Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы
успеваемость, видны ощутимые положительные результаты воспитательной
работы.
Из опыта Буденовской школы напрашивается вывод, что работа социальных
педагогов в школе просто необходима, большой педагогический эффект исходит
от работ социальных служб, организованных в школе. Хотелось бы, конечно,
чтобы многие школы последовали опыту Буденовской школы, исходя, из своих
собственных особенностей построили систему социально-педагогической работы.
По данным исследований семей в начальном звене средней школы п. 13
г.Нерюнгри*, прослеживается зависимость между обстановкой в семье и
успеваемостью. Количество относительно благополучных семей совпадает с
количеством успевающих детей на "4" и "5". Количество
-----------
* см. приложение п. 2,
учащихся по пониженным оценкам по поведению совпадает с количест
вом педагогически несостоятельных семей, что является причиной сни
жения активности преподавателей в учебно-воспитательном процессе.
Также, по данным учителей была прослежена зависимость успеваемости
мальчиков и девочек в различных типах семей.**
В школе выявился достаточно известный факт лучшей успеваемости девочек, не
в последнюю очередь, обусловлен, как унификацией требований к ученицам и
ученикам. Из-за преимущественно женским составом учителей, которые лучше
могут оценить и поощрить успехи девочек.
Каждому социальному-педагогу необходимо в начале планируемой работы
сделать анализ семейного воспитания (А С В), что поделалось в школе п. 13.
Каждому родителю был выдан бланк ответов, в котором он должен выделить
тот номер высказывания, с которым согласен.***
Анализ ответов проходил по следующим аспектам:
- Уровень протекции в процессе воспитания ( шкала П+; П-)
Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию
ребенка.
Среди родителей младших школьников наблюдалась гиперпротекция ( шкала П-) -
случай крайне пониженного уровня протекции. Ребенок при
этом оказывается на периферии внимания родителей. За него берутся лишь
тогда, когда случается что-то серьезное.
- Степень удовлетворения потребностей ребенка ( шкала У+; У-)
-----------
**см. приложение п. 5, *** см. приложение п. 3
В ответах родителей младших школьников преобладала шкала ( У-) -
игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное стре-мление
родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом
духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с
родителями, в их любви.
- Количество требований к ребенку в семье ( шкала Т+;Т-).
Анализируя ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в ответах
преобладала чрезмерность требований (шкала Т+). Это означает повышенную
моральную ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики,
непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых
семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок, преобладали
ответы со шкалой (Т-) - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок
имеет минимальное количество обязанностей в семье.
- Количеством требований, запретов, т.е указание на то, что ребенку
делать нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка.
У родителей молодых в ответах преобладала шкала(З+) - в этом случае ребенку
"все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие реакции
эмансипатии. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала (З-) -
недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже
если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их.
Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные
причины отклонения в семейном воспитании:
Причина нарушения, которая по ответам родителей находится на первом
месте - это расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).
Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких-
либо причин, супружеские отношения между родителями оказываются
нарушенными: супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не
удовлетворяют родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы
ребенок, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком.
Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю любовь".
На втором месте находится следующая причина -воспитательная
неуверенность родителей. ( шкала ВН ). В этом случае из-за каких-то
психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти
в семье между ребенком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка,
уступает ему во всех вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у
родителя "слабое место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления
своих детей и находят довольно много поводов уступить им.
На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесение
конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). При этом разница
во мнениях родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один
настаивает на весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребенка.
При этом легко обнаруживается, что каждого интересует, кто прав в
воспитательных спорах, а не то, как воспитывать ребенка.
Для того чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспитании,
данный анализ семейного воспитания необходимо подкрепить методикой
родительского отношения. Она позволяет выявить особенность родительского
отношения к ребенку. Особенностей восприятия и пони-
мания характера и личности ребенка, его поступков. Для этого родителям был
предложен "бланк ответов", который содержит утверждения о родительском
отношении. Родителю необходимо выделить тот номер ответа, с утверждением
которого он согласен.
Методика анализа родительского отношения состоит из 5 аспектов:
1. Принятие - отвержение
Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, родитель
стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких
родителей относится 15 % от числа отвечающих. Полюс отвержения: родитель
воспринимает ребенка неприспособленным, неудачным ( 10 % от числа
опрошенных ).
2. Кооперация.
Это означает, что родитель знает все о делах ребенка, заинтересован в
них, старается быть с ним на равных (10 % от числа опрошенных ).
3.Симбиоз.
Означает дистанцию в общении с ребенком. Постоянно ощущает тревогу за
ребенка, стремится оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным
(40 % от числа опрошенных).
4.Авторитарная гиперсоциализация.
Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, старается
навязать свою волю ( 30 % от числа опрошенных ).
Согласно данным исследованиям главная причина в нарушении воспитания в
семье то, что родители младших школьников бросаются в две крайности:
--------------
*. см. приложение п. 4.
Одни родители воспитывают ребенка по авторитарному стилю, их внимание
сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках,
таких родителей мало заботит добр ли их ребенок, способен ли он помогать и
т.д.
Другие родители предоставляют ребенка самому себе, не желая приложить
никаких усилий по воспитанию и обучению ребенка. Это, конечно же,
происходит в педагогически несостоятельных семьях. Но, исследуя только
родителей, социальному педагогу не удается создать оптимальное
взаимодействие семьи и школы, необходимо также вести углубленное изучение
работы учителей и детей, стараться определить взаимосвязывающие главные
"нити" между учителем->ребенком->родителем.
Для разрешения этой задачи необходимо выявить прежде всего самочувствие
профессиальное и социальное учителей.
Профессиональная деятельность учителей протекает в сложных и противоречивых
условиях, конкретно это означает, что существуют проблемы:
- Трудности, связанные с адаптацией учительства к нынешним социально-
экономическим условиям, а также неготовность значительной части учителей к
такой адаптации.
- Отсутствие совпадения между профессионализмом понимаемым в
традиционном ключе (как триада: знания-> умения-> навыки) и новым
содержанием образования с новыми стандартами качества знаний.
- Разрыв между состоянием материального обеспечения учителей и
возможностями свободной, творческой педагогической деятельности
- Система социальной поддержки педагогических работников на
государственном или региональном уровне не отвечает требованиям к
соблюдению и защите учительских интересов.
Социальному педагогу необходимо проводить работу по определению одинаковых
требований со стороны родителей и со стороны учителей, так как в процессе
воспитания и обучения очень важно единство требований. Выравнивание
требований школы и семьи можно с помощью лекций, бесед, индивидуальных
консультаций, круглых столов общения между учителями и родителями.
Очень тревожны сравнительные данные о спросе и предложении
дополнительных педагогических услуг.* Предложений от учителей по различным
педагогическим услугам очень мало, а спрос на эти услуги среди детей
намного выше, чем предложения учителей, а еще выше спрос родителей по
сравнению с учителями. Это можно объяснить растерянностью учителей в
современной обстановке;** загруженностью учебными часами, поэтому учителям
и неизвестно то, что наши дети стали больше интересоваться музыкой,
танцами, языками, работе на компьютере и т. д. Этот аспект не должен
упустить из поля зрения социальный педагог, для решения этой проблемы
необходимо доносить до учителей данные о интересах учащихся, организовывать
пресс-центры деловых игр между учителями и детьми.
В результате проделанной работы мы попытались пометить пример
ный план работы социального педагога школы п. 13, с учетом индивиду
альных особенностей в работе школы.
-------------
*см.приложение № 8, **см.приложение № 9
План работы социального педагога в начальном
звене на первое полугодие.
I. Учебно-методическая работа.
1. Изучение литературы по социальной педагогике.
2. Знакомство с периодической печатью.
3. Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов.
4. Продолжить изучение методик исследования личности семьи,
учителей и детей.
II.Работа с семьей.
1. Провести диагностику семейного воспитания с родителями младших
школьников.
2. Дифференциация семей по типам.
3. Организовать взаимодействие социальных служб для
разрешения возникающих конфликтов.
4. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совместных
вечеров.
5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций.
6. Организовать соц-психологический тренинг общения между учителями
младших школьников по обмену опытом в работе с родителями.
7. Проводить консультации для родителей по определенному графику.
III.Работа с детьми.
1. Изучить занятость детей во внеурочное время.
2. Продолжить изучение личности детей, работу проводить
согласованно со школьным психологом.
3. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с
учителями.
4. Уделять особое внимание детям находящимся под опекой.
5. Вести индивидуальную работу с "трудными детьми".
IV. Взаимосвязь социальной службы школы с институтами воспитания.
1. Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных
органов.
2. Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на
индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.
Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отрицательных
привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид работы особенно
необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит
преодолеть трудный период, связанный с переходом в среднее звено
общеобразовательной школы.
Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе телефон
доверия и для детей и для родителей.
Глава № 3.
3.1 Основы юридических отношений между родителями и детьми.
В семейном праве важное место занимает регламентация отношений между
родителями и детьми.
Общественные и правовые отношения, возникают между родителями и детьми
(например: усыновление, попечительство, опекунство над несо-вершеннолетними
детьми), включают в себя широкий круг общественных отношений. Семья создает
определенную обстановку для воспитания, выступает посредником при передаче
ребенку социального опыта. В вос-питании детей, помимо семьи, принимает
участие много других людей. Поэтому необходимо, чтобы процесс воспитания
протекал согласованно, во взаимном соответствии. Законодательство выдвигает
основные принципы, которые относятся как к воспитанию в семье, так и к
нынешнему воспитательному влиянию.
В настоящее время взаимные отношения между родителями и детьми
определенные семейным правом, можно кратко сформулировать:
1. Из правовых отношений между родителями и ребенком исключены элементы
доминирования. Закон не говорит о так называемой родительской власти.
Содержанием правовых отношений являются взаимные (прежде всего с
позиции защиты интересов ребенка) права и обязанности.
2. Исключена какая бы то ни была дискриминация со стороны родителей, так и
со стороны детей. Последовательно осуществляется
принцип взаимного равноправного положения родителей и всех их детей.
3. Ребенок имеет законное право на воспитание и всестороннее развитие.
4. Обязанности по воспитанию и всестороннему развитию детей возлагаются
на родителей, так и на соответствующие общественные и государственные
организации.
Правовые нормы прежде всего выдвигают требования предупреждать
нарушения в воспитании детей, преследуют профилактическую деятельность.
Далее, закон принимает во внимание средства, которые используются при
нарушении родительских прав и обязанностей.
Если ребенок лишен внимания и заботы в родной семье, то он имеет
законное право на воспитание вне собственной семьи. Соответствующие
государственные органы обязаны заботиться о детях, попавших в тяжелую
семейную обстановку или потерявших родителей.
Права и обязанности родителей по отношению к детям возникают с момента
рождения. Свои права и обязанности родители должны выполнять в результате
взаимной договоренности. Если они не могут договориться по основным
вопросам, то они могут обратиться в суд. В большинстве случаев права и
обязанности родителей прекращаются, как только ребенок достигает
совершеннолетия.
Правами и обязанностями родителей и детей в полной мере владеют
приемные дети и усыновители.
Родители могут сопротивляться противозаконному вмешательству в данное
им право по воспитанию детей.
За воспитание своих детей родители несут ответственность перед
обществом. Они не могут переложить свои обязанности на воспитателей
и учителей. Родители имеют право активно сотрудничать со всеми участниками
воспитательного процесса, не возлагая на них своих родительских
обязанностей.
Злоупотребление и пренебрежение родительскими правами и обязанностями -
это серьезное антиобщественное направление, которое может расцениваться как
нарушение общественных отношений. Закон предусматривает различные виды,
наказания за поведения родителей, игнорирующих свои права и обязанности по
воспитанию родных и приемных детей.
Сегодня все больше создается семей, в которых только один из супругов
является родным, который живет в этой семье. Закон возлагает на неродного
супруга обязанность помогать в воспитании своему мужу (жене), хотя он не
обладает родительскими правами по отношению к этому ребенку.
В процессе воспитания родители обязаны следить за тем, чтобы их ребенок
не совершал таких юридических действий. При нарушении этого условия закон
требует, чтобы за действия несовершеннолетнего отвечали родители.
В практике часто приходится сталкиваться с очень важной проблемой,
связанной с осуществлением контакта между ребенком и ушедшим из семьи
родителем. Закон дает возможность судебным органам определять время для
встречи того родителя с ребенком. Если родитель лишается родительских прав,
то он лишается и права контакта с ребенком. Дети имеют право пользоваться
материальными и культурными благами семьи, по возможности помогать
родителям своим трудом.
Воспитательные меры государственных органов.
Государственные органы обязаны принять соответствующие меры в любом случае
нарушения воспитательного процесса. Национальным комитетам в области
воспитания детей доверены важные и широкие задачи разнообразного характера.
Национальный комитет может принять, например, такие конкретные меры:
1. Делать официальные замечания несовершеннолетнему ребенку и его
родителям.
2. Установить надзор над ребенком, совместно с работниками школы,
общественными организациями, наблюдать за учебой и поведением.
3. Предотвращать вредное влияние на воспитание несовершеннолетнего
ребенка. Запрещать ему посещение ряда заведений, которые не подходят по
возрасту.
Воспитательные меры судов: В первую очередь, суд может ограничить
родительские права по объективным причинам -длительное пребывание родителей
в больнице и т.д. Есть причины субъективного характера - родители не
выполняют родительские права. Однако никогда не перестает существовать
обязанность родителей по содержанию ребенка.
Решение о лишении родительских прав суд может принять и по отношению к
усыновленному ребенку.
Виды семейной опеки. Семейная опека - это особые семейно-правовые
отношения, которые дают возможность заменить ребенку его кровных родителей,
обеспечить ему новую семью.
Общей чертой для всех видов семейной опеки является то, что
государственные органы обеспечивают заботу о воспитании несовершенно
летнего гражданина, о котором по различным причинам не заботятся родители.
Различия между отдельными формами семейной опеки заключается в объеме
взаимных прав и обязанностей, способе общественного контроля над
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|