МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

    Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка

    собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен

    подавлять личность ребенка. Перед взрослым стоит задача - поиск

    развивающего контроля.

    Американские психологи и социальные педагоги предлагают родителям

    заменить директивный контроль, который используют авторитарные родители,

    использовать инструктивный контроль: "Может сделать так, как я предложу".

    Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у

    детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

    По результатам научных исследований, в семьях младших школьников

    преобладает дисциплинарно-ориентированное воспитание, как вариант

    авторитарного.

    Если спросить дисциплинарно-ориентированных родителей за что они

    порицают и наказывают своих детей, окажется, что внимание родителей

    сосредоточено на соблюдении детьми порядка и на их школьных отметках.

    Дисциплинарно-ориентированных родителей мало заботит, добр ли их ребенок,

    способен ли он помогать или отказаться от собственного удовольствия ради

    другого человека.

    Дисциплинарно-ориентированные родители не всегда холодны или

    безразличны к своему ребенку. Как правило, они не умеют проявлять свою

    теплоту к ребенку, либо непоследовательны в выражении своих чувств: то

    ласкают детей, то кричат на них.

    Такое воспитание особенно ярко сказывается в том, как родители младших

    школьников делают с ними уроки. Учителя знают: современная система

    начального образования такова, что в обучение ребенка включается семья,

    одни родители проверяют уроки детей, другие делают их вместе с ними.

    Приготовление и проверка уроков - главный источник конфликтов родителей с

    младшими школьниками.

    Дисциплинарно-ориентированные родители становятся в позицию учи-теля,

    причем, к сожалению, плохого учителя они принимают холодный тон, всеми

    силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действия. Дети

    отвечают на нажим родителей разнообразными уровнями: плачем, неожиданной

    "тупостью"; беспомощностью и т.д.

    Вопрос о контроле и представляемой свободе, их роли в развитии ребенка

    - проблема не только семейного, но и общественного воспитания.

    Ни для кого не секрет: чем строже взрослый мир предписывает детскому

    миру законы послушания, тем с большей дерзостью детский мир отвечает

    неповиновением. Может быть, когда дети будут чувствовать себя хоть в какой-

    то мере хозяевами, взрослым станет понятно, какую степень свободы они могут

    дать детям.

    Воспитывающие детей взрослые нередко стоят перед проблемой принуждения.

    В семьях, где принят авторитарный стиль воспитания, это весьма

    распространено.

    Принуждение - это следствие уже сложившихся взаимоотношений взрослых и

    детей.

    Если ребенок не слышит обращенные к нему слова взрослого, если никакие

    просьбы и угрозы не действуют, то для старших это должно быть знаком того,

    что они не пользуются авторитетом.

    Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства, сочетаясь с

    авторитетом знания, перерастает в авторитет ответственности. В глазах

    ребенка родители авторитетны потому, что они ответственны за него перед

    собой и обществом.

    Психология семейного воспитания выдвинула представление об оптимальной

    родительской позиции. Позиция родителей в воспитании оптимальна, если они

    принимают ребенка таким, каким он есть, тепло относятся к нему, объективно

    оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны

    изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями

    обстоятельств жизни ребенка.

    Если родители не принимают ребенка это у него вызывает чувство:

    неполноценности, которое польский психолог К.Обуховский назвал "Комплексом

    Золушки". У каждого ребенка с "Комплексом Золушки" есть "Комплекс Феи" -

    ожидание, что кто-то спасет его, поймет и полюбит.

    Неуверенность в себе проявляется не только в робости, застенчивости.

    Нередко сочетается с высокими притязаниями, она выглядит как

    самонадеянность. Поведение таких детей в психологии называют аффективным*,

    они болезненно воспринимают плохие и несправедливые от-

    метки, с их точки зрения, любой ценой они стремятся привлечь внимание

    товарищей по классу, добиться похвалы учителя.

    Аффективное поведение детей вызвано недостаточным принятием детей

    родителями. Родители аффективных детей обычно очень строги, требовательны,

    ориентированы на достижения детей, редко бывают удовлетворены их успехами и

    сами отличаются честолюбием и высокими притязаниями.

    Как правило, родители, особенно школьников, редко задумываются о том,

    как относятся к ним дети. Может ли принимать ребенок холодных родителей,

    всегда готовых к наказанию, или безразличных, занятых собой, или постоянно

    опекающих ребенка в ущерб его самолюбию?

    Результаты исследований говорят о том, что младшие школьники принимают

    любых родителей. Детям этого возраста свойственна "раз-литая

    доброжелательность": они настроены на хорошие отношения к другим, особенно

    близким людям, и они сами ожидают от них такого же отношения.

    Нередко в семьях младших школьников провинившемуся ребенку долго и с

    раздражением выговаривают за проступок, оценивая и поступок и самого

    ребенка. В потоке назидательных оценок родители подчас утрачивают чувство

    меры и чувство собственного достоинства, а значит, и авторитет.

    Неудивительно, что родители обращаясь за помощью к психологам, к

    социальным педагогам, жалуются, что "детей ничем не проймешь", они не

    боятся никаких наказаний. Желая объяснить ребенку

    ----------

    * См:Славина Л.С. Дети с аффективным поведением.-М.,1968г.

    изд-во АПП РСФСР,С-26.

    смысл его поступка, родители превращают объяснения в назидания, а разговор

    в наказание.

    Некоторые родители считают возможным прибегать к физическим наказаниям,

    ссылаясь на свой собственный опыт (“нас били, и ничего, хорошими выросли”).

    По мнению венгерских педагогов И.Раншбурга и П.Поппера физическое

    наказание действенно только по отношению к наказывающему лицу: ребенок

    начинает бояться именно его, старается вести себя прилично только в

    присутствии этого лица, не соблюдая требования приличий в отношении других

    людей*.

    Наказывая ребенка, взрослому следует помнить, что с ребенком надо

    обращаться как с равным, даже если он совершил проступок, требующий

    наказания; ребенок имеет право на собственную точку зрения, пусть он не

    прав; в общении с ним нужно пытаться смотреть на себя его глазами, даже

    если считаешь себя абсолютно правым; обсуждая с ребенком его проступок, не

    надо переносить оценку его проступка на всю его личность.

    Только рядом со взрослым, признающим в ребенке "внутреннего человека",

    уникальность его личности, ребенок может прожить детство во всей его

    полноте.

    УРОВНИ ВЫПОЛНЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ.

    Изучение педагогического опыта позволило выявить недостатки

    педагогического руководства семейным воспитанием, основными из которых

    являются:

    ----------

    / Раншбург И.,Поппер П. Секреты личности.- М.,1983 г. изд-во АПН РСФСР,

    С-50.

    - Недостаточное внимание со стороны администрации школ к вопро

    сам педагогического руководства;

    - Слабая теоретическая и практическая подготовленность некоторой части

    учителей к педагогическому руководству воспитанием школьников в семье;

    - Недостаточная эффективность педагогической подготовки родителей к

    воспитанию детей в семье;

    - Слабая согласованность форм работы с родителями (индивидуаль-ные,

    групповые, коллективные формы работы часто не взаимосвязаны между собой, не

    дополняют друг друга, разрознены.);

    -Недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

    Известно, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент

    человеческой личности.

    Поэтому целесообразен поиск эффективных путей педагогического

    руководства воспитанием младших школьников в семье. Один из них сводится к

    глубокому всестороннему изучению семьи, ее воспитательных условий.

    Для изучения семьи в целом, уровня ее социально-педагогической ценности

    выделены общие критерии эффективности воспитания школьников в семье:

    - Понимание родителями целей и задач семейного воспитания.

    - Осознание родителями социальной ответственности.

    - Положительное отношение родителей к педагогическому руководству со

    стороны школы.

    - Систематическое повышение уровня педагогических знаний родите лей,

    умение применять их в практике семейного воспитания.

    - Единство и согласованность школы и семьи в воспитании детей.

    На основе этих критериев определены уровни выполнения родителями

    воспитательной функции семьи.

    ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают требования к воспитанию детей, цели и

    задачи семейного воспитания положительно воспринимают педагогическую помощь

    школы, работают над повышением уровня педагогических знаний, согласуют свои

    требования к ребенку с требованием школы (46,5% исследуемых семей).

    ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают цели и задачи воспитания, стремятся

    получать педагогические знания, положительно реагируют на руководство

    школой воспитанием детей в семье. Однако не всегда правильно применяют

    педагогические знания в практике семейного воспитания, не всегда согласуют

    свои воздействия с требованиями школы, не систематически контролируют учебу

    (48% исследуемых родителей).

    ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Родители не поддерживают должных контактов со школой,

    нередко безответственно относятся к воспитанию, низкий уровень

    педагогических знаний. В отдельных случаях родители аморально себя ведут,

    что накладывает соответствующий отпечаток на формирование личности ребенка

    (4,5% исследуемых родителей). Такой уровень особенно характерен для

    неблагополучных семей.

    Соответственно уровням выделяются три группы родителей:

    Родители первой группы ответственны за воспитание детей, у них хорошая

    психолого-педагогическая готовность.

    Родители второй группы ответственны за воспитание детей, но в силу

    недостатка педагогических знаний и умений не всегда правильно воздействуют

    на ребенка. Эти родители нуждаются в помощи через лекции, беседы,

    индивидуальные консультации по вопросам воспитания.

    Родители третей группы не справляются с возложенной на них обязанностью

    воспитания детей. Эта категория родителей нуждается в постоянном внимании.

    При этом необходима системная согласованная работа психологов, социальных

    педагогов, учителей по выявлению истинных причин неблагополучия в семье,

    исходя из которых строить педагогическое просвещение родителей этого

    уровня.

    Ведущее место в педагогическом просвещении родителей принадлежит школе.

    94% родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах,

    родительских собраниях, конференциях и т.д. Однако только 51% родителей

    получают знания через различные формы просвещения систематически, 48%

    посещают беседы, родительские собрания от случая к случаю. В их число

    входят родители из неблагополучных семей.

    Опытно-экспериментальная работа показала, что наиболее эффективным в

    педагогическом просвещении родителей выступают дифференцированные беседы

    теоретического и практического направления.

    Социальный педагог должен организовать беседы с родителями за период

    обучения их детей в начальной школе, по следующим темпам:

    1. Здоровая нравственная атмосфера семьи - необходимое условие

    правильного воспитания ребенка.

    2. Значение единых требований в воспитании ребенка.

    3. Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей в

    процессе воспитания.

    4. Воспитание положительных навыков и привычек у детей.

    5. О формах поощрения и наказания.

    6. Приучение ребенка к труду.

    7. Режим дня школьника как необходимое условие правильного воспитания.

    8. Воспитание навыков и привычек культуры поведения.

    9. Единство требований со стороны школы и родителей.

    10. Почему ребенок становится упрямым, капризным, эгоистичным.

    11. Воспитание скромности и выдержки у детей.

    12. Почему ребенок становится трудным?

    13. Приучение ребенка к труду, приучение трудовых навыков и умения.

    14. Воспитание чувств любви и уважения к матери.

    Методика проведения бесед должна строится таким образом, чтобы каждый

    отец и мать серьезно задумались над вопросом воспитания, сами пытались

    отыскать пути индивидуального решения педагогических задач. Опыт убеждает,

    что активизация педагогического мышления родителей в значительной степени

    способствует жизненной ситуации воспитательного характера к примеру, после

    проведенной беседы: "О трудовом воспитании детей в семье" родителям можно

    предложить следующие ситуации:

    Ситуация первая. Перед уходом на работу мать попросила третьеклассницу

    Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она

    огорчилась увидев, что ее задание не выполнено. Дочь и раньше неоднократно

    ослушивалась мать. Какое качество личности

    ребенка проявилось в данной ситуации? Как поступили бы вы, если ваш ребенок

    не выполнил задание.

    Ситуация вторая. Мать поручила второкласснику Сереже вычистить ковер,

    когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мать заметила

    на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку

    ковра сама. Огорченный Сережа ушел из дому и вернулся поздним вечером.

    Проанализируйте данную ситуацию. Правильно ли поступила мать, взявшись

    переделывать работу сына? Как следовало педагогически верно поступить в

    данной ситуации?

    Анализ подобных ситуаций позволяет родителям переосмыслить педагогические

    истины, высказать свою точку зрения, находить верный путь решения того или

    иного вопроса в воспитании ребенка.

    При организации педагогического просвещения необходимо умело сочетать

    теоретический материал с практикой семейного воспитания. Решению этой

    задачи способствуют памятки для родителей.(см. прило-

    жение №10)

    Знание особенностей семьи, выделение на их основе условных групп

    родителей позволит осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход

    в руководстве воспитанием младших школьников в семье.

    Совершенствование педагогического руководства семьей возможно при

    осуществлении систематического дифференцированного и индивидуального

    подхода к родителям с учетом их педагогического лица, воспитательных

    условий семьи. При этом центральное место занимает психолого-педагогическая

    подготовка родителей к воспитанию детей, кото-

    рая может быть успешной при такой методике просвещения, которая бы

    способствовала высокой активизации педагогического мышления родителей при

    оптимальном сочетании педагогических знаний с практикой семейного

    воспитания, гуманном взаимоотношении и взаимодействием.

    РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

    “Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с

    раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством

    родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные

    знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.”

    *

    Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных

    норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам.

    Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по

    своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное

    чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность

    состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в

    семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

    Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны

    знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для

    воспитания ребенка в семье.

    Что же это за условия? Прежде всего та семейная атмосфера, когда

    -----------

    * Крупская Н.К. Пед.соч.М.: изд-во АПН РСФСР,1959,Т.6,С-27.

    каждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за

    воспитание детей.

    Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный

    быт, режим жизни в семье!

    Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в

    наше время культ вещей, приобретательство, организация жизни и деятельности

    детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует

    правильного чередовании труда и отдыха детей, создания условий для трудовой

    деятельности, чтение книг, занятия спортом, играми, полноценного общения с

    родителями и друзьями. Распространенной ошибкой семейного воспитания

    является внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими

    бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию. Между тем, как

    показывает опыт, детей в бытовом, общественно полезном труде необходимо для

    воспитания многих важных черт характера ребенка. Дети одержимы стремлением

    к деятельности, творчеству.

    Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного

    воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей*. Дети

    очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя

    в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его,

    кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь

    создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее

    постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается

    дарования, он увереннее оп-

    -----------

    * Макаренко А.С. Пед.соч.,М: изд-во АПН РСФСР,1957г., т7, с-20.

    ределяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь

    учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга,

    отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку

    друг и брат.

    Еще одним важным условием воспитания детей в семье является авторитет

    родителей.

    Авторитет родителей-то влияние отца и матери на детей основанное на

    уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и

    поступкам. Воспитание детей младшего школьного возраста авторитет родителей

    основывается на уверенности детей в правоте родителей, на стремлении

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.