МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

    выполнением прав и обязанностей того гражданина, которому передан ребенок.

    Среди форм семейной опеки на первом месте стоит усыновление, которое

    занимает исключительное положение среди остальных форм семейной опеки.

    Между родителями и усыновленным ребенком обычно воз-никают такие

    взаимоотношения, какие бывают в семьях с родными детьми.

    Ребенок живет в семейном коллективе, в котором он формирует свои первые

    жизненные навыки, получает основы необходимых знаний. В семье в первую

    очередь формируются такие качества человека, как чуткость, доброта, умение

    любить и переживать радость и горе другого человека. От семейного

    воспитания в детские годы во многом зависит вся будущая жизнь взрослого

    человека.

    3.2 Защита прав ребенка в школе.

    В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию о правах ребенка

    - документ высочайшего правового и педагогического значения. В настоящее

    время права ребенка защищены Законом Российской Федерации об образовании

    (статьи 5, 6, 32, 50, 51 и др.); преподавание права включено в обязательную

    часть базисного, учебного плана, утвержденного Министерством образования

    Российской Федерации.

    Прежде чем перейти к вопросу о защите прав ребенка в школе, необходимо

    составить четкое представление о том, а от чего же его следует

    защищать. Так в статье 15 закона Российской Федерации об образовании

    записано, что применение методов "физического и психического насилия по

    отношению к обучающимся воспитанникам не допускаются".

    Невозможно провести в жизнь эту статью закона , не зная, какие действия

    могут быть квалифицированны как "физическое и психическое насилия", как оно

    проявляется в разных возрастных группах учащихся.

    Чтобы ответить на эти вопросы М.А.Галагузова и .А.Шеланков в течении 5

    лет проводили исследования, экспериментом были охвачены свыше 5 тысяч

    учащихся школ Хабаровска, Екатеринбурга и ряда городов, Свердловской

    области, 150 учителей и родителей. Исследователи посещали уроки, проводили

    доверительные беседы, организовывали дискуссии по проблемам прав человека,

    анализировали творческие работы детей.

    В результате было сделано 2 вывода:

    1. В школах господствует авторитарный стиль общения в системе:

    "администрация - учитель - ученик".

    2. В школах практикуются различные виды насилия над учеником.

    Вооружая ребенка нравственно-педагогическими знаниями и не предоставляя

    ему никаких гарантий защиты, мы создаем условия для формирования у него

    социальной апатии или цинизма.

    Анализ сущности физического или психического насилия применяемого в

    школе по отношению к ученику, позволил выделить несколько его видов.*

    ------------- *см.приложение п. 9

    Самым грубым и жестоким видом является физическое оскорбление.

    Подвергаются ему в наибольшей степени ученики младшего школьного

    возраста: "Во втором классе, - рассказывала пятиклассница Лена К., - меня

    учительница ударила по голове линейкой за то, что я не поняла урок. И у

    меня появился страх к этому предмету." Нравственно эстетическое сознание

    ребенка в начальных классах находится на стадии становления. Ему сложно

    ориентироваться в своих чувствах, ведь этому возрасту свойственно

    уникальное и уязвимое качество души - доверие. И тем не менее, данные

    приведенные в таблице показывают, что пик всех видов насилия приходится

    именно на начальную школу.

    Следующие пять видов из перечисленных видов в таблице, вызывают чувство

    страха и психологического дискомфорта и могут быть отнесены к психическим.

    Под словесным оскорблением понимается такая ситуация, когда взрослый

    намеренно, пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство

    психологического дискомфорта при помощи грубых слов. Такие действия обычно

    вызваны недовольством поведением ученика, его успеваемостью, учитель не

    задумывается над последствием своих слов. Характерная особенность этой

    ситуации - отсутствие свидетелей.

    Словесное оскорбление при свидетелях еще больше усугубляют ситуацию и

    выделяется в отдельный вид насилия - публичное унижение: "Это было в

    третьем классе - пишет Катя К. - Я сидела с мальчиком - непоседой и

    "разобралась" с ним, учительница, поставила меня в угол и стала ругать при

    всем классе. Затем заставила меня извиниться перед ней. Мне было так

    обидно, что я даже заплакала. Так меня унизили перед всем классом".

    Под коллективным осуждением с унижением достоинства мы понимаем

    унижающие достоинство ребенка осуждение его поступка при участии свидетелей

    с целью сформировать определенное общественное мнение и отношение

    окружающих.

    Под шантажом, как видом психического насилия, применяемого в шко-льной

    практике, мы понимаем угрозу нежелательного, противоречащего этическим

    нормам разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его

    поведения.

    В школьной жизни довольно часто практикуется наказание трудом, зачастую

    унижающее личность школьника, посягающее на его индивидуальность и

    здоровье: "Я был наказан трудом по причине, что пришел без “сменки”.

    Учитель заставил меня убирать снег. Дело было зимой и на улице было

    холодно".

    Все сказанное подтверждает острую необходимость создание системы мер,

    которые обеспечили реальную защиту и соблюдение прав ребенка в школе. В

    этой связи исследователями была разработана и апробирована концепция

    социальной службы, предназначенной для организации активного сотрудничества

    школьной администрации, педагогов, учителей, родителей, внешних социальных

    структур с целью оказания реальной, всесторонней и своевременной помощи по

    защите прав личности и предупреждению нарушения этих прав в школе.

    Принципы деятельности социальной службы школы:

    Объективность - принятие во внимание как можно большего числа

    аспектов жизнедеятельности конкретного школьного коллектива и отдельной

    личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей

    личности.

    Коммуникативность - организация широких связей (с администрацией

    школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами и

    т.д) для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива,

    для свободной ориентации во всех его делах, быстрого нахождения средств

    квалифицированной помощи.

    Интеграция - аккумулирование полученной информации в замкнутую

    систему, обеспечивающую ее неразглашение и анонимность респондентов.

    Оперативность - быстрое разрешение назревших или профилактика

    назревающих проблем и конфликтов.

    Автономность - независимость от администрации школы и органов

    управление образованием.

    Репрезентативность - представительство и учет интересов всех

    подразделений школьного коллектива.

    Адаптация - оперативность и быстрое реагирование на изменения во

    внешней среде и внутри коллектива.

    Основные функции социальной службы школы:

    Диагностическая - изучение на основе современных достижений

    социологии и психологии особенностей личности, микро-коллективов, школьного

    коллектива, неформальных объединений молодежи, в которых участвуют

    представители данной школы, а также исследование межличностных отношений и

    процессов;

    Прогностическая - составление на основе наблюдений и исследований

    прогноза развития негативных и позитивных параметров, характеризующих ту

    или иную социальную группу;

    Консультативная - разработка советов и методик, обеспечивающих

    коррекцию поведения учащихся, педагогов, администрации, профилактику или

    стимуляцию того или иного социального процесса, явления;

    Предупредительно-профилактическая - разработка на основании

    собранной информации комплекса мер и мероприятий, предотвращающих развитие

    негативных процессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность,

    учебно-воспитательный процесс в школе, функционирование школьных микро-

    коллективов.

    Представительная - представление интересов и защита социальных прав

    коллектива, группы или отдельных лиц в различных инстанциях, включая суд и

    прокуратуру.

    Структура социальной службы школы:

    1. Общешкольный комитет социальных проблем, включающих подкомитеты: I-

    III кл., V-VI кл.,...XI кл.

    2. Советы групп, классов, параллелей классов.

    3. "Телефон доверия".

    4. Служба ЭВМ.

    Заключение.

    Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную

    социализацию детей благодаря усилий всех ее функций - воспитательной,

    рекреативной ( сюда входит физическая, материальная, моральная,

    психологическая поддержка, организация досуга ), коммукативной ( общение и

    через него - социализация ), регулятивной, фемецитологической ( ощущение

    счастья в семье ).

    На это указывают В.Г.Бочарова и Г.Н.Филонов: "Особой сферой социальной

    педагогики является семья. Огромный диапазон и уникальность средств влияния

    на семью делает ее одним из самых мощных средств социализации, социальной

    поддержки и защиты личности". И далее: "В то же время семья - объект

    многоплановых социальных воздействий со стороны государства и общества. Она

    сама нуждается в разносторонней, поддержке общества и его институтов. В

    социально педагогическом аспекте семья, семейный социум рассматривается как

    приоритетная среда поведения всей социальной политики, ориентированной не

    на подмену функций семьи деятельностью разного рода государственно-

    обществен-ных структур, а на оздоровление отношений в семейном социуме,

    укрепление и развитие потенциала семьи как главного условия развития

    задатков и способностей человека, приобщение его к культуре, развития

    и социальной защиты личности.

    Но сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-эко-

    номические и психологические процессы, сопровождаются рядом негативных

    явлений организационного и бытового характера, оптимально влияющие на

    обучение и воспитание подрастающего поколения. Идет

    снижение качества воспитания и общей успеваемости. В настоящее время роль

    социального педагога становится более значимой, так как численность детей

    "трудного поведения" растет, а эффективность педагогического воздействия на

    таких детей можно достичь только через работу с их семьями.

    В жизни каждой семьи возникают свои объективные и субъективные

    трудности. Особого внимания заслуживают проблемы неполных семей и вопросы

    воспитания детей в них. Решением этих вопросов и проблем не-обходимо

    начинать уже с первого класса общеобразоательной школы.

    Первый этап в работе с неблагополучными семьями заключается в

    выявлении всех типов таких семей ( конфликтные, аморальные, педагогические

    несостоятельные, асоциальные ). Значение специфики каждой благополучной

    семьи помогает социальному педагогу сориентироваться, определить с кем

    именно, в начальном звене школы он должен координировать свои усилия.

    Постепенно необходимо формировать у родителей потребность к разрушению

    имеющихся барьеров недоверия к школе, помогать изменять условия жизни в

    семье.

    Дальнейшее диагностирование взаимоотношений в классе, своевременное

    корректирование учебно-воспитательной деятельности позволяет многим трудным

    учащимся освоить программный материал, улучшить свое поведение,

    взаимоотношения в семье, найти занятия по душе.

    "Инструментом" воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли

    в социализации личности ребенка является социально-педаго-гическая работа,

    организуемая социальными педагогами.

    Социально-педагогическая работа понимается как профессиональная

    деятельность по оказанию помощи семье в целях улучшения или восста-

    новления ее способности к социальному функционированию.

    Пересматривая отношение к ученику, как объекту обучения и воспитания,

    социальный педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях

    и умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен

    организовать социально-педагогическую защиту, которая позволяет найти

    оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся,

    соединить звенья совместной работы учителя и родителя. Но при этом главной

    задачей социального педагога остается помощь семье и учителю в привитии

    учащимся определенных навыков, умений. Для этого необходимо разработать и

    осуществить систему вза-имосвязанных мероприятий по подготовке учителей и

    родителей к работе с детьми младшего школьного возраста.

    Систему таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых

    особенностей учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы на

    современном этапе.

    В результате исследований, которые проводились в общеобразовательной

    школе N 13 г.Нерюнгри, в данной дипломной работе определены некоторые

    особенности учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы,

    проблемы сотрудничества учителя и родителя:

    - Прослеживается зависимость между обстановкой в семье и

    успеваемостью.

    Количество относительно благополучных семей совпадает с количеством детей

    успевающих на 4 и 5.

    - В школе выявился достаточно известный факт унификации требований к

    ученицам и ученикам, из-за преимущественно женским составом учителей.

    - Методика "Анализ семейного воспитания" позволила определить

    преобладающий стиль воспитания детей младшего школьного возраста в семье,

    большинство родителей авторитарного стиля воспитания.

    - С целью оптимального воздействия семьи и школы, необходимо вести

    изучение социального самочувствия учителей. Частичное исследование

    состояние учителей по некоторым аспектам позволило сделать следующие

    выводы:

    1. Неготовность учителей к адаптации в нынешних социальных

    условиях.

    2. Разрыв между материальным обеспечением учителей и возможностями

    свободной деятельности.

    - Выявлена необходимость работы по выравниванию требований семьи и

    школы.

    - Наблюдается снижение предложений от учителей по педагогическим

    услугам, а спрос на эти услуги среди родителей и детей повышается.

    С учетом выявленных особенностей в данной дипломной работе дано

    обоснование деятельности социального педагога в начальном звене

    общеобразовательной школы, направленной на организацию совместной работы

    семьи и школы.

    В течении уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения роли

    семьи как социального института в процессе социализации личности ребенка. В

    современной педагогической литературе осуществляется поиск наиболее

    эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в этом вопросе.

    Все более значительное место отводится целенаправленным мерам как можно

    более раннего влияния на

    семью, оздоровлению внутренних взаимоотношений, устранению кон-

    фликтных ситуаций в ней, решению вопросов социальной защиты как семьи в

    целом, так отдельных ее членов.

    В заключении, результаты и положения нашего исследования позволили

    сделать следующие выводы:

    1. Необходимо тщательное изучение семей ( в первую очередь

    нравственно-психологического климата в них, педагогической просвещенности

    родителей ).

    2. Эффективность "домашнего воспитания" заключается в создании в

    семье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу

    и детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем

    повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с учетом

    национальных, региональных и других особенностей.

    3. Основа решения проблемы качественной социализации личности в

    семье, мы считаем в устранении причин которые приводят к созданию

    конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем

    оказания семье действенной педагогической помощи.

    4. Деятельность социального педагога в начальном звене школы

    оказывает положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы

    путем совершенствования социально-педагогической направленности

    деятельности педагогического коллектива.

    5. Повышение познавательной к социальной активности ребенка младшего

    школьного возраста зависит от организации социальными педагогами

    систематических, совместных мероприятий с родителями и учителями.

    6. Защита прав, здоровья и интересов ребенка - как одно из главных

    направлений в работе социального педагога, которое осуществляется путем

    проведения лекций, бесед, организации встреч с работниками

    правоохранительных органов.

    Проанализировав работу многих социальных педагогов в

    общеобразовательных школах г.Нерюнгри, мы пришли к выводу, что в школах

    очень мало социальных педагогов ( 1-2 на школу ), и они не в состоянии

    плодотворно работать с большим количеством учеников и с их семьями. И

    зачастую, при всей загруженности, социальные педагоги не заостряют свое

    внимание на начальном звене школы, а направляют свои усилия на работу с

    детьми среднего и старшего звена.

    Но наше исследования позволяют утверждать, что деятельность социального

    педагога по организации сотрудничества семьи и школы может привести к

    положительным результатам только тогда, когда она будет начата уже с

    первого класса, и поэтому существует необходимость пересмотра и

    корректировки системы воспитательной работы школы.

    Данное исследование не имеет своей целью дать полную картину

    деятельности социальных педагогов по организации сотрудничества семьи и

    начального звена школы. В задачу входило предложения наиболее эффективного

    направления в этой области. Более конкретного изучения требуют сама

    подготовка кадров социальных педагогов, уточнение сферы их деятельности и

    т.п.

    Например, сам анализ семейного воспитания, более подробного его

    осмысления технологии взаимоотношений, и многое другое также должны стать

    предметом серьезного изучения.

    Список литературы.

    1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и

    доп. - М.: Просвещение, 1985.

    2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.:

    Аргументы и факты, 1993.

    3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.:

    Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.

    4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных

    заведений. - М.: Просвещение, 1986.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.