МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Стратегия и тактика финансового менеджмента на предприятии

    - целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура;

    - оптимальность оборотных средств;

    - эффективность финансовых вложений.

    Принятие решений с использованием приведенных оценок выполняется в результате анализа альтернативных решений, учитывающих компромисс между требованиями ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности.

    Выделение основных задач финансового менеджмента также в значительной степени определяется содержанием бухгалтерской отчетности.

    Сформулируем систему целей, определяющих признаки успешного финансового управления:

    - выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

    Структуризация содержания финансового управления на предприятии.

    -  избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

    -  максимизация “цены” фирмы;

    -  приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;

    -  рост объемов производства и реализации;

    -  максимизация прибыли;

    -  минимизация расходов.

    Приоритетность той или иной цели определяется самим предприятием исходя из складывающейся ситуации.

    Цели реализуются путем применения различных финансовых инструментов. Существуют различные подходы к трактовке понятия “финансовый инструмент”. В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия. Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты).

    Существует и более упрощенная трактовка понятия “финансовый инструмент”. В соответствии с ней выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, фьючерсы, опционы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

    Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

    -  бухгалтерская отчетность;

    -  сообщения финансовых органов;

    -  информация органов банковской системы;

    -  информация товарных, фондовых и валютных бирж;

    -  прочая информация.

    Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.

    Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента РК, постановления Правительства РК, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.


    1.2 Цели, принципы организации финансового менеджмента

    Изложенное выше является той базой, на основе которой становится реальной разработка и реализация на практике в специфических условиях Казахстана огромного потенциала современного финансового менеджмента. Обычно финансовое управление начинается с бюджетирования. Опыт показывает, что из-за отсутствия точного и систематического знания о своих финансах казахстанские компании теряют до пятой части доходов. Например, генеральный директор одного льнокомбината среди прочих проблем называл вопрос наилучшего использования имеющихся запасов сырья. Консультанты, обследовавшие комбинат, рекомендовали директору срочно и любой ценой избавиться от остатков, скопившихся на складе. Но ему казалось немыслимым расстаться с "живым" товаром. Однако жизнь заставила вести борьбу с остатками на комбинате повседневно. Ведь то, что лежит на складе, не приносит прибыли и лишь увеличивает расходы. И директору пришлось учиться управлять деньгами. Оказалось, что нужно, например, точно знать, какой вид деятельности обеспечивает оптимальный денежный поток, где деньги уходят сквозь пальцы или лежат под ногами, не участвуя в обеспечении жизнедеятельности фирмы. Руководитель всегда должен быть в состоянии ответить на вопрос, сколько денег у него будет завтра, через месяц, через полгода. "Нам стало ясно, когда мы умрем", — так сформулировали результат составления своего реального бюджета в одной Казахстанской компании — и именно это стало первым фактором ее выживания. Отсутствие точного и систематического знания о своих финансах оборачивается для многих казахстанских компаний большими потерями.

    Для хозяйственного управления важно знать не только основные хозяйственные и финансовые результаты, но и отдельно анализировать движение денежных средств, определять изменение основных источников получения денежных средств и направлений их использования. Различие показателей прибыли и денежного потока обусловлено тем, что в бухгалтерском учете некоторые хозяйственные операции отражаются не в момент поступления или перечисления (выплаты) денежных средств, а в момент их совершения (зависит от учетной политики фирмы).

    В таком случае для анализа движения денежных потоков необходимо составить аналитическую ведомость, сгруппировав данные о притоке и оттоке денежных средств по следующим направлениям:

    -  производственно-хозяйственная деятельность;

    -  инвестиционная деятельность;

    -  финансовая деятельность.

    Подобная группировка позволит проанализировать текущие потоки денежных средств, оценить способность фирмы погасить свою задолженность и выплатить дивиденды, оценить необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Наиболее благоприятным результатом, при прочих равных условиях, будет тот, при котором главным источником поступления денежных средств является основная деятельность фирмы.

    Как практически используется потенциал финансового менеджмента для обеспечения стабильного хозяйственного положения фирмы? Абсолютное большинство казахстанских предприятий, включая средние и многие крупные, стремятся, естественно, сохранить свои позиции на рынке. Для этого используются самые разные подходы. Практикуется, например, стратегия пассивного выживания. В ее рамках:

    -  уменьшение затрат путем "сброса" объемов производства и снижения его технологического уровня;

    -  сокращение занятости и заработной платы;

    -  стремление добиться государственных субсидий;

    -  использование чужих средств путем неплатежей (поставщикам, бюджету).

    Более эффективным оказывается использование стратегии активного выживания, включающей:

    -  поиск новых рыночных ниш, обновление продукции, ориентация на маркетинг;

    -  снижение первичных издержек (потребления энергии, воды и др.) посредством совершенствования технологий, изменения режима загрузки агрегатов, отказа от неприбыльных или убыточных производств;

    -  ограничение неплатежей и усиление зависимости предпринимательской деятельности от обеспеченности собственными средствами и условий рыночного кредитования;

    -  поиск новых организационных структур (например, внутренний холдинг в сочетании с сохранением технологического и организационного ядра).

    Этой стратегии обычно присуща стабилизация или незначительный рост выпуска продукции.

    Но самое рациональное — придерживаться стратегии развития (прогрессивное изменение не только количественных, но и качественных параметров бизнеса), опирающейся на:

    -  устойчивый рост производства, наращивание активов фирмы за счет повышения уровня загрузки мощностей и инвестирования в основной капитал;

    -  диверсификацию деятельности, в том числе и со сменой профиля производства;

    -  переход к новой структуре внутрифирменного управления и межфирменного партнерства.

    Между пассивной и активной стратегиями нет "китайской стены". Ряд заводов, находящихся на грани банкротства и компенсирующих дефицит средств неплатежами, приступает к обновлению продукции и даже к разработке новых перспективных моделей. Практически все предприятия в 2000 г. сократили занятость (включая и принудительное увольнение). Основными препятствиями на пути к применению активной модели выживания являются дефицит собственных оборотных средств, невозможность его покрытия банковским кредитом и практически полное отсутствие средств для долгосрочного инвестирования.

    Здесь надо в полной мере использовать финансовый менеджмент. Для предприятия, которое не смогло избежать финансовых неприятностей, обычные способы управления уже неприемлемы. В целях решения сложнейшей задачи вывода из кризиса неплатежеспособного предприятия нужны неординарные решительные меры. Обычно все начинается со смены менеджмента. Если сравнивать ситуацию неплатежеспособности предприятия с болезнью (а это именно болезнь, но еще не смерть), то первейшей проблемой на пути выработки способа выхода из кризиса является постановка правильного диагноза. Для этого необходимо провести тщательнейший анализ технической и финансовой документации, провести переговоры со всеми заинтересованными лицами, охватив таким образом проблему в целом.

    Главной причиной неплатежеспособности предприятия в той или иной форме является нехватка денежных средств. Главный, хотя и не единственный источник денежных средств предприятия — это выручка от реализации продукции, товаров или услуг, в зависимости от профиля предприятия. Для любого предприятия, за исключением специально дотируемого, объем поступающей выручки должен быть по крайней мере достаточным для покрытия всех издержек по производству, хранению и сбыту продукции. В случае недостаточности денежного потока происходит резкое или постепенное истощение оборотных средств, что приводит к неспособности предприятия продолжать производство, и процесс останавливается.

    Недостаточным объем выручки может быть, если продукция продается по цене ниже себестоимости. Происходит это по двум основным причинам: неумение правильно рассчитывать цену в рыночных условиях или сознательное занижение цены с целью перевода части расчетов в так называемый "черный нал" для ухода от налогообложения. Эти два варианта нередко можно наблюдать в сочетании. Стало типичным, когда директор крупного государственного предприятия создает собственное дочернее предприятие по сбыту продукции этого предприятия, чтобы продавать продукцию дочернего предприятия по минимальным ценам. Тогда максимальная прибыль перейдет в руки дочернего предприятия. Часто при этом жадность не знает границ. Директор волевым решением занижает цену готовой продукции, с одной стороны, для получения в свой карман максимума прибыли, с другой — для информации коллектива и общества о том, что государственное предприятие в кризисе и ему необходима поддержка. В таком случае главной задачей менеджера является тщательный анализ денежных потоков и маркетинговое исследование рынка с целью выяснения истинной ситуации. Решение этой задачи часто затрагивает крупные денежные интересы, поэтому необходимо заранее побеспокоиться о собственной безопасности.

    Вторая причина невозможности для предприятия реализовать продукцию по ценам выше себестоимости предопределяется отсутствием спроса. Решение этой проблемы затрагивает большой круг вопросов, связанных не только с политикой сбыта, но и производства и снабжения. Иным случаем является недостаточный объем продаж. В этих условиях цены рассчитаны грамотно, однако размеры реализации недостаточны для покрытия расходов. Здесь важно разобраться в причинах. Если данный продукт не нужен на рынке в объемах, производимых предприятием, то необходимо, с одной стороны, изучать возможности сбыта на других рынках, а с другой — решать вопрос о целесообразности сокращения производства.

    Кроме этого могут быть случаи задержки поступления выручки от покупателей за отгруженный товар. Здесь предстоит внимательно разобраться в причинах. Если причиной является неплатежеспособность заказчиков по независящим от них причинам (долги государства), необходимо составить прогноз возможностей восстановления платежеспособности в будущем. Если причины в самих предприятиях, вновь встает вопрос о целесообразности производства вообще или по данной технологии в частности.

    Помимо вышеперечисленных проблем у предприятия могут существовать чисто организационные проблемы сбыта. Скажем, неудовлетворительная собственная работа на рынке. В таких случаях необходимо срочно осуществить серьезное маркетинговое исследование с целью получения информации о спросе на данный товар и доведения информации о себе до потенциальных потребителей с последующим формированием собственной ниши на рынке и дальнейшим ее расширением.

    Важное значение имеет вопрос рекламы. В кризисных условиях предприятие не может позволить себе дорогую имиджевую рекламу. Реклама должна быть максимально целенаправленной и строго рассчитанной с целью нанесения мощных, но строго направленных точечных ударов. Подобная тактика позволит увеличить объем продаж и уменьшить издержки.

    Что касается непосредственно предприятия, то главной задачей является исследование всего процесса его функционирования. Вопросы, необходимые для изучения, можно разделить на две группы: вопросы, относящиеся непосредственно к организации производства продукции (услуг), торговли и т. д. в зависимости от профиля, и проблемы внепроизводственных расходов. При анализе первой группы вопросов менеджер изучает прежде всего состояние оборудования, его происхождения, уровень технологии, характер износа, качество обслуживания, потенциальные возможности. На этом этапе менеджер определяет, насколько имеющееся оборудование предоставляет возможность вывести предприятие из кризиса. Затем можно перейти к анализу вопросов, непосредственно связанных с использованием оборудования. Это — виды применяемого сырья, состояние складского хозяйства, недвижимости, учета и отчетности, организации управления, работы службы безопасности и т. д. Одним из главнейших на сегодняшний день вопросов является также кадровый.

    После изучения вопросов, касающихся непосредственно производства, следует перейти к околопроизводственным вопросам. Известно, что в экономике Казахстана часто наблюдаются явления нерационального использования предприятиями своей собственности. Многие предприятия имеют колоссальные территории, занятые под свалки, большие, нерационально используемые производственные помещения, неоправданно расширенный штат работников, не связанных с производством, проявления кумовства. Значительные средства предприятий обычно отвлекаются на содержание так называемой социальной сферы. Помимо того наблюдаются, часто нерациональные, слияния различных предприятий.

    После анализа внутренних проблем финансовому менеджеру можно перейти к следующему блоку проблем — вопросам обеспечения бизнеса. Прежде всего целесообразно провести работу по изучению поставщиков сырья для основного производства. Важно внимательно изучить цены на необходимые виды сырья и оборудование, возможности их бесперебойной поставки, отсрочек по платежам, готовности поставщиков работать с вами и в дальнейшем. Кроме того, исследуются вопросы снабжения электроэнергией, теплом, водой. Практика подсказывает необходимость устранения возможности перебоев. Главнейшим является изучение работы по привлечению и подбору кадров. Порой реальна полная замена аппарата.

    1.3 Научный инструментарий финансового менеджмента

    Рыночная экономика в Казахстане набирает силу. Вместе с ней усиливается и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность любому предприятию может обеспечить только рациональное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящегося в его распоряжении. Любые ресурсы ограничены, и добиться максимального эффекта можно не только за счет регулирования их объема, но прежде всего путем оптимального соотнесения различных видов ресурсов.

    Менеджмент представляет собой систему экономического управления производством, которую можно рассматривать с различных точек зрения:

    - как систему экономического управления, включающую совокупность принципов, методов, форм и приемов управления;

    - как аппарат управления;

    - как форму предпринимательской деятельности;

    - как науку об управлении.

    Управление — это процесс выработки и реализации различных воздействий на объект управления, предназначенных для достижения выбранной цели. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями и всегда опирается на информационные потоки, осуществляя принятие решений на основе полученной совокупности информации.

    Менеджмент имеет много аспектов, в том числе: экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный. Каждый из них основан на относительно самостоятельных концепциях, и на практике ими занимаются разные специалисты. Когда речь идет о бизнесе, менеджмент можно рассматривать как форму управления социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской деятельности предприятий и коммерческих организаций. Как орган управления менеджмент — это менеджеры, которые представляют собой наделенный исполнительной властью руководящий состав компаний, банков, финансовых учреждений. Менеджер — это субъект управления, который посредством управленческих воздействий осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

    Для менеджмента традиционным является выделение следующих функций: планирование, организация, мотивация и контроль.

    Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения обязанностей в рамках организационных структур управления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития.

    Функция организации предполагает необходимость структурирования объектов управления для разграничения полномочий, определения прав и обязанностей, функциональных разделений. С этой функцией связан процесс департаментализации, организационного построения внутренней системы управления и контроля.

    Функция мотивации основывается на деятельности, направленной на практическое воплощение намеченного в жизнь. Реализации функции содействует процесс стимулирования деловой активности, производительности и качества труда. Содержание функции мотивации базируется на потребностях людей и факторах, определяющих их поведение.

    Функция контроля представляет собой сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями.

    Финансовый менеджмент, как важнейшая часть менеджмента, представляет собой форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности. Финансовый менеджмент — наука управления финансами предприятия, направленного на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта. Это управление финансами фирмы, направленное на максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.