Отчет по практике: Таможенный контроль
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение
ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность
предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Основные задачи анализа:
оценка степени выполнения плана и динамики производства и
реализации продукции;
определение влияния факторов на изменение величины этих
показателей;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и
реализации продукции;
разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в
натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.
Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью
стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции
покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих
ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное
значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке,
зависит и объем ее производства.
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной
программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации
продукции. Их используют при анализе объемов производства и реализации
продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для
обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на
консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на
ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности
– условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и
т.д.
Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки
объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства
не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных ил и
условно-натуральных измерителях.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации
продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Год |
Объем производства продукции
Тыс. тг.
|
Индекс цен |
Объем производства продукции в ценах базисного года |
Темпы роста в% |
Объем реализации тыс. тг. |
Темпы роста в% |
базисные |
Цепные |
Базисные |
цепные |
2005 |
18610 |
1,00 |
18610 |
100 |
100 |
18500 |
100 |
100 |
2006 |
27357 |
1,50 |
18234 |
98,0 |
98,0 |
18144 |
98,0 |
98,0 |
2007 |
38148 |
1,46 |
17420 |
93,6 |
95,5 |
17390 |
94,0 |
95,8 |
2008 |
53940 |
1,40 |
17610 |
94,5 |
101,1 |
17715 |
95,7 |
101,8 |
2009 |
73940 |
1,33 |
18140 |
97,5 |
103,0 |
18145 |
98,1 |
102,4 |
2010 |
100320 |
1,28 |
19230 |
103,3 |
106,0 |
19018 |
102,8 |
104,8 |
Анализирую таблицу мы видим, что в первые три года происходил спад
производства продукции, а за последние три наметился некоторый его рост. В
итоге за пять лет объем производства вырос всего на 3,3%, а объем реализации – на
2,8%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации
приблизительно совпадали, то за последний год темпы роста производства
значительно опередил и темпы реализации продукции. Это свидетельствует о
накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не
оплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста выпуска и реализации продукции можно
рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска
продукции составляет 0,65%, а реализации продукции – 0,55%.
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за
отчетный период производится по методике, приведенной в таблице:
Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой
продукции перевыполнен на 4,5%, а по реализации недовыполнен на 2,39%, что
также свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции
осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические
сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день,
нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения
договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по
договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой
штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять
рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги
деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций,
предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации
продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по
госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
3.2 Анализ финансовой
отчетности
Финансовая отчетность и ее анализ
Финансовая отчетность предприятия как информационная база
финансового анализа.
Финансовая отчетность – заключительный элемент системы
бухгалтерского учета. Все элементы бухгалтерского отчета, связаны между собой и
представляют собой систему экономических показателей, характеризующий условия и
результаты работы предприятия за отчетный период
Основными источниками информации для анализа финансового состояния
служат бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении
капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому
балансу – пояснительная записка и данные первичного и аналитического бух.
учета.
Наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового
состояния служит форма №1. Баланс отражает состояние имущества, собственного
капитала и обязательств предприятия на определенную дату.
Финансовая отчетность – это совокупность показателей
бухгалтерского учета, отраженных в форме определенных таблиц, которые отражают
движение имущества, обязательств и финансовое положение предприятия за отчетный
период. Финансовая отчетность представляет из себя единую систему данных о
финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и
изменениях в ее финансовом положении и составляется на основе данных
бухгалтерского учета.
Годовой отчет организаций включает 6 форм. Формы финансовой
отчетности носят рекомендательный характер. При самостоятельной разработке форм
организацией должны быть соблюдены общие требования к бухгалтерской отчетности,
изложенные в ПБУ 4 валюта баланса. Норма: 0.5–0.6
|