Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности
Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности
РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.А. ЕСЕНИНА
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
«Рекомендовать к защите»
Заведующий кафедрой
_____________________
«__» ____________ 2000 г.
ЦЫГАНОВА Юлия Владимировна
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА И СТЕПЕНЬ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ
Дипломная работа
Научный руководитель
проф.
Степанов Н.А.
Рязань 2000 г.
Введение 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9
ГЛАВА 1 9
§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической
работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации
внеклассной социально-педагогической работы. 9
ГЛАВА 2 26
§ 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы
внеклассной работы. 26
§ 2. Направления стратегии воспитания в современной школе. 29
§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы
38
Заключение. 47
Список использованной литературы: 53
приложение 57
Введение
Социальное воспитание детей является одним из важных факторов
стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей:
успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и
саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.
Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность
внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса
учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.
Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять
воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать
заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные
социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него
потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных
сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь
добытое лично - добыто на всю жизнь.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования гармонично
развитой личности. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего
поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами.
Данная тематика достаточно широко рассматривается в литературе:
1. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М.
«Политиздат», 1990 г.
2.Мальковская П.Н. «Социальная активность старшеклассников», М.
«Педагогика», 1988 г.
3.Немировский В.Г. Социология личности, Красноярск, 1989 г.
4.Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М.
«Просвещение», 1980 г.
5. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества
№7 за 1998 г.
В данной литературе проблема внеклассной работы рассматривается с
разных точек зрения. Описываются этапы становления социально-
педагогической работы в школе, отмечается сопряженность социальной работы
с социальным пространством и его временными характеристиками. Так же
отмечается возрастающая роль внеклассной работы в социализации ребенка.
Указываются основные формы организации внеклассной работы. Описываются
современные подходы к внеклассной работе, ее новые формы.
Рассматриваются направления стратегий воспитания в современной школе.
Школа в которой я проходила практику проводится эксперимент «Школа на
улице Л. Толстого. Шаг в 21 век». Элемент новизны состоит в том, что в
процессе исследования описана социально-педагогическая деятельность в
контексте этого эксперимента.
Основная проблема дипломного проекта выражается в отсутствии:
. точного представления (научной системной картины) об эффективности
воспитательной (социально-педагогической) работы в школе № 37
. Разработанных социально-педагогических технологий организации
внеклассной работы.
Объектом исследования является внеклассная работа.
Предметом исследования были социально-педагогические механизмы
воздействия внеклассной работы на личность ребенка, формирование
социальных качеств, влияние заинтересованности учеников и учителей на
эффективность внеклассной работы.
Цель дипломного проекта является оценка эффективности внеклассной
работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-
ориентированного процесса внеклассной работы
Задачи:
1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во
внеклассной работе.
2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива
и учеников.
3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной
жизни.
4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких
личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена
внеклассная работа).
Для решения поставленных задач в данном дипломном проекте
использовались различные методы сбора социологической информации:
- Анкетирование – самостоятельное заполнение анкеты респондентами
- Интервьюирование – предполагает личное общение социолога с
респондентом.
- Наблюдение- целенаправленное, систематезированное восприятие какого-
либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в
дневнике наблюдения.
Ранее в школе проблемы внеклассной работы не исследовались, не была
оценена важность влияния педагога на ученика, в данном дипломном
проекте было выявлено влияние внеклассной работы на развитие личности,
рассмотрена деятельность педагога как координатора процесса
социализации и самовоспитания, по совершенствованию взаимодействия
двух основных социальных субъектов, под воздействием которых
формируется личность — общества и индивида.
Гипотезы:
1.Соцеально-педагогическая работа не является приоритетной в
деятельности учителей предметников.
2.Социально-педагогические элементы включены в деятельность не всех
учителей предметников.
3.Образовательный процесс строится без точного учета социального
эффекта.
4.Воспитательная работа осуществляется вне контекста общей
образовательной деятельности.
С помощью результатов исследования можно выделить основные направления
оптимизации процесса внеклассной работы.
При оценке эффективности проводимой внеклассной и общешкольной работы
я выделила основные критерии эффективности внеклассной работы:
1.Получение дополнительных внепрограммных учебных знаний. Индикатор:
число учащихся, посещающих факультативные занятия , число учащихся
назвавших нормой поведения чтение дополнительной литературы.
2.Занятия спортом, физическое совершенствование. Индикатор: число
учащихся посещающих различные секций, число учащихся назвавших
основными ценностями жизни здоровье, число учащихся назвавших нормой
поведения занятия спортом
3.Занятия искусством. Индикатор: число учащихся принимающих участие в
различных театральных постановках, КВНах, праздниках, и т. п. В
4.Исполнение социальной роли. Индикатор: число учащихся принадлежащих
к различным общественным организациям, и занимающихся общественной
деятельностью.
5.Занятия в русле избранной профессии. Индикатор: число учащихся
обучающихся в профессионально-ориентированных классах, число
профессионально-ориентированных учащихся.
6.Комфортность в школе. Индикатор: число учащихся ощущаюших себя
«хозяевами школы».
7. Характеристика. Самооценка значимости своей личности учениками.
Критерий. Возможность принимать решения, определяющие жизнь класса и
школы. Индикатор:. Число учащихся имеющих возможность принимать
решения, определяющие жизнь школы и класса.
9.Возможность и интенсивность общения с внешкольными партнерами.
Индикатор: число учеников оценивших возможность общения.
Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране,
бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования
к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В
этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей
творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, в учёбе, в работе.
Социологический подход к воспитанию недостаточен для педагогики, так как
растущий человек осваивает информацию активно и избирательно. В психологии
и педагогике социальная среда понимается как объективно пережитая человеком
объективная реальность. Воспитательная среда часть социальной среды,
которая специально создаётся для формирования субъектов общественной
деятельности на всех уровнях общественной жизни.
В настоящее время выделяют такие приоритетные направления воспитания
личности, как осуществление возрастного подхода в процессе создания
благоприятной среды воспитания, укрепление духовных контактов между
воспитателями и воспитанниками в ходе сотрудничества в общем деле и
ответственного отношения к нему; постоянное побуждение человека к
самовоспитанию, к самообразованию.
Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания,
классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание
к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики.
Имеются опасения, что в ближайшее время без работы останется более
полумиллиона подростков, обучающихся во вспомогательных школах и школах-
интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития.
В среде несовершеннолетних практически беспрепятственно
распространяются (часто путем морального и физического принуждения)
стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией,
насилием и жестокостью по отношению к другим людям.
Острый психологический кризис несовершеннолетних, усугубляемый
отсутствием к ним внимания и доверия со стороны взрослых, таков, что
общество ставится перед риском не получить полноценной смены поколений.
Необходимо оздоровление социальной жизни детей и подростков и их
внутреннего мира. Это предполагает выявление причин деформаций в развитии
детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды
в интересах ребенка, построение процесса воспитания, способствующего
развитию нормальной личности.
Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть
гарантирована государством путем организации специальной государственной
социальной службы. Она оказывает подросткам и детям всестороннюю помощь в
реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья;
охраняет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные
институты, общественные структуры.
Родившийся индивид должен успеть за очень короткое время развиться в
личность — носителя социальных отношений, члена общества, способного
взаимодействовать с людьми. Сам по себе индивид не обладает способностью к
таким преобразованиям, он не получает биологических гарантий личностного
развития. Личностью надо "выделаться" в процессе социально активной жизни,
на уровне современной культуры. Но, чтобы ребенок смог принимать активное
участие в общественных событиях и отношениях, он должен быть воспитан, т.е.
усвоить данный уровень духовной и материальной культуры.
Сегодня следует учитывать изменение масштабов целостности
воспитательного процесса, поскольку сферы духовной культуры, социального
образования и воспитания, социальной работы все более органично сопрягаются
с социальным пространством и его временными характеристиками. Это
конструктивно воздействует на стратегию и технологию образовательно-
воспитательного процесса, придает всем субъектам деятельности более
устремленную личностно-гуманистическую ориентацию в сферах социальной
политики, образования и социальной работы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1
§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в
школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной
социально-педагогической работы.
Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие
исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности,
попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя
государственные, общественные организации, частные лица.
Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20—30-е гг. В
60-е гг. появились работники, специально ориентированные на воспитательную
деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной
воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-
организаторы и т. д.).
На рубеже 70—80-х гг. общественные потребности, достижения практиков
подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Во
внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах
утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с
детьми. В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам
социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.
Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным,
кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением, а
чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт
социальных педагогов — специалистов по воспитательной и социальной работе с
детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с
подростковыми, молодежными группами и объединениями. В настоящее время в
высших и средних специальных учебных заведениях введены специальности
«Социальная педагогика» и «Социальная работа».
Взаимозависимость личности, общества и истории. Очеловечивающая сила
истории делает ее неисчерпаемым источником обогащения духовной жизни людей.
Однако в истории есть и разрушительные потенции; овладевая личностью, они
производят весьма опасное действие на нее и на окружающих. Свобода выбора
добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена
воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше
и совершеннее культура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой (а
не своеволием!) он обладает.
Исторический процесс поддерживается двумя средствами — общением и
преемственностью, в свою очередь обусловленными воспитанием, образованием.
Вне этих главных факторов невозможно взаимопонимание людей, равно как и
культурное наследование.
Любой человек имеет социальную принадлежность и, следовательно,
социальные качества. Личность как субъективное начало получает свою
индивидуальную определенность только благодаря комбинации элементов
культуры, приобретаемых ею в различных общностях, а эти последние
жизнеспособны из-за культурного участия в них тех или иных людей.
Успехи человеческого общежития созданы совместными усилиями всех
культурных народов. Даже в тех случаях, когда историческое развитие где-то
на время прерывалось, в общем оно не прекращалось никогда. Сознание
определяется преимущественно характером общества, к которому принадлежит
личность, а также самой ее жизнью. Задача культуры в том и состоит, чтобы
гармонизировать интересы и возможности социальных групп с запросами и
склонностями личностей, в них входящих.
Нация — это идея, пронизывающая материальную и духовную культуру
большого сообщества людей. Наиболее стабильное в этнической истории — это
дух народа, проявляющийся в любви к родному как изначально данному, будь то
язык, нравы, обычаи, отношения, ценности. Все родное, складывающееся на
базе общения и воспитания, имеет колоссальное формирующее значение.
Таким образом, национальное воспитание следует понимать как введение
индивида в духовную культуру, в историческую филиацию основных идейных
стремлений, выразившихся в этносе данного народа или народов, если речь
идет о много этнической нации, и как развитие способностей личности к
прогрессивному вкладу в верования, язык, жизненные цели и средства их
благотворного достижения, что служит на пользу и данной нации, и
человечеству в целом
Занимаясь ежедневными делами, человек вольно или невольно творит
историю. Мотивы деянии личности и есть в конечном счете движущая сила
истории, а воспитание мотивов, облагораживающее их, служит спасению
человечества. Среди них особое место занимает понимание смысла жизни —
представление о том, зачем, с какой целью мы проявляем жизненную
активность.
Потребность в осмыслении жизни означает появление самоуважения, а в
дальнейшем — и социальной полноценности. Потребности (страсти, интересы),
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|