Социализация подростков в сфере досуга
которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей
силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в
присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем
преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через
механизм эмоционального восприятия и переживания подростки максимально
активно усваивают элементы творческой деятельности. Которые, закрепляются в
их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
Стало быть, детскому досугу свойственна творческая функция.
Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности
подростков в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение
по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя,
своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.
Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам,
игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для
осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с
другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые
критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по
своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга
формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность
выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно
обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную.
В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для
влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что
позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный
облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового
времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание
степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка
жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация.
Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют
его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее
жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для
формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных
предпочтений.
Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на
познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге
происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания:
расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического
творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец,
осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит,
что детскому досугу свойственна просветительская функция.
Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От
первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится
вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до
мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора
профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.
Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга.
Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и
телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя
профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и
развивают способности, навыки специфические для того или иного вида
деятельности. И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют
профориентационную деятельность, то есть, детский досуг предполагает
осуществление профориентационной функции.
Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно
насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших
затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский
досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности,
помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени
происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть,
реализуется рекреационная функция.
Более того, заложенное от природы стремление человека к получению
удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети,
подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых
занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на
этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна
гедонистическая функция.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности
досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в
их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая таким
образом заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного,
увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности,
которые сам ребенок не совершил бы не будь побуждения извне. То есть
детский досуг предполагает прокреативную функцию.
3.4. Принципы досуга.
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития.
Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам,
принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
К ним относятся:
1. Принцип всеобщности и доступности- то есть возможность приобщения,
вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в
сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения
творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и
интересов.
2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского
досуга: от любительского объединения до массового праздника.
Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает
высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной
деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой
активности, увлеченности и инициативе детей.
3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных
запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей,
психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей,
подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный
подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой
акции.
4. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает
осуществление этой деятельности на основе планомерного и
последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в
работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг
детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и
юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство
творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного
проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного
превращения человека в общественное существо, в активную и
творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой
и обществом.
5. Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное
взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать
деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального
знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии.
Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций
при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из
одного социально-воспитательного учреждения в другое.
6. Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного
эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на
основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие
эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые
формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и
дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг
детей, подростков и юношества в праздник.
Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим
масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового
времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой –
разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки).
3.5. Досуговые социальные институты в социализации подростков.
С целью социализации подрастающего поколения создана специальная
система учреждений. Это, в первую очередь – детские сады и школы. Кроме
того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации,
функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество.
Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-
технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением
границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей,
подростков и юношество.
Однако, сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое
главное заключается в характере его использования, степени его социальной
насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В
этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в
силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к
ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как
пьянство, наркомания, проституция, преступность.
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении
между направленным процессом социализации и количественно преобладающим
стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее
воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало
организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в
семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение
кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для
прослушивания. Случайным может оказаться окружение и дела осуществляемые в
этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он
влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к ассоциальным
явлениям.
Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной
формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной
на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым,
на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Особая
роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям.
Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств
человека, где формируется основа для развития собственно человеческих
потенций, а также специфические роли и отношения в макро - и микрогруппах,
могла бы оказать существенное воздействие на формирование и развитие
подрастающего поколения.
Весьма существенное значение в социализации детей, подростков и
юношества имеет школа, где на различных этапах в программу образования
включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. В отдельных
школах факультативно преподаются предметы «человековедение», «основы этики
и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и другие,
способствующие становлению человека. Этот процесс усиливается «внедрением»
в школу специальных учебных телепередач, однако всего этого совершенно
недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно
социализация школьников осуществляется через систему внеклассных
мероприятий. Так, лекциями и беседами на нравственно-этические,
экологические, искусствоведческие и другие темы охвачены все учащиеся
средних школ.
Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся
занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по
различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия
способствуют социальному становлению и развитию учащихся.
Указанное выше во многом способствует процессу социализации
подрастающего поколения в условиях школы. Однако, внеклассная работа не
носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех
учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие
форм и методов работы, она не всегда целенаправленна, эпизодична и не имеет
массового характера по причине слабой оснащенности школы и недостатка
специалистов для осуществления процесса социализации детей, подростков и
юношества.
Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и
юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является
учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно
использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее
воздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и
организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового
учреждения на детей, подростков и юношество.
Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов,
способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает
работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а
это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое
учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои
творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих
высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и
самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в
досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным
отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный
психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего
поколения.
Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если
посетителю будет неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет в
него. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и запросы своих
посетителей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою
работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную
психологическую установку у посетителей и делает процесс социализации более
эффективным. На такой основе базируется досуговая деятельность.
Однако, в современных социально-экономических условиях, когда детский
досуг недопустимо коммерциализируется и включенность в сферу деятельности
досуговых учреждений в силу отсутствия материальных средств, становится
уделом избранных, говорить о масштабности сферы их влияния не приходится.
В результате, в обществе создается вакуум в сфере социализации
подрастающего поколения. Но природа, как известно, пустот не терпит и все в
большей и большей степени в источник социальной информации превращается
улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный «кодекс
нравственности», диктуя свои условия общественного становления и выживания.
В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых
действенных средств социализации подрастающего поколения. И, как результат
– безудержный рост детской преступности и страстное желание детей
разбогатеть, не прикладывая при этом на физических, ни интеллектуальных
усилий.
В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных
средств в развитие детско-юношеских досуговых учреждений, исходя из посылки
вредоносности «растаскивания» личности ребенка по ведомствам и сферам
влияния, а также опираясь на международный опыт организации детского
досуга, представляется целесообразным сконцентрировать материальные
средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей,
подростков и юношества в детских садах и учебных заведениях. В результате
чего, все без исключения дети, подростки и юноши (девушки) будут вовлечены
в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности.
Вместе с тем, параллельно с всеобщей системой может существовать
специальная или дополнительная система, обеспечивающая социализацию
подрастающего поколения в сфере досуга. То есть, могут существовать два
типа моделей социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга –
общая и специальная, каждая со своим наполнением.
ТИПЫ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА.
Общая модель
Специальная модель
(обязательная)
(добровольная)
Типы социально-досуговых учреждений:
(основные)
семья, детский сад, учебные заведения семья,
парки,
средние школы, школы-интренаты, летние
лагеря, библиотеки,
специнтернаты, ПТУ, колледжи, технические
станции,
техникумы, вузы и т.д.
культурно-досуговые центры,
физкультурно-спортивные комплексы,
музыкальные, хореографические,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|