МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Чрезвычайный режим на Украине

                Также в условиях ЧП продолжают свою деятельность Конституционный Суд Украины, судьи, органы прокуратуры Украины.

                Как правило, Верховный Совет и Президент Украины могут приостановить на время действия ЧП любое решение органов местной государственной администрации, местного и регионального самоуправления, действующих на территории, где введено ЧП.

                Органы, осуществляющие управление на соответствующей территории, в условиях ЧП, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для проведения мероприятий, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления конституционного правопорядка и законности, а также ликвидации угрозы безопасности граждан.

                Органы государственной исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления территории, на которой введено ЧП, могут быть поставлены в прямую подчиненность Президенту Украины.

                Но, если случится ненадлежащее осуществление своих функций органами государственной власти или исполнительными органами местного самоуправления территории, где введено ЧП, то Верховным Советом Украины или Президентом Украины могут быть организованы временные чрезвычайные органы. Следовательно, деятельность органов государственной исполнительной власти, местного и регионального самоуправления приостанавливается. Эти же временные чрезвычайные органы осуществляют функции органов государственной исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления, применяют меры, предусмотренные постановлением Верховного Совета Украины или Указом Президента Украины о введении ЧП и несут ответственность за нормализацию обстановки и соблюдение законности на территории, где введено ЧП.

                В исключительных случаях для координации действий по обеспечению режима ЧП постановлением Верховного Совета Украины или Указом Президента Украины, командующему Национальной гвардией Украины может быть поручено совместно с Министром внутренних дел и Председателем Службы Безопасности Украины создать оперативный штаб во главе с комендантом территории, который является ответственным за поддержание правопорядка и обеспечение безопасности граждан во вверенной ему территории.

                Органы, осуществляющие управление на соответствующей территории, имеют право издавать обязательные к исполнению на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима ЧП.

                Со вводом ЧП, как уже подчеркивалось, происходит ограничение прав и свобод. Но, постановлением Верховного Совета Украины или Указом Президента Украины о введении ЧП, устанавливается перечень и пределы чрезвычайных мер, применяемых в условиях ЧП. Дополнительные меры могут вводиться или утверждаться отдельным постановлением Верховного Совета Украины.

                На период действия ЧП могут вводиться следующие меры :

    1) установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено ЧП ;

    2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр ;

    3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства ;

    4) запрещение проведения митингов, уличных шествий, митингов и демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий ;

    5) запрещение забастовок.

                В случае введения ЧП при стихийном бедствии, аварии, катастрофе, эпидемии, эпизоотии, которые создают угрозу жизни и здоровью населения, дополнительно к основным мерам принимаются следующие меры :

    а) временное выселение людей из мест, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных помещений ;

    б) временное запрещение строительства новых, расширения

    действующих предприятий и других объектов ;

    в) установление карантина и проведение других обязательных санитарно-эпидемических мероприятий ;

    г) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости ;

    д) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений, организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях ЧП продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;

    е) использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, для отведения опасности и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств ;

    ж) отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций от деятельности которых зависит нормализация обстановки в регионе ЧП, в связи с ненадлежащим исполнением или своих обязанностей назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

                В целях ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф в мирное время может проводиться целевая мобилизация, объемы и срок проведения которой определяются Президентом Украины.

                В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения неотложных аварийно-спасательных работ, допускается привлечение трудоспособного населения и транспортных средств граждан для выполнения указанных работ при условии обязательного обеспечения безопасности труда. Запрещается привлечение несовершеннолетних, а также беременных женщин к работам, которые могут отрицательно повлиять на состояние их здоровья.

                Если же ЧП введено по другим основаниям, например, при попытке захвата государственной власти насильственным путем, то дополнительно вводятся следующие меры :

    1) введение комендантского часа (запрещается находиться на улице и в других общественных местах без специально выданных удостоверений личности в установленные часы суток) ;

    2) приостановление после соответствующего предупреждения деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений и самодеятельных объединений граждан, если эта деятельность препятствует нормализации обстановки ;

    3) ограничение или временное запрещение продажи оружия, ядовитых и сильнодействующих химических веществ, спиртных напитков ;

    4) временное изъятие у граждан зарегистрированного огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, а у предприятий, учреждений и организаций - учебной военной техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, отравляющих и сильнодействующих химических веществ ;

    5) введение цензуры, ограничение на выпуск газет ;

    6) проверка документов у граждан, а в необходимых случаях - проведение личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан;

    7) высылка нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, вместо их проживания или за пределы местности, где введено ЧП за их счет ;

    8) особые правила пользования связью ;

    9) запрещение изготовления и распространения информационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку.

                Органы, осуществляющие управление на территории где введено ЧП, естественно, сами справиться не могут. И поэтому все государственные органы, органы местного территориального самоуправления, предприятия, учреждения, общественные объединения и организации, а также граждане на этой территории обязаны всячески содействовать этим органам и выполнять их решения.

                Объединение общественного порядка, охраны жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан в условиях ЧП может осуществляться силами и средствами органов и внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины в соответствии с действующим законодательством.

                В порядке исключения, при введении ЧП при стихийном бедствии, когда стихийное бедствие эпидемия, эпизоотия, авария или катастрофа ставит под угрозу жизнь и здоровье населения и требует срочного проведения больших объемов аварийно-спасательных и восстановительных работ, Президент Украины может привлекать у выполнению этих работ воинские части Вооруженных сил Украины. А списки личного состава воинских подразделений и формирований, а также граждан, принимавших непосредственное участие в устранении обстоятельств, вызвавших введение ЧП, обязательно должны сохраняться в архивах соответствующих министерств и ведомств с последующей передачей их в Государственный архив Украины.

                Итак, чрезвычайное законодательство Украины предусматривает :

    - во-первых введение прямого президентского правления, при котором органы исполнительной власти территории, на которой введено ЧП, ставятся в прямое подчинение Президенту либо назначенному им органу ;

    - во-вторых, увеличение полномочий органов исполнительной власти в условиях ЧП происходит одновременно с ограничением прав и свобод граждан. В условиях социальных бедствий управленческое воздействие направлено на ликвидацию их причин, обеспечение хозяйственно-восстановительных работ, эвакуацию людей и оказание им помощи, поддержание особого режима проживания на указанной территории, содействие деятельности органов власти и иных организаций. Но и в соответствии с этими задачами государственные органы применяют следующие меры : временно выселяют граждан из районов, опасных для проживания с обязательным предоставлением жилища ; проводят санитарно-эпидемические мероприятия ; устанавливают особый режим работы предприятий, учреждений, организаций, в исключительных случаях проводят мобилизацию трудоспособного населения и транспортных средств граждан.

    - в-третьих, объявляемое в связи с возникновением массовых беспорядков ЧП представляет собой жесткий административно-правовой режим ограничений и запретов, основу которого составляют меры предупредительно-присекательного характера.

    Предусматривается, как писалось выше, возможность : ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и других общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки ; выдворение нарушителя общественного порядка, не являющегося жителем данной местности, за пределы территории, на которой объявлено ЧП ; установление комендантского часа. Государственным органам даются полномочия изымать у граждан и организаций оружие, звукоусиливающие технические средства и другие предметы, использование которых влияет на состояние общественной безопасности, вводить запрет на проведение собраний, митингов, забастовок.

                Нарушение режима ЧП, естественно, влечет за собой ответственность, которая устанавливается Законом Украины «О чрезвычайном положении» и иными законодательными актами Украины.

                Нарушение лицом правил комендантского часа влечет задержание до окончания комендантского часа. Задержанные за нарушение правил комендантского часа подлежат личному досмотру их вещей, о чем составляется протокол.

                Нарушение лицом требований режима ЧП, за исключением правил комендантского часа, влечет административное взыскание в виде штрафа до пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или административный арест на срок до пятнадцати суток, если эти нарушения не влекут уголовной ответственности.

                Злостное или неоднократное нарушение установленных требований режима ЧП, совершение действий, которые разжигают национальную вражду, активное препятствование осуществлению гражданами и служебными лицами их законных прав и обязанностей, неповиновение законному распоряжению или требованию лица, которое выполняет обязанности по охране общественного надзора, совершенное в местности, где введено ЧП, влекут за собой наложение штрафа от трех до семи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан на месяц или административный арест на срок до тридцати суток, если эти нарушения не влекут за собой уголовной ответственности. А те же действия, совершенные должностным лицом, влекут наложение штрафа от пяти до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан в месяц или административный арест на срок до тридцати суток.

                Протоколом о нарушении режима ЧП составляются уполномоченным на это должностным лицом.

                Дела об административных правонарушениях рассматриваются в течении трех суток единолично судьей районного (городского) суда в порядке, установленном Кодексом Украины об административных правонарушениях. Лица, совершившие административное правонарушение, могут быть задержаны до рассмотрения дела в суде.

                Отмена ЧП влечет за собой прекращение производства по делам о нарушении режима ЧП и незамедлительное освобождение лиц, в отношении которых применено взыскание в виде административного ареста.

                В случае задержания иностранных граждан за нарушение режима ЧП, органы власти, действующие на территории, где введено ЧП обязаны сообщить о задержании Министерству иностранных дел Украины.

                Если приговор предусматривает смертную казнь, то он в исполнение не приводится в течение всего времени действия ЧП и тридцати суток после его прекращения либо отмены.

                Тут надо заметить, что ответственность несут не только граждане, а и лица, которые привлечены к поддержанию режима ЧП. А именно, превышение лицами, привлеченными к поддержанию режима ЧП, своих полномочий, а равно неправомерное применение силы лицами, исполняющими обязанности по охране общественного порядка, влечет за собой ответственность, согласно действующему законодательству.

                Только судом осуществляется правосудие на территории, где введено ЧП. На этой территории действуют все суды, образованные в соответствии с Конституцией Украины. Запрещается образование каких бы то ни было других судебных или внесудебных органов. Судопроизводство в судах ведется в соответствии с действующими в Украине на момент введения ЧП законами. И запрещается введение любых сокращенных или ускоренных форм судопроизводства.

                А теперь рассмотрим какие существуют гарантии прав физических и юридических лиц в условиях ЧП :

    1) лицам, переведенным на работу, не обусловленную трудовым договором, а также привлеченным для работ по ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, гарантируется оплата труда  в соответствии с действующим законодательством, но не менее заработной платы по основному месту работы ;

    2) лицам, пострадавшим от чрезвычайных обстоятельств или в связи с проведением работ по их предотвращению или ликвидации их последствий, соответствующие государственные органы предоставляют жилые помещения, возмещают материальные убытки, содействуют в трудоустройстве и оказывают иную необходимую помощь при условии и в порядке, установленных Кабинетом Министров Украины.

    3) юридические лица, имущество и ресурсы которых использовались для предотвращения или ликвидации последствий обстоятельств, послуживших причиной введения ЧП, имеют право на возмещение причиненных им убытков в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины.

    4) введение ЧП не может быть основанием для применения попыток, жестокого или унижающего  человеческое достоинство обращения либо наказания, для каких бы то ни было ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном пакте о гражданских и политических правах и законах Украины, если они не противоречат им. Обязательно нужно заметить, что недопустимо применение обратной силы уголовного закона, устанавливающего наказуемость деяния или усиливающего наказание.

                Все рассмотренные мной выше ограничения конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц, которые могут быть применены при условии ЧП являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. Введение иных ограничений строго запрещено.

                Итак мы увидели, что идет во время ЧП усиление административно-правовой деятельности. Это выражается в :

    а) закреплении в законодательстве новых составов административных проступков (например, распространение провокационных слухов) ;

    б)  увеличение штрафных санкций за отдельные виды правонарушений ;

    в) установление особых административно-процессуальных правил. Например, вводится новая фигура в административную юрисдикцию - комендант района ЧП, сокращается срок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

                Рассматривая проблему ЧП нужно также заметить и то, что Верховный совет Украины в течение всего времени действия ЧП осуществляет контроль за соблюдением Закона «О чрезвычайном положении» и проводит периодические депутатские инспекционные проверки территории, где введено ЧП. Все должностные лица обязаны содействовать представителям Верховного Совета Украины в осуществлении проверок и предоставить исчерпывающую информацию по вопросам относящимся к их деятельности в условиях ЧП. Права народного депутата ограничению не подлежат.

                Срок полномочий, в случае его истечения, представительных органов местного и регионального самоуправления, Верховного Совета Республики Крым, Верховного Совета Украины, Конституционного Суда Украины на период действия ЧП продлевается.

                Важно заметить и то, что в условиях действия ЧП на территории Украины или в отдельных ее местностях не разрешается изменение  Конституции Украины и Конституции Республики Крым, избирательных законов Украины и Республики Крым, не проводятся выборы высших органов законодательной власти Украины и Республики Крым, а равно выборы представительных органов местного и регионального самоуправления и местные референдумы на территориях, где введено ЧП.

                О введении ЧП Верховный Совет Украины или Президент Украины в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах не позднее 3-х дней со дня его введения уведомляют Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отклонение от обязательств по упомянутому Международному пакту, о пределе этих отклонений и причинах принятия такого решения. Тут же в сообщении указывается также ориентировочная дата прекращения действий указанных отклонений от обязательств, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах.

                Интересно и то, что Закон Украины «О ЧП» предпосылкой ограничения прав человека и гражданина признает обеспечение общественного порядка, охрану жизни, здоровья, прав и свобод граждан. То есть этот закон содержит такой не предвиденный Конституцией Украины ограничитель, как охрану  жизни. Если приводить этот закон в соответствии с Конституцией, то необходимо исключить из него упомянутую предпосылку правоограничения. Но будет ли это отвечать статье 3 Конституции Украины, где говориться, что человек, его жизнь, здоровье и честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность в Украине наибольшая социальная ценность. Или может пойти другим путем - путем внесения изменений к Основному Закону.*1  

     

    *1   журнал «Право Украины» - №5, 1997год, стр.47

      

                Вопрос, который бы хотелось рассмотреть более глубоко и досконально это вопрос о механизме действия права в условиях чрезвычайных ситуаций.

                Стихийные бедствия, катастрофы, социально-политические и межнациональные конфликты и другие чрезвычайные ситуации, как было замечено ранее, создают реальную угрозу основным субъектам национальной безопасности Украины : людям, гражданам, обществу и государству. А значит любая чрезвычайная ситуация исключает необходимость в жестоком, четко определенном поведении, которое направлено на преодоление и ликвидацию ее последствий.

                С учетом этого целью изучения механизма действия права в чрезвычайных ситуациях есть уточнение того, какие их элементы релевантные к формированию и реализации права ;  как они влияют на организационно-ресурсную основу этих процессов и как это отражается на правовом поведении субъектов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.