МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности Профессиональное обучение

    Профессионально важными качествами общетехнической подготовки личности

    будущего преподавателя могут быть: моральные и общечеловеческие ценности,

    технологическое мировоззрение, проектное конструкторско-технологическое

    мышление, этика, эстетика, конструкторско-технологические умения, знания и

    навыки, организаторские способности, педагогическое самообразование,

    компетентность, профессиональное мастерство, творчество, мобильность,

    психолого-педагогическая способность и такт, умение выявления и развития

    потенциальных возможностей учащихся, научное владение оценкой результатов

    учения.

    В свою очередь, технология реализации разработанной дидактической

    системы также есть комплексная, интегративная система, включающая

    упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое

    целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессуальные

    аспекты, направленные на освоение ЗУН и формирование личностных качеств

    обучаемых (Д. В. Чернилевский). Технологии обучения - это технологии

    передачи содержания образования, то есть методы и способы обучения,

    организации учебного процесса. При этом дидактический процесс определяется

    как совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности

    студентов.

    Педагогические технологии обусловлены целью и результатом

    функционирования дидактической системы. Цель - это планируемый результат.

    Достижение цели осуществляется через деятельность посредством решения

    задач. Целью инженерной подготовки студентов запрограммировано

    формирование у них инженерных умений и освоение технологий формирования

    этих умений у учащихся. Умения рассматриваются как способность осуществлять

    инженерную деятельность. А знания выступают вторичными, как понятия и

    системы понятий реального мира. Таким образом, знания служат умениям.

    Задать цель общетехнической подготовки - значит выявить и

    сформулировать систему инженерных умений, которыми должны овладеть

    студенты. Лишь затем отбираются знания, необходимые для формирования

    умений. Это, например, знания объектов конструирования и процессов

    обработки. К ним обязательно добавляются знания о самой инженерной и

    трудовой деятельности, о методах и приемах решения инженерных задач. Эти

    два вида знаний и составляют научное содержание инженгерной подготовки.

    Инженерной деятельности характерны этапы: мотивационный,

    ориентировочный, материальный, внешнеречевой (устная и письменная речь),

    беззвучной устной речи, умственного или внутриречевого действия. Уровни

    этой деятельности: знакомство, воспроизведение, умения и навыки,

    творчество. Уровни овладения инженерной подготовкой определяются как умения

    выполнять действия: с опорой на описание, с вспоминанием, умственно.

    Проведем краткий обзор и анализ обобщенных педагогических технологий с

    характерными признаками, приемлемых для формирования общетехнической

    подготовки студентов:

    - проблемное обучение - развитие познавательной активности, творческой

    самостоятельности;

    - концентрированное обучение - блочно-модульная система, создание

    структуры учебного процесса по психологическим особенностям;

    - модульное обучение - учет и реализация индивидуальных потребностей

    личности по индивидуальным программам;

    - развивающее обучение - развитие личности по способностям в различных

    видах деятельности;

    - дифференцированное обучение - создание оптимальных условий для

    выявления задатков личности, развития интересов и способностей согласно

    минимуму знаний (образовательный стандарт);

    - активное (контекстное) обучение - организация активности по

    содержанию будущей профессиональной деятельности;

    - игровое обучение - личностно-деятельностный характер приобретения

    ЗУН.

    Технологии активного обучения (ТАО) реализуются через информацию и

    через деятельность (А. А. Вербицкий). Учебная деятельность академического

    типа - квазиопрофессиональная деятельность, то есть учебно-профессиональная

    деятельность. Информация выступает средством для освоения действий и

    операций профессиональной деятельности. Контекстное обучение студентов

    представляет интеграцию различных видов деятельности: учебной, научной,

    практической. В ТАО преподаватель и учитель становятся менеджерами

    образования.

    ТАО подразделяют (Н. В. Борисова) на не иммитационные и иммитационные

    (контекстные). Все они приемлемы к инженерным дисциплинам.

    Иммитационные - стажировка без должности, курсовые работы, дискуссии,

    программированное обучение, проблемная лекция и другие.

    Иммитационные - игровые и неигровые (конкретные ситуации - исследование

    реальной обстановки). Метод анализа конкретных ситуаций по результатам

    проведенных нами АРИЗ развивает аналитическое и конструкторско-

    технологическое мышление студентов, образует системный подход к проблеме,

    выделяет правильные и неправильные решения, позволяет выбрать критерии

    оптимального решения ситуации (проблема, оценка, иллюстрация, упражнение),

    устраняет когнитивные барьеры.

    В центр ТАО ставится деловая игра как наиболее сложная технология

    активного обучения контекстного типа, как универсальное и наиболее

    эффективное средство обучения. Игровое проектирование (курсовое, дипломное)

    зачастую перерастает в реальные проекты. Деловая игра разработки проекта с

    педагогикой сотрудничества побуждает познавательную активность и учебную

    деятельность студентов, содействует самостоятельности мышления и овладению

    ЗУН.

    Активными методами общетехнической подготовки являются соответствующие

    научные дискуссии, деловые игры, моделирование производственных и

    педагогических ситуаций. Они отражают суть будущей профессии, формируют

    профессиональные качества личности будущего специалиста, являются полигоном

    отработки профессиональных умений и навыков, содействуют анализу ошибок и

    их сведению к минимуму в реальной действительности, устранению когнитивных

    барьеров (педпрактика), трудностей вербального (словесного) и невербального

    (жесты) общения.

    Сущность проекта как деловой игры заключается в актуализации,

    накоплении и трансформации знаний в умения и навыки, накоплении

    профессионального опыта личности преподавателя и ее развитии. Студенты

    становятся творцами не только профессиональных ситуаций, но и собственной

    личности.

    Таким образом, творческий учебный проект студента представляет

    идеальную модель деловой игры. В процессе проектирования и конструирования

    используется модульный принцип, состоящий из последовательных блоков

    действий (алгоритмов) и входящих в них операций. Блок действий в общем

    случае включает обоснование актуальности проекта; выбор материалов;

    разработку конструкции изделия, чертежей и технологии изготовления изделия;

    непосредственно сам процесс изготовления; испытание и доработку;

    безопасность, экономичность и экологичность изделия; защиту и оценку

    проекта.

    Контроль процесса конструкторско-технологической учебной деятельности

    (подготовленности) студента представляет собой проверку хода и результата

    усвоения материала, умений, знаний, навыков (УЗН) согласно цели по уровням

    освоения: представление, воспроизведение, умения и навыки, творчество.

    Причем, творчество проявляется в продуктивной активности человеческого

    сознания в виде рационализаторства и изобретательства, на уровнях

    субъективной и объективной новизны.

    Наиболее эффективно зарекомендовало мотивационное учение посредством

    умения выполнения творческих заданий с приобретением знаний и отработкой

    навыков (ТММ, ОВЗ, Резание материалов, станки и инструменты). Учебная

    инженерная деятельность (УД) представляет последовательность и сумму

    ориентировочной основы действия (ООД), исполнительных действий (ИД) и

    контрольных действий (КД). Результатом является инженерная подготовленность

    как способность оперировать необходимыми и достаточными ЗУН для решения

    инженерных задач и воспитанность как показатель отношения студента к

    окружающему миру.

    Свойства всесторонности оценки инженерной подготовленности студента:

    объективность, качество и количество, точность, надежность, современность,

    результативность.

    Оценка в общем виде состоит из педагогического метода оценки и объекта

    проверки и оценки.

    Педагогический метод оценки предусматривает критерии оценки и включает

    цель, содержание и формы задания - способ получения исходных данных.

    Объект проверки и оценки или предмет оценивания включает результаты

    деятельности: обученность, воспитанность, развитость способностей -

    исходные данные.

    Все это подлежит обработке с получением результатов по качеству и

    показателей по эффективности и итогового результата (отметки).

    Возможен рейтинговый контроль ЗУН: входной, текущий, рубежный,

    итоговый, промежуточный (тестами), отсроченный (остаточные ЗУН).

    Тест - инструмент и метод для измерения свойств человека. Это система

    заданий, включающая не вопросы и задачи, а утверждения. Тесты

    подразделяются на педагогические, психологические, социологические,

    социально-психологические, культурологические и другие. Педагогический тест

    представляет собой систему заданий возрастающей трудности специфической

    формы.

    Нормативно-ориентированный подход к тестированию позволяет сравнивать

    учебные достижения студентов друг с другом. Критериально-ориентированный

    подход позволяет выяснить, в какой степени студенты овладели необходимым

    учебным материалом (в % высший и низший баллы). Тестирование популяций

    осуществляется на всех студентах и таким образом выявляется сложность

    теста.

    Проводится выборка стандартизации - группа, которая адекватно отражает

    состав популяции (репрезентативность выборки), для чего пропорционально

    представлялись все возрастные (1 - 5 курсы) группы популяции. Результаты

    проведения теста на этой выборке явились тестовыми нормами.

    Сопоставлением индивидуального балла с нормами получается объективная

    оценка каждого испытуемого по сравнению с уровнем подготовки других

    студентов не зависимо от принадлежности к сильной или слабой группе.

    Существует два вида критериально ориентированных тестов:

    - оценка доли полного объема материала, которую усвоил испытуемый

    (общая сумма ЗУН принимается за 100%). Уровень учебных достижений

    определяется в %;

    - перевод тестовых баллов в традиционную систему оценок в зависимости

    от содержания и планируемой трудности теста, например: 100 - 90 % - 5

    баллов, 90 - 80 % - 4 балла, 80 - 60 % - 3 балла, менее 60 % - 2 балла.

    Содержание теста отражает цель, ЗУН, спецификацию как набор

    описательных схем, репрезентативность заданий содержанию, системность

    подхода к изучению и отражению учебного материала (деление на блоки).

    Вопросы для самопроверки:

    Роль общетехнических знаний и умений в современных технологиях

    промышленных производств.

    Показатели и критерии умений выполнения элементов профессиональной

    подготовки.

    Формирование конструкторско-технологического мировоззрения и умений в

    процессе учебной проектной деятельности.

    Системность в формировании инженерных умений.

    Основные принципы инженерной проектной деятельности.

    Методология обучения инженерным дисциплинам в преобразующей материальный

    мир деятельности.

    Мотивация, методы и формы инженерной преподавательской деятельности.

    Обобщенные педагогические технологии преподавания общетехнических

    дисциплин (проблемное, концентрированное, модульное и др. обучение).

    Реализация технологий активного обучения (ТАО) через творческую проектную

    деятельность как деловую игру.

    Тестирование и его технологии в профессиональном обучении.

    8. Целевая ориентация, стимулирование

    и мотивация учения, формирование новых знаний, умений, навыков;

    оптимизация форм,

    методов и средств в ходе реализации

    педагогических проектов

    В образовательной области "Технология" основной дидактической единицей

    предусматривается проектная деятельность учащихся. В связи с этим

    заслуживает интерес рассмотрения генезиса понятия проектной деятельности.

    Деятельность - важнейшая форма проявления активного отношения человека

    к окружающей действительности (Педагогическая энциклопедия. - М.:

    Издательство "Советская энциклопедия", 1964).

    Деятельность - специфичная форма общественно-исторического бытия

    людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной

    действительности (Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное

    издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993).

    Любая деятельность, осуществленная ее субъектом, включает в себя цель,

    средство, сам процесс преобразования и его результат.

    Цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого

    результата созидания.

    Действие как составляющая деятельности рассматривалось Дж. Дьюи в

    русле философии прагматизма. Действия он рассматривал в качестве

    инструменталистского содержания понятий.

    Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием

    действительности.

    В психологии принято рассмотрение структуры деятельности, включающей

    следующие ее составляющие: потребность, мотив, задача, средства (решения

    задачи), действия, операции [6] .

    Деятельность подразделяется на индивидуальную и коллективную.

    Использование понятия деятельности в психологии позволяет изучать

    сознание и личность человека в тесном единстве с исторически развивающейся

    действительностью. От уровня ее развития и конкретных особенностей ее

    предметного содержания зависят состав и функционирование сознания и

    способностей человека (его восприятия и т.д.), характер межличностных

    отношений, черты и качества личности.

    В качестве мотивов деятельности выступают различные потребности,

    интересы, склонности, чувства, сознание долга, ответственности. Наличие

    мотивов придает деятельности определенный смысл, определяет ее значимость

    для человека.

    Деятельность всегда имеет определенную направленность. В итоге ее

    всегда должно быть что-то достигнуто. Действуя, человек мысленно предвидит

    результат своих действий.

    Особую важность для современного человека имеют отдаленные,

    перспективные цели, связанные с жизнью коллектива, с целями общества.

    Деятельность человека характеризуется также и определенными

    средствами, с помощью которых она осуществляется. К ним относятся

    материальные орудия, способы их употребления, языковые средства,

    зафиксированные в них знания, приемы умственной работы и т.д. Успешное

    выполнение всякой деятельности требует овладения необходимыми для нее

    средствами и предполагает формирование у человека умений и навыков

    пользоваться этими средствами.

    Всякая деятельность требует определенных умений и навыков. В процессе

    деятельности они вырабатываются. Умения и навыки - необходимое внутреннее

    условие успеха всякой деятельности. Они дают возможность человеку владеть

    своими силами, целесообразно ими пользоваться, экономить их, ускорять

    процесс достижения цели, повышать продуктивность своей деятельности. Владея

    средствами, техникой и технологией деятельности, человек становится

    мастером своего дела, получает возможность творческого его выполнения.

    Важнейшее условие успешной деятельности - осуществление ее со знанием

    дела. Познавательная основа деятельности имеет определяющее значение в

    формировании таких ее качеств, как перспективная направленность,

    сознательная мотивация, планомерный характер. Требуя различных

    познавательных процессов, деятельность в свою очередь создает условия для

    их успешного протекания и развития. Как показали исследования психологов

    (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) именно в деятельности развиваются

    ощущения, восприятия, процессы памяти, мышления, воображения, формируются

    знания, приобретается жизненный опыт, возникают новые потребности и

    интересы, эмоциональные и волевые, умственные и нравственные свойства

    человека. Развиваются его общие и специальные способности. Тем самым

    создаются внутренние условия для развития самой деятельности, обогащения ее

    содержания , возникновения новых ее видов и форм (Леонтьев А. Н. Проблемы

    развития психики. - М., 1959).

    В процессе развития человечества единая трудовая деятельность

    дифференцировалась с выделением физического и умственного труда. Если

    физический производительный труд направлен на направлен на создание

    материальных благ, то умственный труд направлен на познание

    действительности, образование новых научных понятий, теорий и т. д. и

    осуществляется посредством не только умственных, но и практических

    действий.

    Индивидуальное развитие деятельности определяется внутренними и

    внешними условиями в их единстве. От рождения ребенок наделен естественными

    возможностями развития деятельности, которые реализуются в ходе созревания

    его организма, взаимодействия с окружающей естественной и общественной

    средой, общения ребенка с другими людьми, усвоения им общественно

    выработанных действий.

    В этом процессе ребенком приобретаются жизненный опыт, развиваются

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.