МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

    Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

    РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.А. ЕСЕНИНА

    КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

    «Рекомендовать к защите»

    Заведующий кафедрой

    _____________________

    «__» ____________ 2000 г.

    ЦЫГАНОВА Юлия Владимировна

    ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА И СТЕПЕНЬ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

    ЛИЧНОСТИ

    Дипломная работа

    Научный руководитель

    проф.

    Степанов Н.А.

    Рязань 2000 г.

    Введение 3

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9

    ГЛАВА 1 9

    § 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической

    работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации

    внеклассной социально-педагогической работы. 9

    ГЛАВА 2 26

    § 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы

    внеклассной работы. 26

    § 2. Направления стратегии воспитания в современной школе. 29

    § 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы

    38

    Заключение. 47

    Список использованной литературы: 53

    приложение 57

    Введение

    Социальное воспитание детей является одним из важных факторов

    стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей:

    успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и

    саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

    Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность

    внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса

    учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.

    Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять

    воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать

    заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные

    социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него

    потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных

    сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь

    добытое лично - добыто на всю жизнь.

    Воспитание – целенаправленный процесс формирования гармонично

    развитой личности. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего

    поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами.

    Данная тематика достаточно широко рассматривается в литературе:

    1. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М.

    «Политиздат», 1990 г.

    2.Мальковская П.Н. «Социальная активность старшеклассников», М.

    «Педагогика», 1988 г.

    3.Немировский В.Г. Социология личности, Красноярск, 1989 г.

    4.Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М.

    «Просвещение», 1980 г.

    5. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества

    №7 за 1998 г.

    В данной литературе проблема внеклассной работы рассматривается с

    разных точек зрения. Описываются этапы становления социально-

    педагогической работы в школе, отмечается сопряженность социальной работы

    с социальным пространством и его временными характеристиками. Так же

    отмечается возрастающая роль внеклассной работы в социализации ребенка.

    Указываются основные формы организации внеклассной работы. Описываются

    современные подходы к внеклассной работе, ее новые формы.

    Рассматриваются направления стратегий воспитания в современной школе.

    Школа в которой я проходила практику проводится эксперимент «Школа на

    улице Л. Толстого. Шаг в 21 век». Элемент новизны состоит в том, что в

    процессе исследования описана социально-педагогическая деятельность в

    контексте этого эксперимента.

    Основная проблема дипломного проекта выражается в отсутствии:

    . точного представления (научной системной картины) об эффективности

    воспитательной (социально-педагогической) работы в школе № 37

    . Разработанных социально-педагогических технологий организации

    внеклассной работы.

    Объектом исследования является внеклассная работа.

    Предметом исследования были социально-педагогические механизмы

    воздействия внеклассной работы на личность ребенка, формирование

    социальных качеств, влияние заинтересованности учеников и учителей на

    эффективность внеклассной работы.

    Цель дипломного проекта является оценка эффективности внеклассной

    работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-

    ориентированного процесса внеклассной работы

    Задачи:

    1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во

    внеклассной работе.

    2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива

    и учеников.

    3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной

    жизни.

    4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких

    личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена

    внеклассная работа).

    Для решения поставленных задач в данном дипломном проекте

    использовались различные методы сбора социологической информации:

    - Анкетирование – самостоятельное заполнение анкеты респондентами

    - Интервьюирование – предполагает личное общение социолога с

    респондентом.

    - Наблюдение- целенаправленное, систематезированное восприятие какого-

    либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в

    дневнике наблюдения.

    Ранее в школе проблемы внеклассной работы не исследовались, не была

    оценена важность влияния педагога на ученика, в данном дипломном

    проекте было выявлено влияние внеклассной работы на развитие личности,

    рассмотрена деятельность педагога как координатора процесса

    социализации и самовоспитания, по совершенствованию взаимодействия

    двух основных социальных субъектов, под воздействием которых

    формируется личность — общества и индивида.

    Гипотезы:

    1.Соцеально-педагогическая работа не является приоритетной в

    деятельности учителей предметников.

    2.Социально-педагогические элементы включены в деятельность не всех

    учителей предметников.

    3.Образовательный процесс строится без точного учета социального

    эффекта.

    4.Воспитательная работа осуществляется вне контекста общей

    образовательной деятельности.

    С помощью результатов исследования можно выделить основные направления

    оптимизации процесса внеклассной работы.

    При оценке эффективности проводимой внеклассной и общешкольной работы

    я выделила основные критерии эффективности внеклассной работы:

    1.Получение дополнительных внепрограммных учебных знаний. Индикатор:

    число учащихся, посещающих факультативные занятия , число учащихся

    назвавших нормой поведения чтение дополнительной литературы.

    2.Занятия спортом, физическое совершенствование. Индикатор: число

    учащихся посещающих различные секций, число учащихся назвавших

    основными ценностями жизни здоровье, число учащихся назвавших нормой

    поведения занятия спортом

    3.Занятия искусством. Индикатор: число учащихся принимающих участие в

    различных театральных постановках, КВНах, праздниках, и т. п. В

    4.Исполнение социальной роли. Индикатор: число учащихся принадлежащих

    к различным общественным организациям, и занимающихся общественной

    деятельностью.

    5.Занятия в русле избранной профессии. Индикатор: число учащихся

    обучающихся в профессионально-ориентированных классах, число

    профессионально-ориентированных учащихся.

    6.Комфортность в школе. Индикатор: число учащихся ощущаюших себя

    «хозяевами школы».

    7. Характеристика. Самооценка значимости своей личности учениками.

    Критерий. Возможность принимать решения, определяющие жизнь класса и

    школы. Индикатор:. Число учащихся имеющих возможность принимать

    решения, определяющие жизнь школы и класса.

    9.Возможность и интенсивность общения с внешкольными партнерами.

    Индикатор: число учеников оценивших возможность общения.

    Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране,

    бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования

    к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В

    этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей

    творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, в учёбе, в работе.

    Социологический подход к воспитанию недостаточен для педагогики, так как

    растущий человек осваивает информацию активно и избирательно. В психологии

    и педагогике социальная среда понимается как объективно пережитая человеком

    объективная реальность. Воспитательная среда часть социальной среды,

    которая специально создаётся для формирования субъектов общественной

    деятельности на всех уровнях общественной жизни.

    В настоящее время выделяют такие приоритетные направления воспитания

    личности, как осуществление возрастного подхода в процессе создания

    благоприятной среды воспитания, укрепление духовных контактов между

    воспитателями и воспитанниками в ходе сотрудничества в общем деле и

    ответственного отношения к нему; постоянное побуждение человека к

    самовоспитанию, к самообразованию.

    Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания,

    классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание

    к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики.

    Имеются опасения, что в ближайшее время без работы останется более

    полумиллиона подростков, обучающихся во вспомогательных школах и школах-

    интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития.

    В среде несовершеннолетних практически беспрепятственно

    распространяются (часто путем морального и физического принуждения)

    стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией,

    насилием и жестокостью по отношению к другим людям.

    Острый психологический кризис несовершеннолетних, усугубляемый

    отсутствием к ним внимания и доверия со стороны взрослых, таков, что

    общество ставится перед риском не получить полноценной смены поколений.

    Необходимо оздоровление социальной жизни детей и подростков и их

    внутреннего мира. Это предполагает выявление причин деформаций в развитии

    детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды

    в интересах ребенка, построение процесса воспитания, способствующего

    развитию нормальной личности.

    Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть

    гарантирована государством путем организации специальной государственной

    социальной службы. Она оказывает подросткам и детям всестороннюю помощь в

    реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья;

    охраняет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные

    институты, общественные структуры.

    Родившийся индивид должен успеть за очень короткое время развиться в

    личность — носителя социальных отношений, члена общества, способного

    взаимодействовать с людьми. Сам по себе индивид не обладает способностью к

    таким преобразованиям, он не получает биологических гарантий личностного

    развития. Личностью надо "выделаться" в процессе социально активной жизни,

    на уровне современной культуры. Но, чтобы ребенок смог принимать активное

    участие в общественных событиях и отношениях, он должен быть воспитан, т.е.

    усвоить данный уровень духовной и материальной культуры.

    Сегодня следует учитывать изменение масштабов целостности

    воспитательного процесса, поскольку сферы духовной культуры, социального

    образования и воспитания, социальной работы все более органично сопрягаются

    с социальным пространством и его временными характеристиками. Это

    конструктивно воздействует на стратегию и технологию образовательно-

    воспитательного процесса, придает всем субъектам деятельности более

    устремленную личностно-гуманистическую ориентацию в сферах социальной

    политики, образования и социальной работы.

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    ГЛАВА 1

    § 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в

    школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной

    социально-педагогической работы.

    Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие

    исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности,

    попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя

    государственные, общественные организации, частные лица.

    Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20—30-е гг. В

    60-е гг. появились работники, специально ориентированные на воспитательную

    деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной

    воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-

    организаторы и т. д.).

    На рубеже 70—80-х гг. общественные потребности, достижения практиков

    подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Во

    внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах

    утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с

    детьми. В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам

    социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.

    Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным,

    кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением, а

    чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт

    социальных педагогов — специалистов по воспитательной и социальной работе с

    детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с

    подростковыми, молодежными группами и объединениями. В настоящее время в

    высших и средних специальных учебных заведениях введены специальности

    «Социальная педагогика» и «Социальная работа».

    Взаимозависимость личности, общества и истории. Очеловечивающая сила

    истории делает ее неисчерпаемым источником обогащения духовной жизни людей.

    Однако в истории есть и разрушительные потенции; овладевая личностью, они

    производят весьма опасное действие на нее и на окружающих. Свобода выбора

    добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена

    воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше

    и совершеннее культура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой (а

    не своеволием!) он обладает.

    Исторический процесс поддерживается двумя средствами — общением и

    преемственностью, в свою очередь обусловленными воспитанием, образованием.

    Вне этих главных факторов невозможно взаимопонимание людей, равно как и

    культурное наследование.

    Любой человек имеет социальную принадлежность и, следовательно,

    социальные качества. Личность как субъективное начало получает свою

    индивидуальную определенность только благодаря комбинации элементов

    культуры, приобретаемых ею в различных общностях, а эти последние

    жизнеспособны из-за культурного участия в них тех или иных людей.

    Успехи человеческого общежития созданы совместными усилиями всех

    культурных народов. Даже в тех случаях, когда историческое развитие где-то

    на время прерывалось, в общем оно не прекращалось никогда. Сознание

    определяется преимущественно характером общества, к которому принадлежит

    личность, а также самой ее жизнью. Задача культуры в том и состоит, чтобы

    гармонизировать интересы и возможности социальных групп с запросами и

    склонностями личностей, в них входящих.

    Нация — это идея, пронизывающая материальную и духовную культуру

    большого сообщества людей. Наиболее стабильное в этнической истории — это

    дух народа, проявляющийся в любви к родному как изначально данному, будь то

    язык, нравы, обычаи, отношения, ценности. Все родное, складывающееся на

    базе общения и воспитания, имеет колоссальное формирующее значение.

    Таким образом, национальное воспитание следует понимать как введение

    индивида в духовную культуру, в историческую филиацию основных идейных

    стремлений, выразившихся в этносе данного народа или народов, если речь

    идет о много этнической нации, и как развитие способностей личности к

    прогрессивному вкладу в верования, язык, жизненные цели и средства их

    благотворного достижения, что служит на пользу и данной нации, и

    человечеству в целом

    Занимаясь ежедневными делами, человек вольно или невольно творит

    историю. Мотивы деянии личности и есть в конечном счете движущая сила

    истории, а воспитание мотивов, облагораживающее их, служит спасению

    человечества. Среди них особое место занимает понимание смысла жизни —

    представление о том, зачем, с какой целью мы проявляем жизненную

    активность.

    Потребность в осмыслении жизни означает появление самоуважения, а в

    дальнейшем — и социальной полноценности. Потребности (страсти, интересы),

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.