Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности
несмотря на существующий действующий раньше так называемый единый
воспитательный фронт. Стоит в этом месте указать на более общие
педагогические закономерности, с какими имеем дело в этом отношении в
современных условиях.
На мой взгляд, это объясняется прежде всего явлениями общественного
диссонанса, проявляющегося в отношении между широко понимаемым воспитанием
(социализацией) воспитанием в узком значении. В широком понимании
воспитание охватывает всякие явления и процессы, связанные с воздействием
общественно-культурной и естественной среды на человека, воспитывающих его
личность. В узком понимании это лишь осознанные и намеренные действия
учреждений или лиц, специализирующихся в этой деятельности и формирующие
личность согласно принятым образцам или воспитательному идеалу. Учет такой
дифференциации и сосредоточение внимания на воспитании, организованным
цельно и намеренно, имеет смысл тех пор, пока в данной широкой общественной
среде царит относительный порядок и гармония, а негативные явления,
влияющие на людей стихийно, не контролированным способом, не превышают
определенного тревожного уровня.
Вместе с превышением определённого критического или тревожного уровня
в валовом обществе, деятельность воспитательных учреждений нарушается и
может даже содействовать усугублению негативных явлений. Именно такой
процесс, наблюдается в воспитании, так как живём мы в эпоху больших перемен
и общественных напряжений.
Давление и темпы преобразующих процессов в обществе, их взаимодействие
и усиление негативных явлений вызывают то, что запланированные цели,
содержание, ценности и воспитательные процессы в духе гуманных идеалов
социализма - ослабляются или даже отменяются. Побеждают спонтанные процессы
приспособления отдельных единиц и общественных групп к действительному
образу жизни в семье, трудовой среде и месту жительства.
Мы убедились, что в быстро изменяющемся мире влияние социализации
становится не только более интенсивным, но и вместе с тем противоречивым,
что может ослабить или уничтожить планируемые условии воспитания.
Какое положение должны принять педагоги в этой обстановке? Кажется,
что единственно правильным будет творческое использование имеющихся
теоретических достижений психолого-педагогических наук и отдельных
индивидуальных концепций для возбуждения или регулирования образовательных
перемен.
Эта директива касается; в первую очередь, модернизации воспитательной
деятельности современной школы.
Школьное воспитание станет действенной силой прочного обновления и
саморегулирования, если сначала произойдёт перемена стиля программирования
каждой школы. Школа, как и другие воспитательно-просветительские
учреждения, должна получить определенное поле свободы, должна быть лишена
«сверх контроля» - главным образом административного - как явления,
вредного для воспитания.
Надо сделать всё, чтобы школа стала местом, где будут культивироваться
общечеловеческие ценности, прежде всего гуманные, где, несмотря на кризис
веры, доверия и всяких авторитетов, есть время и место задуматься над
организацией добросовестной жизни. Путём воспитательных и других
воздействий необходима будет переориентация в области признаваемых образцов
жизни и общественного повышения: с вертикальной ориентировки на
горизонтальную, с ориентировки "иметь" на ориентировку "быть", с
притязательских интересов на устремительские.
В школьной воспитании должна наступить концентрация внимания на
задачах и конкретных, действиях, а не лишь только на лице воспитанника В
воспитании надо акцентировать внимание на перспективу, на будущее, не
только на прошедшее и современность. Это даст молодежи принять позицию
антиципации идеального состояния и стремления к его осуществлению. В
воспитательной деятельности надо предпочитать направление на развитие
альтернативных решений. Это будет обозначать воспитание людей, склонных
планировать перемены в окружающей среде и в собственной личности, а но
только лишь поддерживающих существующую действительность, что является
важным в связи с необходимой перестройкой мышления и действий, формирования
ориентировок прообщественного поведения молодежи. Благодаря достижению этих
свойств возможной становится готовность людей к сотрудничеству и принятию
действий на благо других людей или учреждений.
В отношении к школе, ее воспитательной деятельности надо принять
принцип партнерства. Обновления требует и теория воспитания, роль которой в
формировании общественно-воспитательной практики будет намного больше, если
учесть предпосылки, вытекающие, из явлений общественного диссонанса. Ее
основой должны быть прежде всего общественные реальные факты, вытекающие из
общественного и экономического кризиса страны. Ведь воспитание является
действенным фактором общественных перемен и прогресса в разных сферах нашей
жизни.
Норма личности - это способность личности в своем развитии обретать
социальную сущность человека, имеющего такие особенности: отношение к
другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче; творческий
характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению;
возможность проектировать свое будущее; внутренняя ответственность перед
собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла
жизни.
Искоренение причин психологического кризиса несовершеннолетних,
приводящего к противоправному, в том числе преступному, поведению, может
быть достигнуто только при коренном оздоровлении общества (экономическом,
социальном, духовном), гарантирующем защиту прав и интересов детей и
подростков. При этом необходимо такое изменение системы воспитания, которое
обеспечивало бы оптимальные условия для саморазвития личности,
ориентированной на общечеловеческие ценности.
Понятно, что эти задачи из-за сложившегося состояния экономики и
науки, правового сознания и уровня нравственной, психологической и
педагогической культуры нашего общества в ближайшее время в полной мере
невыполнимы.
Задачи оздоровления общества, в том числе и системы воспитания
(включая и решение проблемы преступности), являются первостепенными и
должны быть представлены в долгосрочных программах развития нашего
общества.
Необходима кардинальная реформа социальной системы помощи детям и
подросткам, предусматривающая защиту их нравственности, здоровья и
конституционных прав, предупреждение и корректировку отклонений и
деформаций в поведении подростков. Должны быть преодолены такие
принципиальные недостатки, как разобщенность социальных, психологических,
педагогических, медицинских и правовых мер; смешение общевоспитательных и
специализированных функций, несоответствие между поставленными перед
органами власти задачами и возможностями их решения (финансового,
кадрового, методического, правового, информационного) и т. п.
Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть
гарантирована государством путем организации специальной государственной
социальной службы. Она оказывает подросткам и детям всестороннюю помощь в
реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья;
охраняет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные
институты, общественные структуры.
Деятельность службы социальной помощи детям и подросткам должна
определяться в первую очередь личностным подходом к ним и строиться на
основе медико-социально-психологических характеристик личности.
Помощь детям и подросткам может быть непосредственной (улучшение
условий проживания и учебы, защита от посягательств на их права, свободу и
здоровье, психолого-педагогическая помощь в трудных ситуациях и т. д.) или
опосредованной (через работу с родителями, учителями и другими взрослыми,
от которых зависит жизнь и благополучие несовершеннолетнего).
Формы оказания помощи не должны унижать честь, достоинство, подрывать
самоуважение и самооценку личности несовершеннолетних и их родителей,
создавать негативное отношение к родителям.
Организацию помощи не следует ограничивать только работой с самим
подростком. Обязательно надо привлекать к ней и его окружение, прежде всего
его семью.
Работа службы социальной помощи детям и подросткам должна строиться на
научно обоснованных принципах. Необходимо организовать постоянно
действующее подразделение, осуществляющее прикладные исследования в
интересах службы социальной защиты.
Социальная служба помощи создается для обеспечения социально-правовой
и психолого-медико-педагогической поддержки детям и подросткам через:
. содействие оптимизации условий их жизни и воспитания;
. охрану и защиту их личных и имущественных прав;
. разностороннюю помощь семьям, имеющим трудности в содержании и
воспитании несовершеннолетних или попавшим в экстремальные ситуации
(беженцы, пострадавшие от катастроф и др.);
. разностороннюю помощь семьям и несовершеннолетним из групп
повышенного риска;
. разностороннюю помощь несовершеннолетним, оставшимся (постоянно или
временно) без родителей или ставшим жертвами экстремальных
ситуаций, правонарушений или преступлений, постоянного употребления
наркотических веществ;
. реадаптацию и ресоциализацию несовершеннолетних, утративших
нормальный социальный статус, правонарушителей и преступников после
применения н мим предусмотренных законом мер.
Создаваемая служба социальной помощи должна иметь в своем составе:
. подразделения, работа которых направляется на оказание неотложной
помощи несовершеннолетним (телефон доверия, бригады неотложной
помощи, кабинеты анонимного приема, дома-убежища для детей и
подростков, экстренно нуждающихся в смене микросреды проживания);
. подразделения, которые оказывают несовершеннолетним первичную
помощь, изучают условия их жизни, выявляют десоциализирующие
факторы и определяют меры помощи и защиты детей и подростков.
Служба социальной помощи должна быть укомплектована штатными
педагогами, психологами, врачами, юристами, социальными работниками и
другими специалистами.
Социальная служба помощи должна быть создана как государственный
институт. Государство гарантирует необходимый минимум разносторонней помощи
детям (правовой, материальной, психологической, педагогической и пр.). Но
по характеру работы социальная служба помощи должна быть общественно-
государственной, объединяющей усилия общественных организаций и движение,
государственных служащих и частных лиц.
В районах с большой численностью населения социальная служба помощи
создает в каждом микрорайоне комплексные группы по охране прав и интересов
несовершеннолетних; по работе с семьями, имеющими трудности в содержании и
воспитании детей, семьями беженцев и жителей районов катастроф;
неблагополучными семьями; с детьми и подростками, требующими педагогической
и психологической коррекции личности; с детьми и подростками, отстающими в
развитии, инвалидами, другими детьми и подростками с выраженными
психическими и физическими недостатками и заболеваниями, нуждающимися в
социальной реабилитации в связи с глубокими конфликтами, бегством из дома,
уклонением от учебы и работы, принадлежностью к антиобщественным
группировкам, завершением лечения от токсикомании, наркомании, отбыванием
наказания.
Основным звеном социальной службы помощи является районная служба. В
ее составе — отдельные группы, которые действуют в микрорайонах. Наряду с
этим должны существовать межрайонные или городские подразделения службы, а
для помощи при различных катастрофах — областные, краевые, республиканские
и союзные органы службы. Районные службы создаются и работают на постоянной
основе, остальные организуются временно, по мере надобности.
В районной социальной службе помощи организуются два основных отдела:
социально-правовой помощи и психолого-медико-педагогической помощи.
Если это необходимо, для успешной работы службы создаются также
отделы: полового воспитания и гармонии семейной жизни; методический отдел,
отдел консультаций (по выбору профессий), организационно-информационный,
консультативной работы с учителями и воспитателями. Руководит работой
социальной службы помощи дирекция с финансовым и хозяйственным
подразделением.
Если это необходимо, при районной службе создаются такие
подразделения:
1. Центр психолого-педагогической реабилитации с детским садом и
школой (интернатного и полуинтернатного типа) индивидуального
обучения, включая обеспечение занятий на дому и в медицинских
клиниках с детьми, не способными длительный срок посещать школу.
2. Центр медико-психологической реабилитации со школой и полирежимным
психотерапевтическим стационаром для детей и подростков, имеющих
легкие, в начальной стадии отклонения в психическом здоровье,
эпизодически употребляющих алкоголь, наркотики и другие
одурманивающие вещества. Помещение в этот центр детей и подростков
осуществляется по желанию родителей и несовершеннолетних (по
заключению диагностической комиссии службы помощи). При центре
организуется загородный филиал.
При небольшом числе пациентов два центра могут быть объединены в
единый центр медико-психолого-педагогической реабилитации.
3. Производственный комплекс с престижными видами труда (например,
сборка компьютеров, кинофотоаппаратуры, музыкальной аппаратуры и другой
сложной техники).
4. Спортивно-культурный центр.
5. Бюро по обмену квартир семей несовершеннолетних, нуждающихся в
смене района проживания.
6. Центр неотложной помощи, включающий телефон доверия, кабинет
анонимного приема, приют для временного проживания несовершеннолетних и
матерей с детьми, комплексная бригада неотложной помощи.
7. Приют-убежище обычного типа и домашнего типа.
8. Центр реадаптации и ресоциализации для работы с
несовершеннолетними, вернувшимися из ВТК и специальных учебных заведений.
9. Сезонные лечебно-оздоровительные и спортивные лагеря.
Социальная служба обеспечивает помощь всем учреждениям района,
обеспечивающим обучение и воспитание, охрану физического и психического
здоровья, досуг, труд, перевоспитание несовершеннолетних.
Отдел психолого-медико-педагогической помощи осуществляет диагностику
психического развития, отклонений в развитии детей и подростков, выявляет
причины, трудности адаптации учащихся к школе, отклоняющегося поведения
детей и подростков; консультации, касающиеся выбора типа школы или учебных
классов, формы индивидуального обучения и воспитания, отношений родителей и
детей в семье, различных проблем личной жизни несовершеннолетних; проводит
индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию поведения и психических
процессов несовершеннолетних, психотерапевтическую работу при начальных
стадиях психических отклонений у детей и подростков, при травмировании
психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений,
социальных, технологических и природных катастроф и Других травмирующих
событий, оказывает помощь в реадаптации и ресоциализации
несовершеннолетних.
В социальной службе помощи работают психологи — специалисты в области
общей, возрастной, педагогической, социальной и медицинской психологии,
психологии труда и юридической психологии; педагоги, в том числе получившие
специальную подготовку для работы с несовершеннолетними с отклоняющимся
поведением; воспитатели; социальные работники различной специализации
(юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, организаторы
досуга и др.); учителя-дефектологи; врачи (детские психиатры,
психоневрологи и невропатологи, психотерапевты, наркологи, педиатры и др.);
юристы, специалисты по половому воспитанию, сексологи, социологи;
технический и вспомогательный персонал.
§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы
По вопросам внеклассной работы я проводила исследование в школе № 37,
и получила следующие результаты:
Комментарий к анкете школьника.
Опрос проводился в 1998 году в школе № 37. Опрошены были: 10 «В»
класс (19 человек), 10 «Б» класс (25 человек), 6 «А» класс (30 человек), 6
«Д» класс (7 человек), 6 «Г» класс (14 человек).
В результате обработки анкет я получила следующие данные:
В параллели шестых классов дети считают внеклассную работу достаточно
эффективной – в среднем 8.4 балла.
В 10-х классах средний гораздо ниже: 10 «В» - 4 балла, 10 «Б» - 7.9
балла. В 6-х классах интересной внеклассную работу считают – 7.8 балла
опрошенных. Таким же получился результат в 10 «Б», в 10 «В» - ее считают
абсолютно не интересной (2.5 балла). Очень низкий бал (3.8 балла) в участии
в общешкольной работе у всех классов, так же низок и интерес к ней,
приблизительно 4.1 балла в 10-х классах, в шестых классах несколько выше
(6.9 балла).
Учащиеся 6-х классов считают, что внеклассная работа очень развивает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|