Курсовая работа: Анализ хозяйственной деятельности предприятия
Основной целью деятельности коммерческого предприятия является получение
максимально возможной прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
И в сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы
реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчиненное
положение.
В то же время производство и реализация продукция явления взаимосвязанные
и взаимозависимые. Без производства продукции не будет и реализации, но и без
реализации производство бессмысленно.
Целью анализа производства и реализации продукции является нахождение путей
оптимизации объёмов и структуры выпускаемой продукции в интересах максимизации
прибыли.
Основные задачи анализа производства и реализации продукции:
1.
Анализ объемов
производства и реализации продукции (выполнения плана, динамики показателей,
степени выполнения предприятием своих договорных обязательств по поставкам
продукции и др.);
2.
Выявление
изменений в ассортименте и структуре продукции, определение их влияния на
выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении;
3.
Оценка
ритмичности производства и реализации продукции;
4.
Оценка качества
производимой продукции;
5.
Выявление
резервов дальнейшего увеличения объемов выпуска и реализации продукции , оптимизации
её ассортимента и структуры, повышения качества, обеспечения ритмичности
производства и реализации;
6.
Разработка
практических мероприятий по использованию выявленных резервов.
Из задач видно, что анализ ведется в двух сферах: производства и обращения
готовой продукции.
Периодичность проведения анализа: по мере необходимости, на
нерегулярной основе и, прежде всего, в случае падения объемов производства и
реализации продукции.
Субъектами анализа являются экономисты цехов и предприятия в целом, маркетинговая
служба, финансовый отдел, бухгалтерия, служба внутреннего аудита (контроля) и
др.
Источники информации для проведения анализа:
ü
плановая и
нормативная информация;
ü
бухгалтерская
информация, в том числе данные бухгалтерского учета о производстве продукции подразделениями
(цехами); сдаточные накладные о передаче готовой продукции из производства на
склад, информация по счетам разделов III и IV Плана счетов; форма № 2
бухгалтерской отчетности и т.п.;
ü
статистическая
информация, в том числе форма П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и
услуг» и др.;
ü
прочая информация
(техническая документация, данные ОТК, данные о браке и др.).
2.2.1 Анализ объемов производства и реализации продукции
Основные общие показатели, характеризующие объем производства продукции:
ü
Валовая продукция
(ВП);
ü
Товарная
продукция (ТП).
Основной общий показатель,
характеризующий объем реализации продукции:
ü
Реализованная
продукция (РП).
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной
на предприятии продукции, выполненных работ, оказанных услуг, включая
незавершенной производство и внутрихозяйственный оборот.
Она выражается, как правило, в
сопоставимых ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки
незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот, т.е. это продукция
подлежащая продаже. Она выражается, как правило, в действующих оптовых ценах
года.
На многих предприятиях по своему составу валовая и товарные продукции
совпадают, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Реализованная продукция – это продукция:
ü
оплаченная, если
её учитывают «по оплате», или
ü
отгруженная, если
её учитывают «по отгрузке», т.е. продукция отправленная в адрес покупателя, но
пока еще не оплаченная.
Показатели оценки динамики объемов производства и реализации продукции
(могут рассчитываться как по валовой, так и по товарной и реализованной
продукции):
ü
Абсолютный
прирост продукции за анализируемый период;
ü
Темп роста
продукции;
ü
Темп прироста
продукции;
ü
Средний за
анализируемый период темп роста (прироста) продукции.
Кроме того, объём производства продукции характеризуют показатели:
ü
фондоотдачи;
ü
материалоотдачи.
Анализ объема
производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов роста
и прироста.
В процессе
анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих
периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и
горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное
и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода,
принятого за базисный.
Базисные
темпы роста определяются относительно базисного периода:
Тб=Vi / V0 * 100%,
(2.2.1.(1))
цепные –
относительно предыдущего периода:
Тц= Vi / V1 * 100%.
(2.2.1.(2)),
где Vi-1, Vi – объем производства товаров в стоимостном выражении в
сопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;
Vо - объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.
На основе
полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста Tср и прироста Тпр
данных показателей по среднеарифметической Тсра или
среднегеометрической Тсрг взвешенной:
,
,
(2.2.1.(3))
Тпр
= Тср – 100 .
Для анализа
динамики выпуска и реализации продукции, рассматриваются следующие данные по
годам 2005, 2006, 2007 (таблица 2).
Таблица 2 Данные по объему и реализации готовой продукции ОАО «Сода»
№ |
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Объем производства
продукции, тыс. тонн |
1105 |
1197 |
1282 |
2 |
Объем производства
продукции, тыс. руб. |
198 900 |
215 460 |
230 760 |
3 |
Реализация продукции, тыс.
тонн |
1 000 |
1 195 |
1 281 |
4 |
Реализация продукции, тыс.
руб. |
180 000 |
215 100 |
230 580 |
Динамика и выполнение плана по производству продукции в отчетном году
(таблица3)
Таблица 3
№ |
Показатели |
Преды-дущий
год |
Отчетный
год |
Отклонения
от предыдущего года |
Отклонения от плана |
План |
Факт |
Абсо-лютное |
% |
Абсолю-тное |
% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Объем в
действующих оптовых ценах, тыс.руб. |
226 800 |
250 800 |
304 500 |
77 700 |
34,26 |
53 700 |
21,41 |
2 |
Объем в
сопоставимых оптовых ценах, тыс.руб. |
226 800 |
223 928,57 |
264 782,6 |
37 982,6 |
16,75 |
40630,9 |
11,07 |
Выводы:
ü
за отчетный
период объем производства продукции увеличился по отношению к плану более, чем
на 20%. К прошлому году более чем на 30%, что является в основном не
результатом увеличения объема выпуска продукции, а результатом роста цен;
ü
реально
физический объем выпуска продукции в отчетном году увеличился по сравнению с
прошлым годом на 16,75 %, а с планом – на 11,07 %.
Анализ можно углубить, исследовав динамику выпуска и реализации продукции
за ряд отчетных периодов (например, ряд лет).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|