МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Современное состояние рынка пластиковых карт

    - Эффективные средства платежа и инструменты расчетов

    - Публичность информации

    - Прозрачное, эффективное и подотчетное управление

    Адекватная правовая основа существования платежной системы подразумевает четкое определение лиц ответственных за разработку правил, кто выдачу лицензий и осуществление надзора, а также ясный процесс регулирования порядка расчетов. Предполагается, что в новой национальной платежной системе правила разрабатываются платежной организацией при аудите со стороны Национального банка. Лицензия на проведение расчетов по картам выдается Национальным банком, при этом платежная организация может установить дополнительные требования к банкам при вступлении в платежную систему. Так как охватить множество банком даже на территории Казахстана, не считая СНГ для одной организации проблематично, предлагается создание территориальных органов контроля за кредитными организациями участниками системы. Предлагается более широкое вовлечение Центрального банка как органа контроля за платежными системами, а не только банками.

    Принцип минимизации рисков, прежде всего, относится к риску ликвидности в процессе расчетов и предполагает предоставление полной информации участникам о существующих финансовых рисках в системе. Так как даже при ежедневном клиринге существует определенный лаг во времени между совершением операции торговой точной и фактической передачей данных в банк, то необходимо создание гарантийного резерва платежной организацией для избегания разрывов ликвидности, которые потенциально могут обрушить систему расчетов. Четырехсторонние системы включают банк-эмитент, банк-эквайер, держателя карты и предприятие торговли.

    В трехсторонних системах функции эмитента и эквайера совмещает один банк.

    Необходимо выделение организации-гаранта расчетов и установление минимальных требований по остаткам на счетах для банков участников. При использовании карт с кредитными лимитами риск ликвидности дополнительно увеличивается, что требует не только проведения продуманной политики со стороны банка, выпускающего карты, но соответствующие требования к самому банку и его финансовому положению.

    Платежная система должна обеспечивать завершение расчетов, даже если один из участников не может выполнить свои обязательства. Гарантом расчетов должна выступать платежная организация. Также целесообразно предусмотреть возможность выделения стабилизационного кредита от Национального Банка.

    По мнению автора, окончательные расчеты должны производиться через счета, открытые в Национальном Банке для минимизации риска неисполнения обязательств, особенно в условиях финансовой нестабильности.

    Условия вступления в систему должны быть публичными, даже при существовании двухуровневой системы информация, предоставляемая ассоциированным членам должна быть полной и достоверной Управление платежной системой должно быть эффективным, прозрачным и подотчетным. Соблюдение четких границ ответственности между участниками системы, между различными органами платежной организации, а также во взаимоотношениях с Национальным Банком. Справедливое распределение голосов между банками, возможность влиять на принятие решений участниками с небольшим количеством голосов. Создание при необходимости рабочих групп для решения возникающих проблем.

    2. Участники новой национальной платежной системы:

    - национальный банк как регулирующий орган и организация, проводящая аудит правил платежной системы и лицензирующий орган для банков.

    - платежная организация, которая устанавливает правила вхождения в платежную систему и совершения расчетов, а также является гарантом завершения расчетов.

    Управление платежной организацией должно осуществляться независимым советом директоров, избираемым путем голосования банками-участниками. Платежная организация несет ответственность за установление стандартов работы

    - независимый сертификационный орган, который на периодической основе выдает и пересматривает сертификаты соответствия требованиям платежной системы, выдаваемых банкам-участникам

    - банки-участники, получившие лицензию Центрального банка, вступившие в платежную систему, соответствующие требованиям платежной организации и соблюдающие установленные правила

    - клиенты, которыми могут выступать как физические, так и юридические лица

    3. Платежная инфраструктура.

    Новая платежная система должна основываться на существующей инфраструктуре, то есть карты, выпускаемые должны быть универсальными и использоваться на существующем оборудовании. В то же время предлагается расширить существующую платежную инфраструктуру, особенно в регионах, путем расширения банкоматной сети, предоставляющей возможность оплаты услуг третьих лиц, когда платеж не связан с одновременным потреблением услуги (телефония, Интернет, коммунальные услуги, внесение платежа по кредиту, оплата абонементов куда-либо), расширения Интернет-платежей с использованием платежных карт, а также автоматов, принимающих карты (парковки, продажа напитков, газет, автоматические театральные и кино-кассы и т.п.)

    4. Платежные инструменты

    Платежным инструментом в национальной платежной системе должна стать платежная банковская карта. Как рассматривалось в первой главе, карта одновременно является инструментом расчетов, банковским продуктом и средством хранения информации. При реформировании платежной системы целесообразно максимально использовать все возможности платежной карты. Как инструмент расчетов карта национальной платежной системы должна базироваться на следующем:

    - Территория приема — Казахстан и СНГ, предусмотрена работа по ко –брендингу с международными платежными системами при совершении операции за границей

    - Валюта карты - тенге, что обусловлено территорией приема кары. Карты в других валютах, скорее всего не будут востребованы рынком

    - Тип карты - смарт-карты.

    - Комиссии за проведение операций с клиента не взимаются, комиссия за годовое обслуживание зависит от типа карты и является ниже по сравнению с международными платежными системами.

    - Карты принимаются в банкоматах, предприятиях торговли, автоматических магазинах, при расчетах через Интернет.

    Как банковский продукт карта новой национальной платежной системы предоставляет клиенту доступ различным программам кредитования, в том числе позволяет открытие кредитного лимита по самой карте для совершения расчетов, дает возможность получать процентный доход на остаток денежных средств на карте, позволяет упростить доступ к инвестиционным продуктам банка - ПИФы и брокерское обслуживание. При этом карта может являться продуктом сразу нескольких банков, т. е. должна существовать возможность ≪подключения≫ дополнительных возможностей к карте, допустим открытие кредитного лимита в другом банке.

    Особая роль отводится банковской карте как средству хранения информации. Чиповые технологии делают возможности платежных карт практически неограниченными. Карта должна стать не просто средством платежа, но и удобным инструментом в повседневной жизни. На карте можно хранить информацию о личности клиента, она может стать своего рода удостоверением, карта может содержать данные о имеющихся программах страхования, а также электронные документы на транспортное средство. Дополнительно может накапливаться информация и дисконтных программах, к которым есть доступ у клиента.

    Все это позволит совместить огромное количество документов и различных карт на одной карте национальной платежной системы.

    Особенно важным параметром для обеспечения конкурентоспособности продукта является возможность ежемесячного получения дохода на выпущенную карту по желанию клиента. На карты необходимо переводить не только заработную плату, но и различные социальные выплаты. Причем должна поддерживаться связанность продукта, то есть при смене работы или места жительства не должно возникать необходимости перевыпускать карту на новую или эмитировать дополнительно еще одну. Одним из преимуществ должна стать универсальность продукта. Данную универсальность позволяют поддерживать системы дистанционного доступа.

    Создание подобной национальной платежной системы позволит создать универсальный платежный инструмент с расширенными функциями, который будет иметь ряд преимуществ перед международными платежными системами.

    5. Механизм расчетов

    Механизм расчетов строится на проведении операций ≪off-line≫ по смарт-картам. В то же время в первое время необходимо предусмотреть возможность использования магнитной полосы, так как не все предприятия торговли принимают к оплате смарт-карты. Так как это четырехсторонняя система, то эквайринг и эмиссия карт могут осуществляться различными банками. Расчеты предлагается основывать на каждодневной клиринговой основе. Причем процессинг предпочтительнее осуществлять через независимую от платежной организации компанию.

    На сегодняшний день накоплен достаточный опыт по проведению операций по платежным картам, и было бы неразумно пренебречь им. Но необходимо соблюдение всех вышеупомянутых принципов, особенно минимизации риска ликвидности и безопасности расчетов.

    3.2 Совершенствование системы управления банковскими рисками в карточном бизнесе

    Карточный бизнес, как и любой другой связан с рядом рисков, возникающих на всех стадиях работы. Национальный Банк планируется разработать методические рекомендации для банков по оценке рисков карточных продуктов, но данный проект пока находится в процессе разработки.

    В связи с актуальностью проблемы, особенно для Казахстана, где системы оценки рисков внедрены слабо даже в рамках продуктов кредитования корпоративного сектора, автором предложена методика оценки рисков для банка-эмитента платежных карт.

    Среди рисков, которым подвергается банк при работе с картами можно выделить: кредитный, операционный и стратегический риски. По мнению автора, риск ликвидности, а также валютный и страновой риски не могут быть оценены применительно к отдельному банковскому продукту, так анализируются на уровне всего банка на основе данных обо всех активно-пассивных операциях кредитной организации. Влияние же странового риска на конкретный банковский продукт также спорно.

    Кредитный риск

    Прежде чем оценить кредитный риск необходимо сначала определить случаи его возникновения. Кредитный риск в отношении платежных карт может проявляться в двух случаях.

    Во-первых, как вероятность неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссудной задолженности. В этом случае риск оценивается в рамках общей системы контроля банковских рисков, риск определяется при открытии кредитной линии на базе финансового положения клиента и корректируется в дальнейшем в зависимости от качества обслуживания долга.

    Базельским комитетом разработаны три подхода к оценке кредитных рисков, которые могут применяться кредитными организациями.

    Большинство кредитных организаций, особенно с участием иностранного капитала, в дополнение к нормативным требованиям Банка Казахстана следуют рекомендациям Банка международных расчетов при оценке кредитного риска.

    Во-вторых, кредитный риск может проявляться как риск возникновения неразрешенного овердрафта. Этот кредитный риск возникает только при работе с платежными картами, поэтому на нем следует остановиться отдельно. Дело в том, что не всегда возникновение ссудной задолженности происходит по вине клиента. В целом можно выделить следующие случаи возникновения неразрешенного (технического) овердрафта: проведение операций без электронной авторизации; курсовые разницы при совершении операции в валюте, отличной от валюты ведения счета и проведение операции самим банком без блокировки суммы по карте. Под курсовой разницей имеется в виду разница в курсе блокировки суммы при авторизации и списании, в результате чего доступный баланс по карте может временно оказаться больше. Если клиент успевает потратить денежные средства до момента списания, возникает овердрафт, о существовании которого держатель карты может и не догадываться. К третьему случаю возникновения овердрафта относится проведение операции не по карте, а непосредственно по счету (периодический платеж по кредиту, конвертация/внутренний перевод, внешний перевод, снятие денежных средств со счета без использования карты). Овердрафт возникает, если учет в банке построен на системе операционного дня, а не отражения операций в реальном времени. В данном случае проблема решается с помощью блокировки соответствующих сумм на карте либо установления отрицательных бонусов. Как правило, данные операции осуществляются вручную, поэтому существует человеческий фактор и вероятность ошибки (операционные риски).

    При рациональной политике контроля над рисками несанкционированные овердрафты не должны превышать 3% от объема привлеченных ресурсов. Здесь необходимо разделять овердрафты, возникшие с целью мошенничества и без злого умысла. Суммы по мошеннические операциям, как правило, не возвращаются и под них требуется создание 100% резерва, то вторые погашаются добросовестными клиентами, а потери банка носят временный характер.

    Справедливости ради стоит заметить, что кредитный риск содержится не только в отношениях между держателем карты и банком, но также охватывает работу с эквайринговой сетью и платежной системой (банком-принципалом или расчетным банком).

    Несмотря на существующие отличия в структуре кредитного риска по операциям с платежными картами его оценка происходит в рамках общей методики, принятой кредитной организацией с определением показателей, характеризующих уровень существующего риска (например, доля и сроки просроченной задолженности, объемы созданных резервов и т.д.). Некоторые источники делят кредитный риск в карточном бизнесе на розничные и корпоративные риски.

    Данная классификация не представляется автору приемлемой, так как не всегда можно разделить розничный и корпоративный риск в карточном бизнесе (например, по зарплатным проектам).

    Для минимизации кредитного риска в банке необходимо тщательно подходить к оценке потенциальных заемщиков и снижению уровня продуктов с высоким уровнем риска. Особое значение имеет разработка системы скоринга, а также политика кредитной организации по качеству выдаваемых ссуд. В любом случае, процесс должен быть максимально автоматизирован для минимизации человеческого фактора, а также возможности работы с большим количеством заявок от клиентов. По мнению автора, агрессивная политика по распространению кредитных карт, особенно рассылка без заявления клиента, крайне негативно отражается на уровне риска. Массовое использование данного канала продаж может привести к серьезному кризису кредитования через платежные карты и подорвет доверие к картам как платежному инструменту. Кроме кредитного и репутационного рисков, такого рода политика приводит к росту мошеннических операций. Как правило, в выигрыше остаются банки, первыми вышедшие на рынок.

    При массовом использовании агрессивных продаж без учета качества ссуд может возникнуть кризис по типу ипотечного кризиса в США по выданным "subprime" кредитам.

    Таким образом, для построения системы управления кредитным риском внутри кредитной организации необходимо:

    1. разработать внутренние положения и процедуры оценки риска. Процедуры должны покрывать все стадии работы при открытии кредитных карт от подачи заявки клиентом до закрытия лимита.

    2. внедрить систему скоринга для физических лиц и процедуры определения лимитов для юридических лиц

    3. определить возможности снижения общего кредитного риска за счет продажи наиболее рисковых активов

    4. согласовать работу со службой безопасности, что особенно важно при вынесении решения об открытии кредитной линии

    5. Внедрить систему контроля за текущей задолженностью, в том числе просроченной и своевременное создание лимитов.

    6. Предоставлять информацию клиенту в понятной и доступной форме для избежания возникновения просроченной задолженности по недопониманию

    7. Внедрить систему смс-оповещения клиентов о проведенных операциях для снижения риска несанкционированных операций.

    По мнению автора, определение кредитного лимита должно основываться на официальном документально подтвержденном доходе клиента, учитывать уровень существующей задолженности (в том числе с помощью проверки в кредитном бюро), количество членов семьи и доход на члена семьи. Нецелесообразно открывать лимит, превосходящий ежемесячный доход клиента, так как в этом случает резко увеличивается риск невозврата денежных средств. Учитывая, что срочные ссуды как правило предоставляются под меньший процент, то для клиента выгоднее финансировать крупные покупки не за счет кредитного лимита, а используя другие банковские продукты.

    На сегодняшний день разработано огромное количество скоринговых систем, но данные системы должны находится в постоянном развитии, учитывать результаты самого банка и обновленную статистику (например, уровень инфляции и прожиточный минимум).

    Особенность кредитных карт, как и любых кредитных продуктов, предлагаемых физическим лицам, заключается в возможности относительно быстро накопить достаточную статистическую базу для анализа портфеля в целом, к которому применим закон больших чисел. Таким образом политика по созданию резервов должна базироваться не только на рекомендациях и требованиях Национального Банка, но и на собственном опыте кредитной организации. В связи с этим при проведении адекватной и взвешенной кредитной политики в области платежных карт, кредитные риски по этому банковскому портфелю легко поддаются контролю.

    Дипломник придерживается мнения о неприемлемости агрессивной продажи карт с кредитным лимитом в долгосрочной перспективе, так как при этом не учитывается уровень риска и портфель может быстро потерять управляемость.

    Подобные стратегии окупают себя на начальном этапе развития рынка, когда существует возможность получить повышенный доход и одновременно наблюдается высокий спрос на покупку активов (задолженности по кредитным картам) со стороны третьих лиц.

    Также с целью снижения риска можно предложить клиентам кредитные карты, обеспечением по которым является открытый в банке депозит. В данном случае клиент имеет возможность распоряжаться деньгами (особенно в течение льготного периода, когда не начисляются проценты), и в то же время получать процентный доход на накопленные денежные средства, превышающий доход по текущим счетам.

    Таким образом, для минимизации кредитного риска принципиально важно:

    1. проведение взвешенной кредитной политики

    2. мониторинг и пересмотр портфеля на постоянной основе

    3. анализ накопленной статистической информации о клиентской базе, задолженности, уровне и сроках просрочки

    4. возможность передачи риска другим институтам

    5. разработка продуктов, снижающих кредитный риск

    6. качественная информационная поддержка клиентов

    Операционные риски

    Наибольший интерес для платежных карт как банковского продукта представляет операционный риск, который определяется как риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий . Стандартно операционный риск оценивается в зависимости от направления бизнеса и годового валового оборота по этому направлению, получаемого кредитной организацией. С точки зрения автора, данные подход не имеет под собой достаточной основы, так как заявление о влиянии дохода на уровень операционного риска весьма спорно.

    Автором предлагается построение управления операционными рисками исходя из четырех этапов.

    Первый этап - выявление риска, который подразумевает анализ всех факторов операционного риска, в том числе риски продуктов, деятельности, процессов и систем. Этот этап потребует огромных временных затрат, так как необходимо детально изучить работу каждого отдела, вовлеченного в операции с платежными картами, изучить движение потока документов, уровни принятия решений, проанализировать все процессы, происходящие в банке, а также выявить особенности используемых систем. Первый этап должен завершиться построением детальной модели бизнес процесса.

    Второй этап подразумевает систематизацию риска на основе экспертных суждений с учетом таких факторов, как количество и качество персонала, характер изменений в бизнес процессе, уровень технологий, качество внутренних процедур и системы контроля. Работу на втором этапе целесообразно проводить при сотрудничестве с начальниками отделов, которые понимают процессы и могут высказывать достоверные экспертные суждения.

    Третий этап предусматривает мониторинг текущей деятельности, в том числе внедрение системы отчетности в случае убытка, построение базы данных потерь, выбор ключевых индикаторов риска и периодический контроль их значений. Здесь наиболее важно информирование о случаях возникновения убытков в результате реализации операционного риска. Информация о подобных событиях после систематизации может быть использована для целей построения статистической базы. На основе статистики матрица рисков уточняется и пересматривается.

    Четвертый этап реализуется по двум направлениям - контроль и снижение риска. Методами снижения риска могут быть качественная разработка процедур для новых продуктов и видов деятельности; страхование; аутсорсинг; планирование бизнеса; развитие систем автоматизации банковских технологий и защиты информации политика отдела кадров и т. п. При выявлении случаев убытка в результате реализации операционного риска должны приниматься меры по исправлению узких мест и минимизации риска возникновения подобных ситуаций в будущем.

    Контроль осуществляется путем внедрения системы внутреннего контроля, расследования случаев операционных убытков, оценки системы управления операционными рисками, сравнение прогнозируемых операционных потерь с фактическими, периодический пересмотр индикаторов операционного риска и основных принципов управления рисками.

    Выше приведены общие моменты построения системы управления операционными рисками, которые могут быть использованы для всех направлений бизнеса. Особенностями же направления ≪розничные банковские операции/платежные карты≫, влияющим на построение системы управления операционными рисками, будут являться необходимость соблюдения не только законодательных требований, но и правил платежных систем; высокий потенциальный уровень мошенничества как среди персонала и клиентов, так и со стороны третьих лиц; высокий уровень автоматизации работы и, соответственно повышенные риски систем (например, банкоматной сети, нарушения в работе каналов связи и т.п.); а также значительные физические риски.

    Контроль за операционными рискам осложняется также постоянным изменением банковских продуктов. Платежные карты - один из самых динамически развивающихся продуктов, сопровождающийся появлением новых сопутствующих услуг. Современная ситуация на рынке свидетельствует об усилении роли дистанционных сервисов, различных совместных карточных продуктов, активном развитии кредитных карт и постепенным внедрением чиповых технологий.

    Платежные карты характеризуются высоким уровнем мошенничества, что является частью операционного риска. Эволюция мошенничества с пластиковыми картами шла одновременно с совершенствование самих карт и методов расчетов на и основе. Суть мошеннических операций состоит в выяснении номеров счетов/карт, изготовлении фальшивых карт, перекачивании денег с их помощью со счетов истинных владельцев на счета подставных фирм или физических лиц. Теоретически мошенничество может произойти на любой стадии выпуска и функционирования карты: в банке-эмитенте; в банке, обслуживающем торгово-сервисную сеть; в торгово-сервисной сети; непосредственно в среде держателей карт; в компаниях, обслуживающий информационный обмен между участниками платежной системы.

    Название направления бизнеса дано в соответствии с рабочим вариантом перевода на русский язык документа Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы"

    По мнению автора, классификация рисков, которые несет банк-эмитент, по трем категориям:

    1. Потери из-за мошеннических действий вне системы банка:

    — овердрафт на счету клиента из-за мошеннических действий клиента при массовых закупках по карточке ниже авторизационных лимитов магазинов;

    — списание средств со счетов клиентов по поддельным картам;

    — списание средств со счетов клиентов по утраченным каргам;

    — списание средств по фальшивым финансовым документам.

    2. Потери из-за мошеннических (либо без корысти) действий в системе банка:

    — несанкционированная установка на карту кредитного лимита, позволяющая увеличить авторизационный остаток на СКС с последующим снятием средств;

    — несанкционированная установка в авторизационной системе специального статуса счета, позволяющего в определенных пределах снимать средства с карточки (фактически кредитный лимит);

    — несанкционированное пополнение счета карты;

    — выпуск параллельной карты-двойника;

    — несанкционированный выпуск новых пластиковых карт (например, с нулевым балансом и пр.)

    3. Потери из-за технологических сбоев и ошибок:

    — несоблюдение требований платежной системы по оформлению платежей;

    — несоблюдение требований платежной системы по передаче информации.

    Для минимизации потерь банка-эмитента необходимо соблюсти основные моменты обеспечения безопасности:

    — обеспечение физической и технологической безопасности процесса производства карточек, процессирования транзакций и обеспечения процесса авторизации;

    — обеспечение оптимального уровня проверки персональных данных потенциальных держателей пластиковых карт;

    — обеспечение информационно-аналитической деятельности по раннему выявлению мошеннических действий с пластиковыми картами.

    Подводя итог, можно отметить, что, несмотря на бурное развитие карточного рынка и операций с платежными банковскими картами в Казахстане, внедрение этого относительно нового продукта и дополнительных услуг к нему должно происходить при тщательной оценке рисков, особенно операционных и кредитных.

    В противном случае, существует вероятность возникновения кризиса на рынке розничных банковских услуг. Казахстан находится в начале пути по развитию банковских карт как инструмента расчетов, еще не до конца проработана нормативная база, потребители еще не привыкли к новым услугам и кредитным картам, относительно высокий уровень мошенничества снижает востребованность карт и дистанционных сервисов. Тем не менее, тенденции развития платежного оборота посредством банковских карт свидетельствуют о положительной динамике рынка.


    Заключение

    В условиях обострившейся конкуренции на рынке розничных услуг, банки и платежные системы стали больше внимания уделять повышению качественных характеристик своих продуктов, стимулируя клиентов совершать покупки с использованием карт, в том числе путем предоставления овердрафта по счетам для расчетов с использованием платежных карт. И банки ищут новые пути завоевания рынка, они пытаются заинтересовать клиента с тем, чтобы он пользовался картой как можно чаще.

    Платежная карта – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Первые карты были сделаны в США в 1920-1930 г.г. на бумажных носителях и предназначались для подтверждения кредитоспособности владельца вне его банка.

    Сегодня рынок пластиковых карт представлен следующими разновидностями карт: кредитные и дебетовые; индивидуальные и корпоративные; пластиковые карты с магнитной полосой или со встроенной микросхемой; пластиковые карты, основанные на разных механизмах хранения данных, обычные пластиковые карты, серебряные и золотые.

    Рынок пластиковых карт – это совокупность операций по выпуску, обращению различных видов карт и круг учреждений по их обслуживанию, включающий в себя все платежные системы. Для благополучного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

    В то же время суть платежной карты заключается вовсе не в кусочке пластика, а в организации отлаженной системы безналичных платежей в рамках платежной системы. В рамках исследования карточной платежной системы рассмотрен вопрос, касающийся влияния используемых платежных инструментов на денежно-кредитную политику, который является наиболее интересным и неоднозначным.

    Это связано с использованием новых технологий, новых инструментов расчетов, действие которых еще до конца не изучено экономистами. Способность средств на платежных картах замещать наличные денежные средства в качестве господствующего средства розничных платежей дает основание полагать, что широкое распространение платежных карт может привести к росту денежной массы и нарушению равновесия спроса и предложения на денежном рынке. Широкое распространение платежных карт, также как и электронных денег, может повлиять на деятельность центральных банков в сфере денежной политики, банковского надзора, контроля над платежной системой.

    Основные тенденции современной мировой карточной платежной системы связаны с развитием новых платежных инструментов, таких как смарт-карты, бесконтактные карты, а также маркетингом и борьбой с мошенничеством. При этом на рынке доминируют американские платежные системы, что связано с исторически более ранним началом развития операций с платежными картами на территории США. Данный факт является одним из стимулов для реформирования карточных платежных систем в европейских странах, что не менее актуально и для современных казахстанских условий.

    Факторами, препятствующими развитию рынка безналичных платежей посредством банковских карт, по мнению автора, являются: недоразвитость инфраструктуры; психологические барьеры, связанные со стереотипом о низком уровне безопасности платежных карт и развитием мошенничества; высокая стратификация доходов населения; отсутствие полноценной государственной политики в отношении рынка платежных карт и электронных платежей и систем.

    Для развития карточного платежного оборота в Казахстана требуется в первую очередь решить экономические проблемы страны, среди которых различный уровень благосостояния, низкий уровень финансовой грамотности населения.

    Подводя итог, можно отметить, что развитие платежного оборота в Казахстане, в том числе посредством использования банковских карт, представляет собой актуальную теоретическую и практическую проблему, связанную не только с развитием новых технологий, но с и необходимостью регулирования бурно развивающегося рынка для определения будущей структуры платежной системы на глобальном и казахстанском уровнях.


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.