Интернет и политика в современном мире
. возможность проведения традиционных мероприятий (например,
съездов) в виртуальном режиме и т.д.
Повышенное внимание сегодня уделяется проблемам голосования с
использованием Интернет технологий. Первые эксперименты в этом направлении
уже были проведены в рамках федеральной Программы содействия выборам
(Federal Voting Assistance Program) в ноябре 2000 года, когда он-лайн
проголосовали 84 избирателя, находившихся за границей. В январе 2003 года в
одном из населённых пунктов Швейцарии так же прошло онлайновое голосование
по одному из муниципальных вопросов. Эстония стремится освоить эту
технологию уже в этом году, а Германия заявила о проведение голосования
через Интернет в 2006 году. Конечно, в будущем процедуру выборов можно
существенно улучшить, сделав её удобнее как для избирателей, так и для
самих кандидатов (ускорение процесса выборов, при получении более точных
результатов). Вместе с тем, голосование через Интернет имеет не только
плюсы, но и минусы. Потенциальная опасность, по мнению политолога Василия
Зорина, состоит в том, что упрощение процедуры подачи гражданами петиций
сделает возможным появление целой волны политических инициатив, а
повседневная вовлеченность населения в процессы управления не будет
соответствовать принятому на западе идеалу представительской демократии,
когда ответственность за принятие решений лежит на избранных народом
лидерах. Таким образом, пишет Зорин, «подобная кибердемократия, в сочетании
с упрощенной системой электронного голосования, может вернуть нас в далекое
прошлое - к прямой демократии древних Афин, стоявшей на грани вырождения во
власть толпы»[4].
На данный момент невозможно с определенностью утверждать, как развитие
подобных интернет технологий скажется на политическом процессе, но
приходится признать, что этот движение содержит в себе потенциал способный
в корне изменить многие представления о демократическом управлении.
Несомненно, что политикам будущего придется уделить самое серьезное
внимание проблеме голосования через Интернет и найти механизмы, которые
обеспечат повышение явки избирателей, рост политической активности
населения и, в то же время, не позволят поколебать основополагающие
принципы и традиции демократической системы.
1.2 Опыт электронного правительства
Ещё одна технология, которая из категории экспериментальных постепенно
переходит в разряд повседневно используемых средств – это электронное
правительство.
Электронное правительство (e-Government) — это новая модель
государственного управления, построенная на возможностях современных
информационных технологий, это система взаимодействия государства и
общества при помощи Интернет. Доминирующей задачей электронного
правительства является трансформация внутренних и внешних взаимоотношений
на основе применения сетевых операций, информационных технологий и
коммуникационных сетей.
Термин "электронное правительство" появился в русском языке от
английского слова Electronic Government или e-government, которое имеет
несколько значений. В их числе – правление или управление как действие или
процесс. Именно в этом значении употребляется слово government в данном
случае. E-government определяется как "использование" (Интернет), "способ"
(предоставления информации и услуг), "обеспечение" (доступа к информации и
услугам). То есть, понятие electronic government относится к формам и
методам деятельности правительства ("электронное правление" или
"электронное государственное управление"), а не к правительству как
субъекту этой деятельности. В русском языке слово "правительство" раньше
было близко по смыслу к указанному выше значению английского слова
government и означало "правленье, управленье, начальствованье". В
современном русском языке "правительство" означает исключительно
"совокупность органов государственной власти" или "исполнительный и
распорядительный орган государственной власти в стране". Таким образом,
использование словосочетания "электронное правительство" в качестве
русского эквивалента electronic government не вполне точно отражает смысл
этого понятия. У людей непосвященных при упоминании "электронного
правительства" возникают ассоциации, далекие от того, что имеется в виду.
Создание электронного правительства связано с оптимизацией предоставления
государственными структурами услуг населению и бизнесу, расширением степени
участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной, а
также обеспечением открытости, подотчетности правительства - гражданам и
граждан - правительству. За этой формулировкой скрывается одна из важнейших
современных тенденций в развитии государственного управления в мире. Идея
"электронного правительства" появилась именно как следствие этой тенденции,
а не исключительно благодаря бурному развитию информационных технологий.
В 70-80-х годах ХХ века многие страны столкнулись с рядом проблем,
связанных с работой органов государственного управления: большими
расходами, неэффективными процессами, неудовлетворительными результатами.
В ряде стран расходы на деятельность государственных учреждений стали
необоснованно высокими или росли слишком быстрыми темпами. Все большую
обеспокоенность стали вызывать случаи потерь, задержек, плохого управления
и коррупции в государственном секторе. Все это приводило к неэффективному
преобразованию государственных денег в услуги государственных учреждений. В
частности, решения, которые принимали государственные служащие, зачастую
оказывались весьма далекими от потребностей общественности. Лица,
принимающие решения, оказались очень удаленными от источников информации и
реальной жизни. Государственные чиновники совершенно не несли
ответственности за свои решения и действия перед теми, на кого их решения и
действия влияли.
В ряде стран государственный сектор оказался неспособен обеспечить то, он
призван был обеспечить: от внешней и внутренней безопасности до поддержки
сельского хозяйства, образования, здравоохранения, социальных услуг и т.д.
В начале 90-х годов в США и других странах стали предприниматься
последовательные шаги по реформированию органов и систем госуда-рственного
управления с тем, чтобы они "работали лучше, а стоили меньше". Реформы были
направлены на:
|Повышение эффективности |Повышение КПД. Улучшение соотношения между |
| |затратами "на входе" и результатами "на |
| |выходе". |
|Децентрализацию |Полномочия в принятии решений передавались |
| |"вниз", на региональный и местный уровни |
| |управления. Смысл такого перераспределения |
| |полномочий заключался в том, чтобы уменьшить |
| |затраты на централизованное принятие решений |
| |и создать более гибкую и "отзывчивую" |
| |систему. |
|Повышение ответственности |Государственного сектора в целом и отдельных |
| |государственных служащих за принимаемые |
| |решения. Идея заключалась в том, чтобы |
| |создать определенное "давление" на |
| |государственных служащих; создать механизм, |
| |мотивирующий их работать качественно; сделать|
| |их более восприимчивыми к тем, для кого они |
| |работали. Это также было средством борьбы с |
| |коррупцией. |
|Улучшение управления |Повышение эффективности использования |
|ресурсами |человеческих, финансовых и других ресурсов. |
| |Подразумевалось, что будут пересмотрены и |
| |способы оценки эффективности использования |
| |всех видов ресурсов. |
|Внедрение элементов рыночных|Электронное правительство традиционно делится|
|отношений |на три типа отношений: |
| |(G2C) Правительство – граждане (потребители |
| |услуг) доступ к информации посредством |
| |Интернета, интерактивные опросы, публичные |
| |дискуссии. |
| |(G2B) Правительство - частный бизнес: |
| |поставки товаров и услуг. |
| |(G2G) Правительство - правительство: |
| |взаимодействие внутри и между |
| |государственными органами для совместного |
| |пользования информацией и улучшения |
| |функционирования. |
Преобразования подразумевали сокращение численности государственного
аппарата, уменьшение количества внутренних нормативных документов,
внедрение в практику государственных учреждений стандартов качественного
обслуживания клиентов. Государственным учреждениям, в частности,
предписывалось уточнить категории своих "клиентов" и изучить их
потребности, разработать стратегии повышения качества услуг, а также
критерии и механизмы оценки качества обслуживания.
В процессе кардинального реформирования правительств обнаружилось, что
современные информационные технологии могут оказаться хорошим подспорьем в
решении главной задачи: "работать лучше, стоить меньше".
В настоящее время существует значительное количество пилотных проектов, в
том числе и на уровне стран Большой восьмерки (проект Government OnLine –
GOL). Проект GOL был рассчитан на период до конца 1998 г. и имел целью
накопление опыта использования современных средств связи администраций и
государственных органов власти с гражданами. В проекте приняли участие
учреждения более 20 стран мира, а также ряд авторитетных международных
организаций.
В сентябре 2000 года в США стартовал проект «FirstGov»
(http://www.firstgov.gov) (название может быть условно переведено как
«первый шаг к открытому/электронному правительству США»). В процессе
реализации проекта был создан Интернет-портал, обеспечивающий доступ к
правительственным и другим сайтам. В него были включены примерно 30
миллионов домашних страниц с обновлением каждые 2 недели.
Стоит отметить, что “Электронное правительство” для США настолько
устоявшаяся тема, что она уже успела пройти значительную часть жизненного
цикла всякого начинания — от параноидальной популярности идеи до падения
внешнего интереса к ней. Относительное снижение внимания не есть
дискредитация идеи, просто из многообещающего новшества она превратилась в
рутинную деятельность, которая хотя и изменила общество, но уже стала в США
настолько привычной, что не вызывает бурных эмоций. Внешний интерес к этой
теме существенно ослаб, в то время как заметно вырос бизнес-интерес[5].
Действительно, уже трудно замаскировать тот факт, что в данной области
фигурируют миллиарды долларов и сектор неуклонно растет. Общая сумма,
которую тратит только федеральное правительство США в год на информационные
технологии, составляет примерно 43 млрд. долл., что почти вдвое превышает
бюджет России. А помимо этого есть еще огромный рынок региональных
правительств (уровня штатов и графств). Однако из этой немалой суммы всего
лишь 2,2 млрд. долл. относится к тому, что называется “электронным
правительством”.
Подобные проекты действуют и в других странах мира. И уже сегодня в
отдельных государствах граждане имеют возможность через Интернет, к
примеру, регистрировать автотранспорт, продлевать водительские лицензии без
физического посещения учреждений и простаивания в длинных очередях. Так или
иначе, это приводит к увеличению степени вовлеченности граждан в политику и
процессы управления. Происходит ослабление позиции бюрократии в обществе,
значительно уменьшается риск коррупции, оборот делопроизводственной
документации становится рядовой функцией государственной машины. Считается,
что последняя стадия перехода традиционного правительства в электронное
определяется существованием единого веб-портала, на котором можно найти
любую правительственную информации. Все правительственные услуги возможны в
он-лайн режиме и вся административная деятельность осуществляется с
помощью электронных средств, т.е. на безбумажной основе. Специалисты
считают эту стадию практически недостижимой. О стремление её достигнуть
заявили только две страны (Великобритания и Сингапур).
Однако, даже без достижения финальной стадии развития электронного
правительства, сегодня эта технология приносит весомые преимущества для
правительства и общественности.
Преимущества для Правительства:
. Управление всеми видами правительственной информации, которая сама по
себе является стратегическим ресурсом;
. Обработка и администрирование данных об общественном мнении;
. Возможность быстрой и экономичной реализации планов;
. Экономичный инструмент связи с местными правительствами и НКО;
. Возможность улучшить планирование и управление на микро - и местном
уровне;
. Средство разрешения проблем пассивного отношения населения к
правительству и его планам.
Преимущества для общественности:
. Ощущение причастности к принятию правительственных планов и проектов
. Ускорение процесса рассмотрения жалоб
. Возможность распространять информацию и идеи, внося вклад в достижение
конкретных политических результатов
. Повышение степени общественного контроля за работой правительства
. У людей, живущих и работающих заграницей, появляется возможность
участвовать в делах своего отечества и в большей мере ощущать свою
национальную принадлежность;
. По двусторонним каналам связи можно осуществлять множество бесплатных
обучающих программ, повышая уровень образования населения.
Таким образом, в самом общем виде выгоды от использования "электронных
правительств" можно сформулировать так:
. Граждане и бизнес получают свободный доступ к правительственной
информации и услугам.
. Качество обслуживания повышается за счет увеличения скорости обслуживания
по средствам обеспечения полного цикла услуг в режиме он-лайн.
. Гражданам открываются более широкие возможности для участия в
политическом процессе [6].
К концу 2001 года Американским Обществом Государственного Управления
(APSA) и Отделом государственной Экономики и Управления (UNDPEPA) при
Департаменте по Экономическим и Социальным вопросам ООН (UNDESA) было
проведено исследование, целью которого было изучение положения электронного
правительства в 190 странах-членах ООН. Главным результатом стал подсчет
"индекса развития е-правительств" (E-Government Index), т.е. уровня
развития государства в области использования интернет для предоставления
гражданам информации и услуг. Индекс подсчитывался с учётом следующих
показателей: уровень интернет-развития страны, количество компьютеров на
100 человек, количество интернет-хостов на 10000 человек, число
пользователей, количество телефонных линей на 100 человек, мобильных
телефонов на 100 человек, телевизоров на 1000, уровень человеческого
развития, уровень доступа к информации и количество городского населения к
общему числу жителей. Применялись две методики:
1. Web-сайты национальных органов государственного управления
анализировались на предмет предоставления ими информации и услуг, которыми
с наибольшей вероятностью может пользоваться средний гражданин. В
соответствии с наличием или отсутствием тех или иных возможностей
определялась количественная оценка уровня национального прогресса;
2. Проводились статистический анализ и сопоставление инфраструктур
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также потенциала
человеческих ресурсов.
На основе полученных данных все страны были поделены на четыре группы: с
высоким уровнем развития (индекс от 3,11 до 2) , со средним (от 1,96 до
1,60), минимальным (от 1,59 до 1) и недостаточным (менее 1). Лидирующее
положение заняли США (3,11), далее Австралия (2,60), Новая Зеландия (2,59),
Сингапур (2,58), Норвегия (2,55), Канада (2,52), Великобритания (2,52),
Нидерланды (2,51), Дания (2,47) и Германия (2,46). Индекс России составил
1,89 (эта же цифра является средней для мира)[7].
В настоящее время выделяют следующие пять основных стадий развития е-
правительств:
1. Становление – официальное присутствие органов государственного
управления в Интернете;
2. Расширенное присутствие – увеличение числа «госсайтов», имеющих более
совершенные функции и предлагающих динамически обновляемую информацию;
3. Интерактивное взаимодействие – для пользователей обеспечиваются
интерактивные услуги в Интернете, они имеют доступ к регулярно
обновляемому информационному наполнению сайтов и, наряду с прочим,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|