МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внеклассная работа по иностранному языку

    Внеклассная работа по иностранному языку

    Министерство образования РФ

    Владимирский Государственный Педагогический Университет

    Кафедра педагогики

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

    Выполнила:

    Привезенцева Ольга Николаевна –

    студентка факультета иностранных языков,

    группа А-52.

    Научный руководитель:

    Даведьянова Нина Сергеевна –

    кандидат педагогических наук,

    доцент кафедры педагогики.

    Владимир, 2004

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3

    Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

    5

    § 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое

    явление 5

    § 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая

    система 7

    а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7

    б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10

    в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по

    иностранному языку 12

    Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному

    языку 22

    § 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22

    § 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33

    § 2.3. Календарные и тематические праздники 38

    § 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку

    43

    § 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по

    иностранному языку 50

    § 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по

    иностранному языку 55

    Заключение 58

    Список литературы 61

    Приложения 63

    Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма Шекспира 63

    Путешествие в страну "Хампельманию" 70

    Введение

    Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку

    имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.

    Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и

    способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,

    развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических

    вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры

    другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру

    своей страны.

    В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и

    практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое

    обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной

    работе. [1,151].

    В 20 – 80е годы ХХ века в советской школе внеклассная работа по

    иностранным языкам велась достаточно активно, являясь продолжением

    регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов ХХ века в

    отечественной школе наметилась негативная тенденция «урокодательства»,

    когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе

    внеклассная работа по иностранным языкам. Это объяснялось главным образом

    причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из

    учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе

    факультативных, кружковых, клубных и т.д. За эти годы существенным образом

    ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне

    рамок урока. В конце 90х годов, когда правительство и министерство

    образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и

    несколько улучшили финансирование системы образования, возникла

    необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в

    отечественной школе.

    Как выяснилось, за это время произошли такие изменения в жизни и

    системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и

    содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое

    распространение в системе образования получила работа с компьютерами,

    использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в

    процессе контроля знаний, умений, навыков.

    Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли

    тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой

    культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к

    значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной

    работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала

    возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе по иностранным

    языкам.

    Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся

    общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и

    методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по

    иностранным языкам. В данном исследовании мы руководствовались этой

    насущной потребностью современного процесса обучения иностранным языкам.

    Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми

    подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным.

    Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной

    заинтересованности. Это связано с моей будущей профессией учителя

    иностранного языка, использующего в своей практической деятельности

    самостоятельно разработанные методические рекомендации и материалы к

    внеклассной работе по иностранным языкам.

    Источники исследования: монографии отечественных авторов по

    дидактике, учебные пособия для ВУЗов, статьи учёных, педагогов, учителей-

    практиков в педагогической периодике (главным образом в журнале

    «Иностранные языки в школе»), а также собственные методические разработки

    для внеклассной работы по иностранному языку.

    Объект исследования

    Внеклассная работа по учебным предметам в современной школе.

    Предмет исследования

    Внеклассная работа по иностранным языкам в современной школе.

    Цель исследования

    Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной

    работы по иностранным языкам и представить собственные методические

    разработки и рекомендации в данной области.

    Задачи исследования

    1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной

    работы в современной школе;

    2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по

    иностранному языку с точки зрения системного подхода;

    3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм,

    факультативных занятий, календарных и тематических праздников,

    экскурсий, домашних работ учащихся и использования средств

    массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во

    внеклассной работе по иностранному языку;

    4) представить собственную методическую разработку по творчеству У.

    Шекспира и дополнить различные формы внеклассной работы по

    иностранному языку собственными методическими рекомендациями.

    Методы исследования

    1) теоретический анализ педагогической литературы;

    2) систематизация материалов по структурным (системным) компонентам

    внеклассной работы по иностранному языку;

    3) классификация различных форм внеклассной работы по иностранному

    языку;

    4) практическая разработка методических рекомендаций по внеклассному

    мероприятию.

    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

    . осуществлён теоретический анализ внеклассной работы по

    иностранному языку как педагогической системы (принципы

    организации, цели и задачи, содержание, мотивы, формы и

    методы внеклассной работы по иностранному языку);

    . представлена педагогическая характеристика отдельных форм

    внеклассной работы по иностранному языку (игра,

    факультативные занятия, календарные и тематические праздники,

    экскурсии, СМИ и сеть «Интернет», домашние работы учащихся);

    . по каждой форме воспитательной работы представлены

    собственные методические рекомендации;

    . в приложении представлена авторская методическая разработка

    «Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма

    Шекспира».

    Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты

    могут быть использованы в учебном процессе педагогического ВУЗа, а именно:

    в лекциях, семинарах и лабораторно-практических занятиях по дидактике,

    методике преподавания иностранных языков, в процессе написания курсовых и

    дипломных работ, в ходе педагогической практики студентов, а также в

    педагогической деятельности учителей иностранных языков в современной

    школе.

    Структура дипломной работы.

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и

    приложения.

    Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

    § 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое

    явление

    ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, внеурочная работа, составная часть учебно-

    воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного

    времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась

    учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством,

    организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеклассная работа

    получила в 20е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться

    разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С.

    Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги

    рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности,

    основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С

    созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная

    работа чаще всего сливалась с работой этих организаций.[1, 151].

    До сер. 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного

    образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации.

    Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким

    активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной

    воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в

    роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное

    общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить Внеурочную работу не

    смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.

    Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался

    поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность

    школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила

    школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы

    внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными

    задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для

    проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для

    детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии,

    элементов игры, оптимистические перспективы и приподнятости.[1, 151].

    Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с

    внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному

    направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и

    т.п. Развитие художественного и технического творчества учащихся,

    художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт,

    туризм и т. д. С учётом воспитательного значения производственной трудовой

    деятельности проводятся эксперименты по организации школьных кооперативов и

    других трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и

    учреждений.

    Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи

    в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во

    время школьных вечеров праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме

    внеурочной работы относится организация продлённого дня. Во внеурочной

    работе большое значение имеет самоуправление учащихся которое позволяет

    большинству школьников принять участие в организаторской деятельности,

    формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от

    активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя

    придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

    ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Различные виды самостоятельной учебной

    деятельности школьников. Часть внеурочных учебных занятий непосредственно

    связана с уроками — выполнение текущих домашних заданий, подготовка

    докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др.

    часть внеурочных учебных занятий связана с уроками опосредованно и

    выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки,

    факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия искусством,

    техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы

    учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по

    своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных учебных занятий в ходе

    обновления средней школы будет возрастать. Применение и закрепление

    учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной деятельности

    смыкается с внеурочной воспитательной работой. [2,152].

    Участие школьников в общественно полезной деятельности с

    использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует

    осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения

    к образованию.

    Воспитательное и образовательное значение внеурочных учебных занятий

    высоко оценивалось педагогами с самого начала становления советской школы.

    В современной дидактике виды внеурочных учебных занятий трактуются как

    внеурочный этап процесса обучения. Примерное содержание тех видов работы

    учащихся, в которых усвоенное на уроках используется для обществ, целей,

    должно указываться в учебных программах. Организация их и первоначальная

    помощь учащимся возлагаются на учителей-предметников, для которых такого

    рода внеклассная работа является естественным продолжением преподавания.

    [2,152].

    § 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая

    система

    Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-

    воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть

    единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ[1] можно

    определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой

    проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за

    пределы обязательных учебных программ.

    а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку

    В основе функционирования системы внеклассной работы по любому

    предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание,

    формы, методы, направление педагогического воздействия на личность,

    характер связи отдельных элементов системы.

    Принципы внеклассной работы по иностранному языку – исходные

    положения, которые определяют требования к её содержанию, методам и

    организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной

    работы по иностранному языку в школе и иллюстрируют суть педагогической

    деятельности учителя – организатора внеклассной работы.

    Внеклассная работа строится на следующих принципах: [30, 63].

    1) Принцип связи обучения с жизнью.

    Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной

    работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребёнка.

    Основные условия реализации этого принципа следующие:

    . систематическое ознакомление подростков и старших школьников с

    актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом;

    . широкое использование краеведческого материала;

    . встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей

    профессиональной деятельности;

    . включение материалов на иностранном языке в общешкольные

    мероприятия;

    . использование на внеклассных занятиях материалов из жизни

    школы;

    . привлечение материалов переписки с зарубежными школьниками к

    работе над избранной тематикой.[30, 64].

    2) Принцип коммуникативной активности учащихся.

    Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во

    внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и

    доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями,

    чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на

    занятиях драматического кружка и т.д. Большое значение для стимулирования

    коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов

    деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых,

    неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.