МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социализация подростков в сфере досуга

    художественные школы.

    (вспомогательные)

    средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы,

    технические и спортивные общества, массовые добровольные организации.

    Виды деятельности в сфере досуга

    Программные виды деятельности: Добровольные

    виды

    Общественно-политическая,

    деятельности

    Художественная (музыка, изо,

    (ориентацией на

    Хореография, драма),

    склонности и способности).

    Техническая, спортивная.

    Направления деятельности

    (общая и специальные модели)

    - этнография;

    - история;

    - эстетика;

    - экология;

    - человековедение;

    - профориентация;

    - техника.

    Формы деятельности общей и специальной моделей

    Индивидуальные, групповые, массовые.

    Заметим, что общая модель социализации должна осуществляться за счет

    государства в рамках детских садов и школьных досуговых программ, а также

    за счет самоорганизации семейного досуга (самодосуга).

    Специальная модель социализации может осуществляться на уровне

    коммерческих структур, и то, что она не будет доступна всем детям,

    существенно не отразится на социальном здоровье нации, ибо предполагается,

    что общая модель вбирает в себя необходимый минимум социальных знаний,

    умений и навыков для детей, подростков и юношества.

    Рассмотрим функции социальных институтов, призванных осуществлять

    становление и развитие индивида в сфере досуга, в рамках общей модели.

    Семья, как институт социализации в большинстве случаев играет решающую

    роль в деле формирования личности, ее ценностных ориентаций. Семья,

    формируя молодое поколение, приобщает детей к ценностям и нормам общества.

    В определенном смысле семья может рассматриваться как своеобразный институт

    культуры, ибо семья обеспечивает многостороннее участие детей в культуре

    общества.

    Путь социализации ребенка, осуществляемый прежде всего посредством

    активного и внимательного восприятия окружающего мира, начиная от природы,

    общения людей, красоты, растворенной во всех формах жизни и деятельности

    человека, оказывает значительно более глубокое и серьезное влияние, если он

    начинается в самом раннем возрасте, что возможно только в семье.

    Целостный нравственно-этический подход к явлениям жизни – результат

    деятельности, кропотливой и индивидуальной работы с ребенком, которую, в

    первую очередь, выполняет семья с ее неповторимым в каждом случае опытом и

    традициями воспитания, сложившимся бытовым укладом, духовными интересами и

    потребности.

    Предпосылкой художественного формирования ребенка является совместная

    культурно-досуговая деятельность родителей и детей. Данные исследования

    показывают, что совместная досуговая деятельность взрослых и детей в семье

    носит в целом относительно активный характер

    Опыт наблюдения за природой в разные времена года развивает чувство

    гармонии, цвета, пространства, обогащает воображение и развивает фантазию.

    Только внутреннее «чувство природы», сложившееся в детстве и отрочестве,

    может сформироваться в определенный психологический механизм, который будет

    реагировать всякий раз при взгляде человека на окружающий мир природы.

    Пробуждение «чувства природы» и закрепление его в сознании ребенка – одна

    из главных задач социализации.

    Таким образом, семья в любом обществе является той нишей, где

    подрастающее поколение получает первый социальный опыт знания норм и

    эталонов культуры, знакомится с реальным повседневным поведением и общением

    людей. Семья выступает и воспитателем детей, реализуя определенные идеалы,

    нормы, и ценности, приобщая подрастающее поколение к исторически

    сложившимся формам и видам социальной деятельности, научая детей трудиться

    и познавать.

    При этом следует отметить, что процесс социализации детей, подростков

    и юношества в каждой семье проходит по-разному и зависит от совокупности

    факторов: условий субкультуры семьи; полноты семьи; степени, в которой

    семье удается оказывать влияние на ребенка; материального благополучия

    семьи; количества членов семьи и места конкретного ребенка в ее структуре;

    продолжительности времени, уделяемого родителями ребенку в сфере досуга.

    Организация совместной досуговой деятельности родителей и детей это,

    конечно же, прежде всего, дело самой семьи.

    Сегодня нет другого социального института кроме самой семьи, который

    бы был ближе и территориально, и по времени проведения там детей, чем

    школа.

    Более того, именно школа является тем основным звеном системы, которое

    обеспечивает освоение ребенком тех социальных ролей, которые ему предстоит

    выполнять как полноправному гражданину, то есть социализировать

    подрастающее поколение.

    При этом следует отметить, что процесс воспитания, «возделывания»

    формирующейся, развивающейся личности предпочтительнее осуществлять не

    разрывая ребенка на части – в клуб, спортшколу, техническую станцию и т.п.,

    а осуществлять всестороннее развитие личности ребенка в стенах самой школы,

    но с привлечением всех сторон воспитательного процесса, а именно: педагог-

    ребенок- родители, ибо только педагогическое сотрудничество этих трех

    сторон может привести к успеху в деле социализации подрастающего поколения.

    С целью целостного «возделывания» ребенка необходимо достичь

    органического единства учебной и внеучебной работы посредством

    предоставления каждому учащемуся в свободное от учебы время возможности

    здесь же в стенах школы заниматься полезным делом с учетом его интересов,

    склонностей и способностей, превратив школу в центр культурно-досуговой

    деятельности семьи в микрорайоне. Первые шаги в этом направлении уже

    сделаны. В средних школах введены специальные должности педагога-

    организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

    Опыт работы лучших организаторов внеклассной и внешкольной работы

    убедительно показал своевременность и значимость этого шага. В школах, где

    еще недавно после занятий гасился свет, и закрывались двери актового и

    спортивного залов, а также прекрасно оборудованные кабинеты физики, химии,

    географии и т.д., сегодня заметно повысилась активность школьников в самой

    разнообразной внеурочной досуговой деятельности.

    Опытно-экспериментальная работа, осуществленная в ряде школ Санкт-

    Петербурга, показала, что даже на уровне теперешнего кадрового обеспечения

    школы, то есть без дополнительного привлечения финансовых средств

    организация досуга может осуществляться по следующим направлениям:

    1.Организация художественно-массовой работы.

    2.Развитие прикладного искусства, художественного и

    технического творчества.

    3.Развитие физкультуры и спорта.

    4.Организация работы с родителями учащихся:

    А) по пропаганде педагогических знаний;

    Б) по организации семейного досуга.

    А если канализировать все материальные средства и кадровый потенциал

    клубов по месту жительства, детских домов культуры и спортивных учреждений

    (в той части, в которой они занимаются организацией досуга детей,

    подростков и юношества за счет финансирования из госбюджета) в школу, то

    она вполне в состоянии будет реализовать целевую комплексную программу

    организации досуга учащихся средних школ.

    Реализация специальной модели социализации детей, подростков и

    юношества в сфере досуга может осуществляться культурно-досуговыми

    центрами, парками, физкультурно-спортивными комплексами, музыкальными,

    хореографическими и художественными школами, библиотеками, техническими

    станциями, летними лагерями, экскурсионно-туристскими, спортивно-

    оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями при активном участии

    всей семьи ребенка. Деятельность обозначенных социальных институтов (при

    условии обеспечения общей модели) может быть основана на коммерческой

    основе.

    Существует бесконечное множество программно-методических разработок

    функционирования культурно-досуговых учреждений второго типа, и за

    ненадобностью мы не будем более подробно останавливаться на анализе их

    деятельности.

    Заметим, что большей эффективности функционирования как общей, так и

    специальной моделей для работы с детьми, подростками и юношеством

    целесообразно использовать средства массовой информации, театры,

    кинотеатры, музеи, выставки, религиозно-культовые учреждения, массовые

    добровольные организации.

    Заключение.

    Резюмируя вышесказанное, социализация – это сложный непрерывный

    процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном

    уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности

    адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем

    адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а

    активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль

    в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на

    уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и

    поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между

    людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека

    социальной среде. Социализация как поэтапный процесс протекает в сознании

    и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной

    информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на

    определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу,

    но уже на новом качественном уровне.

    Функции социализации раскрывают, и определяют процесс развития

    индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя

    более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в

    комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере

    деятельности.

    Включение в уровни (биологический, психологический, социально-

    педагогический) обуславливает пространственно-временную непрерывность

    процесса социализации на протяжении всей жизни человека

    Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом

    социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе

    социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с

    другими людьми, общностями, системами.

    Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками

    и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга

    ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже

    личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг

    в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка,

    в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе,

    сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность,

    честность и д. р.

    Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация

    генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных

    в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают

    в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая

    деятельность.

    Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности

    подростков в контактах.

    В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для

    влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что

    позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный

    облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового

    времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание

    степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка

    жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

    Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом

    заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу,

    калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к

    ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как

    пьянство, наркомания, проституция, преступность.

    В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении

    между направленным процессом социализации и количественно преобладающим

    стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее

    воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало

    организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в

    семье, в школе, в досуговых учреждениях.

    Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов,

    способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает

    работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а

    это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое

    учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои

    творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих

    высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и

    самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в

    досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным

    отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный

    психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего

    поколения.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Андреев В.И. диалектика воспитания и самовоспитания творческой

    личности. Казань. 1988 г.

    2. Анищук В.В. Рост социальной активности молодежи. Киев, Одесса.

    1989г.

    3. Артемьев Т.И. Развитие личности и ее способностей. М., 1982г.

    4. Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976г.

    5. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое

    руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991г.

    6. Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка. М., 1984г.

    7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968г.

    8. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М.,

    1991г.

    9. Верб Л.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л.,

    1981г.

    10. В мире подростка. М., 1980г.

    11. Внешкольные учреждения. М., 1978г.

    12. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных

    объединений. М., 1978г.

    13. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество

    (проблемы социализации индивида). Л., 1971г.

    14. Еремин В.А. Улица-подросток- воспитатель. М., 1991г.

    15. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.,

    1982г.

    16. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути

    формирования и реализации. Л., 1991г.

    17. Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в

    подростковом возрасте. М., 1987г.

    18. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка –

    учителю. М., 1986г.

    19. Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка.

    Минск., 1991г.

    20. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и

    типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1970г.

    21. Махов Ф. С. Когда подростку интересно. Подросток в школе и в клубе.

    М., 1986г.

    22. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982г.

    23. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М.,

    1990г.

    24. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2000г.

    25. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997г.

    26. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991г.

    27. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере

    досуга. СПб, 1997 г.

    28. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб.,

    1991г.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.