МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Учет и контроль товаров в розничной торговле на примере ОАО "Новости"

    3.3  Особенности проведения аудиторской проверки товарных операций

    Розничная торговля - заключительный этап товародвижения, торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет.

    Если говорить о проведении аудита розничной торговли конкретного торгового предприятия, то в этом случае исследование направлено на хозяйственные операции аудируемого лица. Цикл реализации, получения доходов и формирования финансового результата на предприятиях розничной торговли охватывает разнообразные хозяйственные операции, наибольшую долю среди которых занимают те, что связаны с продажей товаров потребителям. Хозяйственные процессы этого цикла играют основную роль в формировании результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия, являются исходной базой для расчета налогов и т.п., поэтому их достоверность весьма важна. Данное обстоятельство определяется основной целью аудиторской деятельности (аудита): выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

    Целью аудита розничной продажи является установление достоверности отражения в системе учета и отчетности операций по продаже товаров и соответствия правил ведения этих операций требованиям действующего законодательства.

    Задачами аудита продажи товаров предприятиями розничной торговли являются:

    - проверка правильности оформления прихода товара от поставщиков;

    - проверка документов, подтверждающих переход права собственности на товары от продавца к покупателю;

    - проверка правильности расчетов с покупателями по проданным товарам;

    - контроль соблюдения законодательства в части применения контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;

    - проверка соответствия отражения в учете операций по продаже товаров, правильности определения выручки от реализации и суммы НДС, подлежащий перечислению в бюджет;

    - проверка правильности списания расходов на продажу в качестве расходов отчетного периода на соответствие учетной политике организации и требованиям действующего законодательства;

    - контроль достоверности определения финансового результата от продажи товаров

    - проверка правильности ведения раздельного учета.

    Для успешного проведения проверки рассматриваемого цикла аудитор должен иметь представление о характере и особенностях рынков сбыта товаров экономическим субъектом, конкурентной ситуации на этих рынках, платежеспособности потребителей. При проверке цикла реализации аудитор, с одной стороны, располагает внутренними источниками доказательств (информация, полученная от клиента в письменном или устном виде), с другой - внешними (информация, полученная от третьей стороны в письменном виде), а также смешанными источниками доказательств (информация, полученная от клиента в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде, например подтверждение объема дебиторской задолженности).

    Источниками аудиторской проверки процесса продажи при аудите розничных торговых предприятий являются:

    - первичные и сводные документы, которыми оформлены операции продажи (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, спецификации, книга кассира-операциониста, товарные отчеты и т.д.);

    - регистры синтетического учета по счетам 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 44 "Расходы на продажу", 90 "Продажи" и корреспондирующим счетам;

    - финансовая и налоговая отчетность;

    - инвентаризационные материалы;

    - внеучетная информация (спецификации, сертификаты качества, договоры, результаты предыдущих проверок, беседы с персоналом проверяемой организации, особенно с материально-ответственными лицами, разъяснения руководства и т.д.).

    Отдельным источником получения информации при проведении аудита являются нормативно-правовые акты, в частности относительно исследования операций по розничной продаже, это ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации", Письмо Роскомторга "О порядке оформления ценников на реализуемые товары", Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, Федеральный закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и т.д.

    Для обеспечения эффективной работы по осуществлению аудиторской деятельности важную роль играет предварительная работа или планирование аудита.

    В соответствии с федеральным правилом (стандартом) "Планирование аудита", которое разработано на основе ISA 300 Planning, планирование аудита включает разработку общей стратегии на базе детального анализа ожидаемого характера, сроков проведения и объемов аудиторских процедур.

    Опыт работы аудиторских организаций показывает, что временные затраты на планирование первоначального аудита достигают 20% и более от общего бюджета времени. Если аудитор имеет определенный опыт работы с клиентом, знаком с особенностями деятельности конкретного экономического субъекта, то такие затраты снижаются до 5 - 10%. В связи с этим свою работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для этого они изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Большую помощь при этом оказывают беседы с руководителем и специалистами организации, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Аудитор знакомится также с отчетностью, ее основными показателями, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.

    При планировании аудиторской проверки выполняются следующие основные этапы: предварительное планирование аудита; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.

    На этапе предварительного планирования аудитор получает информацию:

    - о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

    - о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность торговой организации, связанных с ее индивидуальными особенностями;

    - об организационно-управленческой структуре экономического субъекта;

    - о видах деятельности;

    - о структуре капитала и курсах акций;

    - об уровне рентабельности и т.п.

    Аудитор составляет и документально оформляет общий план аудита, описывает в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.

    Программа аудита - это продолжение общего плана, она предназначается для выделения задач, конкретизирующих каждую область аудита. Программа аудита содержит перечень аудиторских процедур, необходимых для реализации общего плана, и сроки выполнения каждой аудиторской процедуры. При составлении программы аудита операций по розничным продажам необходимо учитывать специфику финансово-хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли и применяемую систему налогообложения, учета и отчетности.

    Центром аудита цикла продажи товаров является подтверждение дебета и кредита счетов 90 "Продажи", 99 "Прибыли и убытки". Проверке, соответственно, подвергаются корреспондирующие счета: кредит счетов 44 "Расходы на продажу", 41 "Товары", дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

    Система счетов бухгалтерского учета данного цикла и взаимосвязь между ними с точки зрения достижения целей аудита показаны на рисунке 1.


    Рис. 1. Система взаимосвязи счетов бухгалтерского учета цикла реализации и формирования финансового результата

    При проведении аудита продаж в розничной торговле уделяется внимание следующим аспектам.

    1. Проверка наличия и правильности оформления ценников на реализуемые товары. В соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса РФ "по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью". Этот договор считается заключенным между торговым предприятием и покупателем с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. При этом публичным договором между продавцом и покупателем в организациях розничной торговли являются ценники. В этой связи проверка правильности их оформления является необходимой. Ценник должен быть оформлен в соответствии с Письмом Роскомторга "О порядке оформления ценников на реализуемые товары".

    2. Контроль правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с покупателями. Магазины розничной торговли обязаны использовать для расчетов с потребителями контрольно-кассовые аппараты, которые должны быть зарегистрированы в налоговом органе. Подтверждением регистрации служит карточка регистрации контрольно-кассовой машины, которая должна храниться в организации в течение всего времени эксплуатации такого оборудования.

    3. Аудит правильности отражения операций продажи товаров на соответствие учетной политике и действующему законодательству. ОАО «Новости» отражает в оптовом учете по покупным ценам, в розничном учете товары по продажным ценам.

    Таблица 1. Схема аудита хозяйственных операций по продаже товаров в розницу (при применении журнально-ордерной формы бухгалтерского учета)

    Наименованиеоперации Корреспонденция Документальное отражение операции Цели и процедурыаудита
    дебет кредит
    товары оцениваются по покупным ценам
    Признание дохода от продажи 50 90/1 Книга кассира- операциониста, показания контрольно- кассовой ленты, кассовая книга, банковские выписки, товарный отчет, журнал-ордер, Главная книга Проверяется правильность определения выручки от оптовой продажи
    Начисление НДС с выручкиот продажи 90/3 68 Проверяется правильность исчисления и своевременность перечисления в бюджет НДС
    Признание в качестве расхода покупной стоимости реализованныхтоваров 90/2 41/2 Счета-фактуры, накладные, товарный отчет, журнал-ордер, Главная книга Проверить правильность и своевременность списания реализованных в розницу товаров с учетом применяемого способа оценки товаров
    Признание в качестве расхода отчетного периода расходов на продажу 90/2 44 Расчетные ведомости на заработную плату,амортизационные ведомости, счета-фактуры, накладные, справки, ведомость по учету издержекобращения, журнал-ордер, Главная книга Проверить обоснованность списанных расходов на продажу, а такжеправильность отражения в учете
    товары учитываются по продажным ценам
    Признание дохода от продажи 50 90/1 Книга кассира- операциониста, показания контрольно- кассовой ленты, кассовая книга, товарный отчет, журнал-ордер, Главная книга Проверяется правильность определения выручки от розничной продажи
    Признание в качестве расхода продажной стоимости реализованныхтоваров 90/2 41/2 Проверяется правильность и своевременность списания реализованных в розницу товаров с учетом применяемого способа оценки товаров
    Корректировкастоимости проданных товаров до значения покупной стоимости - списание реализованнойторговой наценки (методом "красное сторно") 90/2 42 Счета-фактуры, накладные, расчетпродажной цены, справки-расчеты, товарный отчет, журнал-ордер, Главная книга Проверяется правильность расчета реализованной торговой наценки,а также правильность отражения в учете
    Признание в качестве расхода отчетного периода расходов на продажу 90/2 44 Расчет реализованной торговой наценки,журнал-ордер, Главная книга Проверяется обоснованность списанных расходов на продажу, а такжеправильность отражения в учете
    Расчетные ведомости на заработную плату,амортизационные ведомости, счета-фактуры, накладные, справки, ведомость по учету издержек обращения, журнал-ордер, Главная книга

    4. Одним из важных моментов аудиторской проверки розничных продаж является контроль за правильностью отражения в учете операций по расчетам с покупателями с помощью пластиковых карт. В настоящее время наиболее популярны расчеты кредитными картами различных платежных систем (VISA, MasterCard, American Express и другие). В таком случае продажа товаров оформляется выпиской слипов (товарных чеков), которые прокатываются в специальных устройствах и дополняют показания контрольно-кассовых машин. В целях аудита операций по расчетам с помощью платежных карт применяется следующая схема (табл. 2).

    Таблица 2. Схема аудита хозяйственных операций по расчетам с помощью платежных карт (при применении журнально-ордерной формы бухгалтерского учета)

    Наименование операции Корреспонденция Документальное отражение операции Цели и процедурыаудита
    дебет кредит
    Признание дохода от продажи 57 90/1 Банковский реестр продаж через терминал, журнал-ордер, Главная книга

    Проверяется правильность определения выручки от розничной продажи

    с применением платежных карт

    Зачисление денежных средств на расчетный счет 51 57 Проверяется правильность и своевременность зачисления денежных средствна расчетный счет
    Отражение торговой уступки эквайреру за осуществление расчетов с использованиемплатежных картпри продаже товаров 44 57 Проверить правильность отражения суммы торговой уступкиза услуги по расчетам с применением платежных карт

    Аудит розничной продажи направлен на получение необходимых доказательств для подтверждения достоверности отражения в учете и отчетности хозяйственных операций, осуществляемых предприятиями розничной торговли, при реализации товаров населению.


    Заключение

    Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности предприятия и достижению безубыточной работы: рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь; а также получение долгосрочного финансирования.

    В особых случаях необходимо провести реинжиринг бизнес-процесса, то есть коренным образом пересмотреть организацию труда и заработной платы, подбор и расстановку персонала, инвестиционную и ценовую политику и другие вопросы.

    Прежде всего предприятию ОАО «Новости» необходимо оптимизировать уровень складских запасов. Для этой цели рассчитывают то количество товарного запаса, которое позволит с одной стороны функционировать компании без риска остановки в результате нехватки товаров, а с другой это должен быть минимальный уровень, чтобы "не замораживать" финансовые ресурсы.

    Кроме того, предприятию необходимо наладить работу по взысканию дебиторской задолженности, которая позволит высвободить дополнительные денежные средства и тем самым повысить ликвидность.

    Предприятие может уменьшить дефицит денежных средств путем продажи неиспользуемых основных средств или сдачи их в аренду.

    Привлечение дополнительных долгосрочных источников финансирования положительно сказывается на повышении ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. Направление чистой прибыли на развитие предприятия, а также пополнение уставного капитала за счет дополнительных вкладов собственников поможет увеличить собственные средства компании, что также повысит ее ликвидность.

    Также предприятию ОАО «Новости» рекомендуется оптимизировать использование финансовых ресурсов для того, чтобы вырученные средства за реализованные товары и услуги использовались по целевому назначению. Для этого необходимо составлять плановую калькуляцию затрат, в результате чего каждая статья получает не только стоимостную оценку ,но и свой удельный вес по отношению к общей величине выручки.

    Одним из основных инструментов, позволяющим правильно распределить ресурсы в соответствии со стратегическим планом, увязать численно выраженные стратегические цели предприятия с оперативными планами и показателями, выявить роль и вес факторов, влияющих на достижение целей предприятия, является бюджетное планирование и контроль. ОАО «Новости» рекомендуется ввести систему бюджетирования, установить центры ответственности, разработать стратегический план.

    При таком подходе создается сводный баланс движения денежных средств. Поступления и расходования этих денежных средств в увязке с временным графиком и установленными ограничениями способствуют тому, что денежные потоки систематизируются и находятся в соответствии с принятыми договорными обязательствами перед сторонними организациями, рабочими и служащими, бюджетом и фондами, банками и акционерами как по сумме обязательств, так и по срокам их исполнения.

    Но все-таки «вечный двигатель» для финансового развития предприятия - это прибыль. Прибыль, получаемая из периода в период, постоянно создает «топливо» для дальнейшей работы предприятия. Поэтому построение долгосрочных финансовых прогнозов всегда должно ориентироваться на повышение прибыли - максимизацию результатов деятельности. Так как возможности оптимизации состояния предприятия за счет более рационального распоряжения результатами деятельности рано или поздно исчерпают себя.

    Так же рекомендуется внести дополнение в учетную политику в целях бухгалтерского и налогового учета :

    Ø  разработать Положение о бухгалтерской службе предприятия;

    Ø  установить график документооборота, включая сроки сдачи документов и отражение ответственных работников за сдачу документов;

    Ø  разработать порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, включая сроки проведения инвентаризации, количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств;

    Ø  отразить в учетной политике порядок ведения раздельного учета налоговой базы, облагаемой по разным ставкам, а также при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению. Указать наименования специально открываемых в бухучете субсчетов к счету 90 "Продажи", позволяющих разграничить выручку от реализации облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения товаров (работ, услуг), имущественных прав.

    Ø  закрепить в учетной политике методику распределения "входного" НДС по общехозяйственным расходам и иным затратам, которые невозможно отнести к конкретному виду деятельности путем ведения прямого раздельного учета.


    Литература

    1.  Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ

    2.  Налоговый кодекс РФ (часть I и II) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 17.05.2007г.)

    3.  Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003г. №54-ФЗ.

    4.  Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ. (в ред.от 03.11.2006г.)

    5.  Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ.

    6.  Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н (ред. от 30.12.1999)

    7.  Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 18.09.2006)

    8.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н (ред. от 27.11.2006)

    9.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (ред. от 27.11.2006)

    10.  Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н (ред. от 27.11.2006)

    11.  Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н (ред. от 27.11.2006)

    12.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 утвержденное Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н

    13.  Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н)

    14.  Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утв. Приказом Минфином России и Комитета по торговле России 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2)

    15.  Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

    16.  Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5)

    17.  Антошина О. Учет операций по движению товаров в торговых организациях. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 43

    18.  Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д.. Теория экономического анализа: Учебник. -М.:Финансы и статистика, 2006

    19.  Руков В.Б. Оптовая и розничная торговля – оценка поступающих товаров. "Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2006, N 3

    20.  Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2007

    21.  Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организации. -М.: ИНФРА-М, 2005


    Приложение 1

    БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС


    Приложение 2


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.