют горючее и

    боеприпасы в огромных количествах, а большой запас с собой везти

    невозможно. Следовательно, для того, чтобы продолжать двигаться вперед, их

    доставка должна быть организована бесперебойно. Без отличной организации

    снабжения танковых дивизий, корпусов и армий вообще невозможно их успешное

    наступление. Большая дорога необходимо именно для того, чтобы своевременно

    подвозить горючее, боеприпасы, продовольствие, запасные части,

    подкрепления. Авиационное снабжение танковых частей очень неудобно, кроме

    того, требуемую массу грузов самолетами перебросить почти невозможно. Также

    для сопровождения транспортных самолетов нужно выделять немалое число

    истребителей, отвлекая их от выполнения боевых задач.

    Но если машины серии БТ не предназначались для перемещения по

    автострадам, то для чего же тогда они вообще создавались? Для того, чтобы

    ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к тому времени, когда

    проектировали эти танки, к концу 20-х - началу 30-х гг.. В это время

    единственным массовым подвижным родом войск была кавалерия. Каковы

    особенности использования кавалерии в войне? В условиях наступления она

    действует впереди главных сил армии или фронта, в тылу противника, атакуя

    его сзади, перерезая его коммуникации и нарушая связь. При наступлении

    противника кавалерия используется для коротких контрударов по его

    продвигающимся частям, по принципу «ударил-отскочил». Примерами такого

    применения кавалерии изобилует гражданская война. В то же время в условиях

    позиционной войны, при наличии сплошного фронта, как показал опыт Первой

    мировой войны, она практически бесполезна и потому используется главным

    образом как ездящая пехота.

    Одной из главных особенностей конницы является ее неспособность

    обороняться в традиционном смысле этого слова. Главный тактический прием

    конницы и в наступлении, и в обороне - внезапный и очень быстрый «наскок» с

    последующим столь же быстрым «отскоком».

    Когда в конце 20-х - начале 30-х гг. все большее значение стали

    приобретать танки, в принципе, было 2 возможности использования танков в

    армии:

    1. Создание нового рода войск - бронетанковых.

    2. Насыщение танками существующих родов войск - пехоты и конницы.

    В Советском Союзе пошли как по первому, так и по второму пути. К началу

    1936 года в Красной Армии имелось 4 механизированных корпуса, 6 отдельных

    танковых бригад и столько же отдельных танковых полков, 15 механизированных

    полков в кавалерийских дивизиях, более 80 танковых батальонов и рот в

    стрелковых дивизиях [8]. Картина эта не будет полной, если не указать, что

    немалая часть отдельных танковых бригад и полков входила в состав

    кавалерийских корпусов, а в составе механизированных корпусов имелась и

    конница.

    Предположим, необходимо разработать танк, предназначенный для усиления

    кавалерии. Каковы же требования к такой машине?

    1. Скорость. При атаке в конном строю лошадь кратковременно развивает

    максимальную скорость, на которую способна. А какую максимальную

    скорость способна развить лошадь? До 55-60 км/час [6]. Следовательно,

    чтобы поддержать такую конную атаку, «кавалерийский» танк должен

    развивать скорость не меньше (а лучше - больше).

    2. Вооружение. Требования в порядке убывания важности: скорострельность,

    поражающая сила снаряда, меткость, дальность. Такой порядок важности

    качеств обусловлен тем, что стрельба должна была вестись, как

    правило, прямой наводкой при движении на большой скорости.

    3. Проходимость. С одной стороны, должна быть довольно высокой, с другой

    стороны, вряд ли имеет смысл делать так, чтобы такой танк мог

    проходить там, где не может пройти лошадь.

    4. Масса. Поскольку танк должен развивать очень большую скорость, он

    может быть только легким.

    5. Броня. Поскольку танк должен быть легким, броня не может быть

    толстой. С другой стороны, с точки зрения кавалерийской тактики того

    времени, противопульной брони в большинстве случаев было вполне

    достаточно.

    Ясно видно, что машины серии БТ очень хорошо удовлетворяют требованиям,

    которые предъявляются к танку, предназначенному для усиления кавалерии.

    Можно отметить только один существенный недостаток БТ по сравнению с

    «идеальным» кавалерийским танком - огнеопасность в связи с применением

    бензина в качестве топлива. Однако время дизельных двигателей тогда еще не

    пришло, и в мировом танкостроении положение было точно таким же. Например,

    двигатели немецких танков, спроектированных в начале 30-х годов, также

    работали на бензине. Огнеопасность танков тогда была общая беда.

    Вполне естественно, что на усиление пехоты танки БТ не поступали - для

    этого существовали другие образцы машин, но на усиление кавалерии поступали

    почти исключительно БТ-5 и БТ-7 [8]. Немалое количество БТ поступало в

    механизированные корпуса, но и в этих корпусах также имелась конница.

    Может быть, повышенное внимание советского руководства к коннице -

    очень подвижному роду войск, было вызвано существованием у него в то время

    агрессивных планов? Нет. Дело в том, что специфика кавалерии такова, что в

    маневренной войне эффективно с ней бороться тогда могла только кавалерия.

    Практически невозможно, чтобы конница была бы разбита пехотой. Поэтому она

    чрезвычайно нужна и полезна для обороны, для противодействия нападению, при

    которой любым агрессором тогда наверняка были бы применены большие массы

    конницы. Это было доказано опытом гражданской войны, которую Красная Армия

    вела в качестве обороняющейся стороны (как известно, белогвардейцы подняли

    мятеж против Советской власти, после чего началась иностранная

    интервенция). Практика показала, что эффективное сопротивление главной

    ударной силе белых - кавалерии возможно только при помощи крупных

    кавалерийских соединений Красной Армии.

    Таким образом, танки серии БТ, заявленные В. Суворовым как

    «автострадные», в действительности были «кавалерийскими». Когда роль

    кавалерии в армии стала клониться к закату, перестали производить и БТ. В

    1939 г. машины этой серии были сняты с производства.

    Утверждение о том, что БТ-5 и БТ-7 нельзя было использовать на

    территории СССР, также не соответствует действительности.

    Но главное даже не в этом. Все рассуждения В. Суворова о широком

    использовании танков БТ в предстоящей агрессивной войне не стоят и ломаного

    гроша хотя бы потому, что их перестали производить задолго до 1941 г..

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что создание танков серии

    БТ в конце 20-х - начале 30-х гг. и их производство в больших количествах в

    30-х гг. никоим образом не является доказательством подготовки Советским

    Союзом агрессивной войны.

    В. Суворов приводит данные о разработке в 1938 г. в СССР танка А-20,

    являвшегося по своим качествам несколько улучшенным аналогом БТ-7.

    Улучшение коснулось скорости на гусеницах (65 км/час против 53). На катках

    эта машина также развивала скорость 65 км/час. Выше установлено, что этот

    тип танков предназначен для кавалерии. Мог ли в 1938 г. разрабатываться

    усовершенствованный танк для кавалерии? Да, мог! Несмотря на то, что роль

    кавалерии в это время явно клонилась к закату, ряд субъективных факторов

    привел к тому, что в высшем военном руководстве СССР в то время сильно

    увеличилось влияние кавалерийского «лобби», в первую очередь С. М.

    Буденного, К. Е. Ворошилова, Г. И. Кулика. Следовательно, разработка нового

    «кавалерийского» танка в то время представляется весьма вероятной и

    являлась скорее своеобразным «эхом» репрессий части командного состава

    Красной Армии. Правда, уже в начале 1940 г. неудачи советских войск в войне

    с Финляндией сильно уменьшили влияние «старых кавалеристов». В хорошем

    согласии с этим находится то, что танк А-20 так и не приняли на вооружение

    и не запустили в производство, а было обращено преимущественное внимание на

    запуск в массовое производство танков Т-34 и КВ. В. Суворов указывает на

    то, что выпуск Т-34 и КВ, как оружия, предназначенного для применения на

    территории СССР, т. е. «оборонительного», тормозился советским

    руководством. Действительно, некоторые источники указывают на то, что

    отрицательное отношение «старой гвардии» к этим машинам на самом деле имело

    место. Но решения принимал И. В. Сталин, а его отношение к ним, что

    совершенно ясно, было принципиально иным. Если бы он не уделял

    первостепенного внимания этим машинам, невозможно было бы, чтобы к 22 июня

    1941 г. был произведен 1861 танк Т-34 и КВ, в то время как все старые

    машины были задолго до этого сняты с производства.

    Правда, В. Суворов приводит еще одно соображение в пользу своей версии,

    а именно - название: А-20. Ведь до этого названия танков начинались на Т

    («танк») или БТ («быстроходный танк»). Но этот аргумент, мягко говоря,

    сомнителен.

    Но на каком основании В. Суворов так категорически утверждает, что

    буква «А» в названии танка означает «автострадный»? Откуда это взялось?

    Указания на источник, естественно, нет.

    Рассмотрим некоторые другие названия. Моторы в СССР в 30-е гг. имели в

    начале названий вполне «нормальные», по критериям В. Суворова, буквы,

    например «М» - мотор, «АМ» - авиационный мотор. Однако двигатель для Т-34

    почему-то назывался В-2. Почему не «М» («мотор»), не «Д» («двигатель»,

    «дизель»), на худой конец, не «А» (был сделан целиком из алюминия), а

    именно «В»? А, от слова «вперед»! А куда «вперед»? Ясное дело, на Германию!

    Это шутка, конечно... Но категорическое заявление В. Суворова о том, что

    буква «А» в названии танка А-20 означает «автострадный», выглядит, мягко

    говоря, бездоказательным и принимать его на веру ни в коем случае нельзя.

    Так или иначе, но танк А-20 не был принят на вооружение.

    Еще одним «доказательством» агрессивных намерений СССР В. Суворов

    объявляет разработку плавающих танков и танкеток. Сначала о танкетках.

    Танкетка - класс машин, предназначенный для разведки и связи [6]. И та, и

    другая нужны как в наступлении, так и в обороне. С другой стороны, танкетка

    - машина «по определению» очень легкая, и для того, чтобы сделать ее

    плавающей, нужно лишь исключить проникновение в нее забортной воды. Это не

    так трудно. А плавучесть для машины разведки и связи - свойство весьма

    полезное.

    Плавающий танк Т-40 в СССР действительно имелся. Он был вооружен 20-мм

    пушкой и пулеметами, был принят на вооружение постановлением Комитета

    Обороны от 19 декабря 1939 г. [20]. Как показал опыт Великой Отечественной

    войны, эти машины были незаменимы при форсировании широких водных преград,

    в то же время в оборонительных сражениях широкого применения для них найти

    не удалось, а значит, можно согласиться с тем, что этот танк был

    «наступательным». Следовательно, факт их разработки, постановки на

    вооружение и запуска в производство в какой-то мере может быть отнесен к

    подозрительным. Однако, разработка и выпуск в относительно небольших

    количествах «наступательных» машин вполне могли иметь место и при

    подготовке к оборонительной войне - в предвидении будущего

    контрнаступления, когда противник будет остановлен. Об этом речь пойдет

    несколько ниже. Кстати, а сколько танков Т-40 было выпущено к 22/VI 1941

    г.? Этих цифр в распоряжении автора нет. Не приводит их и В. Суворов.

    Об артиллерии.

    Как известно, в начале 1941 г. были сняты с производства 45-мм

    противотанковые орудия и противотанковые ружья, что на первый взгляд

    является по меньшей мере странным. В чем дело?

    Дело в том, что в то время немецкой разведкой были подброшены ложные

    сведения о состоянии немецких танковых войск. По этим данным, немецкие

    танки срочно перевооружались орудиями калибра до 100 мм и новой мощной

    броней. Следовательно, противотанковые ружья и 45-мм пушки не могли бы

    бороться с этой техникой. Малокомпетентное руководство Главного

    Артиллерийского Управления во главе с Г. И. Куликом оказались введенными в

    заблуждение и сняли с производства вышеприведенные виды оружия, хотя многие

    специалисты возражали. Одновременно запустили в производство

    противотанковые пушки калибра 57 мм и начали разработку 107-мм танкового и

    противотанкового орудия [13].

    А зачем немцам была нужна такая дезинформация? Дело в том, что, по

    мысли немецких разведчиков, если бы ей поверили, то старые орудия были бы

    сняты с производства, а новые поставить на поток к лету 1941 г. не успели

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.