МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности Профессиональное обучение

    специального) в содержании обучения.

    Блочно-модульный характер обучения предусматривает автономность

    каждого блока, замены или модернизации, присоединение новых блоков и

    модулей. Личностно ориентированное содержание образования предоставляет

    возможность выбора дидактически автономных учебно-профессиональных блоков и

    комплексов, то есть самостоятельного проектирования содержания своего

    профессионального образования, ориентируясь на разные варианты моделей

    учебно-программной документации. Роль педагога при этом трансформируется в

    роль консультанта, наставника.

    Вопросы для самопроверки:

    Сущность блочно-модульного принципа построения содержания академика С. Я.

    Батышева.

    Виды и содержание блоков.

    Сущность бизнес-блока.

    Специальный блок, специальная и контекстная подготовка преподавателя

    профессионального обучения.

    4. Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального

    образования

    Внедрение и бурное развитие системы "Интернет" вызвало потребность

    отбора и использования научного содержания предметных и образовательных

    областей знаний в различных сферах человеческой деятельности.

    Новые экономические отношения делают содержание и результат его

    освоения в виде образования товаром на рынке труда. Поэтому резко

    возрастает качественно-количественная характеристика содержания

    образования, эффективность отбора в соответствии с потребностями и методики

    овладения содержанием.

    Содержание образования как правило устанавливается образовательными

    стандартами и направлено на формирование достаточного минимума знаний,

    умений и навыков основ наук.

    Современные теории обучения, в частности, проектно-созидательная,

    ориентированы в первую очередь на приобретение умений конструирования

    целостной мировоззренческой картины бытия. Накопленный багаж знаний в

    предметно ориентированной системе образования становится зачастую

    невостребованным в новых рыночных отношениях. Поэтому возникла потребность

    реформирования сложившейся системы образования.

    Содержание образование трактовалось ранее как педагогически

    обоснованные основы наук, изучаемые в школе [2]. Существовавшие концепции

    оставляли в стороне такие качества личности как способность к

    самостоятельному творчеству, умение реализовать свободу выбора,

    справедливое отношение к людям и направлены были на приобщение школьников к

    науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в открытом

    обществе. Это с точки зрения мировоззренческой ориентации сциентистское

    определение, так как абсолютизирует роль науки в системе культуры

    человеческого общества.

    Личностно ориентированное образование с конструктивно-деятельностным

    подходом ориентирует на всестороннее развитие, проблемное обучение,

    внимание к философскому, методологическому и теоретическому развитию

    педагогической науки и практики. Сюда же относится и культурологический

    подход, концепция которого рассматривается как педагогически адаптированный

    социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по

    структуре человеческой культуре во всей его структурной полноте.

    Содержание, помимо готовых знаний и опыта осуществления деятельности по

    привычному стандарту, по образцу, включает и опыт творческой деятельности и

    опыт эмоционально-деятельностных отношений.

    Таким образом, новое содержание образования и соотнесенные с ним

    методы обучения (проблемного изложения, эвристический, исследовательский)

    образуют систему педагогической деятельности, открывающую возможности

    формирования личности человека, приобщенного к гуманистической культуре.

    Дидактика различает две стороны обучения: процессуальная (динамика) и

    содержательная, которая реально может быть реализовано в педагогической

    деятельности.

    Построение содержания образования осуществляется на основании общих

    целей образования, выраженных в терминах философии и социологии. Затем эти

    цели конкретизируются в психологических представлениях о тех качествах

    личности, которыми должен обладать образованный человек. Наконец, цели

    образования и описание пути их достижения переводятся на язык каждой науки.

    Таким образом, содержание образования выступает как социально и

    личностно детерминированное, фиксированное в педагогической науке

    представление о социальном опыте, подлежащем усвоению подрастающим

    поколением.

    Этапы построения модели содержания образования могут быть следующими.

    1. Уровень общего теоретического представления, на котором системно

    отражаются все педагогические цели в виде состава (элементов) и структуры

    (связях) и функциях передаваемого социального опыта в его педагогической

    трактовке. В общем виде устанавливается, чему нужно и возможно научить

    учащихся, выделяется каждый крупный элемент содержания, воплощающий

    определенную цель (В. В. Краевский).

    Содержание, изоморфное социальному опыту, состоит из четырех основных

    структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в

    форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов

    деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой

    деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных

    ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме

    личностных ориентаций.

    Итак, структура содержания образования - знания, умения действовать по

    образцу, умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях,

    личностные ориентации. В ней каждый предшествующий элемент служит

    предпосылкой к последующему.

    На первом уровне устанавливается, какие социального опыта необходимо

    включить в содержание образования, намечается в общем виде минимум знаний и

    умений, которыми должен обладать выпускник средней школы согласно

    образовательному стандарту: основные исторические сведения, чтобы их

    применять, минимум общих умений, допредметные связи, переходящие в

    межпредметные на втором уровне.

    2. Второй уровень содержания образования - уровень учебного предмета.

    Конкретно излагается материал, чему нужно учить, то есть те участки

    социального опыта, которыми должен овладеть учащийся.

    При конструировании учебного предмета решающее значение имеет его

    функция в общем образовании. При формировании учебного предмета учитывается

    не только логика науки, но и условия протекания, и закономерности процесса

    обучения, в котором учебный предмет реализуется, доводится до каждого

    ученика.

    Знания и умения распределяются по предметам и принимают более

    конкретную форму.

    3. Третий уровень - уровень учебного материала. Реально наполняются

    элементы состава содержания, которые обозначены на первом уровне, и

    представлены в форме, специфической для каждого предмета, - на втором.

    Выделяются конкретные знания, умения и навыки, познавательные задачи,

    упражнения, которые и составляют содержание учебников, задачников, пособий

    и других материалов для учащихся и преподавтелей.

    Знания и умения включаются в учебник и другие материалы в виде учебных

    текстов, заданий, упражнений, творческих проектов.

    Эти три уровня и составляют проектируемое содержание общего среднего

    образования как педагогическую модель социального опыта.

    Дидактика - научная дисциплина, призванная целостно отображать

    обучение в единстве всех его сторон, составных частей, в единстве

    содержания и процесса.

    Реализуется содержание образования на четвертом и пятом уровнях - на

    уровне процесса обучения и на уровне структуры личности учащегося или

    студента.

    Принципы построения содержания образования:

    - соответствие на всех уровнях его конструирования общим целям

    современного образования - гуманистической и личностной ориентации как

    отражения опыта творческой деятельности;

    - структурное единство на разных уровнях его формирования и

    определение межпредметных связей;

    В соответствии с энциклопедией профессионального образования

    критериями отбора содержания учебного материала общетехнической подготовки

    на региональном уровне могут быть:

    - компетентность (содержание различных трудовых и технологических

    операций для формирования профессиональных навыков и умений);

    - разноматериальность;

    - разносложность;

    - профессиоемкость;

    - товарность;

    - технологичность;

    - безопасность.

    Критериями отбора учебного материала общетехнической подготовки на

    федеральном уровне могут быть:

    - типичность (для основных отраслей и видов деятельности);

    - относительная стабильность;

    - полное соответствие основным направлениям развития науки и техники;

    - возможность организации учебного материала в целостную систему

    взаимосвязанных знаний;

    - тесная взаимосвязь учебного материала с будущей практической

    деятельностью;

    - достаточный объем политехнических знаний.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Что представляет содержание образования и подготовки в

    профессиональном обучении?

    2. Этапы проектирования содержания профессионального образования.

    3. Содержание уровня общего теоретического представления.

    4. Содержание уровня учебного предмета.

    5. Содержание уровня учебного материала.

    6. Принципы отбора содержания учебного материала.

    7. Критерии отбора содержания учебного материала профессионального

    обучения.

    5. Методы, средства и формы теоретического и практического

    профессионального обучения:

    понятия, сущность и характеристика

    (СУМО, УМК, ТСО и др.)

    Доминантой профессионального обучения является информационно-предметное

    обеспечение (ИПО), которое включает средства обучения (СО) и учебное

    оборудование (УО) и представляет компоненты технологий обучения.

    Средствами профессионального обучения являются: учебная литература

    (книги, наглядные пособия, таблицы, плакаты); информационные материалы к

    индивидуальным средствам обучения (кинофильмы, видеофильмы, диафильмы,

    пленки с изображениями); программно-методическое обеспечение учебного

    процесса (компьютерные технологии, обучающие и контролирующие программы,

    программы для ПЭВМ, задания для графических работ); специальное

    оборудование (тренажеры, триммеры); дидактические материалы (обучающие

    программы, сценарии игр, опросники).

    Учебное оборудование: ТСО (кинопроектор, магнитофон, кодоскоп,

    компьютер); лабораторное оборудование (приборы, устройства, микроскопы,

    измерительные средства, чертежное оборудование); учебная мебель и

    приспособления (столы, доски, плакатницы).

    Таким образом, средства информационно-предметного обеспечения

    профессиональной подготовки представляют средства информации и учебно-

    технические средства.

    Средства учебно-методического обеспечения учебного процесса

    общетехнической подготовки (СУМО) содержат учебно-методический комплект

    (УМК) и учебно-материальную базу (УМБ).

    УМК содержит программу, учебник, опорный конспект (ОК) и печатный

    раздаточный материал (ПРМ), аудиовизуальные средства и носители информации,

    магнитные ленты, объекты изучения и образцы, тесты; методические

    рекомендации к изучению курса, лабораторный практикум, курсовой проект,

    атласы конструкций, ГОСТы, справочники, программы ПЭВМ, мультимедиа

    технологии.

    УМБ включает: аудитории, кабинеты, лаборатории, оборудование,

    технические средства обучения (ТСО); технические средства учебной

    деятельности (ТСУД), технические устройства обучения (ТУО): приспособления,

    приборы, машины, стенды, станки; информации контроля, тренажеры.

    Компонентами СУМО являются такие носители информации как учебник,

    опорный конспект, печатный раздаточный материал, методические рекомендации.

    Опорный конспект - система в виде ключевых слов и фраз, активизирующая

    познавательную деятельность студентов. При его разработке обычно вначале

    составляются матрицы связей между дисциплинами и внутри дисциплины, затем

    строятся графы интегрирования и обобщена логика изучения (гносеология)

    дисциплины, лист основного содержания и, наконец - опорный конспект.

    По основному содержанию дисциплины составляется массив кадров, затем

    производится анализ кадров, кодирование, составляется эскиз опорного

    конспекта, оригинал. Наконец составляется смысловой блок полноты алгоритма

    и система связей блоков.

    В последнее время практикуется освоение учебного материала, особенно

    технического характера, на основе видеотерминалов - демонстрации материалов

    из памяти ПЭВМ.

    Программные средства (ПС) могут быть обучающими (приобретение ЗУН) и

    контролирующими: тренажеры, информационно-поисковые, имитационные,

    моделирующие, демонстрационные, игровые. Дидактические требования к ним:

    научность, доступность, адаптивность, систематичность и последовательность,

    сознательность обучения (самостоятельность и активность), прочность ЗУН,

    интерактивность диалога (выбор варианта), развитие интеллекта (мышление).

    Учебно-методический комплект (УМК) на базе новых информационных

    технологий включает учебно-методическую литературу и средства обучения:

    обеспечения преподавания - учебно-наглядные пособия, таблицы, раздаточный

    материал, кинофильмы, диафильмы, транспоранты, программы, модели, приборы,

    электронные конструкции, электрические схемы и т. д.; средства развивающего

    характера - система искусственного интеллекта для самообразования;

    информационные - текстовый, музыкальный и графический редакторы, базы

    данных, электронные таблицы, информационные датчики в объектах.

    В модели профессиональной педагогической культуры (ППК) инженерной

    преподавательской деятельности преподавателя рассматриваются следующие

    компоненты:

    - аксеологический как совокупность ценностей: знания, идеи, концепции,

    умения, которые и составляют гуманистическую технологию педагогических

    действий;

    - технологический как способы и приемы педагогической деятельности,

    формирующие ценности и культуру педагога;

    - личностно-творческий как способность преобразовывать и

    интерпретировать личностью осваиваемые ценности.

    ППК - мера и способ творческой самореализации в различных видах

    педагогической деятельности по усвоению, передаче и созданию педагогических

    ценностей и технологий. Формирование ППК - овладение педагогическими

    технологиями общения, импровизации, приемами и способами учебной, научной,

    инженерной деятельности студентов, управление собственной деятельностью.

    Присущие творческой личности в инженерной деятельности преподавателя

    черты: риск, независимость суждений, познавательная активность,

    находчивость, проблеморешаемость, критичность, самобытность, смелость, юмор

    и т. д.

    Критерии качества педагогического творчества и культуры:

    - ценностные отношения к педагогической реальности (субъект-субъектные

    отношения);

    - технолого-педагогическая подготовленность (умения);

    - интегративность видов педагогической культуры;

    - развитость педагогического мышления (проблемный поисковый характер,

    гибкость, вариативность, самостоятельность решений);

    - самосовершенство (частная педагогическая система, оценка своего опыта

    и опыта коллег).

    Профессиональные и личностные качества преподавателя оцениваются по

    следующим показателям: логика, доступность и ясность изложения учебного

    материала, разъяснение сложных мест, выделение главного, активность,

    интерес аудитории и слежение за ее реакцией, дискуссия, взаимность вопросов

    и ответов, культура речи, темп, снятие усталости аудитории, профориентация,

    создание дидактических средств обучения, доброжелательность, терпение,

    требовательность, объективность, эрудиция, внешний вид и многие другие.

    Вопросы для самопроверки:

    Структура информационно-предметного обеспечения (ИПО) учебного процесса

    профессионального обучения.

    Средства преподавания общетехнических дисциплин в профессиональном

    обучении.

    Учебное оборудование для профессионального обучения.

    Содержание инженерного учебно-методического комплекта.

    Структура и содержание учебно-материальной базы (УМБ) преподавания

    дисциплин профессиональной подготовки.

    Опорный конспект, его структура, содержание.

    Программные средства профессионального обучения.

    Компоненты профессионально-педагогической культуры преподавателя

    профессионального обучения (аксеологический, технологический, личностно-

    творческий).

    Критерии качества педагогического творчества и культуры.

    Профессиональные и личностные качества преподавателя профессионального

    обучения.

    6. Дидактическая деятельность педагога

    профессиональной школы:

    сущность, функции, структура, содержание

    Цель профессионального обучения рабочих в отрасли обусловлена

    условиями: требованиями времени, требованиями научно-технического

    прогресса, социальным заказом общества, Законом РФ об образовании, связью с

    мировой наукой и мировыми достижениями науки и техники, социально-

    экономическими, психолого-педагогическими, материально-техническими и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.