МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Билеты

    в политике. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания

    об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается

    сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные

    слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые

    представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения.

    На этой основе и возникает как бы мыслительная "призма", через которую

    социальные слои смотрят на мир.

    В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые

    возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки

    активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и

    социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя.

    Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей,

    в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит

    закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть

    объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

    Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным

    слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые

    закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти

    ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и

    определяют ее.

    Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной,

    теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на

    общественное существо, способствуя его социальной, политической,

    национальной самоидентификащии. Идеологические ценности придают смысл

    социальному действию и оправдывают его.

    Основным содержанием политической идеологии является политическая влдасть,

    ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления

    о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных

    преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям,

    массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных

    отношеений, определяются принципы решения национального вопроса.

    Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как

    значимые для всего общества.

    Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в

    программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В

    политических программах и заявлениях идеологии приобретают четкость, ярко

    выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры,

    эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный

    выход на властные механизмы преобразований.

    Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений;, когда

    в массовое политическое действие вовлекаютсян огромные слои населения.

    Движение Реформации в XVI веке. Английская (1642-1649 гг.) и Французская

    (17889-1794 гг.), буржуазные революции раскрыли роль идеологии как

    детерминанты политики. Именно современная политическая история показала,

    как идеологические представления мобилизуют, направляют и активизируют

    деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как

    коллективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют

    превращению социальных слоев, этнических общностей в самостоятельных

    субъектов исторического действия. Поэтому поолитические силы своей

    важнейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных

    стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения.

    Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые,

    теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк

    А.Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм – это и особый вид

    верований, своебразные светские религии. Понимание идеологии как

    эрзацрелигии связывают с особеннлстями массового сознания. По сравнению с

    идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми

    теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать

    идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая

    разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться

    от старых идеологических принципов.

    Положение, что идеология – это "внутренняя религия" современного

    государства, не следует абсолютизировать. Важно понять, что в идеологиях

    цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же,

    проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к

    уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы

    самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы

    веры, конституирующие реальность. Разность между политическими идеологиями

    заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирических

    очевидных проблем, другие – на осуществление доктриально выверенных

    проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни.

    Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти

    определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту

    функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных

    сил.

    Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие

    людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и

    классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.

    Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество,

    способствует возникновению чувства коллективного "мы".

    Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим

    зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических

    кумиров.

    Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что будучи

    отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе

    реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной

    структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.

    Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические

    конструкции - это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы

    и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в

    соответствии с определенными социальными интересами.

    Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко

    при принятии политической программы действий, которая реализуется на

    практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда

    политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных

    групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе.

    Республика, говорил в свое время Дантон, жила в умах людей за двадцать лет

    до ее провозглашения.

    Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется

    определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются

    практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых

    следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный

    компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями

    создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих

    долженствование.

    Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им

    социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя

    надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя

    социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

    Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого

    можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное

    воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражение

    американского политолога Р.Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые

    бинокли.

    Таким образом, пока существует глубоко социально-стратифицированное

    общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически

    оформленный способ социально-группового мышления. И в политике идеологии

    останутся элементом властеотношений, легитимируя власть определенных

    социальных сил и гарантируя социальное и государственное единство на основе

    идеологической идентичности.

    20. Либерализм.

    В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием

    капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных

    революций ХVIII-ХIХ вв. Теоретики классического либерализма Дж.Локк (1632-

    1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.)

    выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной

    реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии.

    Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной

    свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право

    на самостоятельное преследование личного интереса. Индивидуализм в

    понимании эпохи Просвещения - это способность утвердить себя как носителя

    разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями

    разума, сделать ее достойной природы человека.

    Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу,

    собственность требовала от общества предоставления личности максимальной

    свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой

    свободы являлась свобода другого индивида.

    Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность

    народа как источника власти и формирование государства как договора между

    народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности

    была первопричиной для социального договора, согласно которому объединение

    людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их

    безопасности и собственности. Правительство - лишь опекун общественных

    прав. Если правительство не сумело защитить права граждан, значит, не

    оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендовать на

    подчинение со стороны граждан.

    Идея сопротивления деспотической власти занимала важнейшее место в

    идеологии и политической борьбе ХVII-ХVIII веков. Мнения либералов в

    основном расходились в вопросе о способах сопротивления власти, превышающей

    свои полномочия. В целом же либерализм признавал право на революционное

    сопротивление деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и

    Франции, но и американскую войну за независимость.

    Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и

    принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение

    торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться.

    Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед

    законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в

    свободе по всеобщему закону - таков либеральный императив права.

    В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного

    обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали

    протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию

    государства либералы того времени видели в охране частной собственности,

    установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле

    за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического

    суверенитета страны. Государство - это всего лишь "ночной сторож". Лозунг

    "Анархия плюс констебль" хорошо отражал суть этой точки зрения.

    Наиболее последовательную концепцию либеральной демократии и

    конституционализма сформулировал один из ведущих идеологов американской

    буржуазной революции Т.Пейн. Пейн считал государство необходимым злом: чем

    оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами,

    свободные и равные от природы индивиды предшествуют государству как в

    прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и

    цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного

    согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано с помощью

    парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое

    правительство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности

    перед своими гражданами.

    В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно

    эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики

    либерализма, в частности, Дж.Локк и особенно последователи Ш.-Л.Монтескье,

    обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и

    судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система

    сдержек и противовесов рассматривалась как препятствие к узурпации власти

    кем бы тони было, будь то личность, партия, ветвь власти или большинство.

    Демократическое большинство, не ограниченное ничем, тоже может стать

    деспотом, считали либералы. Поэтому в демократии должен существовать центр

    сопротивления демократии, т.е. выборному деспотизму большинства. Права

    меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали

    право на политическую оппозицию.

    В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода

    мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.

    Либерализм сыграл огромную роль в разрушении страх идеологических ценностей

    традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры:

    - индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в

    обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей;

    - свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально

    возможных пределах для каждого индивида;

    - равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имею

    равные права и возможности; - братство, понимаемое как сотрудничество людей

    в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы

    во зло другим.

    22. Демократический социализм

    Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к

    реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.),

    представленному Э.Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др., к

    воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала,

    существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального реформизма,

    среди которых особое место принадлежит кейнсианству.

    Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование

    политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей

    рыночной экономике. Один из крупнейших теоретиков II Интернационала

    Э.Бернштейн отрицал неизбежность крушения капитализма и всякую связь

    наступления социализма с этим крушением. Социализм не сводится к замене

    частной собственности общественной, считал Бернштейн. Путь к социализму -

    это поиск новых "товарищеских форм производства" в условиях мирного

    развития капиталистической экономики и политической демократии. "Конечная

    цель - ничто, движение - все" - таким стал лозунг реформистского

    социализма.

    Современная концепция "демократического социализма" в основных своих чертах

    была создана в 50-е годы в результате принятия Декларации принципов

    Социалистического Интернационала на международной конференции

    социалистических партий во Франкфурте-на-Майне в 1951 году.

    "Демократический социализм", согласно программным документам социал-

    демократии, - это путь, который отличается и от капитализма, и от

    "реального социализма". Капитализм, по мнению социал-демократов, развил

    огромные производительные силы, однако поставил права собственности над

    правами человека. Коммунисты же, там, где они пришли к власти, уничтожили

    свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику,

    основанную на принудительном труде.

    Социал-демократы одинаковое значение придают как принципу личной свободы,

    так и принципам солидарности и справедливости. Традиционная формула:

    "Социализм = обобществление + плановая экономика", по мнению теоретиков

    социал-демократии, должна быть окончательно отброшена. Критерий различия

    между капитализмом и социализмом заключается не в принципах организации

    экономики, а в том положении, которое человек занимает в обществе, в его

    свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для государства,

    возможности реализовать себя в различных сферах общественной жизни.

    Составными частями концепции "демократического социализма" являются

    политическая, экономическая и социальная демократия.

    Идея политической демократии основывается на принципах свободы и равенства.

    Социал-демократы признают возможность существования различных форм

    демократии, однако в любом случае основополагающими требованиями

    политической демократии должны быть: наличие свободных выборов;

    предоставление гражданам действительного выбора между различными

    политическими альтернативами; возможность смены правительства мирными

    средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование независимой

    судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия в

    интерпретации социал-демократов представляется в качестве абсолютной

    ценности, имеющей надклассовый характер. Выступая за "чистую" демократию,

    социал-демократы понимают государство как верховный социальный институт, в

    рамках которого регулируются и примиряются противостоящие социальные

    интересы. Государство выступает в качестве главного органа общественных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.