МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности Профессиональное обучение

    культурными отношениями, положением человечества в природе и техносфере.

    Функциями деятельности преподавателя профессионального обучения

    являются: обучающая, развивающая, воспитательная (трудовое, технологической

    культуры, умственное, физическое, нравственное, экологическое, правовое,

    эстетическое, моральное, коллективное), диагностическая, управляющая,

    инженерная, контролирующая, предпринимательская, конструкторско-

    технологическая, организационная, проектная, изобретательско-

    рационализаторская, информационная, ориентационная, мобилизационная,

    исследовательская (гносеологическая) и другие.

    Структура преподавательской деятельности: практически-преобразующая,

    ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная и другие.

    Вся деятельность преподавателя реализуется в тех или иных методах

    обучения. Слово “метод” применяется вместе с выяснением того, что надо

    делать, требуется установить, как это делать. Под методом подразумевают

    средства, способы, пути достижения определенных целей, решения определенных

    задач. Таким образом, методы обучения определяются как способы работы

    преподавателя и студентов, учителя и учащихся, при помощи которых

    достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется

    мировоззрение и развиваются способности. Методы обучения могут быть

    словесными, наглядности в обучении, демонстрации, наблюдения вещей и их

    изображений, иллюстративные (изобразительные), работы над книгой и другие.

    Методами преподавания и освоения образовательной области «Технология»

    предусматриваются: догматический, исторический, непосредственного

    наблюдения, экспериментальный, проектный. Но в любом случае обучающиеся

    должны овладеть способами приобретения технологических знаний, научиться

    логически мыслить.

    Для общетехнической подготовки студентов используются активные методы

    обучения: решение технических и технологических задач (расчеты режимов

    обработки, регулировки, разработка управляющих программ, кинематических и

    динамических характеристик, разработка конструкций изделий, технологических

    процессов обработки и карт, конструирование и изготовление приспособлений,

    выбор наиболее рациональной конструкции изделия и технологического процесса

    изготовления).

    Методы обучения преобразовательной деятельности могут быть:

    репродуктивный, проблемный, поисковый, исследовательский, самостоятельной

    работы, практический, проектный и другие.

    Комплексными активными методами инженерной и профессиональной

    подготовки являются: дизайн-анализ, морфологический анализ, метод проектов,

    метод мозговой атаки и фокальных объектов, компьютеризации, деловой игры,

    учебный эксперимент и другие.

    Формы учебной деятельности: индивидуальные, индивидуально-групповые,

    коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные и другие.

    Контролем качества обучения могут быть: наблюдение, проверка знаний и

    умений, тестирование. Под объективным, диагностичным контролем понимается

    контроль, который обладает необходимой точностью и воспроизводимостью.

    Мотивацией профессиональной подготовки преподавателя, на наш взгляд,

    прежде всего является его призвание работать с учащимися. Мотивацией в

    общем виде является использование мотивов поведения человека в практике

    управления его деятельностью.

    Требования профессии к личности: педагогическое мастерство, умения,

    навыки; психолого-педагогическая способность (призвание); педагогические

    компетентность и такт; профессиональное владение методикой трудового

    обучения (МТО), методикой обучения технологии (МОТ) и воспитания; выявление

    и развитие потенциальных возможностей учащихся, научное владение оценкой

    результатов учения и другие.

    Качества личности преподавателя: гуманизм, интерес и любовь к ученику,

    профессионально-педагогическая направленность, социальные потребности,

    моральные и общечеловеческие ценности, ответственность и общественный долг,

    организаторские способности, педагогическое самообразование и другие.

    Знания, необходимые учителю: социально-гуманитарные, психолого-

    педагогические, общетехнические, специальные, экономические, экологические,

    общей культуры.

    Традиционные принципы обучения: связь теории с практикой, научность,

    систематичность и последовательность, доступность, посильность,

    активность, наглядность и другие дополняются инновационными принципами:

    проектность, целостность и системность, интегративность и универсальность,

    природо- и культуросообразность, вариативность, информативность,

    модульность, ценностная и практическая направленность.

    В основу разработок по синтезу модели инженерной деятельности

    преподавателя положены исследования ведущих дидактов, в частности А. И.

    Мищенко, В. Д. Симоненко, и ученых по формированию профессиональной

    готовности педагога к сложной и многогранной деятельности. В синтезе основ

    и особенностей профессиональной подготовки педагога могут быть использованы

    аспекты исследования Н. М. Назаровой.

    Направлению непрерывного самосовершенствования преподавателя

    послевузовской системы подготовки посвящены исследования К. М. Левитана и

    И. Д. Лушникова. Теоретические основы формирования профессионально-

    педагогической культуры педагога изложены в исследовании И. Ф. Исаева.

    Формированию педагогического профессионализма в процессе обучения студентов

    университета посвящены исследования Т. Рудневой.

    Результатом деятельности преподавателя является уровень образования

    учащихся: знания основ техники, технологии и технологической культуры,

    освоение проектной деятельности по изготовлению простейших изделий,

    функциональная грамотность, профессиональная мобильность, умения и навыки

    выполнения простейших технологических операций, организация самостоятельной

    работы и другие.

    Важнейшей составляющей учения, кроме содержания, является и форма

    (материальная, речевая, умственная), направленная на синергетическое

    (развивающее) обучение, ориентацию учебного процесса на потенциальные

    возможности обучающихся и на их реализацию (В. В. Давыдов, А. Дистервег, Л.

    В. Занков, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский).

    Будущему преподавателю профессионального обучения необходимо овладеть

    теоретическими и практическими знаниями по технике, технологии и методам

    их приобретения, знать историю развития изучаемых предметов, в

    совершенстве владеть практическими умениями и навыками по тем видам

    трудовой деятельности, которым он будет обучать будущих рабочих.

    Методика исследует своеобразное содержание и цели предмета и выясняет

    закономерности процесса обучения, например, труду, технике и технологии.

    При этом преподавателем применяются методы научного исследования:

    наблюдение, анкетный опрос, педагогический эксперимент, теоретические и

    исторические исследования и многие другие.

    Общетехническая подготовка позволяет преподавателю свободно

    ориентироваться в общих закономерностях устройства и применении технических

    объектов, знать перспективы и пути технического прогресса в различных

    отраслях производства, рационализировать технику и технологию. Знания по

    общетехническим дисциплинам являются базой, на которой строится

    теоретическая и практическая подготовка учителя по специальности.

    Содержание этой подготовки устанавливается стандартом, а также целями и

    программными требованиями обучения учащихся.

    Технологическими знаниями, которые становятся важнейшими в специальной

    подготовке преподавателя профессионального обучения, являются: знания

    базовых понятий (технология, технологическая среда и культура, способы

    преобразовательной деятельности и др.); знания способов, средств и путей

    преобразовательной деятельности; представление о техносфере; представление

    о технике и технологии; знание применяемых и перспективных технологий

    материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей; знание и понимание

    влияния техники и технологии на человека, природу и общество и

    необходимости оптимального развития техносферы, правил безопасной

    преобразовательной деятельности как условий существования цивилизации.

    Технологическими умениями как способами преобразовательной

    деятельности на основе приобретенных знаний становятся: умение планировать

    свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты; сознательно и

    творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности с

    учетом последствий для природы и общества; быстро осваивать технологические

    операции и технологии; выявлять потребности в информационном обеспечении

    деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их;

    выполнять графические изображения, разрабатывать дизайн-спецификацию и

    осуществлять дизайн-анализ изделия; выполнять проектную деятельность от

    зарождения идеи до ее воплощения и т.д.

    Система обучения технологии предусматривается проектно-созидательной,

    проблемной. Содержание обучения должно включать учащихся в процессы

    проектирования, конструирования, моделирования и исследования продуктов

    деятельности. Предусматривается сочетание репродуктивного обучения и

    развивающего обучения. При реализации развивающего обучения преподаватель

    координирует учебный процесс, наблюдает, косвенно руководит деятельностью

    учащихся, помогает в выборе решений, активизирует самостоятельную

    деятельность учащихся, диагностирует развитие личности.

    Учитывая, что технологический мир создается руками и разумом людей,

    необходимо изучение и практическое освоение элементарных, наиболее

    распространенных операций и процедур преобразования, развитие двигательных

    способностей, навыков выбора наиболее приемлемых имеющихся методов и

    средств для достижения заданного результата преобразования, требуется

    организация собственных преобразовательных действий.

    Технологическое образование будет недостаточным, если образовательная

    система не обеспечивает формирование творческого стиля мышления, которое

    предусматривает отыскание решений возникающих технических и социально-

    технических противоречий. Сюда же входит выявление проблемной ситуации,

    формирование задач, поиск вариантов решений с помощью методов технического

    творчества, выбор лучшего варианта с учетом возможностей осуществления и

    ограничивающих условий, построение образа решения в пригодном для

    реализации виде, выбор способов и средств практического осуществления

    решения, испытания овеществленного решения.

    Людские ресурсы можно рассматривать как результат действия

    специфической преобразовательной системы - системы образования, которая

    осуществляет профессиональную подготовку общества, преобразует людей из

    неграмотных в грамотных, из "неумеющих" в "умеющих".

    В современной жизни повысилась специализация людей и степень их

    участия в формировании среды жизнедеятельности.

    Необходимость ручного труда на современном этапе обучения технологии

    обусловлена логикой развития личности. Развиваемая моторика рук жизненно

    важна для формирования функций мышления.

    Линейно-концентрический принцип обучения элементам технологии

    означает, что на каждом этапе обучения изучаются одни и те же направления

    деятельности, но на более высоком уровне.

    Технологическая инженерная этика (мораль, нормы, мотивы) характеризует

    моральное качество производимой продукции, начиная с ее дизайна,

    производства и кончая маркетингом.

    Технологическая эстетика (чувственное восприятие) направлена на

    единство функциональных и эстетических аспектов предметно-пространственной

    среды и тесно связана с дизайном. Она изучает эстетические аспекты

    конструирования как вида продуктивной творческой деятельности человека. Это

    преобразовательная деятельность, сопряженная с изобретением, предвидением

    нового в техническом и художественном плане.

    Потребительские свойства изделия отражают решение формы и технологию

    изготовления изделия. Поэтому дизайнерское решение должно охватывать все

    стороны изготовления и применения предмета, в том числе и технологию

    обработки используемых материалов.

    К инженерной и технологической подготовке будущего преподавателя

    профессионального обучения необходимы культурологический и личностно

    ориентированный подходы. Под технологическим образованием как составной

    частью технологической культуры понимается специально организованный

    процесс и результат обучения и воспитания с целью нормирования у человека

    технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности.

    Основными отличительными чертами технологического образования, в отличие от

    предшествующего технократического, являются:

    1. В философском понятии:

    1.1. Единство бытия и сознания.

    1.2. Обучение как одновременное опредмечивание и распредмечивание

    знаний.

    1.3. Техника как средство самореализации личности.

    2. По целям образования:

    2.1. Формирование основ технологической культуры и готовности к

    преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.

    2.2. Подготовка творческого технолога-конструктора.

    3. По задачам образования:

    3.1. Развитие потребности в знаниях и навыков самообразования,

    вооружение технологическими знаниями.

    3.2. Формирование технологических умений и навыков.

    3.3. Воспитание технологически значимых качеств личности

    (технологическое мировоззрение, технологическое мышление, технологическая

    этика и эстетика, современное правовое и экономическое мышление).

    4. По содержанию образования:

    Интегрированные, проблемно-ориентированные области знаний (технология,

    эргономика, информатика, генная инженерия, экософия, графика,

    психоаналитика).

    5. По характеру образования:

    Перманентное, проблемно ориентированное обучение, направленное на

    преобразование окружающего мира на научной основе.

    6. По основным принципам:

    Научность, целостность и системность, глобальность, интегративность,

    историзм и универсальность, природо- и культуросообразность, проектность и

    вариативность.

    7. По ведущим методам и формам:

    Творческие, активные (проекты, тренировки, деловые игры, эксперименты,

    творческие задания), индивидуальные и групповые, интенсивные, индуктивные.

    8. По характеру знаний:

    Реальные, знания, ставшие убеждением.

    9. По сущности обучения:

    Самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков путем проектно-

    тренировочной деятельности.

    10. По приоритету:

    Технологические умения и навыки, методы и средства обучения.

    11. По стилю взаимоотношений учителя и ученика:

    Демократический, субъектно-субъектный стиль, основанный на

    сотрудничестве (учитель-консультант, помощник).

    12. По результатам образования:

    Уровень развития технологической культуры и навыков преобразовательной

    деятельности, самореализацию и самоопределение личности.

    Инновационный продукт как личностно ориентированное формирование

    педагогического профессионализма (ЛОФП) для будущих учителей позволяет

    решать спектр дидактических задач различного класса от старта до

    логического завершения. Создание такой конструкции позволяет уйти от

    фронтальных процессов вузовской практики (стадной системы) обучения к

    индивидуализированному - личностно-ориентированному.

    Структура дидактической системы ЛОФП характеризуется тем, что перед

    студентом раскрывается спектр личных ценностей, обеспечивающих высокое

    качество педагогической деятельности, раскрываются теоретические основы и

    методика самоформирования педагога.

    Личностно ориентированное образование обеспечивает саморазвитие

    личности исходя из выявленных индивидуальных особенностей как субъекта

    познания, так и предметной деятельности и имеет признаки:

    - право выбора собственного пути развития через создание

    альтернативных (вариативных) форм обучения;

    - реализовывать себя исходя из способностей, склонностей,

    субъективного опыта, интересов, ценностных ориентаций;

    - индивидуальность обучения, избирательность к предметному материалу с

    целью формирования качества ума (интеллекта) личности [3].

    В. А. Поляковым предложен эмпирический подход к системе подготовки

    учащихся к труду. Ведущим элементом и неотъемлемым условием

    функционирования дидактической системы он определяет взаимодействие с

    базовым предприятием. Нами приняты на вооружение выявленные В. А. Поляковым

    элементы структуры дидактической системы: цели, задачи, пути, содержание,

    методы, формы, условия.

    Условия реализации дидактической системы зависят от региона учебного

    заведения, его социально-экономического положения, материально-технической

    и технологической базы, уровня квалификации преподавателей, ценностных

    установок и т. д.

    Как социально открытая система она использует весь образовательный и

    воспитательный потенциал.

    Как воспроизводимая (адаптивная) система она может реализоваться в

    любом педвузе.

    Система личностно ориентированной общетехнической подготовки

    соответствует интересам учащихся и студентов, возможностям развития их

    творческих способностей, подготовке к самостоятельной жизни, обеспечивает

    социальную защищенность после окончания вуза. Реализуется она через

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.