Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности
движущие человеком, тесно связаны с представлениями о ценностях. Нередко
потребности зависят от них. Так, потребность в материальных благах может
разрастаться или суживаться вследствие принятия личностью потребительских
или, напротив, творческих ценностей.
Социальный прогресс состоит в том, что формируются новые потребности,
а вместе с ними и новые ценности, среди которых научное знание и способ
мышления занимают выдающееся место. Для поступательного движения
человеческой истории совершенно необходимо, чтобы людские потребности все
дальше выходили за рамки насущного. Соответственно, приспособление людей к
изменяющимся условиям жизни невозможно без усвоения ими новой системы
ценностей. Однако следует помнить, что и вне преемственности культуры
немыслим какой бы то ни было прогресс.
В социологическом плане воспитание — означает формирование и развитие
личности под воздействием всей совокупности объективных и субъективных
факторов, с которыми индивид находится в контакте. Социологии предстоит
разработка фундаментальных вопросов воспитания, проведение крупномасштабных
исследований, раскрывающих основные черты и особенности новых экономических
и социально-культурных процессов, происходящих в нашем обществе, так как
они связаны с формированием личности, переориентацией общественного и
индивидуального сознания.
Современная школа должна управлять воспитательным процессом, а не
плестись в хвосте, особенно в условиях большого города. Управлять
воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать
заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные
социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него
потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных
сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. Однако в
практике воспитания прочно укоренилось мнение, что воспитываемый всегда
является лишь объектом воспитательного воздействия, и ответная его реакция
на это воздействие не учитывается Воспитывать по старинке “огулом” легче,
но результат неудовлетворителен. Такое воспитание действует однозначно
негативно: подавляет волю и инициативу, поощряет приспособленчество,
отбивает вкус к самовоспитанию, ибо для этого нужна самостоятельная работа,
творческие усилия, а об их развитии школа заботится менее всего.
Догматическая система воспитания изжила себя и не в состоянии
способствовать решению указанных задач. Речь должна идти не просто о
совершенствовании отдельных звеньев воспитания, по разработке новой, единой
комплексной системы воспитания, фундаментом которой должны стать
общечеловеческие достижения науки, прогресс педагогической мысли, которая
призвана ориентироваться не только на потребности современной социальной
практики, но и на будущее. Проблема влияния на воспитания процессов,
связанных с урбанизацией, понимается как распространение городского
стандарта жизни в результате роста городов, развития промышленности.
Главные из признаков городского стандарта жизни - повышение плотности
населения, ослабление эффективности системы непосредственного визуального
контроля над поведением принадлежащих к данной территории общности людей.
Эта тенденция оказывает наиболее сильное влияние на сознание и поведение
людей. Развитие самосознания личности как главной опоры социального
контроля в условиях урбанизации, делает возможным постепенное перерастание
его в самоконтроль. Недостаточная зрелость самосознания и самоконтроль у
человека, живущего в городе, особенно в большом городе, влечёт за собой
усиление в поведении различного рода импульсов, поэтому замена традиционной
системы социального контроля новой, соответствующей условиям современного
города, должна быть обеспечена интенсивным ростом нравственной культуры
населения, самосознания, ответственности людей. Если это не происходит,
урбанизация становится фактором роста аморализма и преступности.
Неформальные группы, играющие в крупных городах значительно большую роль,
чем в мелких селениях, становятся во внерабочее время почти монопольной
микросредой. Нередко они бывают источником антисоциальных явлений,
преступного поведения.
Проблема профориентации молодёжи по мере научно-технического
прогресса далеко выходит за рамки экономики и приобретает воспитательное
значение, так как работа, выполнять которую человек не способен, к которой
у него нет призвания, какой бы престижной она ни была, всегда повёрнута к
нему не творческой, а принудительно-механической стороной. А так как
проблема сохранения и развития творческой активности ребёнка не стала в
школьных программах основной целью воспитания, мы имеем основание говорить
о несовершенстве современной системы воспитания, о малой эффективности
воспитательного воздействия семьи и школы. Существенной стороной
деятельности педагогического коллектива школы является организация и
руководство внеклассной воспитательной работой. Значительную часть этой
работы планируют и осуществляют классные руководители (нравственное
воспитание, стимулирование учебной деятельности, организация общественно-
полезного труда). Большое место в организации внеклассной работы занимают
общешкольные мероприятия (вечера, дискотеки), которые проводятся
руководством школы. При организации внеклассной воспитательной работы
необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на:
1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность.
Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое,
трудовое воспитание.
2. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как
для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного
времени.
3. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа
охватывала всех учащихся.
4. Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных
интересов, активности и самостоятельности учащихся.
С учётом этих положений педагогический коллектив разрабатывает систему
внеклассной и внешкольной работы, а руководство школы оказывает
методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой
работы.
Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее
общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное
время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий.
Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для
выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о
том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид
занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность,
чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно
обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в
условиях организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если
этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается
школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе.
Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая
организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы
при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная
задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных
задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать
принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным
условием действенности всех видов воспитательной работы является
обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.
Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы:
индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.
Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных
учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов,
номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных
альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта
деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей
учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. Кружковая
внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих
способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее
распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные,
технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия
разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии,
изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными
людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера,
конференции, выставки, смотра.
К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи,
общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня,
интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои
названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные
клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии,
экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы
(литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических
клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение
истории политических учений и др. Распространённой формой являются
школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические,
историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в
школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы,
экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка,
работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для
просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы
работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который
должен оказывать им научную и методическую помощь.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в
школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им
свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное
воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности
активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют
непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров,
утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и
исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с
интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание,
возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения
коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные
праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей
культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они
расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко
используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую
активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются
выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения,
поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в
них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель — вовлечь всех детей с
отбором наиболее талантливых. Смотры — наиболее общая соревновательная
форма массовой работы. Их задача — подведение итогов и распространение
лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация
кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску. Формой массовой
работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого
времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая
форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием.
Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее
полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные
учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных
способов реализации воспитательных функций коллектива.
Школа является первой организованно-действующей средой, длительное
время влияющей на ребёнка в период, когда он проходит три важнейших этапа
развития, детство, отрочество, юность. Школа аккумулирует все воздействия
среды в целом. Преобразование социальной позиции подростка рассматривается
в органической взаимосвязи с преобразованиями социальной среды. Социальные
функции школы состоят в том, чтобы обеспечивать приобщение подрастающих
поколений к ценностям, созданным цивилизацией, и вооружать их способами
освоения и приумножения её богатств. Источник социальной активности,
формирующей потребности, находится в общественно- политической и культурной
среде жизни, которая воздействует на школу. Социальная позиция включает в
себя систему отношений, целей и ценностей, установок и мотивов,
формирование социально- активной позиции молодого человека на производстве
предваряет отношение к действительности молодых людей в период их обучения
в школе. В Конвенции о правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН
в ноябре 1989 г. зафиксированы три основных права ребёнка; на выживание,
развитие и защиту. Это важный ориентир для России, в которой сегодня
интенсивно “ размывается “ социальная инфраструктура детства в области
здоровья, образования, культуры, спорта. Интересы детей, которых в РФ 28,5%
от численности населения, затрачивают всё общество. Образ жизни детей,
уровень их развития, служат важнейшим индикатором благополучия страны.
Социальное воспитание детей объективно служит государственным инструментом
стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей:
успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и
саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.
Социальное воспитание подрастающего поколения – задача всего общества,
и не только того или иного образовательного ведомства. Социологи пришли к
выводу: огромная армия профессиональных воспитателей работает
малоэффективно. Важнейшим условием успешной деятельности в этой сфере
является совпадение целей и задач социального воспитания со стратегией
развития общества. В социальном воспитании ведущая роль принадлежит семье и
школе. Школа сегодня отвыкла работать с семьёй в единой системе, не имеет
чёткой позиции по отношению к своей роли в социуме, не оказывает
существенного влияния на процесс и результаты воспитания. Применительно к
современной России, ввергнутой в социально-экономический передел,
стремительное развитие социально- педагогических служб — это процесс
объективно необходимый. Социальная педагогика или педагогика отношений в
социуме рассматривается как базовая интегративная основа в системе служб
социальной помощи. Её цель — педагогически целесообразно влиять на
отношения в социуме. Социальная служба, это структура, созданная для помощи
людям, имеющим проблемы в сфере общественных отношений и в своей личной
жизни, проблема в неурочной деятельности сейчас явно недооценивается. Та
школа, которая не живёт после уроков, не может гарантировать правильного
нравственного развития детей. Хорошая школа — это целый мир совместного
накопления нравственного опыта, центр организованного общения. Дети
воспитываются в деятельности. Главное — опираться на актуальные потребности
детей. Обществу нужна надёжно поставленная школьная воспитательная служба.
Главное понятие педагогики — воспитание. В научной педагогике есть
только одна основополагающая категория — воспитание, она выражает
объективный процесс движения отношений, деятельности в обществе, благодаря
которому осуществляется преемственность между поколениями. Воспитание
обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества,
становление их активными субъектами. Воспитание суммирует опыт познания
мира и опыт мировой общественной практики.
Критерием эффективности воспитания является степень соответствия
результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню
готовности индивида, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых
моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы
постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в
самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики – состоит в развитии
сущностных сил индивида, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь,
чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную
деятельность. Механизмы и формы проявления педагогической деятельности
опираются на деятельность, отношения, общения. Целостный педагогический
процесс есть материализация всеобщей категории воспитания как общественного
явления. Структура целостного педагогического процесса включает следующие
компоненты: основные категории и законы, цель и воспитательные ценности,
систему “педагог - дети”, содержание воспитания и обучения, учебно-
воспитательные учреждения. В общем виде критерий эффективности
воспитательного процесса могут быть выражены в степени воспитанности
подрастающего человека, степени его обучения, в степени мобильности его
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|