Билеты
отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского
общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской
деятельности индивида и группы. ВОСТОК. Признание главенствующей роли в
политике элит и государства, предпочтение патроната государства над
личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин,
сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма.
5) ЗАПАД.Предпочтение личностью множественности форм политической жизни,
состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии;
предпочтение усложненной организации власти (наличия партий, разнообразных
групп давления и т.д.). ВОСТОК. Предпочтение личностью исполнительских
функций в политической жизни и коллективных форм политического участия,
лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу
правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического
лидера.
6) ЗАПАД. Рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами
своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за
их деятельностью и соблюдения правил контрактной этики. ВОСТОК.
Обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению
обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля.
7) ЗАПАД. Примат общегосударственных законов и установлений
(кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения,
понимание различий в моральной и правовой мотивации политических действий
граждан. ВОСТОК. Приоритет местных правил и обычаев (местного права над
формальными установлениями государства, тенденция сглаживания противоречий
между нравственными традициями общности и законодательными установлениями
как мотивами политического поведения.
8) ЗАПАД. Достаточно ощутимая идеологизированность политических позиций
граждан. ВОСТОК. Менее выраженная идеологизированность позиций,
веротерпимость (за исключением исламских течений).
В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и
власти формируют органически противоположные политические культуры
(например в США и Иране, Франции и Кампучии). И даже перестройка
политических институтов по образцам одного типа культуры не может порой
поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культуры. К примеру, в
Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна
получила достаточно развитую партийную систему, парламентмкие институты и
проч., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на
выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских
старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных
общин и т.д. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенный
интерес к религиям и образу жизни на Востоке также никак не сказывается на
изменении параметров политической культуры.
7. Политические партии.
Партия - это полит общ-ая орг-ия, кот борется за власть или за участие в
осущ-ии власти. Полит партия - это орг-ия единомышленников, представляющая
интересы граждан, соц групп и классов и ставящая своей целью их реализацию
путем завоевания гос власти или участия в ее осущ-ии. Существует множество
подходов к опред сущности полити партий: понимание партии как группы людей,
придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан.); трактовка
полит партии как выразителя интересов опред классов (марксизм);
институциональное понимание полит партии как орг-ии, действующей в системе
гос-ва (М. Дюверже).
Структура полит партий. Существующие сейчас полит партии по орг-ой
структуре можно отнести к двум осн типам: организационно оформленным и
организационно неоформленным. О. о.: в партиях этого типа члены партии
получают парт билеты и платят взносы. О. н.: в партиях этого типа нет офиц
членства (состояния в партии), а для того, что бы считаться членом такой
партии достаточно, что бы за тебя проголосовал комитет этой партии. Общее,
что присуще всем современным партиям, наличие парт аппарата. Т. е. орг-ой
группы людей, для кот партийная полит деят-ть является профессией. Партии,
как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции - группы выдвигающие
программы несколько отличные от общей, осн программы партии. Сущ-ие в
партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку
помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.
Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы
между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий
составляются на основе представительства от различных фракций. В программах
партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных
социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике
партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей,
поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.
Типология политических партий. По характеру доктрин партии делятся на:
революционные; реформаторские; консервативные; реакционные. По месту и
роли партий в политической системе они делятся на: государственные
(партийная идеология становится государственной, партия формирует
государственную систему управления); авторитарные (не сливающиеся с
государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся
его поддержкой); парламентские (действующие в конкурентных политических
системах). Существует классификация партий по критерию организационной
структуры: централизованные (организованные иерархически, с сильным
руководящим центром и строгой дисциплиной); децентрализованные (партии,
выступающие в политической системе, где партийная система играет
второстепенную роль); кадровые (деятельность этих партий направлена, прежде
всего, на выборы, на то чтобы объединить представителей социальных элит);
массовые (ориентированны на политическое воспитание и формирование новых
элит); партии с формально определенными принципами членства (эти принципы,
обычно содержатся в уставах, определяют форму и условия принятия в партию и
пребывание в ней); партии со свободным членством (принадлежность к партии
выражается через голосование за кандидатов собственной партии). По виду
партийного руководства партии бывают: коллективного руководства (лидер
руководящей группы исполняет роль арбитра); коллективного руководства с
отчетливо выраженным верховенством лидера; личностного руководства (с
единоличным руководителем типа вождя, которое является, как правило,
Формально санкционированным); харизматического руководства (где кроме
формальных гарантий коллективного руководства, доминирует личность, исходя
из авторитета в обществе или партии); консенсуального руководства.
Функции: Полит партии в совр обществах выполняют следующие функции:
представит-во - выражение интересов опред групп населения; социализация -
вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;
идеологическая функция - разработка привлекательной для опред части об-ва
полит платформы; участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение полит
кадров и обеспечение усл их деят-ти; участие в формир-ии полит систем - их
принципов, элементов, структур. Полит партии, кот имеют реальные
возможности участвовать в формир гос-ых органов, воздействовать на внутр и
внеш политику страны, в совокупности сост партийную систему об-ва.
4. политическая система общества
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность
политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации общества, которые подчинены кодексу
политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм,
историческим традициям и установкам политического режима конкретного
общества. Политическая система включает организацию политической власти,
отношения между обществом и государством, характеризует протекание
политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние
политической деятельности, уровень политического творчества в обществе,
характер политического участия, не институциональных политических
отношений.
Политическая система конкретного общества определяется его классовой
природой,
социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и
т.п.),
типом государства (монархия, республика),
характером политического режима (демократического, тоталитарного,
деспотического и др.),
социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остро
конфликтных либо консенсунсных и т.п.),
политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми
или не развитыми правовыми структурами),
характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе
(сравнительно открытых либо закрытых),
историческим типом государственности (централистским, с иерархическими
бюрократическими структурами и т.п.),
исторической и национальной традицией уклада политической жизни
(политически активным или пассивным населением, с кровно - родственными
связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями
и т.д.).
Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем
за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный
тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не
входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают
функционирование других систем общества.
Политическая система структурна, т.е. включает части или подсистемы разной
сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система
складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений:
двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень),
среднего или промежуточного ( мезоуровень )
неинституционального - нижнего, массового (микроуровень).
В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие
структуры (на тех же уровнях ): легальные и теневые.
Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты
политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти,
исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая
система включает центральный аппарат государственной власти, разделенной
в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную,
исполнительную и судебную.
Средняя (мезо) структура политической системы образована аппаратами
управления, органами выборной и назначаемой власти, которые
непосредственно слиты со структурами макро уровня, но составляют его
периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими
эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с
государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и
муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия партийных,
профсоюзных и других ассоциативных структур (обществ, союзов), крупные
предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы порядка, другие
учреждения, через которые осуществляется политическая социализация,
например школа, театр, армия.
Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами
политической системы и обществом, организуют их отношения, передают
импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции -
инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса
мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне
формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и
самые массовые параллельные теневые структуры. К скрытым функциям
легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом
уровне при определенных условиях (экономические трудности, неразвитые
гражданские отношения, идеологические и политические конфликты и т.п.)
добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров,
групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная
активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне
формируются нелегальные теневые структуры неполитического характера,
такие как параллельная экономика, черный рынок, организация преступного
мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода, которые имеют тенденции
смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное
влияние.
Микро уровень политической системы образуется массовым участием
общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической
жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных
организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или
протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее
демократической организации (выборах, референдумах и т.д.). На микро уровне
формируются политические народные движения, зарождаются политические
группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается
политическая культура общества - важная составная часть и характеристика
политической системы.
Пространство микро структур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым
уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с
их политическими взглядами, формами участия в совместной политической
жизни, хотя политические роли организационно и функционально их разделяют
по разным уровням.
Политическая система общества сформирована по принципу пирамидальной
иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной
власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы,
имеющие вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим
учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.).
Политическая система должна выполнять ряд функций:
Функция политической социализации. Приобщение индивида к политическим
ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического
поведения, лояльное отношение к институтам власти.
Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить
наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их
обществу.
Функция реагирования. Реагирование на сигналы, поступающие извне или
изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к
изменяющимся условиям.
Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней среды.
Дистрибутивная функция . Распределение ресурсов среди групп внутри
общества.
Функция регуляции. Воздействие на общество. Это воздействие может
проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют
индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.
19. Политическая идеология.
Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в
научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в
своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное
отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия
хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в
символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на
алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период
связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными
умозрительными конструкциями.
К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали термин идеология для обозначения
извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и
социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов.
Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично
иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более
того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в
самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу
своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким
искажениям в понимании общественной жизни. Но идеологическое заблуждение
претендует на теоретически правильное освоение социальности и защищает себя
всеми средствами, вплоть до силовых средств. Особенно это присуще
идеологиям тоталитарного типа, как показала практика идеологической борьбы
двадцатого века.
Маркс и Энгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение
характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они видели в
освобождении познания социального бытия от идеологических познавательных
установок. В.И.Ленин видоизменил подход к марксизму в этом отношении. Он
показал, что марксизм тоже является идеологией - идеологией пролетариата.
Ленин ввел термин "научная идеология", т.е. марксизм. Тем самым был
поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской
идеологией и была выдана индульгенция на политическую непогрешимость всем
сторонникам марксизма. "Научная идеология" стала удобным инструментом
защиты и оправдания любых политических решений.
Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием
и иллюзией социальных слоев о самих себе, ибо слишком велика роль идеологий
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|