МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности Профессиональное обучение

    - владеет основами разработки учебно-программной документации и умеет

    использовать их для формирования содержания обучения;

    - знает основы организации опытно-экспериментальной и

    исследовательской работы в сфере образования;

    - умеет организовать внеучебную деятельность учащихся;

    - владеет системой знаний и методов технологической подготовки

    учащихся и организации предпринимательской деятельности.

    Требования по дисциплинам предметной подготовки. Специалист:

    - знает основы естественно-научных и технических дисциплин;

    - знает основы проектирования, конструирования; владеет графической

    грамотностью;

    - знает структуру и особенности функционирования современного

    производства;

    - умеет анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы

    технических объектов;

    - знает основы рыночной экономики и предпринимательства;

    - знает закономерности природосообразности развития производственно-

    технической сферы;

    - знает технику и технологию обработки различных материалов;

    - умеет организовать учебно-материальную базу по обработке материалов,

    ее эксплуатацию и обслуживание;

    - умеет выполнять проектные и конструкторские расчеты для объектов

    учебного, бытового и производственного назначения;

    (применительно к предпринимательской деятельности)

    - знает нормативные документы, регламентирующие предпринимательскую

    деятельность;

    - умеет выполнять необходимые экономические расчеты в своей

    профессиональной деятельности;

    - имеет представление об основах экономики и организации современного

    производства предприятий с различной формой собственности;

    - умеет организовать предпринимательскую деятельность на базе школьных

    мастерских;

    - знает основы метрологии и обладает навыками работы с различной

    измерительной аппаратурой;

    - знает основы инженерно-технического обеспечения безопасного труда

    учащихся и безопасности своей профессиональной деятельности.

    По дисциплинам общекультурной подготовки:

    - знает историю мировых цивилизаций, менталитет человека, его

    эволюцию, глобализацию цивилизационного процесса.

    По концепциям современного естествознания

    - знает естественнонаучную и гуманитарную культуру, историю

    естествознания, порядок и беспорядок в природе. Биосферу, ноосферу.

    По эстетике:

    - знает эстетику, специфику творческого художественного процесса.

    По экономике:

    - знает спрос, потребительский выбор, структуру бизнеса, конкуренцию и

    т.д.

    По информатике:

    - знает аппаратные и программные средства персональных ЭВМ,

    предназначенные для обработки информации. Компьютерные технологии и

    возможности новых электронных технологий в сфере культуры образования.

    По экологии:

    - знает экологические проблемы современности: изменение природных

    процессов, уменьшение биологического разнообразия, загрязнение окружающей

    среды, демографические проблемы. Экологические основы рационального

    природопользования. Концептуальные основы и принципы экологического

    образования.

    По педагогической психологии - концепции педагогического процесса и их

    психологические основания. Проблемы профессиональной подготовки и

    личностного развития. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические

    способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение.

    Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология

    педагогического коллектива. Структура педагогической деятельности.

    Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления

    учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания. Психологические

    механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных

    технологий. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения.

    Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и

    индивидуализации обучения.

    Требования по дисциплинам специализации устанавливаются учебным

    заведением.

    Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной

    программы по специальности.

    Дисциплины:

    Дисциплины предметной подготовки.

    Естественно-математические дисциплины (математика, физика, химия).

    Общетехнические дисциплины (теоретическая механика, ТММ, сопротивление

    материалов, детали машин, гидравлика, теплотехника, ТКМ, ОВЗ, резание

    материалов, основы производства, электротехника, радиоэлектроника, ТСО).

    Технологические дисциплины:

    ТКМ (Кристаллическое и аморфное состояние. Чугун, сталь, медь и

    сплавы. Алюминий и его сплавы. Пластмассы. Древесина. Методы и виды

    обработки материалов. Основы техники безопасности при обработке

    материалов);

    ОВЗ (Технологические способы соединений. Взаимозаменяемость и

    стандартизация. Допуски и посадки. Шероховатость. Основы технических

    измерений);

    Резание материалов, станки и инструменты (Методы обработки резанием.

    Общие сведения о станках, оснастке, инструментах).

    Основы производства (Структура и тенденции развития современного

    производства. Перспективные технологии. Производство и окружающая среда).

    Графические дисциплины.

    Творческо-конструкторские дисциплины.

    В связи с этим инженер-педагог должен быть подготовлен к проведению

    занятий с учащимися по ручной обработке древесины, металлов и пластмасс,

    механической обработке материалов на станках и механизированным

    инструментом, электротехническим работам и другим прогрессивным видам

    труда.

    Материал в программах специальных предметов нередко располагается

    концентрически и изучается сначала элементарно, в форме общего знакомства,

    а затем более систематически и углубленно. Например, в специальной

    технологии для станочников вначале изучаются общие сведения о токарном

    деле и о технологических процессах механической обработки резанием

    материалов, устройстве станков, технике безопасности и т.д. как

    первоначальные знания, позволяющие выполнять практические работы. А далее

    изучаются более основательно углубленные сведения о станках, инструментах,

    оснастке и т.д.

    Специальная общетехническая подготовка преподавателя, подготовка к

    учебной проектной деятельности с учащимися и конструкторско-технологическая

    подготовка охватывают одни и те же блоки и модули дисциплин предметной

    подготовки (рис. 2).

    Рис. 2

    Вопросы для самопроверки:

    Что называется профессией?

    Специальности профессии преподавателя.

    Специальная подготовка преподавателя.

    Методическая подготовка преподавателя.

    Общие требования государственного образовательного стандарта к подготовке

    рабочих в отрасли.

    Требования по дисциплинам общекультурной подготовки.

    Требования по психолого-педагогической подготовке.

    Требования по дисциплинам предметной подготовки.

    Блоки и модули общетехнических дисциплин в цикле предметной подготовки

    образовательного стандарта.

    Концентричность содержания учебного материала.

    3. Сущность, задачи и характеристика общего

    политехнического и специального образования;

    общетехническая, общетехнологическая и

    специальная подготовка как элементы содержания профессионального

    образования; факторы,

    определяющие содержание специальной подготовки

    Академик С. Я. Батышев в системе профессионального образования

    выделяет как эффективный блочно-модульный принцип обучения. Блочно-

    модульный подход позволяет выделить конкретный "носитель" содержания

    обучения, с помощью которого обеспечивается гибкость системы

    профессионального образования, настраиваемость ее на адаптивность к

    изменяющимся социально-экономическим условиям. Блоки и модули реализуют

    одну или несколько целей обучения. Формирование блоков содержания обучения

    по профессии широкого профиля при отраслевой и межотраслевой интеграции

    профессий может быть следующим:

    1. Общеобразовательная подготовка: гуманитарный блок,

    естественнонаучный блок.

    2. Профессиональная подготовка: общетехнический, общепрофессиональный,

    профессиональный блоки (профессия, специальности).

    3. Специальные блоки подготовки (1, 2, 3-й). В общем виде содержание

    профессионального образования включает общеобразовательную и

    профессиональную подготовку.

    Содержание блоков профессиональной подготовки: общетехнический блок,

    отраслевой блок, общепрофессиональный блок (для группы родственных

    профессий), профессиональный блок (учебный материал освоения

    соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне).

    Специальный блок содержит теоретический и практический учебный

    материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии,

    с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации в соответствии с

    типовыми квалификационными характеристиками Минтруда РФ.

    Разновидностью специального блока является общепрофессиональный блок.

    Этот блок выделяется в том случае, если профессия (учитель) включает

    разветвленную сеть специальностей (технология и предпринимательство),

    охватывающих широкое технико-технологическое поле, и значительно

    различающихся по содержанию труда (технология обработки конструкционных

    материалов и техническое творчество, технология обработки тканей,

    технология обработки пищевых продуктов, технология сельскохозяйственного

    производства). Но для нескольких специальностей профессии можно выделить

    общее содержание обучения, которое оформляется в виде общеспециального

    блока.

    Кроме того выделяются блоки перепрофилирования, которые позволяют на

    основе имеющейся профессии (специальности) получить новую, часто - с

    переходом в другую сферу экономики:

    - блок повышенного профессионального образования;

    - бизнес-блок для вхождения в рынок (работа по найму и организация

    самостоятельного дела - экономическая, правовая, финансовая,

    управленческая, психологическая и маркетинговая подготовка).

    - блок опережающей профессиональной подготовки - включает сведения о

    новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной

    профессии, подготовку специалистов, способных освоить работу в новейшей

    технико-технологической среде.

    Для нового содержания функциональной грамотности населения и бизнес-

    подготовки вводятся бизнес-блоки:

    - основы компьютерной грамотности, основы рыночной экономики и

    предпринимательства, основы финансовой грамотности, основы правовой

    грамотности;

    - блок основы санитарно-медицинской грамотности и основы экологической

    грамотности (жилища, питания, поездок, общения, рабочего места и т.д.).

    Специальная подготовка учителя труда слагалась из общенаучной,

    общетехнической, теоретической и практической подготовки по специальности,

    связанной с тем разделом труда, по которому учитель обучал школьников.

    По В. С. Ледневу процесс обучения непосредственно направлен на

    усвоение учащимися опыта. Воспитание и развитие осуществляются

    опосредованно. Усвоение опыта, воспитание и развитие в реальном процессе

    образования выступают в единстве как “сквозные” линии, не проявляясь в

    качестве целостных обособленных единиц, подобных, например, отдельным

    курсам или дисциплинам. В качестве основных “сквозных” отраслей образования

    выступают общее и специальное образование, а также область их пересечения -

    политехническое образование.

    Под общим понимается образование, результат которого - способность

    человека к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов

    деятельности.

    В педагогической энциклопедии специальное образование трактуется как

    профессиональное образование (среднее, высшее). Специальные технические

    предметы, в отличие от общетехнических дисциплин, (общие основы техники,

    технологии, экономики и организации производства) содержат сведения об

    устройстве и применении различного оборудования, станков, транспортных и

    др. рабочих машин, механизмов, приспособлений, инструментов, и др.

    характерных для определенных разновидностей производства и выполняемых

    работ для более углубленной трудовой подготовки. Базируется специальная

    подготовка на общеобразовательных знаниях и является основой практической

    подготовки работников по определенной специальности или профессии. Материал

    в программах специальных предметов нередко располагается концентрически и

    изучается сначала элементарно, в форме общего знакомства, а затем более

    систематически и углубленно. Например, в специальной технологии для

    станочников вначале изучаются общие сведения о токарном деле и о

    технологических процессах механической обработки резанием материалов,

    устройстве станков, технике безопасности и т.д. как первоначальные знания,

    позволяющие выполнять практические работы. А далее изучаются более

    основательно углубленные сведения о станках, инструментах, оснастке и т.д.

    Специальная подготовка учителя исследовалась В. А. Сластениным и

    изложена в его книге[1].

    Объем и состав специальной подготовки включают:

    - знание объекта, предмета, места и связи "своей" науки, с наукой в

    целом;

    - владение категориальным строем научных знаний;

    - знание методологии и логики научного исследования;

    - понимание теоретико-познавательного и практического значения науки;

    - знание закономерностей, истории, современного состояния и основных

    направлений дальнейшего развития науки;

    - понимание пропедевтического характера школьного курса основ науки;

    - углубленное знание одной из областей науки, первоначальные навыки

    самостоятельного научного исследования;

    - умение пользоваться библиографическими справочниками указателями,

    проспектами, тематическими каталогами для самостоятельного пополнения

    знаний.

    В пределах каждой специальности общенаучная подготовка студентов

    получает дальнейшую конкретизацию и детализацию.

    Содержание методической подготовки студентов модифицируется в

    зависимости от конкретной специальности. Она может включать в себя

    владение методикой и техникой общетехнической подготовки всех видов, умение

    решать теоретические и практические задачи обучения любой трудности, умение

    оборудовать на современном уровне учебно-производственные мастерские,

    умение выполнить любую технологическую операцию и изготовить изделие,

    знание правил безопасности и умение применять и выполнять их в мастерских.

    Продвигаясь от основной стадии обучения к специальной, обучающиеся

    постепенно обогащают свою память новыми знаниями, у них возникает

    потребность в пополнении своих знаний, а это облегчает им решение конечной

    цели - овладение профессией.

    Проводя аналогию специальной профессиональной производственной

    подготовки, для специальной подготовки учителя технологии и

    предпринимательства можно утверждать следующее. На специальной стадии

    обучения осуществляется дифференцированная специализация студентов с

    учетом избранной профессии. При этом студенты вооружаются такими знаниями,

    которые отвечают требованиям развития техники и технологии данной отрасли

    производства. Однако, разрабатываемые в централизованном порядке учебные

    программы не могут в одинаковой степени удовлетворять все требования даже

    одной отрасли. Подготовка студентов по одним и тем же профессиям по

    различным отраслям промышленности имеет свои особенности.

    На специальной стадии технологической подготовки студентов они

    опираются на те знания, которые они приобрели на основной стадии обучения.

    Функции преподавателя - помочь студентам усвоить теоретические знания и

    научить применять эти знания на практике.

    Среди существующих систем обучения наиболее актуальны инвариантно-

    модульная и проблемно-аналитическая системы С. Я. Батышева. Основой

    первой является стадийная теория профессионального обучения. В ней учебный

    процесс делится на две стадии: основную (стабильную) и специальную

    (динамичную). Во второй системе весь учебный материал делится на отдельные

    учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение: определяются элементы,

    из которых складываются в процессе труда по данной проблеме, и функции

    умственной деятельности обучающихся, необходимые для выполнения работ по

    регулированию технологических процессов и оборудования. Цели образования в

    педагогическом процессе воплощены в содержание образования, которое

    определяет формы, методы и средства обучения.

    Основными принципами разработки содержания обучения являются:

    - отражение в программах современных достижений науки, техники и

    передовой технологии;

    - отражение политехнического принципа;

    - отражение взаимосвязи общего и профессионального технологического

    образования;

    - определение основных идей учебных предметов применительно к учебной

    деятельности (специфические для каждого предмета, сопоставив с другими

    предметами);

    - отражение опыта новаторов;

    - ориентация на дальнейший рост квалификации; - отражение развития

    технического мышления;

    - отражение в программах Федерального компонента (основного и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.