МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социализация подростков в сфере досуга

    формирования. Конечно, нравственный стержень человека начинает

    формироваться с осознания своего «я», т.е. с трех лет, но в этот период

    детства он, в основном, направляется взрослым «можно» и «нельзя», чаще

    всего не аргументированным и работающим, в основном, за счет

    самоограничения ребенка.

    В совершенно иное качественное русло процесс нравственно-этического

    формирования индивида входит в подростковом периоде, когда подросток

    оценивает себя через соотношения своего внутреннего мира с внутренним миром

    других людей. У подростка формируется понятийное мышление, ему доступно

    понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на

    основе чего и появляется потребность в самоусовершенствовании.

    Подростка, в процессе накопления им жизненного опыта, а также

    обращения его взора к литературным и киногероям начинают волновать глубоко

    этические вопросы о смысле жизни и человеческом счастье, о справедливости,

    чести и достоинстве, а также о его собственной роли в формировании

    нравственно-этической среды в его ближайшем окружении.

    Нравственно-этические нормы подростка очень далеки от идеала, они

    фрагментарны и нестабильны, но они, и это более всего важно, впервые

    формируются осознанно и самостоятельно. Отличительной чертой этого

    процесса, впрочем, скоро угасающей, вернее удушенной обществом является

    искренность и непримиримость, вот откуда берется непримиримость к тому, что

    он отрицает.

    В подростковом возрасте происходят существенные биологические

    изменения – значительный рост мышечной силы, общей стойкости организма и

    работоспособности, причем как и у мальчиков, так и у девочек. Возникает

    естественная потребность «применить физическую силу». Обозначенное

    обстоятельство создает более чем благоприятные условия для активных занятий

    спортом и физического труда как дома, так и за его пределами – труда

    общественного (причем не только безвозмездного, но и оплачиваемого).

    В возрасте 13-15 лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек-подростков

    формируется тот профиль энергетических возможностей и сократительных

    свойств скелетных мышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся

    жизнь. Поэтому в эти годы у мальчиков эффективно развивать скоростные,

    силовые и скоростно-силовые качества; можно целенаправленно готовить

    бегунов на средние дистанции и спринтеров, штангистов и борцов, метателей и

    прыгунов. (Заметим, что более ранняя специализация во всех этих видах

    спорта нередко оборачивается нарушением в развитии). Девочкам для

    сглаживания угловатости движений, формирования пластики и грации

    целесообразно заниматься всеми видами танца, шейпингом, художественной

    гимнастикой, легкой атлетикой. Заметим, однако, что организм подростка еще

    весьма далек от полного физического формирования.

    Подростковый возраст характеризуется как пубертатный период, связанный

    с глубокой перестройкой эндокринной системы, появлением вторичных половых

    признаков, а также полового влечения, вызываемого обильным выделением

    гормонов. Это период, когда вопрос принадлежности к полу следует

    подкреплять поведенческими актами отношений между мальчиками и девочками,

    это наиболее благоприятное время формирования мужественности и

    женственности.

    2.3. Типы досугового общения подростков.

    Каждый из нас живет среди людей. В любой ситуации, мы независимо от

    нашего желания, общаемся с людьми. Человеческое общение напоминает

    своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся

    информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим,

    переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения. Общение

    выступает как деятельность, сфера, где человек может реализовать себя. Для

    социализации общение играет одну из важных ролей - это реализация

    коммуникативно-информационной функции, приводящей человека во

    взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающей

    человека информацией с целью формирования его образа жизни;

    Так как мы рассматриваем досуговую сферу, то тип досугового общения

    определяет сам процесс взаимодействия подростков. Можно выделить следующие

    типы досугового общения.

    Позитивист.

    Подростки этого типа способны творчески подходить к поставленной

    задаче, взваливая при этом основной груз на себя. Они прислушиваются к

    мнению родителей, педагогов и сверстников, изо всех сил пытаясь реализовать

    полезные советы. Их отличает настойчивость в достижении цели, а также

    способность правильно оценивать собственные результаты и результаты своих

    товарищей. Подростки- позитивисты обладают необходимыми трудовыми навыками,

    способы планировать свою работу и согласовывать ее с работой группы.

    Своеобразная избирательная интуиция позволяет им сразу чувствовать,

    как к ним относятся окружающие, безошибочно, при первом контакте определяя,

    кто к ним расположен, а кто безразличен. Ответное отношение, даже чересчур

    прямолинейное, возникает незамедлительно, без попыток его утаить.

    Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты

    своего характера. Для них важен результат- признание со стороны. Они

    стремятся приобрести вес в той общности, в которой прибывают на досуге,

    занять лидерские позиции.

    Этот тип подростков отличается повышенным чувством ответственности за

    себя, успехи в игре и тому подобное, которое со временем перерастает в

    чувство ответственности за других. Иногда это чувство гипертрофируется, и

    уверенность подростка в себе переходит в страх не оправдать надежд,

    возложенных на него им самим, друзьями, педагогами, родными. В этих случаях

    возможно проявление нервных срывов.

    Способный.

    Это тип подростка, отличающегося универсальным свойством проявлять

    способность ко всему и вся. Они проявляют успехи в учебе, хорошие дети и

    друзья, достигают больших успехов в художественной, технической и

    спортивной деятельности.

    Такой тип подростков отличают глубокие чувства, искренняя

    привязанность к тем от кого исходит любовь, забота и внимание.

    Привязанность эта сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных

    ссор. Утраты переносятся очень тяжело и переживаются долго.

    Маломотивированные смены настроения могут создать впечатления

    поверхностности и легкомыслия, на самом же деле это преданные друзья. Они

    очень чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и

    поощрениям. Они способны активизировать и воодушевлять на реализацию

    творческой идеи большую группу подростков, но как правило, их инициативу

    перехватывает активный позитивист. Формирование такого типа происходит при

    активной поддержке родителей, их регулярном общении.

    Меланхоличный тип (домосед).

    Этот тип характеризуется вялостью. Общество его раздражает,

    компании он избегает, приключения и риск, так изобилующие в досуге их

    сверстников, для них не привлекательны. Они очень тяжело переживают даже

    мелкие неприятности и неудачи, болезненно реагируют на замечания и укоры

    как сверстников, так и взрослых. Представители этого типа предпочитают

    дружить с теми кто способен удовлетворить их потребность в сопереживании.

    Тяга к группированию со сверстниками, зависит от настроения. Практически

    никогда не претендует на роль лидера, вполне довольствуясь теневым

    положением.

    Невротичный тип.

    У подростков этого типа часто бывает хорошее, даже несколько излишне

    приподнятое настроение, которое нередко омрачается вспышками раздражения и

    гнева. Им присущи такие черты характера, как тревожность, социальная

    беспомощность, негативизм. Подростки этого типа нетерпимы к проигрышу,

    вторым ролям и тому подобное, раздражаются, когда долго остаются в тени.

    Они в постоянном стремлении к самостоятельности и независимости. Плохо

    переносят строгую дисциплину и строго регламентированный режим. Отсутствие

    навыков самоанализа и теплого дружеского общения, склонность к конфликтам

    порождают острое чувство одиночества.

    Неустойчивый тип.

    Это лживые, дерзкие, недисциплинированные подростки с низкой

    требовательностью к себе и неспособностью к адекватной самооценки. Они, как

    правило, отличаются эгоистической направленностью, не ориентированы на

    социальные нормы. В общении с друзьями мало внимательны к их запросам,

    интересам, в группе конфликтны. У такого типа даже положительные качества

    часто трансформируются в отрицательные. Главная их черта – крайняя

    изменчивость в настроении, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто

    от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов.

    Такие подростки часто инициируют асоциальное поведение сверстников при

    этом сами готовы совершить подлость, правонарушение, активно

    противодействуют в воспитательному на них воздействию. Для них характерна

    нестабильность, резкая перемена привычных взаимоотношений с окружающими,

    конфликтность в сфере досугового общения.

    3. ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ.

    3.1 Понятие «Досуг».

    Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества,

    ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством,

    техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал

    он это рационально, продуктивно и творчески.

    Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого

    определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет

    самые разнообразные определения и толкования.

    Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т.

    Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внешкольной и внеклассной работой (Б. Э.

    Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник и д. р.), и даже с внеучебным

    временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.). Но можно ли

    отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть

    у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова

    «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума.

    Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.

    Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского

    языка (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во

    французский пришло (LOISIR), что означает «быть разрешенным», а в

    английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным»

    (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются

    родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции

    слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления

    необходимости». Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова

    SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и

    образованием.

    Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в

    современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг»

    включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования,

    общественная работа на добровольных началах.

    Определение досуга распадается на четыре основных группы.

    - Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и

    интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно

    рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-

    либо

    - Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не

    связанная с работой. Это определение досуга включает ценности

    самореализации.

    - Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть

    использовано различным образом, причем оно может быть использовано для

    деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг

    рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является

    его обязанностью.

    - Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между

    «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих

    человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к

    времени.

    Макс Каплан считает, что досуг- это гораздо больше, чем просто

    свободное время или перечень видов деятельности, направленных на

    восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры,

    имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи,

    политики.

    Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками

    и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга

    ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже

    личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг

    в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка,

    в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе,

    сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность,

    честность и д. р.

    Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором

    физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают

    эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких

    беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в

    предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных

    детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь

    ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

    Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый

    (асоциальный, личностно значимый) досуг.

    Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой

    личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности,

    создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха,

    самоактуализации, развлечения.

    Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над

    обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг

    ,обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное

    времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

    3.1. Характеристики досуга.

    Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков

    и юношества:

    - досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и

    социальный аспекты;

    - досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени

    активности;

    - досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую

    деятельность;

    - досуг формирует и развивает личность;

    - досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию

    личности через свободно выбранные действия;

    - досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

    - досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению

    полезных для жизни умений и навыков;

    - досуг стимулирует творческую инициативу детей;

    - досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

    - досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

    - досуг детерминирован внутренне и внешне;

    - досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства

    взрослых»;

    - досуг способствует объективной самооценке детей;

    - досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

    - досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и

    персональное удовольствие;

    - досуг способствует самовоспитанию личности;

    - досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы

    поведения в обществе;

    - досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;

    - природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг

    (как часть внеучебного времени);

    - детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

    - детский досуг широк в своем понимании.

    Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского

    досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой)

    детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени

    активности пространственно-временной среде, детерминированный

    внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов

    поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

    3.3. Функции, задачи и особенности досуга.

    Характерологические особенности детского досуга являются

    основополагающими для определения его функций.

    Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация

    генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных

    в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают

    в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая

    деятельность. Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так

    необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я». Досуг для подростков

    – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и

    школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные

    потребности в свободе и независимости, активной деятельности и

    самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна

    самореализационная функция.

    Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.