Социализация подростков в сфере досуга
Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно
как и любое растение или животное является частью космоса. Человек
подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.
2. Психологический уровень.
В процессе социализации выделяется две стороны личности – как
субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается
деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя
(самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким
образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как
результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого
человека, а второй – логикой развертывания внешних, по отношению к нему,
проблемных ситуаций.
3. Социально-педагогический уровень.
Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и
отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль
социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.
Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности,
влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как
объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также
общественных институтов на личность.
Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно-
временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни
человека.
Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом
социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе
социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с
другими людьми, общностями, системами.
1.5. Стадии и формы социализации.
Стадии социализации можно выделить, проанализировав возрастную
периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные
потребности, нужды, ощущения, особенности и т. д., то можно выделить шесть
стадий социализации.
1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального
развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной
чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.
2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления
себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек, до мамы,
папы, животных, растительного мира. Это период становления и
функционирования так называемого «сенсомоторного, доречевого,
практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность
ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на
него.
3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно
предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения
целенаправленной совместной деятельности детей в процессе которой
приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт
подчинения.
4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка
расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно
распространить во все поры своего существования. Это период
конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к
себе и, как результат, требования к самому себе.
5. Конвентивная стадия (11-15 лет). Характеризуется
«взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих
конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к
друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система
социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую
ценность представляет мнение товарищей. Потребность в
самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя
признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться
своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые
расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное
значение для подростков имеет его положение в семье, которое при
благоприятном морально-психологическом климате может активно на него
воздействовать.
6. Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом в
самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость
самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане.
Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих
самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов,
оценок, ценностных ориентаций и установок.
На каждой стадии воздействие на индивида осуществляется
определенным образом, направленно или спонтанно. Но чаще всего эти две
формы воздействия дополняют друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.
Выделяют две формы социализации подрастающего поколения:
направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).
Направленная форма социализации – это специально разработанная
определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы
сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.
Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это
автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с
постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.
Резюмируя вышесказанное можно отметить, что любой социальный институт,
будь то школа, семья или любительское объединение могут воздействовать на
ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы
деятельности того или иного социального института.
2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ (11-15 ЛЕТ).
2.1 Психолого-физиологическая характеристика подростков.
Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными
социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в
обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром
взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое
психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.
1. Характерной чертой самосознания является проявление у подростка
способности и потребности познать самого себя как личность, с ее
специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к
самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те
новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа
жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные
требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение
которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько
многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером,
умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков, все
это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого
себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются
ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы
поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного
возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека,
сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и
к самому себе.
2. На определенном этапе развития прежнее место, занимаемое ребенком в
системе окружающих его человеческих отношений, осознается им как не
соответствующее его возможностям, и он стремится изменить его. Возникает
открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже
определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность
перестраивается.
3. В подростковом возрасте происходит известный «скачок» в
психофизиологическом развитии индивида. Главная железа внутренней секреции
– гипофиз, наряду с гонадотрипинами, начинает в большом количестве
секретировать гормон роста – самототропин. В этот период резко ускоряется
рост конечностей в длину. В результате на смену специфически детскому
телосложению с пропорциональным развитием туловища и конечностей приходит
подростковый, голенастый тип, для которого характерна длиннорукость и
длинноногость. Мальчики-подростки, даже с избыточным жироотложением,
худеют. Регулярные физические нагрузки и закаливание в этот период могут
предотвратить избыточное жироотложение у подростков, предрасположенных к
ожирению.
Появление первых признаков пубертата (у мальчиков в 12-13 лет, у
девочек в 10-12 лет) влечет за собой ограничение в кровоснабжении, что
отражается не только на работе мышц, но и других органов, включая головной
мозг. Так, подростки этого возраста отличаются снижением двигательной
активности и общей выносливости, их интеллектуальная активность временно
снижается.
В дальнейшем, на третьей стадии пубертатного развития (13-15 лет у
мальчиков и 12-14 лет у девочек) объемная скорость кровотока увеличивается
и соответственно отмечается некоторое увеличение физических и
интеллектуальных возможностей.
При этом заметно повышается кожная температура, особенно конечностей.
Одновременно с этим за счет расширения кожных сосудов снижаются возможности
физической терморегуляции, что приводит к учащению простудных заболеваний.
В 15-16 летнем возрасте у мальчиков-подростков происходят существенные
изменения в строении гортани: развивается система гортанных хрящей и
голосовых связок. У мальчиков эта перестройка выражена гораздо сильнее, чем
у девочек, так как важнейшим регулятором ростовых процессов в гортани
является мужской гормон – тестостерон. Результат этих морфологических
изменений заметен по мутации голоса у мальчиков-подростков: появляются
низкие обертоны и постепенно вытесняются высокие детские.
Свойственные подростку, на данном этапе адаптации, категоричность
суждений, стремление во что бы то ни стало казаться взрослым, бравируя при
этом своей мнимой самостоятельностью, лишь подчеркивает маргинальную
природу подросткового этапа социализации. Резкие изменения, происходящие в
этот период в организме и психике подростка, делают его раздражительным и
легко ранимым. Он пытается сформировать собственную систему взглядов на
мир, однако многое в ней еще не продумано до конца, основана лишь на
случайных наблюдениях, и подросток довольно легко меняет свои взгляды либо
под влиянием новых впечатлений, либо в ходе дальнейшего более глубокого
осмысления.
Подростков в это время характеризует импульсивность, эмоциональность,
чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм,
мечтательность. Все эти качества делают подростков социально подвижной
частью общества, однако и противоречивой. С одной стороны, несостоявшиеся
социальные позиции, неусвоенные социальные роли, а с другой – стремление
брать на себя самостоятельной решение вопросов. Этот возрастной этап часто
называют «кризисным». Кризис подросткового возраста обусловлен
намечающимся разрывом между развитием внутреннего мира ребенка и теми
отношениями с внешним миром, которые сформировались в предшествующей фазе.
4. В этом возрасте у подростков нередко падает успеваемость.
Наблюдаются конфликты с окружающими, в том числе со старшими,
сопровождаемые болезненными и мучительными переживаниями.
5. Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными
перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь
закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая
направленность в формировании нравственных представлений и социальных
установок. Свертываются и отмирают прежние интересы подростка, но
интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов –
возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными
содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он
активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка
ценностей.
6. Важнейшим средством художественного познания подростка становится
его художественная деятельность, которая выступает и как усвоение, и как
создание художественных ценностей. Это активный процесс, требующий
творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой
деятельности и приобретаются, и проявляются.
Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать
прекрасное – все это обеспечивает художественную деятельность, наиболее
актуальным периодом, для которой является подростковый возраст. Ибо в
подростковом возрасте художественная деятельность ребенка носит
ограниченный характер и почти невосполнима в зрелом возрасте.
Подросток стремится к активному действию в области искусства, его уже
не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Развитие
творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие
личности. Привыкая приводить в движение все умения и умственные силы в
процессе занятия искусством, подросток впоследствии распространяет эту
способность и на другие виды деятельности.
7. В подростковом возрасте значительно расширяется объем деятельности
ребенка, качественно изменяется ее характер. Существенные сдвиги происходят
в интеллектуальной деятельности детей. Возрастает желание заниматься
сложными, требующими творческого напряжения видами деятельности, такими как
оценка художественных произведений, дискутирование по поводу прочитанной
книги и д. р.
К подростковому возрасту человек обладает достаточно зрелым мышлением,
способностью анализировать те или иные явления действительности,
способностью понимать их сложную противоречивость. Подростки стремятся
понять логику явлений, отказываются чего-либо принимать на веру, требуют
систему доказательств. Основной особенностью интеллектуальной деятельности
10-16 летнего подростка является нарастающая с каждым годом способность к
абстрактному мышлению. При активизации абстрактного мышления подростков
наглядные компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются
и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре
мышления. Важной особенностью этого возраста является формирование
активного, самостоятельного, творческого мышления детей.
Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и
устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается
преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим
становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому,
воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный
характер. Они более трезво оценивают свои возможности.
У подростков значительно увеличивается объем памяти, причем за счет не
только лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления.
Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер
организованных, регулируемых и управляемых процессов.
В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и,
следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к
началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы,
возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более
самостоятельную позицию.
2.2 Сензитивные периоды актуализации сущностных сил подростков.
С вступлением ребенка в новую возрастную фазу – подростковую –
существенно изменяется его социальное положение в школе, семье, на улице.
Им изучаются новые дисциплины, в семье на него возлагают более сложные и
ответственные обязанности, он уже не играет в «эти детские игры с
малышами», а стремится прибиться к юношеской «тусовке». То есть, он уже не
ребенок, но еще и не взрослый. В этой связи возникает благоприятная
атмосфера для воздействия на его социально-возрастное самоопределение.
К подростковому возрасту у ребенка накапливается довольно большой
объем самой разнообразной информации. С вступления в новую возрастную фазу
он научается выстраивать логические схемы, улавливать причинно-
следственные связи. На этой основе количество полученного знания переходит
в новое качество, а в купе с расширяющимся жизненным опытом у него
возникает более высокий уровень самосознания, он обращает свой взор на
внутренний мир и духовный облик других людей и на этой основе выстраивает
устойчивый нравственный идеал. Таким образом, подростковый возраст
сензитивен для формирования идеала.
Для подростков огромное значение имеет мнение, оценка сверстников и в
то же время в подростковой среде существует своеобразный поведенческий
устав, приоритет в котором принадлежит проявлению воли. Именно в этой связи
подростковый возраст сензитивен для формирования сильной воли, в частности
таких черт как целеустремленность, самостоятельность, выносливость,
решительность, смелость, инициативность, выдержка, мужественность и другое.
Заметим, что все эти черты так или иначе разовьются, а если не эти, то
альтернативные и направлены будут если не на созидание, то на разрушение,
поэтому обществу важно не упустить шанс «воспитать гражданина».
Нравственно этический стержень личности также имеет пик своего
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|